Виды и подвиды права собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 16:32, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование и изучение видов и форм собственности по действующему Российскому законодательству. Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:
исследовать понятие и содержание права собственности по действующему гражданскому законодательству;
раскрыть виды и формы собственности;
проанализировать судебно-арбитражную практику по делам, связанным с реализацией права собственности;
рассмотреть проблемные аспекты видов и форм собственности;
проанализировать содержание собственности граждан и юридических лиц;

Содержание

Введение
1 Собственность и право собственности
1.1 Понятие собственности как экономической категории
1.2 Понятие и содержание права собственности
2 Формы и виды права собственности
2.1 Частная собственность
2.2 Государственная собственность
2.3 Муниципальная собственность
3 Виды и подвиды права собственности
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 50.40 Кб (Скачать документ)

     Что касается содержания права собственности, гражданин, в силу ст.18 ГК РФ, может  иметь имущество на праве собственности. Чтобы это право возникло, необходимо наступление юридического факта. Иными  словами, необходимо, чтобы гражданин  купил какое-то имущество, принял его  в дар, унаследовал и т.д. При  определении границ права собственности  граждан, а следовательно и границ его осуществления, надлежит исходить из присущих гражданскому праву принципа дозволительной направленности гражданско-правового регулирования и принципа диспозитивности. Действие первого принципа означает, что гражданину при осуществлении принадлежащих ему прав, в том числе и права собственности, дозволено все, что не запрещено законом. Действие принципа диспозитивности означает, что гражданин по своему усмотрению осуществляет право собственности или не осуществляет его, сам избирает цели осуществления права и средства их достижения.

     Право собственности юридических лиц.

     Статья 213 ГК относит к числу права  собственности юридических лиц  коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных  предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником. Круг юридических лиц довольно широк: хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы, а также другие организации предусмотренные федеральными законами.

     Коммерческие  и некоммерческие организации –  это юридические лица, кроме государственных  и муниципальных предприятий, а  также учреждений, финансируемых  собственниками, которые являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов, взносов их учредителями, участниками, пайщиками, а также имущества, которое  приобретено этими лицами в результате их деятельности, а также по другими  основаниям (например, в порядке  дара или наследования).

     Именно  юридическое лицо является единым и  единственным собственником, принадлежащего ему имущества. Учредители (участники, члены) юридического лица на его имущество  либо имеют обязательственные права, если речь идёт о хозяйственных обществах  и товариществах, производственных и потребительских кооперативах, либо вообще не имеют имущественных  прав, если речь идёт об общественных и  религиозных организациях, ассоциациях  и союзах.

     Юридические лица, вправе совершать в отношении  своего имущества любые действия, не противоречащие закону, иным правовым актам и не нарушающие права и  охраняемые законом интересы других лиц. При этом некоммерческие организации, наделенные специальной правоспособностью, в большей степени ограничены в осуществлении правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, нежели коммерчески организации, имеющие общую правоспособность.

     Объектом  права собственности юридического лица может быть любое имущество  – как движимое, так и недвижимое (за исключением имущества, которое  в соответствии с законом отнесено к федеральной и иной государственной  или муниципальной собственности). Это могут быть: предприятия, земельные  участки, здания, жилищный фонд, оборудования, денежные средства и прочее. При этом круг объектов такого имущества различен для коммерческих и некоммерческих организаций. Круг объектов права собственности некоммерческих организаций уже, чем коммерческих. В него входит лишь имущество, которое необходимо им для выполнения их уставных целей.

     В отношении имущества, которое согласно закону может находиться в собственности  юридического лица, Гражданским кодексом РФ установлено правило о недопустимости стоимостного и количественного  ограничения объектов права собственности  юридических лиц.

     Собственность юридических лиц подразделяется на фонды. Все юридические лица имеют  уставный фонд, или уставный капитал, который состоит из вносов учредителей  и пайщиков (акционеров). Юридические  лица имеют производственные основной, оборотный и страховой фонды  и т.д.

     Основаниями приобретения и прекращения права  собственности юридических лиц  являются общие основания, предусмотренные  в главах 14 и 15 ГК РФ: гражданско-правовые сделки, объединение имущества, создание его в процессе производственной деятельности и т.п. Вместе с тем  законом могут устанавливаться  особенности приобретения и прекращения  права собственности юридических  лиц. Так, источниками формирования имущества благотворительной организации  могут быть благотворительные пожертвования, поступления из государственного и  местного бюджетов, труд добровольцев и другие юридические факты, не относящиеся  к общим основаниям приобретения права собственности.  

     2.2 Государственная  собственность

     В соответствии со ст.214 ГК РФ, государственной  собственностью в Российской Федерации  является имущество, принадлежащее  на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве  собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

     Особенностью  института государственной собственности  является то, что как совокупность указанных правовых норм, институт права государственной собственности  охватывает не только нормы гражданского права, но и нормы других правовых отраслей, также регулирующих рассматриваемые  отношения: государственного, административного, финансового, земельного и пр., т. е. представляет собой комплексный  правовой институт.

     Изучая  ст. 214 ГК РФ, необходимо обратить внимание на множественность субъектов государственной  собственности, в роли которых выступают  Российская Федерация в целом (в  отношении имущества, составляющего  федеральную собственность) и ее субъекты республики, края, области  и т. д. (в отношении имущества, составляющего собственность субъекта Российской Федерации). В соответствии с п. 5 ст. 214 ГК закон определяет порядок  отнесения государственного имущества  к собственности Федерации, и  её субъектов. Субъектом права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., но не их органы власти или управления (которые в свою очередь выступают в имущественном обороте от имени определенного государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные конкретные правомочия публичного собственника).

