Шпаргалка по "Правоведение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:14, шпаргалка

Описание

 Право — это совокупность социальных норм, установленных и охраняемых государством, выражающих его волю и направленных на регулирование наиболее важных о

Работа состоит из  1 файл

шпоры по праву.doc

— 316.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 

 Билет №11

1).Законодательство- это совокупность действующих нормативно-правовых актов. Система законодательства вкл. законы, указы, акты правительства, инструкции министерств и ведомств, другие нормативно-правовые акты.

Законодательство  не явл. механическим соединением нормативно-правовых актов, а представляет собой систему. Система законодательства означает единство нормативно-правовых актов, дифференциацию этих актов на группы, их взаимосвязь и соподчиненность. Единство системы законодательства обусловлено тем, что возглавляет эту систему Конституция РФ, которой должны соответствовать и не противоречить законы и иные нормативно-правовые акты.

Система законодательства федеративного государства существенно отличается от системы законодательства унитарного государства. Для государства с федеративной формой государственного устройства, имеющего в своем составе субъектов, характерна сложная структура законодательства. Это объясняется тем, что субъекты РФ имеют представительные (законодательные) и исполнительные государственные органы, обладающие нормотворческой компетенцией, правом принимать нормативные акты. В настоящее время законодательство РФ включает:

1) федеральное законодательство 2)законодательство республик в составе РФ  3) законодательство краев и областей

4) законодательство городов федерального значения 5) законодательство автономной области и автономных округов

 Билет №11

2). Милиция в Российской Федерации — это система гос. органов исполнит. власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и гос-ва от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения. В апреле 1991 г. принят закон "О милиции". В соответствии с этим Законом милиция   подразделяется на криминальную милицию и милицию общ-ной безопасности (местную милицию).

Основными задачами криминальной милиции являются: предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от милиции, , без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законом.

В состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные, научно-технические и иные подразделения. Основные задачи милиции общественной безопасности (местной милиции): обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

В состав милиции  общественной безопасности (местной милиции) входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, ГАИ и.т.д. Надзор за законностью деятельности милиции осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. На службу в милицию имеют право поступить граждане РФ не моложе 18 лет и не старше 35 лет, имеющие среднее образование, физически здоровые. Не принимаются на службу в милицию только ранее судимые граждане.Кроме того, в системе Министерства внутренних дел функционируют внутренние войска, органы пожарной охраны, исправительно-трудовые учреждения, следственные изоляторы, лечебно-трудовые профилактории наркологической службы.

Ст. 57 Конституции РФ обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы. Но не все юридическое и физические лица добросовестно выполняют эту обязанность, а некоторые умышленно совершают налоговые правонарушения и преступления. Для пресечения таких действий была создана налоговая полиция.

Федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Задачи федеральных органов налоговой полиции: выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений, обеспечение безопасности деятельности государственных, налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей; предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

Деятельность  федеральных органов налоговой полиции основывается на Конституции РФ, конституциях республик в составе РФ, законе РФ "О федеральных органах налоговой полиции" (1993 г.) и других законодательных актах РФ, а также правовых актах субъектов федерации, регулирующих отношения в области налогообложения и правоохранительной деятельности в пределах их компетенции.

Федеральные органы налоговой полиции обязаны: проводить оперативно-розыскные мероприятия и дознание с целью выявления и пресечения

   налоговых преступлений, осуществлять розыск лиц, совершивших эти преступления.

 Билет №11

3).Правонарушение-это действие или бездействие, которое нарушает установленные гос-вом нормы права. Правонарушение-это виновное, противоправное поведение лица, достигнувшего уст. законом возраста и способного руководить своими поступками. Юрид. сост. 1. субъект правонарушения. Субъектом правонарушения признается дееспособное лицо, которое достигло опр. возраста, вменяемое, способн. правильно понимать и оценивать свои поступки (н-р: суб. преступления  признаются лица достигшие 16л, по ряду прист. 14л, по админ. правонаруш. с 16л, по граждан. с 18л или с момента вступл. в брак, дисциплин. ответст-ть-с момента закл. труд. договора. Юрид. лица могут быть только субъектами только 2ух видов правонаруш.: гражданско-правовое и некот. административных,

