Шпаргалка по "Правоведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:56, шпаргалка

Описание

Гос-во – это особая организация публично-полит. власти, располагающая спец.аппаратом управления и принуждения, кот. представляет общество, осуществляет его руководство и обеспечивает его интеграцию в пределах определенной территории.

Работа состоит из  1 файл

Правоведенье.docx

— 86.75 Кб (Скачать документ)

1. Понятие и признаки гос-ва.

Гос-во – это особая организация публично-полит. власти, располагающая спец.аппаратом управления и принуждения, кот. представляет общество, осуществляет его руководство и обеспечивает его интеграцию в пределах определенной территории.

Признаки  гос-ва: публичная власть (представляет собой совокупность аппаратов защиты общества от посягательств извне, принуждения и охраны общественного порядка (вооруженные силы, специальные службы и правоохранительные органы страны), а также управления), система налогов, деление территории на административные ед., монополия на легальное применение сил и физ.принуждение, суверенитет (самостоятельность гос-ва), атрибуты (симвлика).

2. Функции гос-ва – это основные направления деят-ти гос-ва по решению задач, стоящих перед ним на том или ином этапе):

  • По сферам гос. деят-ти:-внутренняя (оборона страны), -внешняя(взаимовыгодное сотрудничество), -социальная, -духовная, -экономическая, -охрана правопорядка.
  • По продолжительности длительности: - постоянная, - временная
  • По соц. значимости: -основная, -неосновная
  • По формам осуществления: - законодательная, - управленческая, - судебная.

3. Форма гос-ва и ее основные элементы.

Формы гос-ва – способ организации полит. власти, складывающийся из 3 элементов: форма правления, форма гос.устройства, полит. режим.

 

4. Форма правления как элемент формы гос.

Форма правления – организация верховной власти гос-ва, порядок образования ее органов: республика и монархия.

Республика (абсолютная ограниченная =парламентская и ограниченная).

Монархия (парламентарная, президентская, смешанная).

 

5.Форма гос.  устройства как эл. формы гос.

    Форма гос. устройства  – его территориальное устройство  и хар-р взаимоотн. между его частями и центральной властью: унитарное (полное полит. единство), федеративное (нац. принцип, нац.-админ. принцип, административный принцип).

 

9. Норма права: понятие и признаки. Структура правовой нормы.

Нормы права – общеобязательное, формально оформлен определенное правило поведения, установленное/санкционированное гос-вом, обеспечиваемое им и направленное на урегулирование обществ. отн.

Признаки: общеобязательность, формальная определенность, разновидность соц. норм, устанавливается/санкционируется гос-вом, имеет волевой хар-р.

Структура: 1. Гипотеза (указание конкретных жизненных обстоятельств, при кот. данная норма вступает в действие. Кто и при каких обстоятеьствах?). 2. Диспозиция (указание на само правило поведения (юридической обязанности либо правомочия)). 3. Санкция (вид и мера возможного наказания, если субъект не выполняет предписания диспозиции или вид поощрения за совершенные рекомендуемые действия. Что будет?)

 

10.Понятие и  виды источников права. Нормативно-правовые  акты, их классифик.

Нормы права – действующие в гос-ве офиц. документы, устанавливающ. или санкционир. нормы.

Виды: правовой обычай, священный религиозный текст, доктрина (теоретич. положения авторитетных ученых), правосознание, нормативно-правовой акт, нормативный договор, юридич. прецедент.

Нормативно-правовой акт: 1. Закон (нормативный акт, принятый в особом порядке законода. органом или референдумом, обладающий высшей юр. силой и регулирующий наиболее важные обществ. отн.

2. Подзаконный акт (принятый  компетентным органом и устанавливающий  н-п юр. акты, кот основаны на  законе и не противоречат им).

 

11.Понятие правоотношения: его признаки, субъекты, сод-ие, объекты, виды.

Правоотн. – урегулированное нормами права обществ. отн., участники кот. наделены субъективн. правами и юр. обязанностями.

