Виды источников гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 17:47, лекция

Описание

Особенности и виды источников гражданского права РФ
Понятие и система гражданского законодательства РФ
Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Работа состоит из  1 файл

Особенности и виды источников гражданского права РФ.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)
  1. Особенности и виды источников гражданского права  РФ
  2. Понятие и система гражданского законодательства РФ
  3. Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц.
 

1. Особенности и  виды источников  ГП РФ. 

Понятие и виды источников гражданского права

  Источник (форма) права —  это внешний способ выражения государством норм права. Если содержанием  права является совокупность правил поведения, а  его внутренней формой выступают способы  образования каждой отдельной нормы  права и объединения  всех норм права в единую систему, то внешняя форма, или источник права, есть совокупность способов формирования, своеобразного «документирования» государственной воли (Комаров С.А. Общая теория государства и права. — СПб, 2001. — С.188.).

  Источникам  права присущи такие черты, как обязательность, формальная определенность, общеизвестность.

  Источники гражданского права  представляют собой  систему его внешних  форм, в которых  содержатся гражданско-правовые нормы.

  К источникам гражданского права относятся:

конституция РФ; законы; иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права; обычаи делового оборота;нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

  Анализ  правовых систем различных государств показывает, что в каждой из них  существуют достаточно разнообразные  формы права. Не все виды источников права в конкретном государстве имеют одинаковую значимость и выполняют одинаковую регулятивную роль.

  В странах англо-американской правовой системы преобладающим источником права является судебный прецедент  — судебное или административное решение по конкретному юридическому делу. В современном мире отсутствуют правовые системы, основанные только на юридическом прецеденте как источнике права. Но законы, которыми руководствуется судья в странах общей системы права, носят настолько обобщенный характер, что на их основе часто бывает трудно разрешить конкретное юридическое дело.

  В континентальной, в том числе  и в российской правовой системе, основные источники права — закон  и иные нормативно-правовые акты. Прецедент  формально не считается источником права, хотя фактически значение судебной практики разрешения тех или иных споров и здесь весьма велико.

  Не  являются источником права выводы ученых, которые обычно представляют собой  результат научного (доктринального) толкования закона и других источников, но не имеют обязательного характера.

  Не  могут также считаться источниками  права и индивидуальные акты или  акты локального характера (например, договоры, уставы различных юридических  лиц, правила внутреннего распорядка и др.), которые не содержат общеобязательных предписаний и имеют значение только для регулирования конкретных отношений, возникших между их участниками.

Конституция РФ

  Конституция РФ была принята всеобщим голосованием 12 декабря 1993 г. Основополагающее значение для гражданско-правового регулирования  имеют конституционные нормы, определяющие формы и содержание права собственности (ст. 8, 9, 34—36 и др. Конституции РФ), равенство всех форм (ст. 35), право на судебную защиту нарушенных прав; закрепляющие гражданское законодательство в ведении РФ (ст. 71).

  Это закон, имеющий высшую силу и верховенство на территории всей РФ. Это означает, что законы и иные нормативные  акты, не соответствующие Конституции, не имеют юридической силы, не должны применяться. Конституция имеет  прямое действие, т.е. для ее вступления в силу и действия не требуется издания дополнительных нормативно-правовых актов. Конечно, в ряде статей имеются отсылки к федеральным законам (например, в соответствии с ч. 3 ст. 36 «Условия и порядок пользования землей определяется на основании федерального закона»), но их действие носит уточняющий характер.

Законы

  Законы  — это нормативно-правовые акты, принятые государственными органами представительной власти с соблюдением установленной  процедуры. Здесь можно выделить следующие группы:

  1. Гражданский кодекс РФ. Он занимает центральное место в системе гражданского законодательства и представляет собой отраслевой кодифицированный нормативный акт. Гражданский кодекс состоит из четырех частей. Первая часть, которая регулирует общие положения гражданского права, право собственности и общую часть обязательственного права, введена в действие с 1 января 1996 года. Вторая часть Гражданского кодекса, регулирующая отдельные виды обязательств, введена в действие с 1 марта 1996 года. Третья часть, которая регулирует наследственное и международное частное право, введена в действие с 1 марта 2002 года. Четвертая часть ГК РФ, регулирующая право интеллектуальной собственности, вводится в действие с 1 января 2008 года. Гражданский кодекс, являясь по своей правовой природе также федеральным законом, имеет по отношению к остальному законодательству приоритетное значение, т.е. нормы, содержащиеся в других законах, должны соответствовать положениям, закрепленным Кодексом.
  2. Федеральные конституционные законы. Они принимаются по прямому указанию в Конституции на необходимость их принятия.
  3. Законы РФ (федеральные законы). Принимаются они по вопросам, отнесенным к ведению РФ либо совместному ведению РФ и ее субъектов. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в федеральном ведении находятся регулирование и защита прав и интересов человека и гражданина; федеральная государственная собственность и управление ею; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; внешнеэкономические отношения; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности, а также ряд других вопросов, входящих в круг хозяйственных правоотношений.

  Федеральные законы также как и Конституция имеют верховенство на всей территории РФ, прямое действие и высшую юридическую силу по отношению к остальным нормативно-правовым актам, издаваемым по вопросам, отнесенным к ведению РФ либо совместному ведению РФ и ее субъектов. Законы обязательно должны соответствовать Конституции РФ.