налоговых, экологических  и др. 2. субъективная сторона право-наруш. Она характер-ует вид виновности лица. Вина-это психич. состояние правонаруш.  к своему противоправному  поведению. Форма вины: умысел(прямой и косвенный) и неосторожность(легкомыслие и небрежность). Прямой умысел- это когда лицо осознает опасность своего деяния, предвидит возможность наступления последствий и желает их наступления. Косвенный умысел- выраж.  в осознании общ-ной опасности, предвидение последствий своего деяния, сознательно допускает или безразлично относится к ним. Легкомысленная неосторожность-лицо предвидит возможность последствий, но без достаточных на то оснований, рассчитывает на предотвращение их. Небрежная неосторожность- это когда лицо не предвидит возможные последствия, но должно или могло эти последствия предвидеть. Вина отсутствует если лицо совершившее правонаруш.  не осозновало или не могло осозн.  Опасность последствий или не предвидело и не должно было их предвидеть. 3.Объект правонарушения-это те общ-ные отношения охраняемые нормами права, которым причинен ущерб или вред. Бывает общий объект и непосредственный объект(им могут быть: трудовые, политич., имущ-ные, права и интересы субъектов права).4. Объективная сторона правонарушения- вкл. в себя хар-ку деяния, способы его совершения, последствия деяния и.т.д

В ней выделяются 1) само противоправное деяние,

2) общественно  вредные последствия,

3) причинна  и связь м/у совершённым деянием  и наступившими последствиями,  эта связь должна быть прямой, непосредственной, закономерно вытекающей из деяния данного лица, а не быть случайной.

 

Билет №12

1). Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, религиозных, национальных, общечеловеческих) в пределах определенной территории.Сущность государства проявляется в его функциях — экономической, социальной, идеологической. Возрастает значение государства как регулятора экономических отношений, обеспечения и защиты прав собственника. Расширяется и социальная функция государства. Практически во всех странах осуществляются широкие государственные программы образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки и развития культуры и др. Государством осуществляется и идеологическая функция, имеющая целью воспитание общества в духе гуманных ценностей морально-этического, культурного, гражданского характера. Современное государство провозглашает и гарантирует общечеловеческие ценности, идеи справедливости, приоритет интересов личности.Таким образом, государство выступает одновременно и посредником, и управляющим в общих делах.

Государство характеризуется следующими признаками.

1. Наличие территории и проживающего в её пределах населения.

2. Государственный суверенитет.

3. Учреждение особой публичной власти.

4. Существование специальных органов принуждения.

5. Право издавать общеобязательные нормативно-правовые акты.

6. Взимание налогов как основного источника доходов государства.

7. Наличие внешней атрибутики (символов): герб, флаг, гимн, столица государства.

                Правовое государство 

Правовое  государство характеризуется рядом существенных признаков.

1. Правовое государство — это форма осуществления подлинного народовластия. Органы власти в таком государстве образованы в результате демократической процедуры, а система представительства, правовые акты по вопросам выборов позволяют обеспечить действительное участие народа в осуществлении государственной власти.

2. Характерной чертой правового государства является господство закона как нормы жизни в обществе.

3. Для правового государства характерен высокий уровень защищенности личности, наличие гражданских прав и свобод личности.

4. Основной принцип организации и деятельности правового государства — разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную

5. Для правового государства характерен приоритет норм международного права перед нормами национального права.

6. Важная черта правового государства — высокий уровень правовой культуры общества.

Конституция Российской Федерации провозглашает, что Россия есть правовое государство, закрепляет в своих статьях перечисленные черты этого государства применительно к России. Однако необходимо отметить, что становление правового государства в России займёт достаточно длительный период.

классные  чины и носят форменную одежду. 

 Билет №12

2). Адвокатура-организованное особым образом объединение юристов-профессионалов, главной функцией которого является оказание квалифицированной юридической помощи всем, кто в ней нуждается.