Субъекты  правоотн. - это участники правоотношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности. К их числу относятся индивиды и организации:

     1. Индивиды - это  граждане соответствующего государства,  а также иностр. граждане и лица без гражданства (апатриды). 2. К организациям относятся:

гос. органы, юр. лица,обществ. объединения, государство.

Содержаниеие – то субъективные права и юр. обязанности. То, из чего складываются правоотношения.

Объект – реальное благо, на кот. направлена реализация права.

Виды: конституционные,гражданско-правовые, семейные, уголовные.

 

12. Юридические  факты: понятие и классификация.

Это предусмотренные законом  жизненные обстоятельства и факты, кот. яв-ся основанием для возникновения (изменения, прекращения) правоотн. Так, с достижением совершеннолетия возникает полная гражданская дееспособность лица, факт регистрации фирмы означает ее создание.

Классификация:

По хар-ру юр. последствий (правообразующ., правозаменяющ., правопрекращающ.)

По структуре (простые, сложные)

По связи с волей  участников правоотн. (события-обстоятельства, кот. возникают не по нашей воле, деяния-связаны с нашей волей, юр.состояние-обстоятельства, приводящие к опред. последствиям).

 

13.Понятие, признаки  и виды правонарушений. Юр.состав правонаруш.

Это виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние праводееспособного лица, влекущее за собой юр.ответственность.

Признаки: деяние, противоправность, вина (умысел, неосторожность), совершается деликтоспособными людьми, вред.

Виды: проступок (административн. И гражданско-правовые) и преступление.

 

14.Юридическая  ответственность: понятие, признаки, функции, виды.

Юридическая отве́тственность — применение санкции правоохранительной нормы компетентными, как правило, государственными органами к правонарушителю. Виды ответственности: Дисциплинарная ответственность — Заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания властью руководителя. Основной нормативно-правовой акт - Трудовой кодекс РФ. Административная ответственность — Применение органами исполнительной власти мер воздействия к виновным лицам. Основной нормативно-правовой акт - Кодекс РФ об административных правонарушениях. В рамках административной ответственности выделяют собственно административную, а также финансовую, налоговую ответственность и другие. Материальная ответственность — Возмещение имущественного вреда, нанесенного в результате неправомерных действий в процессе выполнения лицом своих служебных обязанностей. Гражданско-правовая ответственность — Вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Основной нормативный акт - Гражданский кодекс РФ. Уголовная ответственность — Применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления. Единственный нормативный акт, устанавливающий уголовную ответственность - Уголовный кодекс РФ. Признаки юр. ответственности: основание (правонарушение); государственно-принудительный характер; применение в строгом соответствии с законодательно установленной процедурой.

Функции юр. ответственности:  юридическая ответственность участвует в охранительной функции государства, её цель и функции в общей форме можно определить как правовую охрану общественных отношений. Основные функции юр. ответственности - штрафная (карательная), правовосстановительная (компенсаторная), превентивная (предупредительная), воспитательная. Превенция подразделяется на общую (предотвращение совершения правонарушений другими лицами) и частную (предотвращение совершения правонарушений данным правонарушителем). Различные функции юридической ответственности в той или иной степени для различных видов юридической ответственности. Для гражданско-правовой и материальной ответственности характерна правовосстановительная (компенсаторная) функция, для дисциплинарной ответственности - воспитательная функция, для административной ответственности - штрафная функция, для уголовной ответственности - штрафная, превентивная и воспитательная функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Правовое гос-во: идеи и признаки.

Правовое  гос-во— в конституционном праве характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по отношению ко всем другим законам и подзаконным актам, разделение властей и институт ответственности власти как организационная основа правового государства, независимость суда, приоритет норм международного права над нормами национального права.

Признаками  правового государства являются: Верховенство закона во всех сферах жизни общества. --Законы должны приниматься исключительно демократическим путем. -Деятельность органов правового государства базируется на принципе реального разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. -Связанность с законом самого государства и его органов. -Эффективные формы надзора и контроля за соблюдением законности. -Взаимная ответственность личности и государства. -Равенство сторон перед законом. -Гарантированность законных прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность. -Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов. -Стабильность законности и правопорядка в обществе.

 

19. Особенности  федеративного устройства России. Правовой статус субъектов РФ.

