СМИ как субъект гражданского правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:33, курсовая работа

Описание

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия СМИ, личности, гражданского общества и государства.
Предметом исследования выступает статус СМИ в гражданском праве.
Основная цель настоящей работы заключается в комплексном и всестороннем анализе гражданско-правового статуса СМИ согласно международному и российскому законодательству.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО МАСССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1.1.Общее понятие международного права массовой информации

1.2. Принципы международного права массовой информации

1.3. Права и обязанности СМИ

ГЛАВА 2. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВООТНОШЕНИЙ

2.1. Правовой статус журналиста

2.2. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации

2.3. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Работа состоит из  1 файл

СМИ как субъекты Гражданского права - курсовая работа.doc

— 183.00 Кб (Скачать документ)


ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО МАСССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1.1.Общее понятие международного права массовой информации

1.2. Принципы международного права массовой информации

1.3. Права и обязанности СМИ

ГЛАВА 2. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВООТНОШЕНИЙ

2.1. Правовой статус журналиста

2.2. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации

2.3. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

XXI век ознаменовался бурными преобразованиями не только в российском обществе и государстве, но и в мире. Глобализация экономического пространства, развитие информационных технологий, да и просто борьба за элементарное выживание выдвигают на первый план необходимость всесторонней, всеобъемлющей информированности как одного из важнейших факторов прогресса любого современного общества. Из всех ресурсов, которыми располагает современная цивилизация, информация становится наиболее важным, особо значимым товаром, ибо без необходимого объема и качества информации невозможны развитие высокотехнологичных производств, подъем национального благосостояния. Только при наличии полной и качественной информации можно построить гражданское общество и правовое государство.

Особое, центральное место в данном процессе принадлежит средствам массовой информации (далее - СМИ). Выступая одним из особых институтов гражданского общества, они аккумулируют в себе гигантскую созидательную и разрушительную силу. Им принадлежит важнейшая роль в деле внесения в сознание людей определенных идей, побуждающих их к соответствующему поведению, действиям. Мировой опыт свидетельствует, что чем выше степень политизации общества, тем весомей роль СМИ в политическом процессе. Примером этого, в частности, является и нынешняя ситуация в России. Недаром СМИ характеризуют как «четвертую власть». Не случайно столь пристальное внимание уделяется вопросам правовой регламентации статуса СМИ как на уровне всего мирового сообщества, так и каждого отдельно взятого государства. Сегодня происходит оформление права СМИ как самостоятельной комплексной отрасли.

Однако проблема правового регулирования деятельности средств массовой информации, а также, особенности юридической ответственности средств массовой информации, так и осталась до конца не решенной.

Все эти вопросы должны найти свое решение, прежде всего в сфере гражданско-правовых отношений, в рамках Закона «О средствах массовой информации» и ряде других нормативных актов. Именно поэтому данная темя является актуальной для рассмотрения.

Степень разработанности проблемы. Проблемы положения СМИ в структуре гражданского общества и их влияние на развитие правового регулирования институтов гражданского общества практически не исследовались.

Среди отечественных ученых к теме гражданского общества обращались: Н.Н. Алексеев, Н.А. Бердяев, Н.М. Коркунов, С.Л. Франк, Б.Н. Чичерин и др.

Большое значение для раскрытия понятия гражданского общества и основ функционирования его институтов имеют фундаментальные теоретико-правовые и государствоведческие труды С.А. Авакьяна, О.В. Власовой, Л.И. Глухаревой, В.Д. Граждана, Т.Д. Зражевской, А.А. Малиновского, А.В. Малько, Л.С. Мамута, М.В. Мельниковой, В.Д. Керимова, Д.А. Керимова, М.Р. Кулиева, В.Я. Любашица, Н.И. Матузова, А.С. Мордовца, B.C. Нерсесянца, В.Н. Синюкова, К.А. Струся, Б.Н. Топорнина, О.И. Цыбулевской, И.Л. Честнова, З.М. Черниловского, В.Е. Чиркина, Б.С. Эбзеева и др.

В России представления об информационном обществе во многом сложились благодаря трудам американского социолога и философа Э. Тоффлера, выдвинувшего в своей работе «Третья волна»[1] теорию информационной революции, которая должна завершиться построением информационного общества.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия СМИ, личности, гражданского общества и государства.

Предметом исследования выступает статус СМИ в гражданском праве.

Основная цель настоящей работы заключается в комплексном и всестороннем анализе гражданско-правового статуса СМИ согласно международному и российскому законодательству.

Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:

- анализ общего понятия международного права массовой информации, его принципов :

- раскрытие понятия и содержания прав и обязанностей средств массовой информации;

- непосредственное рассмотрение средств массовой информации как субъекта гражданского правоотношений. Сюда включается:

- анализ правового статуса журналиста;

- изучение межгосударственного сотрудничества в области массовой информации;

- освещение вопроса ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации.

В качестве теоретической базы исследования использованы работы российских и зарубежных правоведов, в том числе и многих современных ученых, а также законодательство субъектов Российской Федерации.

