Функции и типология общественного времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:59, курсовая работа

Описание

Словосочетание "общественное мнение" давно у нас на слуху. Это одно из тех социальных явлений, которые не испытывают сегодня недостатка внимания к себе. Его изучают и анализируют специалисты практически всех областей обществознания, о нем пишут журналисты, за его симпатиями ревниво следят политики, руководители различных рангов. Общественное мнение изучают, формируют, прогнозируют, стремятся учесть в практике социального управления, одним словом, прилагают немало усилий к тому, чтобы завоевать его расположение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4
Глава 1. Сущность и структура общественного мнения………………………7
1.1 Понятие общественного мнения……………………………………….7
1.2 Существенные признаки общественного мнения…………………….8
1.3 Форма общественного мнения………………………………………...10
1.4 Субъект и объект общественного мнения в его структуре …………11
1.5 Стадии формирования общественного мнения………………………14
Глава 2. Функции и типология общественного времени…………………….17
2.1 Функции общественного мнения…………………………………......17
2.2 Типология общественного времени……………………………...…...23
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 50.81 Кб (Скачать документ)

     1.4 Субъект и объект общественного мнения в его структуре.

     Структура общественного мнения представляет собой совокупность взаимосвязанных составных элементов, таких как:

      1) субъекты общественного мнения;

      2) объекты общественного мнения;

      3) рациональный компонент (познавательный) – знания субъекта об объекте;

     4) социальная оценка (общественное суждение) – ценностный элемент общественного мнения, результат взаимодействия рационального и эмоционального;

     5) общественно волевые побуждения – активное начало общественного мнения, проявление его позиции по отношению к объекту.

     Ещё Гегель выделял в обще общественном мнении целый ряд структурных элементов: условия существования общественного мнения, объект (содержание) общественного мнения, носитель (субъект) общественного мнения и так далее. Рассмотрим подробнее такие понятия, как "объект общественного нения" и "субъект общественного мнения".

     Субъектом общественного мнения является народное большинство. Оно обладает внутренней структурой, учёт которой важен в прикладных исследованиях. Элементы этой структуры – классы, социальные слои, нации, другие социальные общности и отдельные личности. В рамках этих общностей формируется общенародное мнение, и они же являются его выразителями. Включённость в той или иной социальной группы в структуру субъекта общественного мнения обусловлены значимостью обсуждаемой проблемы, её важности для данной группы.

     Специфика восприятия происходящего, разница  в интересах и социальном опыте  отдельных выразителей общественного  мнения обуславливают разнообразие реально функционирующих мнений, столкновение интересов, их борьбу и  изменение в сторону согласования или поляризации разных точек  зрения.

     Объект  общественного мнения то, по поводу чего складывается общественное мнение. Чем большей степенью значимости обладает объект, чем сильнее затрагивает общие потребности и интересы, тем сильнее проявляется общественное мнение. Так, в современных условиях в центре внимания общественного мнения находятся проблемы улучшения экологической ситуации, укрепление мира и т.д. В зависимости от сложности внутренней структуры и организации объектов общественного мнения, различают мнения о фактах, событиях, явлениях и процессах, характеризующие общественное бытие.

     Объект  общественного мнения ограничен  не только теми рамками, которые были приведены выше, не только его сущностью  и выполняемыми функциями, а также, некоторыми критериями, в соответствии, с которыми само общественное мнение рассматривает то или иное явление  действительности в качестве объекта  для своих суждений.

     К признакам объекта общественного  мнения относится:

     - общественный интерес;

     - дискуссионность;

     - компетентность.

     Общественный  интерес. Первый и важнейший из этих критериев, связан с категорией «общественный интерес». В соответствии с ним из всего бесконечного ряда явлений действительности предметом рассмотрения общественности становятся только те, которые представляют для общества непосредственный интерес.

     Самое первое сопоставление личных и коллективных общественных интересов обнаруживает безусловное различие между ними. Оно может сказываться, к примеру, в их несовпадении, разногласии, даже в соперничестве по содержанию.

