Теоретические аспекты исследования реорганизации юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:23, курсовая работа

Описание

Цель работы - рассмотреть способы реорганизации юридических лиц.
Задачи работы:
- охарактеризовать особенности реорганизации юридических лиц;
- изучить основные правовые последствия реорганизации юридических лиц.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….

3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования реорганизации юридических лиц…………………………………………………………………….

5

1.1. Особенности принудительной реорганизации юридических лиц по действующему законодательству Российской Федерации…………………………

5



1.2. Примеры принудительной реорганизации юридических лиц………………...
12

Глава 2. Незаконность реорганизации юридического лица и ее правовые последствия…………………………………………………………………………..

21

2.1. Принципы незаконности реорганизации юридического лица………………...
21

2.2. Правовые последствия реорганизации юридического лица
24

Заключение …………………………………………………………………………..
30
Список использованной литературы……………………………………………..
32

Работа состоит из  1 файл

курсовая юр лица.doc

— 223.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

Принудительная реорганизация  по действующему российскому законодательству может быть осуществлена только судом или уполномоченным государственным органом.

Однако корректен ли будет здесь  сам термин «реорганизация»? В юридическом  научном обороте он употребляется в двух значениях: во- первых, реорганизация в позитивном смысле - термин, которым оперируют Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), федеральные законы «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ, «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ и ряд иных нормативно- правовых актов, и, во-вторых, принудительная реорганизация, осуществляемая на основании решения уполномоченного государственного органа. Налицо наличие двух различных категорий, которые схожи по форме, но различны по процессуальным и регламентационным основаниям. Для первого типа реорганизации характерен диспозитивный метод правового регулирования, тогда как для второго - преимущественно императивный.

Не добавляет определенности и  действующее законодательство. Так, например, в федеральном законе «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-Ф3 (в ред. от 18.07.11) отсутствует само понятие принудительной реорганизации, на что особо обращают внимание некоторые исследователи1.

В данном случае, во избежание, как  это, к сожалению, не раз случалось в нашей науке, смешения схожих, но все же различающихся категорий необходимо раз и навсегда определиться с терминологическим началом, что позволит однозначно определить принудительную реорганизацию в качестве ее особой формы, как осуществляемую в строго определенном законом порядке.

В действующем гражданском законодательстве нет определения не только принудительной реорганизации, но даже реорганизации вообще. Несмотря на отсутствие легальной дефиниции, большинство ученых-цивилистов и судебно-арбитражная практика понимают под реорганизацией сложный юридико-фактический состав, который включает в себя: а) особый локальный акт трансформационного характера (решение высшего органа управления юридического лица); б) группу последовательно наступающих юридических фактов (определение объема правопреемства, составление разделительного баланса (передаточного акта); в) гражданско-правовую сделку (договор о слиянии и присоединении); д) административный акт (свидетельство о государственной регистрации юридического лица). Отсутствие определения реорганизации порождает многочисленные вопросы в доктрине и правоприменительной практике.

Вместе с тем в п. 2 ст. 57 ГК РФ отмечается, что в случаях, установленных  законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Здесь же, в п. 3, указано, что в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Как видим, и в том, и в другом случае нормы являются бланкетными и отсылают нас к соответствующим федеральным законам.

Применительно к разделению и выделению  к такого рода случаям относятся  следующие: а) ст. 38 федерального закона «О защите конкуренции»; б) ст. 6 федерального закона «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "Об электроэнергетике"» от 26 марта 2003 года № 36-Ф3 (в ред. от 26.07.10).

Случаи осуществления  слияния, присоединения и преобразования при непосредственном участии государственного органа прописаны в: а) ст. 27 федерального закона «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ (в ред. от 18.07.11) - «создание и реорганизация коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа»; б) федеральном законе «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ (в ред. от 02.08.11) - о преобразовании государственных унитарных предприятий в хозяйственные общества; в) федеральном законе «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий» от 27 июля 2010 года № 211-ФЗ - о преобразовании государственной корпорации в открытое акционерное общество; г) указе Президента РФ «О реорганизации федеральных государственных киностудий» от 04 апреля 2001 года № 389 - о реорганизации федеральных государственных киностудий путем выделения из них новых федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих последующему преобразованию в открытые акционерные общества; д) федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ (в ред. от 07.02.11 и 27.06.11)- о слиянии и присоединении кредитных организаций с целью предупреждения их собственного банкротства.

В приведенных выше примерах видны  принципиальные различия между реорганизациями непозитивного порядка, проводимыми учредителями под контролем государственного органа. И эти различия позволяют нам выделить, в свою очередь, реорганизацию принудительную, вынужденную, уведомительно- разрешительную и уведомительную.

Вынужденная реорганизация есть такая  реорганизация, при которой ее осуществление связано с какими-либо принципиальными изменениями в соответствующей отрасли экономики, либо с упорядочиванием правовой регламентации определенной организационно-правовой формы юридического лица. При вынужденной реорганизации в обязательном порядке существует срок, к окончанию которого юридическое лицо должно реорганизоваться и оно «вынуждено» проводить необходимые процедуры, так как после истечения обозначенного периода организация становится попросту неправосубъетной, и к ней будут применены соответствующие меры со стороны уполномоченного государственного органа или суда. Так, к вынужденной реорганизации следует отнести реорганизацию Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России» (РАО «ЕЭС») и федеральных киностудий, а также преобразование Российской корпорации нанотех- нологий. В свете предполагаемых значительных изменений действующего законодательства, касающихся регламентации деятельности юридических лиц, вынужденная реорганизация затронет в недалеком будущем ряд организационно-правовых форм, исключаемых концепцией развития гражданского законодательства и проектом изменений Гражданского кодекса Российской Федерации.