  Принимаются федеральные законы Государственной  Думой с соблюдением установленной  процедуры.

  Если  иное не установлено в самом законе, он вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Неопубликованные в официальном порядке законы не имеют юридической силы и не должны применяться. Это положение распространяется также и на законы, принятые субъектами РФ.

  Следует отметить, что в настоящее время  могут также действовать законы (а также иные нормативные акты) СССР, РСФСР, при условии, что они:

  • не отменены позднее принятым нормативным актом Российской Федерации
  • не противоречат нормативным актам Российской Федерации.

Указы Президента РФ

  Указы издаются Президентом по вопросам, входящим в круг его полномочий (ст. 83—89 Конституции). Указы не должны противоречить  Конституции РФ и федеральным  законам. Они подлежат официальному опубликованию и вступают в силу, если иное не установлено самим указом, по истечении 7 дней.

  Необходимо  отметить, что указы, распоряжения Президента могут носить и ненормативный, индивидуальный характер (например, о награждении  директора предприятия почетной грамотой за вклад в российскую экономику) — в этом случае они не являются источниками права.

Постановления Правительства РФ

  Постановления Правительства РФ издаются на основании  и во исполнение Конституции, федеральных  законов, указов Президента. В случае их противоречия вышеуказанным нормативным актам, они могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 Конституции). Вступают в силу по истечении 7 дней с момента опубликования.

Акты федеральных  органов исполнительной власти

  Акты  федеральных органов исполнительной власти это нормативные акты министерств, служб, агентств (приказы, инструкции, положения, указания). Издаваться они могут в случаях и в пределах, установленных законами РФ, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Однако, следует учитывать, что, для того, чтобы акты, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер стали обязательными к применению всеми субъектами, т.е. приобрели нормативный характер, необходимо прохождение правовой экспертизы в Министерстве юстиции и их опубликование. Официальное опубликование производится в Бюллетене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

  Контроль  за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. 

Нормы международного права

  Особо в качестве источников гражданского права Гражданский кодекс выделяет нормы международного права и  международные договоры Российской Федерации. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы Российской Федерации. Эти нормы и принципы содержатся в документах международных организаций, многосторонних договорах (конвенциях), решениях Международного Суда (например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Международная конвенция об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г.).

  Нормы международных документов обычно применяются  к гражданско-правовым отношениям с  участием иностранных физических и  юридических лиц, определяют их гражданско-правовой статус, права иностранцев на имущество, находящееся на территории РФ, порядок совершения внешнеэкономических сделок и т.д. При этом они подлежат применению и в отношениях между российскими физическими и юридическими лицами, например, при международных перевозках пассажиров и багажа.

  Международные договоры Российской Федерации применяются  к отношениям, входящим в предмет  гражданского права, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его  применения требуется издание внутригосударственного акта. В качестве примера можно привести Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности 1883 года, которая установила, что условия подачи заявки и регистрации товарных знаков определяются национальным законодательством страны-участницы (ч. 1 ст. 6). В соответствии с данной конвенцией в России был принят национальный закон от 23 сентября 1992 года «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

  Международные договоры имеют приоритет перед  национальным законодательством. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством РФ, применяются правила международного договора (ст. 7 ГК РФ).

Обычай  делового оборота

  Обычай  делового оборота — сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством (ст. 5 ч. 1 ГК РФ).

  Особенностью  данного источника права является его ненормативный характер: обычаи не принимаются государственными органами в установленном порядке, а складываются стихийно, в силу частого применения. Например, гражданское законодательство устанавливает обязанность банка-эмитента информировать исполняющий банк об открытии аккредитива и его условиях. В банковской практике сложилось правило, что такое извещение происходит путем направления копии заявления об открытии аккредитива.

  В соответствии со ст. 6 ГК если отношение, входящее в предмет гражданского права, не урегулировано законодательством  или соглашением сторон, то к нему применяется обычай делового оборота. Вместе с тем, обычаи делового оборота применяются только в том случае, если они не противоречат обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договора (п. 2. ст. 5 ГК РФ).

  Он  может нигде письменно не фиксироваться, т.е. существовать только в устной форме. Регулирует только отношения в сфере  предпринимательской деятельности. 
 

2. Система законодательства  ГП РФ. 

     Гражданское законодательство представляет собой совокупность нормативных актов (а не норм права, как правовая отрасль) различной юридической силы. При этом охватываемые им нормативные акты во многих случаях имеют комплексную, межотраслевую природу, поскольку зачастую содержат не только гражданско-правовые нормы.

     В актах гражданского законодательства гражданско-правовые нормы преобладают, но весьма редко полностью вытесняют  нормы иной юридической природы. Это вызвано тем, что законодатель обычно думает о содержательной стороне, а не об отраслевой принадлежности принимаемых им актов. Содержащиеся же в них нормы в силу своих объективных юридических свойств распределяются на публично-правовые и частноправовые.

     Расположенные с учетом единства и дифференциации нормы гражданского права находят свое выражение в статьях различных правовых нормативных актов (в дальнейшем – нормативные акты или правовые акты), которые принято именовать источниками гражданского права. Указанные нормативные акты в совокупности образуют гражданское законодательство. Вместе с тем следует иметь в виду, что в ГК понятие «гражданское законодательство» используется в узком смысле.

Информация о работе Виды источников гражданского права