     Дискуссионность. Второй существенный признак объекта общественного мнения связан не столько со спецификой собственно общественного мнения, сколько со спецификой мнения как такового, как особого типа человеческого суждения. Эта специфика обнаруживается уже в сфере индивидуального сознания. Как известно далеко не каждая сказанная человеком мысль может быть отнесена к разряду общественного мнения. Совершенно ясно, что простая просьба или фраза никогда не станет общественным мнением. Дело в том, что предметом рассмотрения общественности становятся только те высказывания, которые предполагают различие в оценках, суждениях, характеристиках и т. д., то есть, заключают в себе больший или меньший момент спорности, дискуссионности.

     Компетентность. Данный критерий свидетельствует о том, что не каждая проблемы может достичь желаемых высказываний по её решению, то есть, некоторые члены общества владеют полной информацией по одному вопросу, некоторые по-другому. Можно сказать, что члены общества, взятые в сумме, не обладают необходимой информацией для какого либо спора компетенцией – соответствующим объемом и уровнем знаний о предмете, а так же соответствующими, специфически научными, средствами его анализа.

     Наряду  с отмеченной органической некомпетентностью  общественного мнения существует ещё и, так сказать неорганическая, искусственно создаваемая некомпетентность общественности. С ней мы сталкиваемся, например, когда речь идёт об объектах, не требующих для своего освоения теоретического мышления, - таких, как многие стороны политики, морали, экономики и т.п. В существовании такого рода некомпетентности сомневаться не приходится: практически в каждом опросе общественного мнения выявляется более или менее широкая группа людей, которая отвечает «Не знаю», «Не думал об этом» и т.д.9

     Что касается сферы проявления общественного мнения – это политика, право, нравственность, экономика, наука, культура, религия и т. д. Наиболее отчётливо общественное мнение даёт о себе знать в сфере политики. Политическую окраску имеет общественное мнение и в правовой сфере, где поступки людей оцениваются с позиции действующих и желаемых правовых норм10.

     Таким образом, мы можем сделать вывод, что общественное мнение - специфическое  проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в  устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или  скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства  народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес11. Мнение общества представляет собой подвижную структуру, и то, что было мнением индивида, может неожиданно стать мнением общества. Любой фактор, черта характера, настроение - все может повлиять на данный феномен. Это и называется "подвижность" мнения. 

     1.5 Стадии формирования  общественного мнения.

     Общественное  мнение как социальный процесс имеет  свою динамику, которая характеризуется  стадиями, этапами и механизмами  формирования.

     Жизненный цикл общественного мнения проходит в три стадии:

     - возникновение и формирование,

     - функционирование,

     - убывание.

     Каждая  стадия имеет свою внутреннюю структуру, которая разделяется на несколько  этапов.

     Стадия  возникновения и формирования общественного  мнения включает следующие этапы:  

       - зарождение индивидуальных мнений;

         - обмен мнениями;

         - кристаллизация общей точки зрения;

         - объективизация сложившегося мнения.

     На  этапе зарождения проявляется широкий  интерес множества индивидов  к потенциальному объекту общественного  мнения, происходит формирование индивидуальных заинтересованных оценочных суждений, возникает потребность выразить свою оценку, обменяться мнением с  другими индивидами.

     На  этапе обмена мнениями идет активное обсуждение проблемы, происходит борьба мнений в виде дискуссий и споров. В ходе дискуссий идет процесс зарождения групповых мнений, среди которых выделяются свои лидеры.

     На  этапе кристаллизации общей точки  зрения в ходе продолжающихся дискуссий  и борьбы групповых мнений происходит интеграция всех индивидов или их большинства вокруг единой точки  зрения, которая сформировалась в процессе обсуждения на основе общих оценочных мнений.

     Основными механизмами общественного мнения являются внушение, убеждение, заражение, подражание.

