Виды источников гражданского права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 11:30, курсовая работа

Описание

Актуальность темы источников гражданского права на сегодняшний день

весьма значительна. Происходит изменение всей законодательно-нормативной базы

страны, принимаются новые законы, а, следовательно, изменяются и источники.

Становление рыночных отношений заставляет пересмотреть российские

нормотворческие органы свое отношение к международному частному праву

капиталистических стран, как имеющих больший опыт правового регулирования в

данных условиях общественного строя.

Содержание

Введение. 3

1. Понятие источников права и источников гражданского права. 5

1.1. Понятие источника гражданского права. 5

1.2. Гражданское законодательство. 7

2. Виды источников гражданского права РФ.. 13

2.1. Законы как источники гражданского права. 13

2.2. Подзаконные нормативные акты.. 15

2.3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти 17

2.4. Комплексные нормативные акты.. 18

2.5. Нормы международного права, международные договоры.. 19

2.6. Обычаи делового оборота, деловые обыкновения,

правила морали и нравственности 23

2.7. Постановление судебных пленумов, постановления

конституционного суда РФ, судебная практика, судебный прецедент. 26

2.8. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 119-ФЗ «Об

исполнительном производстве» – как источник гражданского права. 28

Заключение. 32

Список литературы.. 35

Работа состоит из  1 файл

гражданское право.docx

— 114.61 Кб (Скачать документ)

определенную  опасность. Ведь нормы права предполагаются формализованными, четко

фиксированными, что далеко не всегда имеет место в иных источниках. В свою

очередь, это  обстоятельство чревато произволом правоприменителей, в том числе

судов, и неустранимыми  разногласиями при установлении содержания применимого к

данному случаю права. Поэтому, в частности, не могут  признаваться формой права

правила морали и нравственности, хотя многие из них, по существу, лежат в

основе ряда правовых норм. Они могут иметь  определенное значение лишь при

уяснении смысла отдельных гражданско-правовых правил путем их логического

толкования. Следовательно, иные, нежели законодательство, источники  права тоже

должны быть по возможности конкретизированы и  формализованы как по содержанию,

так и по сфере  применения.

В англо-американской правовой системе роль основного  источника права

выполняет судебный прецедент — вступившее в законную силу решение суда по

конкретному спору. Обычно речь идет о решениях судов  высших инстанций,

определенным  образом систематизированных или обобщенных, которые и составляют

здесь понятие  судебной практики. В качестве источника  права она, по сути,

предопределяет  даже порядок применения писаного, «статутного права» (statute

law), т. е. законов и других нормативных актов. В континентальной, в том

числе в российской, правовой системе судебный прецедент формально не

считается источником права, хотя фактически значение судебной практики

разрешения тех  или иных споров и здесь весьма велико, а в известной мере даже

формализовано.

Так, высшие судебные органы вправе давать судам «руководящие разъяснения» по

вопросам применения законодательства. Такие разъяснения «в порядке судебного

толкования» обычно принимаются ими в форме постановлений  их пленумов,

содержащих обязательное толкование действующих правовых норм.

[3] Эти акты не должны содержать новых норм права, однако закрепленное ими

толкование содержания правовых норм является обязательным для соответствующей

судебной системы, а тем самым и для сторон различных споров.

[4] Несмотря на то, что формально они не являются источниками права, их роль

в установлении единообразного понимания и применения гражданско-правовых норм,

безусловно, весьма велика.

Важное практическое значение имеют и публикуемые  решения по конкретным делам

(прецеденты  в собственном смысле слова), а  также обзоры практики рассмотрения

отдельных категорий  споров и иные рекомендации высших судебных инстанций.

[5] Определенным образом, ориентируя суды, а, следовательно, и

участников судебных споров, в том числе потенциальных, они, таким образом в

значительной  мере предопределяют порядок, условия  и последствия применения

многих гражданско-правовых норм (даже при отсутствии конкретного  спора). Не

является источником права цивилистическая доктрина. Обоснованные учеными

выводы обычно представляют собой результат доктринального (научного) толкования

закона и других источников, но не имеют обязательного  характера. Они могут быть

учтены судом  в качестве мнения сведущих лиц или  стать основой предложений об

изменении (усовершенствовании) законодательства, но в любом случае сами по себе

не приобретают  непосредственного юридического значения.

Это же можно  сказать и о разрабатываемых учеными-юристами на национальном и

международном уровнях модельных (рекомендательных) законах и иных аналогичных

документах.[6]

Не могут считаться  источниками права и индивидуальные акты, или акты

локального характера, не содержащие общеобязательных предписаний (правовых

норм). В сфере  гражданского права часто используются конкретные уставы

различных юридических  лиц, договоры и т. п. Эти акты обязательны  лишь для тех,

кто их принял (не случайно говорят, что «договор —  закон для двоих»). Поэтому

они имеют значение для регулирования конкретных отношений, возникших между их

участниками, в  том числе при разрешении споров (разумеется, при условии их

полного соответствия действующему законодательству). Именно с их помощью

участники гражданских  правоотношений могут самостоятельно организовывать и

регулировать  свои конкретные взаимосвязи.