Задачи деятельности адвокатуры: дача консультаций и разъяснений  по юридическим вопросам, устных и письменных справок по действующему законодательству; представительство в судах и других государственных органах по гражданским и административным делам; составление заявлений, жалоб и других документов правового характера; участие адвокатов при производстве по уголовным делам в качестве защитников подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков; оказание правовой помощи трудовым коллективам. Консультирование по вопросам применения законодательства — важный участок работы адвокатов. Другой участок деятельности адвокатов — юридическое обслуживание организаций, не имеющих своих юрисконсультов. Участие адвоката в уголовном судопроизводстве — важная форма адвокатской деятельности. Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает широкий круг прав, предоставляемых адвокату-защитнику как при судебном рассмотрении (в стадиях разбирательства и последующей проверки законности и обоснованности вынесенных по конкретному делу приговоров), так и на предварительном следствии или при производстве дознания. С мая 1992 г адвокаты-защитники стали допускаться к участию в деле с момента задержания подозреваемого. При этом они могут знакомиться с протоколом задержания или постановлением об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (ареста), иметь свидания с подзащитным без ограничения их числа и продолжительности, участвовать в его допросах и т.д. Если гражданин не проявляет инициативу по приглашению адвоката, то он должен быть назначен по предложению следователя, прокурора либо судьи. Такой адвокат пользуется теми же правами, что и адвокат, приглашенный обвиняемым или его родственниками. Его труд должен оплачиваться за счет средств государственного бюджета. Адвокат принимает также участие в разбирательстве гражданских дел в качестве представителя истца, ответчика и третьих лиц. Согласно Положению об адвокатуре в РСФСР коллегии адвокатов — это добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Они образуются на основе добровольности по заявлению группы учредителей, состоящей из лиц, имеющих высшее юридическое образование, или по инициативе соответствующего исполнительного органа. Принципы. 1.Принцип добровольности 2. В Российской Федерации объединения адвокатов строятся по территориальному принципу. В республиках образуются республиканские коллегии адвокатов, в краях и областях — краевые и областные коллегии адвокатов, а в случаях, предусмотренных Положением об адвокатуре РСФСР, — городские коллегии адвокатов (в наши дни они имеются в Москве и Санкт-Петербурге). 3. Коллегии адвокатов обеспечиваются собственными средствами, образуемыми из сумм, получаемых за оказание юридической помощи. 4. Принцип самоуправления.

Органами  коллегии адвокатов являются: общее собрание, президиум коллегии адвокатов, ревизионная комиссия.

Нотариат осуществляет деятельность по приданию правовым документам юридической силы, по правовому обеспечению некоторых иных действий. В результате нотариальных действий копии документов становятся юридически достоверными документами, имеющими равную силу с подлинниками; те или иные акты приобретают характер достоверности, доказательности. В некоторых случаях нотариальные действия имеют непосредственно охранительное значение, прямо примыкают к государственной деятельности по осуществлению мер правового принуждения. В его состав входят: государственные нотариальные конторы; должностные лица, наделенные правом выполнять нотариальные действия; нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Государственные нотариальные конторы образуются Министерством юстиции РФ или местными органами юстиции.  Все нотариусы, работающие в таких конторах, являются государственными служащими и получают свою зарплату из бюджетных средств. Им присваиваются классные чины. В местностях, где нет нотариусов, выполнение нотариальных действий может быть разрешено должностным лицам органов исполнительной власти. Им дозволено осуществлять несложные нотариальные действия (удостоверение завещаний и доверенностей, и т.д.).Несколько шире полномочия должностных лиц российских консульских учреждений. Круг их прав устанавливается законодательными актами, а круг прав должностных лиц органов исполнительной власти в местностях, где нет нотариусов, — Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой Министерством юстиции РФ. Для вступления в должность нотариусы сдают квалифицированный экзамен, свои  обязанности нотариус исполняет  после принесения присяги.

 Билет №12

 3). Юридическая ответственность — это важная мера защиты интересов личности, общества и государства. Она наступает в результате нарушения предписаний правовых норм и проявляется в форме применения к правонарушителю мер государственного принуждения. Юридическая ответственность характеризуется определенными признаками:

1) устанавливается государством в правовых нормах;

2) опирается на государственное принуждение;

3) она применяется специально уполномоченными государственными органами. Меры ответственности применяются: судом, арбитражем, административными органами и другим путем издания индивидуальных правовых актов. 4) юридическая ответственность связана с возложением новой дополнительной обязанности;5) выражается в определенных отрицательных последствиях личного, имущественного и организационного характера. Применение ответственности не зависит от воли и желания правонарушителя и выражается в виде лишения свободы, наложения штрафа, конфискации имущества, увольнения с работы и т.д.;

6) ответственность выступает формой реализации санкции правовой нормы в конкретном случае и применительно к конкретному лицу;

7) возлагается в установленной законом форме;

8) наступает только за совершенное правонарушение. Целью юридической ответственности является охрана общественных отношений, их укрепление и воспитание членов общества. Функции юридической ответственности. Среди них можно выделить следующие:

1) штрафную, характеризующую карательную реакцию государства на правонарушение и выражающуюся в наказании виновного лица, причинение ему личных, имущественных либо организационных обременении, в неблагоприятных последствиях;