     Стадия  функционирования общественного мнения включает этап объективизации и этап активности.

     На  этапе объективизации происходит переход  сформировавшегося общественного мнения . На этом этапе включается так называемый блок готовности, который характеризуется ориентацией людей на реализацию социальной оценки в актах поведения.

     На  этапе активности наблюдаются активные массовые действия субъектов общественного  мнения, их участие в массовых акциях в поддержку или в  осуждение тех или иных социальных действий, ставших объектом общественного мнения.

     Стадия  убывания общественного мнения включает этап спада и этап отмирания.

     На  этапе спада происходит снижение интереса к объекту общественного  мнения у большинства людей.

     На  этапе отмирания мнение теряет свое качество общественного явления. Объект общественного мнения перестает  представлять массовый интерес. Общественное мнение с утратой своего субъекта и объекта прекращает функционирование12. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ И ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО    МНЕНИЯ    

     2.1 Функции общественного  мнения.

     Важнейшую содержательную характеристику общественного  мнения составляют его функции.

     Функции общественного мнения:

1. Регулятивно-воспитательная;   

2. Контрольная  (экспрессивная); 

3. Консультативная;

4. Директивная  (предписывающая);

5. Оценочная;    

6. Аналитическая;

7. Информационная и другие.

     Функции общественного мнения можно подразделить на главные и производные от них. Так же их различают в зависимости  от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов и отдельных лиц, в первую очередь  от характера воздействия первых на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы13.

     Главное предназначение общественного мнения заключается в том, оно выступает в роли регулятора отношений между людьми в масштабе всего общества. Регулирование общественных отношений – основная функция общественного мнения. Сущность её заключается в том, что общественное мнение вырабатывает и прививает членам общества отдельные нормы общественных отношений. Причём общественное мнение проявляет себя не только как регулятор между отдельными людьми, но и между личностью и коллективом, коллективом и обществом, а также между обществом и личностью.

     Механизм  регулятивной функции основывается на методе общественного воздействия, Который по мере социального развития всё в большой степени превращается в основной метод регулирования  жизнедеятельности общества. По мере развития и совершенствования общественного  мнения, по мере того, как оно доходит  до общества в целом и начинает воздействовать на него.    Регулятивная функция общественного мнения начинает проявлять себя как функция воспитания. Она представляется необходимой в силу важной роли и широкого участия в создании и утверждении между людьми «воспитывающих отношений». Главное же предназначение этой функции общественного мнения – воспитание в каждой личности чувства высокой ответственности за свои дела и поступки перед обществом, проникновение в саму сущность человека, оказание ему помощи. Воспитательная функция формирует в человеке чувство нравственной ответственности. Важнейшим условием для достижения воспитательного эффекта от проявления общественного мнения выступает общественная природа индивида и непрерывный процесс социализации.

     Посредством функции воспитания общественного  мнения можно влиять на человека, т.е. показывать ему его недостатки14. Например: во времена коммунистических партий проходили собрания, на которых обсуждали многие проблемы, в том числе и поведение того или иного индивида. Это тоже можно назвать общественным мнением. Соответственно многие, выслушав мнение о себе, старались исправиться.

     Следовательно, общественное мнение, выросшие из опыта  социальной практики - универсальное  средство воспитания членов общества. Универсальность его состоит в том, оно осуществляет свои функции в периоды особой актуальности. Потребности в нём, когда, к примеру, возникает необходимость специально мобилизовать общее мнение для одобрения или осуждения поступков членов общества, так и в периоды, когда мнение «молчит», не действует открыто, а исподволь наблюдает за моральным обликом, делами и поступками людей. Другими словами, особенность функционирования общественного мнения заключается в том, что оно «работает без перерывов», осуществляя нравственный постоянный контроль над поведением членов общества, состоянием их жизненных позиций, состоянием их жизненных позиций, за событиями, фактами и явлениями социальной действительности.

Информация о работе Функции и типология общественного времени