СМИ как субъект гражданского правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:33, курсовая работа

Описание

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия СМИ, личности, гражданского общества и государства.
Предметом исследования выступает статус СМИ в гражданском праве.
Основная цель настоящей работы заключается в комплексном и всестороннем анализе гражданско-правового статуса СМИ согласно международному и российскому законодательству.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО МАСССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1.1.Общее понятие международного права массовой информации

1.2. Принципы международного права массовой информации

1.3. Права и обязанности СМИ

ГЛАВА 2. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВООТНОШЕНИЙ

2.1. Правовой статус журналиста

2.2. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации

2.3. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Работа состоит из  1 файл

СМИ как субъекты Гражданского права - курсовая работа.doc

— 183.00 Кб (Скачать документ)

- учреждение средства массовой информации через подставное лицо, получение свидетельства о регистрации либо лицензии на вещание обманным путем, скрытая уступка лицензии, уклонение от уплаты регистрационного сбора или неправомерного получения льгот, установленных для специализированных средств массовой информации;

- незаконное изготовление продукции средства массовой информации без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности, уклонение от перерегистрации, а также предъявление при регистрации не предусмотренных Законом «О средствах массовой информации» требований;

- воспрепятствование осуществляемому на законном основании и распространению продукции средства массовой информации, установление незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания;

- незаконное распространение продукции средства массовой информации без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности или без разрешения на выход в Н0ет (в эфир), незаконное коммерческое распространение, вещание без лицензии либо с нарушением лицензионных условий;

- нарушение правил распространения обязательных сообщений, рекламы, эротических изданий и программ;

- нарушение порядка объявления выходных данных, представления обязательных экземпляров, хранения материалов теле- и радиопередач;

- создание искусственных помех, препятствующих уверенному приему радио- и телепрограмм.

Могут быть обжалованы в суд следующие действия (ст.61 Закона РФ «О СМИ»):

1) отказ в регистрации средства массовой информации, нарушение регистрирующим органом порядка и сроков регистрации, иные неправомерные действия регистрирующего органа;

2) решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, об аннулировании лицензии на вещание:

3) отказ и отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации либо несоблюдение должностными лицами, работниками пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений требований статьи 40 Закона РФ «О СМИ»;

4) отказ в аккредитации, лишение аккредитации, а равно нарушение прав аккредитованного журналиста.

Если суд признает обжалуемое решение или действие (бездействие) неправомерным, он выносит решение об обоснованности жало бы, обязанности устранить допущенное нарушение и возместить убытки, включая неполученные доходы, понесенные учредителем, редакцией, держателем лицензии. Моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средством массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом.

В случае разглашения коммерческой тайны пункте втором статьи 139 ГК РФ предусматривает возложение обязанности возместить причиненные убытки на лиц, незаконными методами получивших информацию. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору. Следовательно, если журналист не нарушил закон, получая информацию, то за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, он ответственности не несет.

Таким образом, средства массовой информации являются полноправными субъектами гражданского права, они позволяют выявлять и учитывать многообразие мнений и убеждений людей. Свободные и независимые средства массовой информации являются в тоже время непременным условием формирования подлинно гражданского общества и правового государства[12].

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экс-президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ в 2007 году справедливо отметил, что благотворное воздействие на развитие демократических институтов и процедур оказывает и стремительное расширение национального информационного пространства. За последние восемь лет количество зарегистрированных в России печатных средств массовой информации выросло на 60 процентов, электронных - почти в 2,5 раза. Но бесспорным лидером роста является, конечно, Интернет: его постоянная российская аудитория увеличилась за это время более чем в четыре раза и превысила сегодня 25 миллионов человек[13].

Проблема обеспечения свободы слова и права граждан России на объективную и полную информацию обо всем, что происходит в стране и мире, остается в центре внимания и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. «Причем не только по причине своего огромного значения для гражданского общества. Но также и в связи с противоречивыми и порой остро конфликтными тенденциями, которые она порождает во взаимоотношениях как внутри общества, так и между обществом и государством»[14].

В Докладе Общественной палаты Российской Федерации о состоянии гражданского общества в Российской Федерации говорится: «Средства массовой информации - один из столпов гражданского общества. От их состояния, независимости, свободы многое зависит. Этот институт пережил в течение 1990-х годов значительные перемены, прошел сквозь кризисы, взлеты и падения. Отдельные виды средств массовой информации по своему влиянию на российского гражданина, на формирование общественного мнения стали серьезно различаться: в частности, приоритетное, главенствующее место среди них заняли телевидение, радиовещание, а также Интернет».1

Необходимость гражданско-правового регулирования деятельности средств массовой информации не требует дополнительных доказательств с точки зрения ее первостепенного значения для развития законодательства, объединенного различными отраслями российской правовой системы. Это одно из важнейших и наиболее сложно регулируемых направлений.

Провозглашение политического и идеологического плюрализма, свободы массовой информации, отмены цензуры привели к многократному увеличению объема информации. Поток информации, который практически не поддается контролю, создает благоприятную почву для нарушения прав личности.

Переход России к новому типу экономического развития, политическому плюрализму, гражданскому обществу и правовому государству порождают огромную общественную потребность в информации, что обусловливает особую роль СМИ в жизни общества.

Средства массовой информации в России - не только зеркало происходящих в стране событий. Они в большой степени творцы того, что происходит на разных уровнях российской государственной и общественной жизни, являются средством воздействия на сознание людей.