2) право восстановительную, позволяющую взыскать с правонарушителя причиненный вред, возместить убытки, компенсировать потери управомоченного субъекта, так как функция юридической ответственности требует не только наказать, но и восстановить нарушенное право;

3) воспитательную, призванную формировать у субъектов мотивы к правомерному поведению, предупреждать совершение как новых правонарушений со стороны лица, подвергнутого ответственности (частная превенция), так и правонарушений иными лицами (общая превенция). Для тех, кто намеревается нарушить нормы права — устрашение, кара, полное возмещение ущерба, причиненного правонарушением в натуре или денежном выражении, является предупреждением — средством воспитания граждан в духе строгого соблюдения закона, правил поведения в обществе. Профилактическое, воспитательное значение функции ответственности здесь неоценимо. Она предупреждает не только самого правонарушителя, но и других граждан о недопустимости правонарушений.

Все названные  функции юридической ответственности  содействуют достижению ее целей. Презумпция невиновности

Презумпция  невиновности неразрывно связана о  юридической ответственностью. Суть её в том, что гражданин считается невиновным, поскольку вина его не признана в установленном законом порядке. Презумпция невиновности действует во всех отраслях права: гражданском, административном, уголовном. Она обязывает орган, привлекающий лицо к уголовной ответственности, собрать достаточно доказательств, подтверждающих вину этого лица вне каких бы то ни было сомнений. Только после этого соответствующий орган может выносить судебное или административное решение с обоснованием в нем доказанной вины. Следовательно, презумпция невиновности служит надежной гарантией прав и свобод личности.

 

    Билет №13

    1). Государственный суверенитет есть верховенство государственной власти, в силу которого она является неограниченной, самостоятельной и независимой от других государств или иной власти в осуществлении своих функций как внутри страны, так и за её пределами. Суверенитет государства характеризуется тремя признаками: верховенство, самостоятельность и независимость государственной власти.

    Верховенство  означает, что власть обладает учредительным характером, т.е. она сама создает те или иные органы (законодательные, исполнительные, судебные, охраны правопорядка, внешних связей и др.). Самостоятельность суверенной власти означает, что государственная власть сама выбирает пути и средства, способы и формы своей многообразной деятельности, которые она считает наиболее приемлемыми и целесообразными. Например, обе палаты Федерального Собрания самостоятельно формируют свою структуру, образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания, определяют последовательность рассмотрения законопроектов и т.д. Независимость суверенной государственной власти характеризует её функционирование как внутри страны, так и за её пределами. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию: на все сухопутные, водные и воздушные пространства, находящиеся под юрисдикцией России, а также на объекты с государственной символикой Российской Федерации. Неприкосновенность территории России обеспечивается с помощью армии, пограничных войск.

    Необходимые меры по охране суверенитета Российской Федерации принимает в установленном Конституцией порядке Президент.

    Билет №13

    2). Юридическим  выражением взаимоотношений государства  с личностью является гражданство. Оно устанавливает принадлежность человека к данному государству и представляет собой устойчивую правовую связь между государством и личностью, предполагающую наличие их взаимных прав и обязанностей. Гражданство определяет, с одной стороны, основы взаимоотношения государства с лицами, непосредственно принадлежащими к нему, а с другой — отграничивает граждан от других лиц, проживающих на территории данного государства, но юридически ему не принадлежащих: иностранцев и лиц без гражданства. В зависимости от того, обладает ли человек гражданством соответствующего государства, определяются объем и характер его прав и обязанностей.

    Принципиальные  положения, касающиеся гражданства  РФ, закреплены в ст. 6, 62 Конституции РФ.

    В ст.1 этого  Закона дано определение гражданства: "Гражданство есть правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека".

    Принципы  гражданства:

    а) равное для всех гражданство, т.е. независимо от оснований приобретения правовой статус граждан у всех одинаков;

    б) единое гражданство  федерации: граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в составе РФ, являются одновременно гражданами этой республики.

    в) частичный  ввод двойного гражданства предусмотрен п. 1,2,3 ст.З  Закона, в частности, приобретение гражданства РФ иностранным гражданином не всегда влечет его отказ от прежнего гражданства, т.е.

    международным договором РФ с данным государством может быть предусмотрено сохранение прежнего гражданства.

    Прекращение гражданства РФ допускается: вследствие выхода из гражданства, отмены решения  о приеме в гражданство, путем  выбора гражданства (оптации) при изменении  государственной принадлежности территории и по основаниям, предусмотренным международными договорами.

