Анализ объектов авторского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 00:18, реферат

Описание

Цель работы – провести анализ объектов авторского права.
Задачи: 1) изучить понятие авторского права; 2) рассмотреть функции авторского права; 3) определить правовую характеристику объектов авторского права; 4) исследовать форму и содержание объектов авторского права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ АВТОРСКОГО ПРАВА 5
1.1. Понятие авторского права 5
1.2. Функции авторского права 9
2. АНАЛИЗ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА 13
2.1. Правовая характеристика объектов авторского права 13
2.2. Форма и содержание объектов авторского права 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа состоит из  1 файл

курсаччч.docx

— 83.09 Кб (Скачать документ)

     Следует отметить, что составные и производные  произведения носят вторичный характер, так как создаются на основе других произведений, в том числе материалов, не являющихся объектами авторского права.

     К производным относятся переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки  и другие переработки произведений науки, литературы и искусства (ст. 12 Закона «Об авторском праве и смежных правах»), а также экранизации, иные мероприятия, представляющие собой переработку других (оригинальных) произведений. При создании производного произведения происходит определенное заимствование элементов оригинального произведения, но при этом производное произведение воплощается в иной внешней форме, что придает ему творческую самостоятельность41.

     Составными  произведениями являются сборники (энциклопедии, антологии, базы данных), а также иные произведения, представляющие собой подбор или расположение материалов творческого труда (ст. 11 Закона «Об авторском праве и смежных правах»); кроме того, атласы и иные сходные произведения, состоящие из систематизированных определенным образом произведений и(или) иных материалов42.

     Традиционно нормы ГК РФ содержат положение о  том, что авторские права распространяются на обнародованные и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме (материальной форме), в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме43.

     Сам материальный объект, в котором произведение существует, охраняется правом собственности, а не авторским правом.

     Помимо  прочего, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. Подобное требование связано с тем, что авторское право все-таки охраняет не содержание произведения, а его форму, поэтому охрана указанных объектов не обеспечивается авторским правом, а может быть реализована посредством, например, патентного права, которое, в отличие от авторского права, предоставляет охрану содержания.

     Согласно  ст. 8 Закона «Об авторском праве  и смежных правах» не являлись объектами авторского права:

     – официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

     – государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);

     – произведения народного творчества;

     – сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер44.

     В настоящее время данный список несколько расширен, уточнен и внесен в п. 6 ст. 1259 ГК РФ45. Так, согласно указанной норме не являются объектами авторских прав:

     1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

     2) государственные символы и знаки  (флаги, гербы, ордена, денежные  знаки и т. п.), а также символы  и знаки муниципальных образований;

     3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

     4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и т. п.)46.

     Подобное  положение – реализация российским законодателем ст. 2 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, устанавливающей, что страны-участницы Конвенции вправе своим национальным законодательством определять охрану, которая будет предоставляться официальным текстам законодательного, административного и юридического (судебного) характера, а также их официальным переводам47.

     Следует отметить, что в ранее действовавшем  и настоящем законодательствах  не решен вопрос о локальных нормативных  актах. По всей видимости, подобный объект в силу присущих ему черт и значимости должен быть доступен всем, так как рассчитан на широкий круг лиц. В связи с этим издаваемые юридическими лицами официальные документы не могут охраняться авторским правом, которое предусматривает ограничения в пользовании произведением.

     Авторские права распространяются на часть  произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным ГК РФ.

     Таким образом, охране авторским правом подлежит не только произведение в целом, но и любая его часть, которая, в  свою очередь, может быть самостоятельным  результатом творческой деятельности и подвергаться охране как отдельное  произведение.

     2.2. Форма и содержание  объектов авторского права

 

     В статье 1259 ГК РФ дан общий перечень объектов авторского права, в который  включены прежде всего произведения науки, литературы и искусства, а  также названы другие объекты, которые  являются результатом творческой деятельности человека. Творчество как вид деятельности означает способность к созданию качественно нового, отличающегося  неповторимостью уникального произведения в той или иной области науки, литературы, искусства и других видов  деятельности человека. Творческий процесс  индивидуален, так как человек  воспринимает окружающий мир, явления  природы и общества самостоятельно.

     Степень творчества может быть разной, и  потому созданное конкретным лицом  произведение воспринимается читателем, слушателем, зрителем неоднозначно, подвергается критике, и тем не менее любое созданное произведение законом признается объектом авторского права, если оно создано самостоятельно конкретным автором48.

     Произведение  как результат творческой деятельности признается объектом авторского права, если оно выражено в какой-либо объективной  форме. В п. 3 ст. 1259 ГК РФ49 предусмотрены общие требования к форме произведения: письменная, устная форма (публичное произнесение, публичное исполнение и иная подобная форма), изображение, звуко- или видеозапись, объемнопространственная форма. Форма произведения зависит от вида творческой деятельности автора в конкретной области науки, литературы, искусства и других видов творчества.

     Если  создано произведение науки, литературы (художественной, политической, социальной), то формой является язык, на котором  оно написано или произнесено  устно. К сожалению, в законе не указано  это существенное условие для  охраноспособности произведения. Для  нашего многонационального государства  именно язык, на котором создан оригинал произведения, является важным условием для защиты прав автора. Так, известный  дагестанский писатель Расул Гамзатов писал стихи на своем родном аварском языке. Но поэт прекрасно понимал, что  его стихи на родном языке не могут  получить широкого распространения  среди читателей, поэтому он всегда был согласен с тем, чтобы его  стихи переводились на русский язык. Переводчиками стихов Р. Гамзатова  были Р. Рождественский, Я. Козловский и многие другие50.