Федеративное  устройство - форма гос.устройства, при котором части сложного гос-ва являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение его составных частей - субъектов федерации, их взаимоотношения с самим гос-вом.

Особенности федеративного устройства России. РФ - неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения - по территориальному принципу. РФ яв-ся конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим (его сущность и содержание - разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органов гос.власти субъектов РФ). Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии РФ является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов - краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область.

Основы конституционного статуса субъектов РФ. РФ состоит из 89 равноправных субъектов РФ: 21 респуб., 6 краёв, 49 обл., 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 10 автономных округов. Республика имеет конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет устав и законодательство. Статус субъекта РФ определяется Конституцией РФ и конституцией (уставом) субъекта РФ. Статус субъекта РФ может быть изменён по взаимному согласию РФ и субъекта РФ и в соответствии с федеральным конституционным законом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Конституционно-правовой статус личности и гражданина РФ. Основания приобретения и прекращения гражданства РФ.

Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционных правоотн. Эти правоотн. возникают между гражданином и гос-вом, порождая обязанность гос-ва защищать и охранять основные и другие права и свободы каждого отдельного гражданина. Он вправе не просить, а требовать защиты прав, которые государство признало естественными и неотъемлемыми. 
В то же время Конституция связывает основные права и свободы с обязанностями человека и гражданина. Совокупность основных прав, свобод и обязанностей образует конституционно-правовой статус человека и гражданина. Этот статус и есть мера свободы, т. е. сочетание возможного и должного в поведении каждого человека. 
Понимание отношений человека и государства как правоотношений не означает полной зарегламентированности. Для человека смысл этих правоотношений состоит в получении защиты своих прав (при необходимости), а для государства — в обязанности оказать эту защиту. Одновременно человек и государство «выясняют отношения» по поводу конституционных обязанностей гражданина, и тогда государство во имя правопорядка и в законных формах требует (порой принуждает) соблюдать эти обязанности. Но за пределами своих выполненных обязанностей и в рамках охраняемых государством прав человек остается свободным.

Гражданство РФ может быть приобретено согласно статье 11 Фед. закона: по рождению; в результате приема в гражданство РФ в общем порядке; в результате приема в гражданство РФ в упрощенном порядке; в результате восстановления в гражданстве РФ; а также по иным основаниям, предусмотренным данным Фед. законом или международн. договорами РФ.

Основания прекращения  гражданства РФ: а) вследствие выхода из гражданства РФ; б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором РФ.Права гражданина — своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства.

Права и свободы человека и гражданина разделяются на базовые (неотчуждаемые), основные (конституционные) и общепризнанные (закреплённые в международно-правовых актах).

Личные. Являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человекК личным правам обычно относят: Право на жизнь; Право на свободу и личную неприкосновенность; Право на достоинство личности; Право на неприкосновенность частной жизни; Право на неприкосновенность жилища; Право на национальную и культурную самоидентификацию; Свобода совести и свобода мысли; Свобода передвижения и выбора местожительства; Свобода выбора национальности и языка общения; Право на судебную защиту; Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную); Право собственности (некоторыми правоведами относится к экономическим; во Франции признано одним из основных личных прав со времён Великой французской революции).

Политические  права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны.К политическим правам, как правило, причисляются: Свобода слова (свобода информации); Право на гражданство ; Право на объединение (свобода союзов);  Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия) ; Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе ; Право на участие в отправлении правосудия; Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления) ; Свобода средств массовой информации; Избирательные права (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным).

К соц-эконом. правам относятся: Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность) ; Трудовые права (право на труд и свободу труда); Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства; Право на социальное обеспечение ; Право на жилище ; Право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

К культурным правам относятся: Право на образование; Свобода творчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания) ;

22. Фед. Собрание РФ как представительный и законодательный орган власти. Структура и компетенция палат.

Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган Российской Федерации, которому посвящена гл. 5 Конституции РФ. Прежде всего, это парламент Российской Федерации. В качестве постоянно действующего органа он осуществляет законодательную власть. Это означает, что никакой другой орган в Российской Федерации не может принимать законы на общефедеральном уровне, а его полномочия ни при каких условиях не могут быть кому-либо переданы или делегированы. Представительный характер Федерального собрания заключается в том, что оно формируется выборным путем. В формировании Федерального собрания участвуют граждане, достигшие восемнадцати лет, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Федеральное собрание выражает государственную волю многонационального народа РФ. Оно придает этой воле с помощью законов общеобязательный характер. Федеральное собрание не может быть лишено своего представительного характера, а порядок его формирования не может быть произвольно кем-то изменен. Структура и полномочия этого представительного органа также не могут быть изменены. Федеральное собрание - двухпалатный законодательный орган. Оно состоит из двух палат - Совета Фед. и Гос. Думы (имеются председатели и их заместители, избираемые из членов этой палаты) В Совет Фед. входит по 2 представителя от субъектов, 1 от исполнит. и 1 от представительн. органа гос. власти данного субъекта. Общие требования к кандидатам на эти посты: они должны быть не моложе 30 лет; обладать правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. Компетенция Совета Федерации: принятие или отклонение фед.законов, принятых ГД, участие в принятии поправок к Конституции РФ, утверждение изменений границ между субъектами РФ, назначение на должность и освобождение от должности зам.председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.участие в парламентском контроле, назначение выборов Президента РФ о отрешение Президента РФ от должности, утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и ЧП, разрешение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами ее территории, назначение на должность: судей Конституционного суда РФ, судей Верховного суда РФ, судей Высшего арбитражного суда РФ, Ген.прокурора РФ.  Гос.Дума: постоянный численный состав Госдумы в 450 депутатов, а срок полномочий Гос.думы составляет 4 года. Гос. дума формируется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом может быть гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Компетенция Гс.Думы: принятие фед.законов в рамках ее компетенции, участие в контроле за исп. Фед. бюджета, назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, решение вопроса о доверии Правит-ву РФ, выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности, объявление амнистии, решение вопросов своей внутр.организации, участие в принятии поправок к Конституции, назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов, а также Председателя ЦБ, дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Прав-ва РФ.

24. Совет Фед. Порядок формирования и компетенция. Статус члена Совета Фед. РФ.

В него входят по 2 представителя  от каждого субъекта Фед.- 1 от исполнит. и 1 от представит. органа гос. власти данного субъекта. Общие требования к кандидатам на эти посты: они должны быть не моложе 30 лет; обладать правом избирать и быть избранным в органы гос.власти. Представитель от законодательного органа гос.власти субъекта РФ избирается этим органом на срок его полномочий. Член Совета Фед. - представитель от двухпалатного законодат. (представительного) органа гос. власти субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. Кандидатуры для избрания представителя в Совете Фед. от законодательного органа вносятся на рассмотрение этого органа его Председателем. В двухпалатном законодательном органе кандидатуры для избрания представителя в Совет Фед. вносятся на рассмотрение данного органа поочередно председателями палат. Группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного органа субъекта РФ может внести на рассмотрение этого органа альтернативные кандидатуры для избрания представителя в Совет Фед. Статус члена Совета Федерации определяется Конституцией РФ, согласно кот. члены Совета Фед. обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Кроме того, статус члена Совета Фед. регулируется Фед.законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ».

26. Судебная система  РФ. Статус судей в РФ. Судебная власть - одна из разновидностей государственной власти. Судебная власть осуществляется только судом в лице судей, а также привлекаемых в установленном порядке присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия и судебной власти. 1. Конституционный суд – проверяет на соответствие требованиям Конституции РФ все др. нормативные акты. 2. Арбитражные суды – суды субъектов, фед.арбитражные суды, Высший арбитражный суд: защищаю права и интересы организаций, предпринимателей: сфера экономики и управления, защита чести, достоинства и деловой репутации. 3. Обычные суды (общей юрисдикции и общей компетенции) – районные и городские суды, суды субъектов РФ, Верховный суд РФ: рассм. гражданские, уголовные и административные дела. Все судьи в РФ обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов РФ. Особенности правового положения судей Конституционного Суда Российской Федерации определяются федеральным конституционным законом. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и фед. закону. В своей деят-ти по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Независимость судьи обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет гос-ва материального и соц.  обеспечения, соответствующего его высокому статусу.  Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутр. дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление. Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренномЗакономРоссийской Федерации "Об оружии". Гарантии независимости судьи, вкл. меры его правовой защиты, матер. и соц. обеспечения, предусмотренные Законом, распространяются на всех судей в РФи не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.