    Органами, ведущими дела о гражданстве, являются: Президент  РФ, Комиссия по вопросам гражданства  при Президенте РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство иностранных дел РФ.

    Билет №13

    3). . Субъектом правонарушения признается дееспособное лицо, которое достигло опр. возраста, вменяемое, способн. правильно понимать и оценивать свои поступки (н-р: суб. преступления  признаются лица достигшие 16л, по ряду прист. 14л, по админ. правонаруш. с 16л, по граждан. с 18л или с момента вступл. в брак, дисциплин. ответст-ть-с момента закл. труд. договора. Юрид. лица могут быть только субъектами только 2ух видов правонаруш.: гражданско-правовое и некот. административных,

    налоговых, экологических  и др. 2. субъективная сторона право-наруш. Она характер-ует вид виновности лица. Вина-это психич. состояние правонаруш.  к своему противоправному  поведению. Форма вины: умысел(прямой и косвенный) и неосторожность(легкомыслие и небрежность). Прямой умысел- это когда лицо осознает опасность своего деяния, предвидит возможность наступления последствий и желает их наступления. Косвенный умысел- выраж.  в осознании общ-ной опасности, предвидение последствий своего деяния, сознательно допускает или безразлично относится к ним. Легкомысленная неосторожность-лицо предвидит возможность последствий, но без достаточных на то оснований, рассчитывает на предотвращение их. Небрежная неосторожность- это когда лицо не предвидит возможные последствия, но должно или могло эти последствия предвидеть. Вина отсутствует если лицо совершившее правонаруш.  не осозновало или не могло осозн.  Опасность последствий или не предвидело и не должно было их предвидеть.

 

 Билет№ 15

  1)Нормы морали вырабатываются в ходе тысячелетий общественной практики охватывают все сферы общественной и личной жизни; семья, быт, производство, политические и национально-культурные отношения, искусство и наука. Нравственные нормы могут быть различной степени общности и формируются на уровне личности, семьи, коллектива (учебного, производственного), социальной группы, нации, класса. Моральные нормы провозглашают человека как высшую ценность, предусматривают гуманные отношения между людьми, уважительное отношение друг к другу. Они предписывают: быть честным, справедливым, ответственным, относиться к людям с уважением, вниманием, чуткостью, не оставлять человека в беде, не делать человеку зло и т.д.

 Билет№ 15

 2)Конституция — Основной закон РФ, учреждающий республиканскую форму правления, федеративную форму государственного устройства с демократическим режимом. Включают 2 раздела. Первый, не имея названия, объединяет 9 глав и 137 статей, второй - "Заключительные и переходные положения" - объединяет всего 9 пунктов. 

 Главы: 1)«Основы конституционного строя» — сформулированы основополагающие начала — принципы, в соответствии с которыми осуществляется правовое закрепление положения личности, общества и государства.

 2)"Права  и свободы человека и гражданина" — закреплены основные права  и свободы, соответствующие мировым стандартам.

 3)"Федеративное  устройство" — посвящена взаимоотношениям РФ с ее субъектами, в ней учрежден статус каждого из них.

 4)"Президент  РФ" — указаны главные условия избрания Президента на должность, атрибуты его власти, полномочия главы государства и порядок досрочного прекращения этих полномочий.

 5)"Федеральное  Собрание" — закрепляет статус  главного представительного органа  страны — парламента, его структуру, полномочия палат: ГД и Совета Федерации, ос новную функцию — законотворчество, порядок взаимоотношений Федерального собрания с Президентом, Правительством и другими органами власти в нашем государстве.

 6)"Правительство  РФ" — закреплены основы организации и деятельности главного органа исполнительной власти, основы его компетенции, порядок и условия взаимоотношений с Президентом и Государственной Думой.

 7)"Судебная  власть" — посвящена вопросам  конституционного закрепления системы  судебных органов в России, принципов осуществления судебной власти, основ компетенции высших судебных органов страны — Верховного Суда, Конституционного Суда, Высшего Арбитражного Суда.

 8)"Местное  самоуправление"— завершает круг  вопросов, посвященных организации  власти и определяет основы  осуществления местного самоуправления.

 9)"Конституционные  поправки и пересмотр Конституции" — имеет особое содержание. В ней закреплены основные указания на то, как может быть пересмотрена Конституция РФ 1993 г. в целом и отдельные ее главы и статьи. Порядок пересмотра Конституции, предусмотренный главой 9, позволяет характеризовать ее как жесткую Конституцию. Разраб около трёх лет. Первая Конст принят референдумом. Особенности: отсутств. раздел. общ. на классы и слои; принцип раздел властей (впервые); .приоритет общ. человеч. ценностей; взаимн. ответств. гос. и личности; приоритет норм междунар права ; признание частн. собств. и т. п.   