Таким образом, к числу источников гражданского права следует относить как

законодательство (нормативные акты), так и международные  договоры, а также

торговые обычаи (а в странах «общего права» — прежде всего судебный

прецедент). Это  обстоятельство характеризует особое понимание источника права

в гражданско-правовой сфере.

     

1.2. Гражданское законодательство

     

Гражданское законодательство представляет собой совокупность нормативных

актов (а не норм права, как правовая отрасль) различной  юридической силы. При

этом охватываемые им нормативные акты во многих случаях  имеют комплексную,

межотраслевую природу, поскольку зачастую содержат не только гражданско-

правовые нормы. Даже в Гражданском кодексе имеются  нормы публично-правового

характера, например устанавливающие состав гражданского законодательства (ст.

3). В актах  гражданского законодательства  гражданско-правовые нормы

преобладают, но весьма редко полностью вытесняют  нормы иной юридической

природы. Это  вызвано тем, что законодатель обычно думает о содержательной

стороне, а не об отраслевой принадлежности принимаемых  им актов. Содержащиеся

же в них  нормы в силу своих объективных  юридических свойств распределяются на

публично-правовые и частноправовые. Принципиальной особенностью гражданского

законодательства  является наличие в нем большого числа диапозитивных правил,

действующих только в том случае, если сами участники регулируемого отношения

не предусмотрят иной вариант своего поведения. Иначе  говоря, такие правила

носят восполнительный характер, ибо рассчитаны на восполнение недостающей по

каким-либо причинам воли самих субъектов. Такие нормы  преобладают в

регулировании договорных отношений, т. е. имущественного оборота. В них

проявляются особенности  гражданского (частного) права, которое  обычно

разрешает, позволяет  участникам регулируемых отношений  самим выбрать наиболее

приемлемый вариант  поведения в общих рамках, установленных  законом, наделяя

их для этого  соответствующими правовыми возможностями. Диспозитивная норма

обычно содержит определенное правило поведения, снабженное оговоркой «если

иное не установлено  договором», которая и позволяет сторонам урегулировать

свои отношения  иначе, нежели это по общему правилу  предусматривает закон.

Однако в гражданском  законодательстве имеется и значительное количество

общеобязательных, императивных норм, не допускающих никаких отступлений

от своего содержания (особенно при определении статуса  субъектов и режима

объектов гражданских  правоотношений, а также содержания вещных и исключительных

прав). Более  того, в случае сомнения в юридической  природе конкретной

гражданско-правовой нормы следует исходить из ее императивного  характера, ибо

диспозитивность должна быть прямо, недвусмысленно выражена в ней, будучи

все-таки особенностью, а не общим правилом правового, в том числе

гражданско-правового, регулирования24. Входящие в гражданское

законодательство  нормативные акты составляют весьма значительный по объему

законодательный массив. Их неизбежное обилие вызвано  широтой и сложностью

самого предмета гражданско-правового регулирования. Вместе с тем это

обстоятельство  затрудняет ознакомление с действующим  гражданским правом и

значительно усложняет  установление необходимых взаимосвязей между составляющими

его различными актами. Поэтому именно для гражданского законодательства

первостепенное  значение имеет решение проблемы его систематизации и

упорядочения. К  основным способам систематизации (упорядочения)

законодательства, применяемым и в гражданско-правовой сфере, относятся

инкорпорация, консолидация и кодификация. Инкорпорация нормативных  актов

представляет  собой сведение ранее изданных актов  в единый источник (сборник)

без изменения  их содержания. Официальная инкорпорация обычно оформляется в виде

единого свода, собрания или иного сборника законов  или других нормативных

актов. Примерами  такой инкорпорации являются Свод законов  Российской империи, и

Собрание действующего законодательства Союза ССР (которое  не было завершено).

Неофициальные инкорпорации представлены различными сборниками нормативных

актов, обычнотематического характера. Консолидация нормативных актов

представляет  собой объединение ряда актов, посвященных  общему кругу вопросов, в

единый нормативный  акт, иногда даже более высокой юридической  силы (например, в

1992 г. Центральным  банком РФ было принято Положение  о безналичных расчетах в

Российской Федерациии, заменившее собой ряд ранее действовавших банковских

инструкций, которое, однако, утратило силу с введением  в действие второй части

ГК РФ). Достоинством консолидации является возможность некоторой «расчистки»

законодательства  при его объединении путем  отмены (пропуска) или замены явно

устаревших или  повторяющихся норм, однако без внесения изменений в их

                                   содержание.                                  

При большом  количестве изменений (новелл), внесенных  в закон или иной

нормативный акт, используется также возможность  его повторной официальной

публикации в  полном объеме (новеллизации), при которой старая

редакция акта теряет силу. Такой прием, к сожалению  редко используемый

отечественным законодателем, значительно облегчает  применение официального

Информация о работе Виды источников гражданского права РФ