 

27. Гражданское  право: понятие, предмет, метод,  источники и принципы.

Гражданское право – система правовых норм, регулирующих отн., складывающиеся на основе юр.равенства экономически самостоятельных участников гражданского оборота. Предмет гражданского права составляют отн., регулируемые гражданским законодательством. В круг таких отн. Гражданский кодекс включил имущественные отн., а также связанные с ними личные неимущественные отн. Методом правового регулирования называют способ воздействия на поведение участников правоотношений, направленный на достижение целей правового регулирования. Основные начала, характеризующие систему гражданских правоотношений, определяющие основу их строения и развития, именуют принципами гр.права. Составляющие основу гражданского права современной России принципы указаны непосредственно в Гражданском кодексе. Важнейшими из них выступают следующие: 1. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. 2. Принцип неприкосновенности собственности. 3. Принцип свободы договора. 4. Принцип невмешательства в частные дела. 5. Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав. 6. Принцип восстановления нарушенных прав. 7. Принцип судебной защиты нарушенного права. Источник – Гражданский кодекс, а также нормативные акты, содержащие нормы гражданского права.

 

 

33. Право собственности.  Основания прекращения права  собственности.

Право собственности. прекращается при отчуждении собственником своего имущества др. лицам, отказе собственника от п.с, гибели или уничтожении имущества и при утрате п.с. на него в иных случаях, предусмотренных законом. По решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в гoc. или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юр.лиц. Обращение в гос.собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юр.лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и др. убытков в порядке, установленном ст. 306 ГК РФ.

 

 

 

32. Право собственности.  Основания и способы  приобретения  права собственности (основания  возникновения).

Основаниями возникновения  права собственности яв-ся различные правопорождающие юр. факты, т.е. обстоятельства реальной жизни, в соответствии с законом влекущие возникновение права собственности на определенное имущество у конкретных лиц. Основания приобретения права собственности называются также титулами собственности. Титульное владение - это владение вещью, основанное на каком-либо праве (правовом основании, или титуле), вытекающем из соответствующего юридического факта, например право собственности, основанное на договоре купли-продажи вещи или на переходе ее в порядке наследования. В отличие от этого беститульное (фактическое) владение не опирается на какое-либо правовое основание, хотя при установленных законом условиях и оно может влечь определенные правовые последствия. Титулы собственности могут приобретаться различными способами, которые традиционно подразделяются на две группы: первоначальные, т.е. не зависящие от прав предшествующего собственника на данную вещь (вкл. и случаи, когда такого собственника ранее вообще не имелось), и производные, при кот. право собственности на вещь возникает по воле предшествующего собственника (чаще всего - по договору с ним).

К первоначальным способам приобретения права собственности относятся: создание новой вещи, на кот. ранее не было и не могло быть установлено ничьего права собственности; переработка и сбор или добыча общедоступных для этих целей вещей; при определенных усл. - самовольная постройка; приобретение права собственности на бесхозяйное имущество, в том числе на имущество, от кот. собственник отказался или на которое утратил право. К производным способам приобретения права собственности относится приобретение этого права: на основании договора или иной сделки об отчуждении вещи; в порядке наследования после смерти гражданина; в порядке правопреемства при реорганизации юридического лица.

 

 

35. Понятие наследования. Порядок наследования по закону.