 Билет№ 15

 3)В зависимости от характера совершенного правонарушения различают дисциплинарную, административную,

  гос-правовую, гражданско-правовую и уголовную  ответственность. Государственно-правовая ответственность это ответственность за невыполнение требований, содержащихся в государственно-правовых нормах. Эти требования обращены к особому кругу субъектов, участвующих в политической жизни страны — высшим должностным лицам, депутатам, президенту, государственным органам.  Вот почему по своему характеру государственно-правовая ответственность может быть определена как ответственность политическая, превентивная. Её цель — не допустить совершения нарушений, предупредить наступление тяжких последствий, свести ущерб для общества в целом к минимуму. Гражданско-правовая ответственность наступает за последствия (в результате) неисполнения (нарушения) лицом обязанностей, предусмотренных гражданским правом. Она заключается в возмещении убытков лицу, которому они причинены, либо в возмещении вреда лицу, которому он причинен. Она имеет не карательный, а восстановительный характер, потому что её цель— восстановить нарушенные имущественные права. Поэтому размер ответственности равен обычно размеру причиненных убытков или вреда. Взыскание производится с должника. Когда наряду со взысканием причиненного ущерба взыскивается штраф, то в этой части ответственность носит карательный характер (например, убытки по договору поставки и штраф по нему за несвоевременную поставку). Гражданско-правовая ответственность бывает договорная (предусмотрена в договоре подряда, поставки) и не договорная. Это зависит от того, нарушен ли договор одной из сторон или имело место нарушение нормы гражданского права, в результате которого лицу причинен вред. Дисциплинарная ответственность наступает, как правило, за дисциплинарный проступок, под которым понимается виновное нарушение правил внутреннего распорядка или правил службы. Дисциплинарная ответственность может быть как общей, так и специальной. Общая дисциплинарная ответственность устанавливается в 'Кодексе законов о труде, правилах внутреннего трудового распорядка, а специальная — в дисциплинарных уставах и предусмотрена для отдельных категорий работников, занимающих выборные должности, должностных лиц, пользующихся правом приема и увольнения сотрудников, отдельных руководящих работников. За дисциплинарное правонарушение в законодательстве предусматриваются следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение. Административно-правовая ответственность наступает за совершение админйстратпвно-правовых нарушений, т.е. за невыполнение правил общего порядка: дорожного движения, общественного порядка, охраны природы. Должностные лица несут административную ответственность как за свои противоправные деяния, так и за издание приказов, нарушающих законодательство, а также за непринятие мер по обеспечению выполнения правил подчиненными лицами. Основанием административной ответственности конкретного лица является совершение им административного правонарушения. Уголовная ответственность, наступающая в случае совершения преступлений, влечет применение наказания, предусмотренного уголовным законодательством. К лицам, виновным в совершении преступлений, применяются: а) штраф; б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; в) обязательные работы от 60 до 240

 часов, но не более 4 часов в день; г) исправительные работы без лишения свободы на срок от 2 месяцев до 2 лет с удержанием в доход государства от 5 до 20% заработка; д) ограничение по военной службе; е) конфискация имущества; ж) лишение свободы на срок от 6 месяцев до 20 лет, а за особо тяжкие преступления — пожизненно; з) в виде исключительной меры наказания за некоторые особо тяжкие преступления допускается применение смертной казни. К лицам, не достигшим 18 лет к моменту совершения преступления, не применяются смертная казнь, лишение свободы на срок свыше 10 лет и пожизненное заключение.  
 
 
 17.1 Федеративное устройство России опред.Конст. Россия - суверен.федерат.гос-во, созданное историч.объед.в нем народами. Такая форма гос.устройства явл.наиболее оправданной (сочетание интересов общих и каждого народа).

 Принципами  федер.устр.России: гос.целостность; единство системы гос.власти; разгр.предметов ведения и полномочий между органами гос.власти, её субъектов и общефедер.органами; равноправие и самоопр.народов; сочетание национально-террит.и террит.признака в создании федерации.

 Типичн.черты федер.гос-ва: единая территория, вкл.в себя территории субъектов; общефедер.органы 3 ветвей власти и на уровне субъектов; Гражданство РФ и республик в составе РФ. Субъекты не имеют права выхода из состава федерации.