     Произведения  науки, литературы на английском, немецком и других языках могут быть переведены на русский язык только с согласия автора оригинала. Поэтому норму п. 4 ст. 1259 ГК РФ следует уточнить, добавив условие о форме произведения: не просто письменная или устная, а с указанием языка, на котором оно создано.

     Произведения  живописи, графики, дизайна и другие произведения изобразительного искусства  могут создаваться в форме  изображения (картина художника, графические  рисунки и др.). Произведения живописи могут быть созданы только на материальном носителе51.

     Для характеристики произведения как объекта  авторского права важным условием является не только форма, но и содержание. В  литературе подчеркивается органическое единство содержания и формы произведения. При этом определяющее значение имеет  содержание. Так, В.И. Серебровский под  произведением понимал "совокупность идей, мыслей, образов, получивших в  результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для  восприятия человеческими чувствами  конкретной форме, допускающей возможность  воспроизведения". В определении  подчеркивается творческое начало созданного произведения, т.е. его содержание - идеи, мысли, образы, изображенные автором52.

     Если  рассмотреть хотя бы кратко соотношение  формы и содержания произведения в отдельных видах творческой деятельности, то можно сделать вывод  о приоритете содержания над формой. Так, известно, что любая наука  есть система знаний, которые формируются  в результате исследовательской  деятельности, направленной на изучение новых явлений природы, общества, в результате которых разрабатываются  новые теории, идеи, взгляды, концепции  и т.д. Для этого используются методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, системы научной информации, имеющиеся  научные знания как результат  научного исследования. Любой ученый, занимающийся исследованиями в конкретной области знаний, безусловно изучает монографии, статьи и другие источники информации по интересующей его проблеме с целью усвоения имеющихся достижений, высказанных другими авторами. И в любом случае читателя интересуют те мысли, взгляды, теории, суждения, доказательства, которые содержатся в источнике информации. Как утверждает П. Капица, наука всегда находится на уровне известного и неизвестного и ее развитие, познание последнего составляют творческую деятельность ученого53.

     Живопись - вид изобразительного искусства, который  является важным средством художественного  отражения и истолкования действительности. Произведения живописи воздействуют на мысли и чувства зрителя. Замысел  произведения живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается  с помощью рисунка и цвета (колорита). Жанры живописи разнообразны: бытовая, батальная живопись, портрет, пейзаж и др. Произведение живописи создается  на материальном носителе и всегда имеет свою форму и содержание. Так, картины художника Ф.П. Решетникова  на бытовые темы всегда воспринимаются зрителем с большим интересом. Таковы, например, его полотна "Опять двойка", "На побывку". В них ярко выражено содержание конкретной ситуации. Портретная живопись имеет свои специфические  черты. Художник в портрете стремится  выразить через внешние черты  особенности характера человека. Так, И.Е. Репин написал портрет  М.П. Мусоргского в госпитале, когда  композитор был уже смертельно болен. Живописный образ отличается убедительной достоверностью, художник показал богатство  духовной жизни умирающего54.

     О.А. Кипренский написал прижизненный портрет  А.С. Пушкина, который признается венцом портретной галереи художника55.

     Художественная  литература также подразделяется на жанры по разным признакам и основаниям. Произведения литературы по содержанию могут быть сатирические, трагические, патетические; в зависимости от объема произведения и способа построения образа они могут быть исторические, аллегорические, символические, фантастические, лирические, драматические и др.

     Писатель  или поэт заранее имеет свой замысел  будущего произведения и в соответствии со своими способностями, талантом создает  произведение в виде романа, повести, рассказа, поэмы, в других жанрах. Во всех случаях создания произведения автор прописывает придуманные  образы как действующих лиц, с  их характерами, поступками, поведением. Автор всегда имеет конкретные идеи, мысли, которые вкладывает в поступки, слова своих героев. Если автор  имеет цель воспеть природу, которая  его окружает, то соответственно он избирает свои художественные приемы, способы, характеризующие величие, красоту гор, лесов, полей и рек. Тяжелые погодные условия он также  способен осветить определенным образом. В любых произведениях художественной литературы для автора важно изложить смысл, идеи, которые у него в сознании возникают; в зависимости от содержания произведения автор по своему усмотрению избирает и форму изложения56.

     Музыка - вид искусства, отображающий действительность в звуковых художественных образах, активно воздействующих на психику  человека. Музыкальное произведение способно конкретно и убедительно  передавать эмоциональные состояния  человека, выражать и связанные с  чувствами идеи обобщенного плана. Музыкальная культура каждого народа обладает специфическими чертами, которые  проявляются в народной музыке.

     Средствами  воплощения музыкальных образов  служат музыкальные звуки, определенным образом подобранные. Основными  элементами выразительных средств музыки являются мелодия, гармония, темп, ритм, лад, динамика, полифония, инструментовка. С помощью известных музыкальных средств, приемов композитор создает музыкальный образ, идею, которая воспринимается слушателем. На материальном носителе музыка фиксируется в виде нот или звукозаписи.

     Музыка  часто сочетается со словами и  другими средствами, например опера, песня, а также балет, танец и  др. Но основным в музыке всегда является ее содержание, т.е. те музыкальные образы, идеи, темы, мелодии, с помощью которых  автор (композитор) высказывает свои мысли, настроение, отношение к окружающей действительности и т.д.57

Информация о работе Анализ объектов авторского права