Наследование по закону имеет  место, когда и поскольку оно  не изменено завещанием, а также  в иных случаях.  
Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной Гражданским Кодексом.  
Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования, либо лишены наследства либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от  наследства. 
Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления. (Доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем, переходит по праву представления к его соответствующим потомкам, кроме случаях лишения его наследства наследодателем или наследник недостойный.  
Недостойный наследник - наследник, который своими умышленными противоправными действиями, направленные против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовал либо пытался способствовать призванию себя наследником или других лиц к наследованию либо способствовал или пытался способствовать увеличению причитающейся ему или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке.  
Наследники первой очереди: Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления. Наследники второй очереди: Если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка, как со стороны отца, так и со стороны матери. Дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя) наследуют по праву представления.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39. Личные имущественные  и неимущественные права и  обязанности супругов. Законный  и договорный режимы имущества  супругов.  Режимы: законный (совместная собственность) – доходы от трудовой и иной деят-ти; пенсии, пособия и иные денежные выплаты, не имеющие спец.целевого назначения; приобретенные за счет общих доходов движимое и недвиимое имущество, ценные бумаги, вклады и др. Договорный – имущество, принадлежащее кажд. Из супругов до вступления в брак. Личными неимущественными отн. яв-ся отн., касающиеся вступления в брак и прекращения брака, отн. между супругами при решении вопросов жизни семьи, выбора фамилии при заключении и расторжении брака, отн между родителями и детьми по воспитанию и образованию детей.

 

40. Права и обязанности  родителей и детей. Лишение  и ограничение родительских прав.

Основанием возникновения  прав и обязанностей родителей и  детей яв-ся рождение ребенка как состоящих в браке, так и не зарегистрированных. К личным неимущественным правам и обязанностям родителей относятся: право и обязанность по воспитанию и образованию детей; право и обязанность по защите прав и интересов детей; право на защиту родительских прав; право дать ребенку имя и фамилию, право на их изменение. Семейное законодательство предусматривает специальные меры ответственности, применяемые к родителям, не выполняющим свои родительские обязанности. Высшей мерой ответственности за невыполнение родительского долга яв-ся лишение родительских прав, которое допускается по основаниям и в порядке, предусмотренном законом. Лишение родительских прав носит индивидуальный характер, т.е. решение принимается по каждому родителю в отдельности. Кроме того, лишение родительских прав производится по каждому ребенку в отдельности (если в семье, например, несколько детей). Основания для лишения родительских прав исчерпывающим образом перечислены в ст. 69 СК РФ. К ним относятся: уклонение от выполнения родительских обязанностей (в том числе и уклонение от уплаты алиментов); отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома, лечебного, воспитательного или иного детского учреждения; злоупотребление родительскими правами; жестокое обращение с детьми; хронический алкоголизм или наркомания родителей; совершение умышленного преступления против жизни и здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга (лишение родительских прав по этому основанию может иметь место только при наличии приговора суда).

 

43. Понятие трудового  права: предмет, субъекты, источники  и принципы.

Трудовое  право - это отрасль права, которая регулирует порядок возникновения, действия и прекращения трудовых отношений, определяет режим совместного труда работников, устанавливает меру охраны труда и порядок рассмотрения трудовых споров. Нормы трудового права регулируют не технологические процессы, а социальные связи субъектов трудовых правоотношений, т.е. общественные формы труда. Предмет: отн., возникающие между работником и работодателем. Источники:представляют собой акты, содержащие правовые нормы, посредством кот. регулируются трудовые отн. Источники трудового права подразделяются на федеральные (Конституция Российской Федерации, которая является юридической базой трудового законодательства; Федеральные законы, содержащие нормы трудового права; Трудовой кодекс; нормативные указы Президента РФ, направленные на регуляцию трудовых отношений;постановления Правительства РФ, регулирующие отношения, составляющие предмет трудового права; нормативные акты министерств, ведомств и комитетов Российской Федерации; постановления Пленума Верховного суда РФ по спорным вопросам трудовых отношений) и локальные (нормативно-правовые акты субъектов РФ; правотворчество органов местного самоуправления; правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии; коллективные договоры и соглашения; трудовые договоры; приказы и распоряжения руководителей предприятий и учреждений). Принципы: свобода труда, запрет на принудительный труд и дискриминацию в сфере труда, защита от безработицы и содействие в трудоустройстве, принцип обеспечения права работника на справедливые усл.труда, обеспечение права на отдых, равенство прав и возможности работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44. Трудовое правоотношение: понятие, объекты, субъекты.