 Черты РФ, как особой форме  федер.: 1)Изначально РФ склад. на основах автономии её субъекты (не договорной типом федер., как СССР, а констит., тк регулирование отношений происходило на основе конст.) После подписания Федер.договора в марте 1992 г. РФ – конст.-договорн.тип федер. 2)Больше кол-во субъектов (РФ – асимметрична от др.федер.)

 3)Татарстан и  Чечня, не подписавшие Федер.договор.

  3 вида компетенции: исключит.компет. РФ; совместн.компет. РФ и её субъектов; самостоят.компет.субъектов.

 Возможно принятие в РФ и образов.в её составе  новых субъектов (в порядке, установл.ФКЗ)

 2. Федеративный договор.(от 31марта1992 г) - это единый документ, сост.из 3 частей (договоров), которые подписывались соответств.группой субъектов отдельно. Он опред.многие принципы федерат.устр.РФ: приоритет прав и свобод человека и гражд.независимо от национальн.принадлежн.и территории проживания; право народов на самоопред.; уважение к правам всех народов РФ; ответств.за общ.судьбу РФ; нац.-террит.и террит.принцип образования субъектов РФ.

 ФД только разграничивает предметы ведения и полномочия РФ и её субъектов. ФД –не договор о создании гос-ва (так как оно уже было создано) и не договор о преобраз.гос-ва в РФ (федер.начала были характерны и раньше). ФД не устанавл.систему общефед.органов — это делает Конст. Каждый из трех документов, составл.ФД. содержит перечень полномочий, которые закрепляются за РФ и субъектами (совместное ведению федер.органов гос.власти РФ и органов власти субъектов). Все другие полномочия самостоят.осущ.субъектами РФ.

 В случае несоотв.положениям Конст.положений ФД действуют первые. На сегодня часть положений ФД не действует.

 3. Субъекты Российской  Федерации

 Число субъектов  РФ сегодня 89: 21 республ., 6 краев и 49 обл., 1 авт.область(Еврейская), 10 авт.округов  и 2 города фед.значения. Самые многочилсенные субъекты РФ:  города фед.значения Москва (9 млн.чел.) и Санкт-Петербург (5 млн.чел.), а также Московская область (7 млн.чел) и наш край (5 млн.чел.) Малочисл.субъекты: Республика Тува (307тыс.чел.), Камчатская область (473тыс.чел.)

 Субъекты равноправны между собой. Равноправны они и в отношении с фед.властью. Конст.РФ закрепл. статус каждого субъекта, принципы их взаимоотношений друг с другом и с федерацией в целом, правовую основу их деятельности, гарантии самостоят.существ.в РФ, признает их равнопр.и в то же время учитывает их исторически сложившуюся разнопорядковость. При этом право выхода субъектов из состава федерации и суверенитет республик не предусмотрены. Статус субъекта по взаимному его согласию с РФ может быть изменен ФКЗ.

 Система органов гос.власти устанавл.субъектами самостоят. Есть только 2 конст.требования: 1)Эта система должна соответств.основам конст.строя РФ. 2)Система органов должна строиться на основе общих принципов организации представит. и исполнит.органов гос.власти, установл.федер.законом.

 Вопросы совместной компетенции  находятся в ст.72 Конституции РФ). Констит.-пр.статус субъектов обеспечивает им широкие возможности по решению вопросов искл.ведения, которые определ.в конст.республик, в уставах других субъектов. По этим вопросам (бюджет субъекта, установление второго гос. языка, символы и др.) субъекты федерации принимают законы самостоятельно, а по вопросам совместного ведения — после принятия федер.закона. Право самостоят.регулирования какого-либо вопроса также может быть передано субъекту самой федерацией на основе двустор.договоров и межправит. соглашений (договоры между Россией и Бурятией, Краснодарским краем и другими субъектами РФ(их более 30)).

 17.2 1. Понятие прав, свобод и обязанностей личности.