Уведомительно-разрешительная реорганизация - ее особенность вытекает из самого названия - для ее успешного проведения необходим следующий алгоритм юридических фактов: 1) уведомление государственного органа о ее проведении и 2) письменное разрешение государственного органа. Отсутствие любого из вышеназванных фактов ведет к тому, что реорганизация попросту не состоится.

Так, в ст. 27 федерального закона «О защите конкуренции» с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие действия:

1) слияние коммерческих организаций  (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства (далее также - последний баланс, в случае представления в антимонопольный орган уведомления последним балансом считается бухгалтерский баланс по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате слияния таких коммерческих организаций), превышает 3 млрд. рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает 6 млрд. рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр;

  1. присоединение одной или нескольких коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает 3 млрд. рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает 6 млрд. рублей, либо если одна из таких организаций включена в реестр;
  2. слияние финансовых организаций или присоединение одной или нескольких финансовых организаций к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при слиянии или присоединении кредитных организаций такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации).

В федеральном законе «О защите конкуренции» (п. 1-4 ч. 1 ст. 30) перечислены случаи и  основания уведомительной реорганизации, по которым юридическое лицо - коммерческая организация обязана уведомить в 45-дневный срок после окончания слияния (присоединения) антимонпольный орган о состоявшейся реорганизации.

При данном виде реорганизации выпадает элемент вынесения решения антимонопольного органа о разрешении реорганизации, что связано с понижением порога величины активов по последним балансам или суммарной выручки за календарный год по сравнению с действиями, обозначенными в ст. 27 этого же закона.

Принудительная реорганизация  представляет собой такой способ реструктуризации компаний, при котором  юридическое лицо с целью выполнения государственных функций по воспрепятствованию нарушениям действующего законодательства, поддержания конкуренции и экономической активности на товарном рынке, недопущения их собственного банкротства, на основании постановления арбитражного суда или решения уполномоченного государственного органа проводит необходимые действия по комплексному приведению своей деятельности в соответствие согласно выданному предписанию, что выражается в сложном юридико-фактическом составе, включающем в себя: 1) решение уполномоченного органа и (или) решение суда о принудительной реорганизации в форме разделения, выделения, слияния или присоединения; 2) группу последовательно наступающих юридических фактов (определение объема правопреемства, уведомление кредиторов, публикация сведений о реорганизации и т. д.); 3) административный акт (государственная регистрация вновь образованных юридических лиц).

Исходя из приведенного выше определения  к наиболее важным признакам принудительной реорганизации относятся:

- особая цель проведения - воспрепятствование нарушению действующего законодательства, поддержание конкуренции и экономической активности на товарном рынке, недопущение собственного банкротства;

- данная реорганизация определяется не первичным волеизъявлением несобственников (участников, акционеров) юридических лиц, а решениями уполномоченного государственного органа и арбитражного суда (на основании иска уполномоченного органа).

Данные признаки позволяют отличить принудительную реорганизацию от вынужденной. Так, при вынужденной реорганизации юридическое лицо добровольно выполняет предписание, фиксирующееся в нормативных правовых актах, на основании которых организация должна реорганизоваться, и проведение данного процесса может быть вызвано не обязательно экономическими причинами, но и связано с упорядочиванием правового регулирования той или иной организационно-правовой формы. Юридическое лицо хоть и проводит реорганизацию по внешнему решению, но для начала самой процедуры, так или иначе, необходима его воля. В основу же принудительной реорганизации берется не нормативное предписание, а акты юрисдикционного характера, либо требования (решение уполномоченного органа и (или) судебное постановление), которые выносятся с особой целью, имеющей, как правило, экономический оттенок: а) разукрупнение хозяйствующего субъекта с целью поддержания конкуренции; б) разукрупнение энергетических компаний с целью подержания надлежащего функционирования рынка электроэнергетики; в) недопущение банкротства кредитных организаций.

Особым отличием принудительной реорганизации от вынужденной является постановка задач ее проведения. Принудительная реорганизация - это всегда мера последующего государственного контроля, связанная с выполнением функций государства по недопущению нарушений действующего законодательства. Этот признак делает сходным принудительную реорганизацию с уведомительно-разрешительной, где решаются те же задачи, имеются во многом сходные цели и также необходимо решение уполномоченного государственного органа. Однако если принудительная реорганизация представляет собой последующий государственный контроль, то уведомительно- разрешительная - это всегда контроль первичный, и волеизъявление самого юридического лица здесь играет главенствующую роль.

Из приведенных ранее случаев  к принудительной реорганизации относятся:

1) принудительное разделение или  выделение коммерческих организаций,  а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход (ст. 38 федерального закона «О защите конкуренции»);

2) принудительное разделение и выделение юридических лиц - хозяйствующих субъектов в сфере электроэнергетики, не обеспечивших выполнение требований законодательства по структурному преобразованию своей деятельности в соответствие с предписаниями ст. 6 федерального закона «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "Об электроэнергетике"»;

3) принудительное слияние и присоединение  кредитных реорганизаций на основании  ст. 32 федерального закона «О несостоятельности  (банкротстве) кредитных организаций».

Как видим, законодатель опровергает  мнение исследователей, утверждающих, что принудительная реорганизация возможна только в форме разделения и выделения2.

 

1.2. Примеры принудительной реорганизации юридических лиц

 

Как указано в п. 1 ст. 38 федерального закона «О защите конкуренции», в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком Российской Федерации) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц. Таким образом, обозначенные данной статьей элементы образуют основания принудительной реорганизации в форме разделения и выделения:

Информация о работе Теоретические аспекты исследования реорганизации юридических лиц