Субъекты публичного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:23, реферат

Описание

В своей работе проведу анализ таких понятий как государственные органы, должностные лица, которые являются субъектами публичного права- это и будет основная цель работы.
Определив цель – необходимо определить ряд зада, которые подведут к решению главного вопроса.
Первая задача – дать характеристику такой отрасли права, как «публично», где можно:
- дать определение публичному праву;
- провести границу между частным и публичным правом;
- определить структуру публичного права.

Содержание

Введение
Понятие «Публичное право»
Проблемы деления частного и публичного права
Характеристика публичного права, его структура
Субъекты публичного права – «Государственные органы и должностные лица».
Субъект публичного права – единство понятия.
Субъект публичного права- «государственные органы». Характеристика, система, виды.
Субъект публичного права- «должностные лица». Определение, структура, характеристика.
Заключение
Список используемых источников информации

Работа состоит из  1 файл

subekty_publichnogo_prava_1.docx

— 50.93 Кб (Скачать документ)

Повседневная жизнь людей, государства и общества не мыслима  без управления. В широком смысле оно означает целенаправленное воздействие  субъекта на объект, на перевод последнего в новое состояние. И в любых системах и процессах, происходящих в природе и обществе, обнаруживаются те или иные проявления управленческого воздействия, прямых и обратных связей. Без этого невозможно осуществление каких-либо организованных систем. Государственное управление и есть организованный процесс руководства, регулирования и контроля государственных органов за развитием сфер экономики и культуры, иных сфер государственной жизни. Оно всегда осуществляется специальными органами, состоящим из штатных профессионалов – государственных служащих. В эти специальные органы и классифицируют – государственные органы, где осуществляют ими управление – должностные лица.

3.2 Субъект публичного  права – «государственные органы».  Характеристика, системы, виды.

Государство как организация  публичной власти осуществляет ее, выполняя свои многообразные функции  управления общественными процессами, с помощью образуемых в установленном  порядке государственных органов.

Государственный орган –  относительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная соответствующей  компетенцией и опирающаяся в  процессе реализации своих функций  на организационную, материальную и  принудительную силу государства.

Признаки государственного органа:

  1. Формируется по воле государства и от его имени осуществляет свои функции;
  2. Выполняет строго определенные, установленные в законодательном порядке виды деятельности;
  3. Имеет юридически закрепленную организационную структуру, компетенцию (совокупность прав и обязанностей), территориальный масштаб деятельности, специальное положение, определяющее его место и роль в государственном аппарате, а также порядок его взаимоотношений с другими государственными органами;
  4. Наделяется определенными материальными средствами (зданиями, сооружениями, транспортом, оргтехникой и тому подобное.)4
  5. Наделяется полномочиями государственно-властного характера, состоящими, прежде всего, в праве издавать различные правовые акты и обеспечивать их реализацию.

В. Столяренко выделяет следующие  признаки органа государственной власти:

1) орган государственной  власти всегда является частью  механизма государства, но структурно, организационно и хозяйственно  обособленной от остальных частей  этого механизма;

2)орган государства имеет  государственно-властные полномочия, наделения которыми осуществляется  в особом, установленном государством  порядке;

3) орган государственной  власти наделяется правовыми  и материально-финансовыми средствами  для реализации предоставленных  полномочий;

4) орган государственной  власти осуществляет задачи и  функции государственной власти;

5) он вправе (и обязан) использовать предоставленные ему  государственно-властные полномочия  исключительно в рамках своей  компетенции;

6) любой государственный  орган состоит из государственных  служащих.

Наиболее существенный признак  государственных органов -  наличие  государственно-властных полномочий. Вместе с другими этот признак  позволяет провести четкое разграничение  между государственными органами, являющимися  носителями государственной власти, и государственными организациями, учреждениями, предприятиями, а также  негосударственными органами и организациями. Государственно-властные полномочия выражаются в компетенции государственных  органов и практически реализуются в принимаемых ими властно-управленческих решениях.