Структура работы определена содержанием темы и решаемыми в ходе ее исследования задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных литературы.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО МАСССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1.1.Общее понятие международного права массовой информации

 

К средствам массовой информации относятся радиовещание, телевизионное вещание, распространение тиражированной печатной, звуковой и визуальной продукции (книги, газеты, журналы, грампластинки, компакт-диски, магнитофонные ленты, видеомагнитофонные пленки и т. д.).

Необходимость международного сотрудничества в области распространения массовой информации вызывается рядом факторов:

1) идеологическими интересами государства;

2) коммерческими интересами производителей средств массовой информации;

3) целесообразностью запрета некоторых идей и поощрения других идей, влияющих на формирование общественного мнения;

4) неизбежностью координации использования радиочастот для предотвращения взаимных радиопомех.

Источниками норм, касающихся содержания средств массовой информации, являются следующие международно-правовые акты:

1) Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 3 ноября 1947 г.;

2) Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;

3) Женевская конвенция об использовании радиовещания в интересах мира 1936 г.;

4) Декларация ООН о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств 1982 г.;

5) Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.;

6) Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими 1923 г.;

7) Декларация ООН о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами 1965 г.;

8) Декларация ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и взаимного понимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма, апартеида и подстрекательства к войне, 1978 г.;

9) принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания (одобрены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 37/92 от 10 декабря 1 982 г.).

Технические и коммерческие вопросы использования средств массовой информации на международном уровне регулируются следующими правовыми актами:

1) Международной конвенцией электросвязи 1991 г.;

2) Уставом Международного союза электросвязи, который вступил в силу 1 июля 1994 г.;

3) Соглашением об облегчении международных обменов визуальными и звуковыми материалами образовательного, научного и культурного характера, принятым в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО и вступившим в силу в 1954 г.;

4) Конвенция об обмене официальными изданиями и правительственными документами между государствами 1958 г.;

5) Женевская конвенция о международном праве опровержения 1948 г.;

6) Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 г., которая запрещает несанкционированное распространение для публики телевизионных программ, передаваемых через эти спутники, которые могут быть приняты в странах, для населения которых эти распространяемые передачи не предназначались.

Основной принцип, заключающийся в этих документах, – обеспечение свободы информации в рамках сотрудничества на базе заключенных соглашений.

1.2. Принципы международного права массовой информации

 

На международные информационные обмены оказывают влияние и распространяют свое действие все отраслевые принципы международного права.

Отраслевые принципы международного права массовой информации – руководящие правила поведения субъектов, направленные на выражение порядка сложившихся вещей, закономерностей в сфере массовой информации, возникающие в результате общественной практики и юридически закрепленные в правовых документах международного права массовой информации.

Соблюдение этих принципов является строго обязательным. Отменить принцип возможно, только если отменить международную практику, что, само собой, не под силу одному государству или группе государств. Важная задача в этом случае для всех государств – реагировать соответствующим образом на попытки в одностороннем порядке отменить или изменить уже сложившиеся принципы.

Отраслевые принципы международного права массовой информации формируются обычным и договорным путем. Принципы выполняют одновременно 2 функции:

1)способствуют стабилизации международных отношений в сфере массовой информации, ограничивая их определенными пределами;

2)закрепляют все новое, что появляется в практике информационных отношений, таким образом способствуя их развитию.

Характерной особенностью принципов является их универсальность – все субъекты информационных отношений должны строго блюсти эти принципы, так как если они будут нарушены, это может привести к нарушению интересов других участников информационных отношений.

Принципы являются критерием законности всей системы международных норм в области информационных отношений. Действие отраслевых принципов, распространяясь на информационные отношения самым непосредственным образом, связано с другими отраслями человеческой деятельности.

Принципы являются своего рода фундаментом международных отношений в сфере массовой информации.

Они дополняются рядом специальных принципов:

1) право государств на осуществление или санкционирование осуществления трансграничного радиовещания, а также на осуществление телевизионного вещания;

2) обязанность государств осуждать и всеми возможными способами пресекать распространение таких идей, которые осуждаются международным сообществом;

3) обязанность государств всеми способами обеспечивать свободный доступ населения государств к источникам массовой информации;

4) право государств на противодействие на территории своей страны идеям, которые были запрещены международным сообществом и которые представляют угрозу международной и национальной безопасности, здоровью и нравственности населения, общественному порядку и общественной безопасности;

5) право государств развивать свои информационные инфраструктуры для достижения своих культурных, политических и экономических целей, не противоречащих основным принципам развития международного сообщества;

6) обязанность пресекать и предотвращать использование средств массовой информации одним государством для враждебной пропаганды против другого государства, а также вмешательства во внутренние дела других государств.

 

1.3. Права и обязанности СМИ

 

Вопросы прав и обязанностей современных средств массовой информации до сих пор обсуждаются всеми ветвями законодательной судебной и исполнительной власти.  Состояние законодательного регулирования, механизмов реализации прав и обязанностей  этого важнейшего социального института  в России, к сожалению, противоречивы, иногда не исполняются и не соответствуют всем стандартам развитого гражданского общества. Тем не менее, если смотреть на вещи объективно, уже  далеко не первые шаги для решения этой проблемы сделаны.

В Федеральном законе «О средствах массовой информации»[2]  под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;

под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ;

Информация о работе СМИ как субъект гражданского правоотношения