И очевидно, что в силу своих особенностей как всепроникающего, регулярного, доступного средства массового общения СМИ оказываются главным средством социального диалога.

Посредством деятельности СМИ граждане России реализуют возможность участвовать в формировании и деятельности политических институтов.

В Российской Федерации недостаточно урегулированы многие вопросы деятельности средств массовой информации. Без этого деятельность средств массовой информации имеет тенденцию к деструктивному воздействию на личность, общество и государство, представляя угрозу для демократического развития страны.

Необходим системный анализ проблем правового взаимодействия СМИ с личностью, институтами гражданского общества (негосударственными системами экономических отношений, образования и воспитания, семьей, религиозными и общественными объединениями), государством.

Без эффективного взаимодействия основных политических сил, к которым относятся, прежде всего, государственные институты власти, гражданское общество, заметно набирающее в последние годы силу и политическое влияние, а также средства массовой информации как информационная составляющая экономической, духовно-культурной жизни общества, невозможно обеспечить стабильное развитие Российской Федерации - действительно сильного, экономически передового и влиятельного государства мира. В настоящее время в стране определились основные векторы социально-экономических реформ, среди которых отчетливо прослеживаются направления переустройства административного управления, создание эффективного гражданского общества как важнейшего средства и формы осуществления демократии, совершенствование и развитие передовых информационных технологий, позволяющих России войти в число передовых стран, создающих единое информационное пространство мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 11.07.2011) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.11.2011) //«Российская газета», N 32, 08.02.1992.

2. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.11.2011) «О государственной тайне» // «Собрание законодательства РФ», 13.10.1997, N 41, стр. 8220-8235.

3. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 06.04.2011, с изм. от 21.07.2011) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // «Российская газета», N 165, 29.07.2006.

4. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

5. Указ Президента РФ от 31.12.1993 N 2334 (ред. от 01.09.2000) «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» // «Российская газета», N 4, 10.01.1994.

6. Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти» // «Собрание законодательства РФ», 25.07.2005, N 30 (ч. II), ст. 3165.

7. Агалец Н. А. Информационное право. - М.: «ТетраСистемс», 2010. -140 с.

8. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право.  - СПб.: Юридический центр «Пресс», 2010. – 789 с. 

9. Богуславский М.М. Международное частное право.  - М.: «Юристъ», 2009. — 604 с.

10.   Глебов И.Н.  Международное право. - М.: «Дрофа», 2007. — 368 с.

11. Гражданское право России. Том 1. Часть первая / Под ред. Е.А. Суханова. - М.: «Волтерс Клувер», 2010. -  567 с.

12. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Ч. I. М.: «Юристъ», 2009. – 624 с.

13. Гриб В. В. СМИ как институт гражданского общества [Текст]
// Информационное право. - 2010. - № 1. - С. 32 – 35.

14. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2011 год // Российская газета. - 2011. – 3 марта.

15.  Заика Н. К. Правовые основы средств массовой информации. - СПб.: «Знание», 2010. - 72 с.

16. Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право. - М.: «Эксмо», 2008. - 688 с. 

17. Комментарий к Закону Российской Федерации «О средствах
массовой информации» / Под общ. ред. В.В. Погуляева. - М.: «Юстицинформ», 2010. - 192 с.

18. Копылов В.А. Информационное право.– М.: «Юристъ», 2011. – 512 с.

19. Матушевский, Р. Г. Правовые основы СМИ в журналистике. - М.: «А-Приор», 2008. - 96 с.

20. Международное право /  Ред. Игнатенко Г.В., Тиунов О.И. - М.: «Норма, Инфра-М», 2009. — 584 с. 

21. Международное информационное право / Под общ. ред. А. К. Смирнова. - М.: СТЭНСИ, 2011. - 192 с.

22. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. - 2007. – 22 декабря.

23. Тоффлер Э. Третья волна. - М.: АСТ, 2004. – 783 с.

2

 



[1] Тоффлер Э. Третья волна. - М.:АСТ, 2004. – 783 с.

[2] Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 11.07.2011) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.11.2011) //«Российская газета», N 32, 08.02.1992. Статья 2

[3]Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 11.07.2011) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.11.2011) //«Российская газета», N 32, 08.02.1992. Статья 3

[4]Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 11.07.2011) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.11.2011) //«Российская газета», N 32, 08.02.1992. Статья 4..

[5] Матушевский, Р. Г. Правовые основы СМИ в журналистике. - М., 2008. – С.56.

[6] Матушевский, Р. Г. Правовые основы СМИ в журналистике. - М., 2008. – С.62.

[7] Международное информационное право / Под общ. ред. А. К. Смирнова. - М., 2011. – С.86.

[8] Богуславский М.М. Международное частное право.  - М., 2009. — С.380.

[9] Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право.  - СПб., 2010. – С.366. 

[10] Гриб В. В. СМИ как институт гражданского общества // Информационное право. - 2010. - № 1. - С. 32 – 35.

[11] Гриб В. В. СМИ как институт гражданского общества // Информационное право. - 2010. - № 1. - С. 32 – 35.

[12] Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право.  - СПб., 2010. – С.378. 

[13] Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. - 2007. – 22 декабря.

[14] Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2011 год // Российская газета. - 2011. – 3 марта.


Информация о работе СМИ как субъект гражданского правоотношения