Для реализации государственных  функций государственные органы наделяются государственно- властными  полномочиями как внешнего, так и  внутреннего характера. Их деятельность облекается в  правовые формы, а принимаемые ими акты имеют иерархию по юридической силе и значению. Они осуществляют правотворческую, правоприменительную, правоохранительную деятельность, в процессе которой опираются на интеллектуальную, организационную, материальную и принудительную силу государства. Каждое из них представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата. Вместе с тем государственные органы образуют в своей совокупности определенную систему, которая основывается на конституционно закрепленных принципах.

Подводя итог под вышесказанным  можно дать достаточно ёмкое и  четкое определение «государственные органы» - это юридически оформленное,  организационно и хозяйственно структурно обособленное звено государственного аппарата, состоящее из государственных  служащих, наделенное государственно-властными  полномочиями и необходимыми материальными  средствами для осуществления в  пределах своей компетенции задач  и функций государства.[3]

Государственные органы в  Российской Федерации составляют единую систему осуществления государственной  власти. Такое единство определяется федеративным устройством и государственной  целостностью Российской Федерации (ч. 3 ст.5 Конституции РФ), что производно от полновластия народа, который, являясь носителем суверенитета и единственным источником государственной власти, осуществляет ее непосредственно, через органы государственной власти и местного самоуправления (ч.1, 2 ст.3 Конституции РФ). Граждане Российской Федерации, реализуя свои права участия в управлении делами государства, могут влиять на формирование государственных органов через выборы и своих представителей. Под системой государственных органов в российской Федерации понимается совокупность ее федеральных (центральных), региональных (субъектов Федерации) и местных (территориальных ) органов государственной власти. При этом система органов местного самоуправления образует самостоятельную совокупность органов, которые не относятся к органам государственной власти. Вместе с тем эти органы входят в более крупную систему – систему государственного управления Российской Федерации, так как обеспечивают важные вопросы местного значения, определенные законодательством нашей страны.

В зависимости от классификационного критерия виды государственных органов  могут быть распределены:

- по принципу разделения  властей – законодательные, исполнительные, судебные;

- по принципу федерализма - федеральные, субъектов Федерации;

- по территориальному масштабу – центральные, региональные (территориальные), местные;

- по характеру и объему  компетенции – общей компетенции,  специально-функциональной компетенции  (отраслевой и межотраслевой), особой  компетенции;

- по виду государственной  деятельности – гражданские,  военные, правоохранительные, специализированные.

- по порядку образования  – легитимные (конституционные,  учрежденные на законом основании) и нелигитимные (образованные в нарушение установленного законодательства);

- по организационно-правовым  формам – коллективные и единоличные;

- по форам принятия  решений – коллегиальные и  единоначальные;

- по формам и методам  осуществления функций государственного  управления – политические, административные, фискальные, «силовые», экономические, финансовые, карательные, контрольно-надзорные, консультативные, координационные;

- по особенностям исполнения  возложенных полномочий – властно-управленческие, вспомогательные.

Так, например, органы государства  по такому критерию, как юридический  источник их легитимности, подразделяются на виды:

  1. Органы, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ).
  2. Органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Администрация Президента, аппараты палат Федерального Собрания, Правительства, высших судебных органов РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ).

Государственные органы, относящиеся  к первому из рассмотренных видов, представляется обоснованным именовать  первичными органами, ко второму –  вторичными, производными от первых.

На основе принципа разделения властей государственные органы делятся на законодательные, исполнительные, судебные. На котором строится система органов государственной власти в российской Федерации и ее субъектах. В соответствии с этим принципом органы государственной власти  РФ делятся на органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые соответственно осуществляют основные функции государственной власти (правотворческую, исполнительно-распорядительную, правоохранительную). Эти органы образуют основу конституционной системы органов российского государства. При этом предполагается, что три ветви власти должны взаимно дополнять друг друга, взаимно контролировать и сдерживать друг друга по классической схеме системы «сдержек и противовесов», отработанной мировым конституционным опытом.  Принцип разделения властей предполагает и влияние на каждую из них со стороны прокуратуры, которая должна принимать меры к устранению нарушения законов, от какого бы органа государственной власти, его структурного подразделения или должностного лица они ни исходили. Важнейшая роль в деле защиты конституционных прав и свобод российских граждан от возможного произвола со стороны органов государственной власти должна принадлежать Уполномоченному по правам человека РФ.