     Законодательство  предусматривает ведение Реестра  федеральной собственности и  Реестра собственности субъектов  РФ.

     По  содержанию право государственной  собственности не отличается от содержания права собственности вообще. Вместе с тем ему присущи специфика, заключающаяся в том, что Российская Федерация и нередко субъект РФ в законодательном порядке сами устанавливают для себя правила поведения как собственника.

     Право собственности Российской Федерации.

     Права собственности Российской Федерации  является разновидностью Государственной формы собственности (ст. 214 ГК РФ). Субъектом гражданско-правовых отношений является само государственное образование. Органы и лица, уполномоченные государственным собственником в порядке ст.125 ГК РФ выступают от его имени и зависят от вида тех отношений, в которых они призваны участвовать.

     Правительство РФ вправе делегировать свои полномочия по управлению и распоряжению объектами  федеральной собственности федеральным  органам исполнительной власти, а  также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При  этом порядок передачи этих полномочий определяется Федеральным договором  и законами Российской Федерации. Однако основную оперативную работу по управлению и распоряжению объектами федеральной  собственности осуществляет специальный  федеральный орган по управлению государственным имуществом МГИ  РФ (Мингосимущество РФ). К его  компетенции отнесены полномочия по проведению единой государственной  политики в области имущественных  и земельных отношений; управление и распоряжение государственным  имуществом и земельными ресурсами  в пределах своей компетенции; регулированием деятельности на рынке недвижимости и при осуществлении оценочной  деятельности; координация в соответствии с законодательством РФ и др.

     В систему государственных органов  входит Федеральное казначейство РФ. Его деятельность по осуществлению  правомочий собственника регулируются Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004г. «О Федеральном казначействе». По поручению Правительства и  министра финансов осуществляет операции со средствами федерального бюджета, участвует  в обеспечении управления и обслуживания государственного внутреннего и внешнего долга страны, организует и осуществляет размещение на возвратной и платной основе финансовых ресурсов, находящихся в ведении Федерального Правительства, ведение операций по учету государственной казны.

     Имущество, находящееся в государственной  собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение (статьи 294, 296 ГК РФ). Приведем пример из судебной практики.

     Первый  заместитель областного прокурора  обратился в Арбитражный областной  суд с иском к Государственному унитарному предприятию и открытому  акционерному обществу о признании  недействительными договора купли-продажи недвижимого имущества, заключенного между предприятием (продавцом) и обществом (покупателем), и государственной регистрации за обществом права собственности на указанное имущество.

     Исковые требования мотивированы тем, что в  нарушение ст. 295 ГК РФ отчуждение федерального имущества в частную собственность  произведено без согласия собственника, при заключении договора купли-продажи  оценка имущества независимым оценщиком  не производилась, объект недвижимости участвует в производственном процессе по оказанию автотранспортных услуг, сделка является ничтожной на основании  ст. 168 ГК РФ.

     Решением  суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано. Постановлением суда апелляционной инстанции решение  оставлено без изменения. ФАС  округа постановлением, названные судебные акты оставил без изменения.

     Так как вопрос о применении последствий  недействительности ничтожной сделки судами не рассматривался, дело в этой части подлежит направлению на новое  рассмотрение в суд первой инстанции.

     Учитывая  изложенное и руководствуясь ст. 303, п. 2 ч. 1 ст. 305 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Президиум  ВАС РФ постановил: решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда по делу и постановление Федерального арбитражного суда округа по тому же делу отменить. Договор купли-продажи недвижимого имущества, заключенный между Государственным унитарным предприятием и обществом с ограниченной ответственностью, признать недействительным.

     Из  этого следует то, что вещные права  государственных юридических лиц  ограниченны тем, что этим лицам  необходимо обязательное разрешение собственника госимущества – Российской Федерации, для осуществления своих вещных прав.

     Средства  соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями  и учреждениями, составляют государственную  казну Российской Федерации, казну  республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (абз.2 п.4 ст. 214 ГК РФ).

     В п. 2 ст. 214 ГК установлен особый режим  земли и природных ресурсов. Он заключается в данном случае в  том, что государственной собственностью объявлена вся та земля и все  те природные ресурсы, которые прямо  не переданы в частную собственность  граждан и юридических лиц  либо в муниципальную собственность. Иначе говоря, установлена своеобразная презумпция (предположение) государственной  собственности на землю и другие природные ресурсы, что исключает  их существование в качестве бесхозяйного имущества (ст. 225 ГК). С другой стороны, этим правилом закона установлены известные  ограничения частной собственности  на землю и другие природные ресурсы  в том смысле, что они могут  быть объектом частной и даже муниципальной  собственности лишь в той мере, в какой это прямо допускается  государством. Согласно ст.126 ГК Российская Федерация призвана отвечать по своим  обязательствам только тем имуществом, которое составляет её государственную  казну. Сюда не включается имущество государственных предприятий и учреждений, а также имущество, составляющее исключительную государственную собственность.

     Известно, что на практике иски о взыскании  с государства убытков, причиненных  незаконными действиями его органов  или должностных лиц, предъявляются  все чаще (ст.16, 1069, 1070 ГК и др.). В  этой связи в п.12 Постановления  Пленумов ВС РФ и ВАС РФ №6/8 отмечается, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация или соответствующий субъект РФ в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

     Органы  федерального казначейства являются юридическими лицами. Именно эти органы должны, по-видимому, представлять Российскую Федерацию  в тех случаях, когда иски предъявляются  к Российской Федерации в целом. В субъектах РФ подобную функцию  может выполнить департамент (управление) финансов.

Информация о работе Виды и подвиды права собственности