 Права означают предоставл.человеку общ-вом и гос-вом,  возможность самому выбирать вид и меру своего поведения. Обязанность - это необходимость, предписывающая действовать или воздержаться от действия. Свобода человека - это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-то (деятельности, поведении). Среди прав, свобод и обязанностей выделяются те, что предусмотрены Конст. Они регулируют наиболее важные отношения между гражд.и гос-вом. Конст.права, свободы и обязанности в единстве с конст. принципами и гарантиями составл.основы правового положения гражданина, или конст.статус личности в РФ. Юридич. свойства: 1)Возникают не на основе общих правоотн., а непоср. записаны в Конст. РФ и выражают отношения и связи гражданина и государства. 2)Основные права, свободы и обязанности не прекращаются и не возникают вновь. Они существуют постоянно, независимо от реализации, пока данное лицо явл.гражд.РФ; 3)Гражданин не может отказаться не только от своих конст.обязанностей, но и от своих конст.прав и свобод. Установленные в полном объеме государством, основные права, свободы и обязанности могут изменяться только посредством издания новых правовых актов. Содержание и объем основных прав, свобод и обязанностей всех граждан одинаковы. Условия осущ.конст.прав и свобод: а) институт гражданства; б) общая правоспособность; в) для реализации отдельных прав и свобод учитываются естественные (возраст, пол, состояние здоровья и т.д.) и социальные (профессия, отрасль деятельности, служба в армии и т.д.) особенности отдельных категорий граждан.

 После совершеннолетия (18 лет) граждане пользуются всеми основными правами и несут юридическую ответственность за неисполнение обязанностей. Отдельными конституционными правами граждане РФ могут пользоваться и в более раннем возрасте. Женщины, обладая равными правами с мужчинами во всех областях жизни, при осуществлении своих прав имеют определенные льготы и преимущества. Состояние здоровья гражданина может быть основанием для его материального обеспечения или для освобождения от некоторых конституционных обязанностей (например, от воинской обязанности).

 2. Декларация прав  и свобод человека  и гражданина  (принятая ВС РФ 22 нояб.1991г), - это первая комплексная регламентация основных прав человека в Российской Федерации, созданная в соответствии с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека. Она состоит из 40 статей, в которых утверждаются права и свободы человека, его честь и достоинство как высшая ценность общества и государства. В Декларации отмечено, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения, являются естественными и неотчуждаемыми и гарантируются государством. Перечень прав и свобод, закрепленных Декларацией, не является исчерпывающим, не умаляет других прав и свобод и может быть расширен законом. Провозглашенные Декларацией права и свободы можно разделить на 3 группы: а) личные(гражданские); б) социально-экономические и культурные права; в) политические

 В связи с принятием  Декларации прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ были внесены соответствующие изменения уже в апреле 1992 г. Съездом народных депутатов. А в Конституции РФ 1993 г. гл. 2, посвященная правам и свободам человека к гражданина, также закрепляет права граждан России, провозглашенные Декларацией.

 3. Классификация прав, свобод и обязанностей граждан Ст. 17, ст.55, Гл. 2, Ст.45 Конституции. Конституционные права и свободы классифицируются по следующим четырем группам: 1. Личные (гражданские) права и свободы (право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность и тд) 2. Политические (право на участие в управлении делами общества и государства, , свободу слова, мнения, убеждения) 3. Социально-экономические и культурные(право собственности граждан, право на труд, отдых, социальное обеспечение) 4. Право на судебн.защиту, квалиф.юрид.помощь, право на презумпцию невиновности. 

 СМ ГЛАВУ 2 КОНСТИТУЦИИ  РФ…

 17.3 Уголовное право

 Уголовное право это система  законов, определяющих кург преступных деяний ,виды  и размер наказания за них, основания и принципы прменения к преступникам мер уголовной ответственности

 1. ИСТОЧНИКИ: УК  РФ. Законы и подзаконные акты, принадлежащие к сфере федерального закона.

 2. ОРГАНЫ, ПРИВЛЕКАЮЩИЕ  К ОТВЕТСТВЕННОСТИ: Только суды  общей юрисдикции.

 3. ВОЗРАСТ НАСТУПЛЕНИЯ:  С 14 лет (наиболее тяжкие). С 18 лет (воинские, должностные преступления).

 4. ПРИМЕРЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ: Преступления: Уголовно наказуемое хищение, хулиганство.

 5. МЕРЫ НАКАЗАНИЯ: 1) Штраф (кратный МРОТ); 2)Лишение  права заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности; 3) Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и гос.наград; 4) Обязательные работы (введены в январе 1997г., но действуют с 1 января 2001г.); 5) Исправительные работы; 6) Ограничения по военной службе; 7) Конфискация имущества; 8) Ограничение свободы (с 2001г.); 9) Арест (от 1 до 6 месяцев); 10)Содержание в дисципоинарной воинской части; 11) Лишение свободы на определенный срок (до 20 лет); 12) Пожизненное лишение свободы; 13) Смартная казнь (временно не действует).

Информация о работе Шпаргалка по "Правоведение"