Единая система государственных  органов должна быть четко и повсеместно  скоординирована.

Прежде всего, эту сложную  работу по координации деятельности органов государственной власти осуществляет Президент РФ как глава  государства, например:

Президент оказывает воздействие  на законодательные органы власти путем  осуществления права законодательной  инициативы, права подписания принятых законов или права наложения  на них вето;

Президент оказывает воздействие  на судебную власть (путем предоставления Совету Федерации кандидатур для  назначения на должности судей Конституционного суда, Верховного суда и Высшего Арбитражного суда, назначение судей других федеральных судов);

Президент фактически направляет деятельность исполнительных органов  власти в лице федерального правительства, с которым Президент очень  тесно связан и фактически направляет его деятельность, формально не являясь  главой исполнительной власти.

Конституция Российской Федерации, провозглашая принцип разделения властей  на законодательную, исполнительную и  судебную, выводит Президента РФ за рамки этих отраслей власти, не относя его ни к одной из вышеперечисленных отраслей, хотя по тексту Конституции он провозглашается в качестве самостоятельного субъекта осуществления государственной власти. Это дало основание некоторым российским конституционалистам утверждать, что в России формируется отдельная самостоятельная Президентская отрасль власти или даже сверхпрезидентская. Видимо, такая точка зрения имеет право на существование, поскольку в установленной ныне форме принцип разделения властей в РФ носит довольно ограниченный характер, в то время, как в чистой президентской республике (например, США) президент является главой исполнительной отрасли власти и несет ответственность за результаты работы кабинетов министров, а в России Президент активно воздействует на законодательную отрасль власти, контролирует и фактически руководит действиями Правительства, а сам выведен из-под влияния этой системы, в том числе и из-под влияния какой-либо формы контроля со стороны органов государственной власти.

За исключением института  отрешения президента от должности  по обвинению в государственной  измене или совершении иного тяжкого  преступления (процедуры очень усложненной  и практически неосуществимой) у  Федерального Собрания и судебной власти, равно как и у избирательного корпуса, нет реальных рычагов воздействия  на деятельность президента или установления ответственности за последствия  этой деятельности.

Видимо, такая конституционная  модель института Президентства  была установлена в силу особенностей переходного периода, переживаемого  Россией, и во многом была приспособлена  под Президента Ельцина. Не исключено, что в дальнейшем по мере стабилизации конституционного строя в России, принцип разделения властей будет  приближать к его классической форме  при установлении чисто Президентской  республики.

По действию в пространстве государственные органы подразделяется на федеральные органы и органы субъектов  Федерации. При этом Суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся  к федеральным органам.

По длительности действия государственные органы делятся  на постоянные и временные. Абсолютное большинство государственных органов Российской Федерации и ее субъектов, согласно Конституции и законам РФ, конституциям и уставам субъектов РФ, действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут быть органы, создание и деятельность которых носит временный характер, они связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).

Органы государства различаются  между собой и тем, что один из них – коллективные образования, другие – представлены одним лицом. По общему правилу орган государства  состоит из коллектива государственных  служащих. Например, Федеральное Собрание Российской Федерации, правительство РФ, Верховный Суд РФ. Однако в отдельных случаях орган государства может воплощаться в одном лице, занимающем государственную должность. Например, Президент Российской Федерации, президент республики в составе РФ, Генеральный прокурор РФ.

Своего рода обобщающим основанием классификации государственных  органов является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма  государства.

Исследование различных  видов государственных органов  предлагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых  других оснований их классификации.

 

 

3.3 Субъект публичного  права – «должностные лица».  Определение, структура, характеристика.

Должность (в широком смысле) – установленная в определенном порядке первичная структурная  единица штатного расписания той  или иной государственной или негосударственной организации, определяющая содержание и объем полномочий, размер денежного содержания и положения в иерархической структуре организации лица, ее заменяющего.

Что же касаемо определения  должностное лицо – Российское законодательство не содержит единого понятия. Однако должностные лица признаются специальными субъектами различных отраслей права:

Информация о работе Субъекты публичного права