Трудовые  отношения составляют основное содержание трудового права. По сути дела, это общественные отношения, урегулированные нормами трудового права. Субъекты: делятся на основные и дополнительные. Такое деление основано на степени влияния того или иного субъекта на возникновение, действие и прекращение трудовых отношений. Основными субъектами трудовых отношений являются работник и работодатель. Дополнительными субъектами являются совет трудового коллектива, комиссии по трудовым спорам, профсоюзы, службы занятости, юридические службы на предприятии и другие структуры, обеспечивающие нормальное функционирование производства. Дополнительные субъекты могут выступать в качестве основных, когда они непосредственно определяют судьбу возникновения, действия или прекращения трудовых отн. Объект: возможное потребление чужого наемного труда.

 

45. Трудовой договор:  стороны, сод-ие, порядок заключения, виды.

Трудовой договор яв-ся добровольным соглашением м/у работником и работодателем по поводу существен. усл. труда. Трудовой договор представляет собой акт передачи работником своей способности к труду, умений, навыков, квалификации во временное пользование работодателю. Трудовой договор устанавливает юр. связь между субъектами трудового права и законодательно закрепляет права и обязанности сторон, заключивших договор. В зависимости от формы заключения трудовой подразделяется на три разновидности: договор о совместной трудовой деятельности; договор трудового найма; контракт. Содержание: должно включать в себя ряд необходимых (обязательных) положений, к кот. относятся: полное наименование предприятия, в котором должна осуществляться трудовая деятельность работника; указание специальности и квалификации работника, а также, на какую должность он принимается; права и обязанности сторон, т.е. все функции работника и работодателя (желательно указывать исчерпывающий перечень работ, которые работник обязан выполнять, в соответствии со ст. 57 ТК РФ работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной договором; усл. оплаты труда; дата закл. труд. договора и срок его окончания.

 

47. основания прекращения  труд.оговора. Расторжение трудового договора по инициативе работника.

Основания прекращения трудового  договора изложены в ст. 77 ТК РФ. Основной формой прекращения трудового договора является расторжение, которое в  отличие от прекращения трудового  договора в связи с истечением срока его действия представляет собой волевой акт обоюдного  или одностороннего волеизъявления сторон. Истечение срока (п. 2 ст. 58 ТК РФ) имеет отношение только к срочным  трудовым договорам. Трудовой договор может быть расторгнут: по соглашению сторон; по инициативе работника; по инициативе работодателя; по инициативе других компетентных органов; в других предусмотренных законом случаях. Расторжение трудового договора по инициативе работника допускается в соответствии со ст. 80 ТК РФ. Если работник желает расторгнуть трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, он должен предупредить об этом работодателя письменно за две недели. В заявлении об увольнении по собственному желанию работник должен указать причину увольнения. Если увольнение работника обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в учебное заведение, переход на пенсию и т.п.), трудовой договор расторгается в срок, о котором просит работник. При наличии иных причин увольнения договор расторгается через две недели, но может быть расторгнут и раньше этого срока по договоренности между работником и работодателем. Срочный трудовой договор может быть расторгнут работником до истечения срока этого договора в случае болезни (инвалидности) работника, препятствующей выполнению основных условий трудового договора, либо в случае нарушения работодателем законодательства о труде, коллективного договора или трудового договора, а также по другим уважительным причинам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

52. Понятие, цели  и виды уголовного наказания.  Основные дополнительные наказания.

Наказание- мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершения преступления, и выражающаяся в лишениях или ограничениях его прав и свобод и содержащая отрицательную оценку личности осужденного и его деяния. Цели: исправление осужденного, предупреждение совершения новых преступлений, спец.предупреждение, общее предупреждение, восстановление соц.справедливости. Виды: самостоятельные – обязательные, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, сод-ие в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на опред.срок. Признаки: носит гос.хар-р, носит принудительный хар-р, установление и определение наказания только на основе совершенного преступления, практическое выр-ие уголовного наказания –в виде лишения или ограничения прав и свобод лица, осужденного за совершение того или иного преступления, назначение уг.нак. только тому лицу, кот.признано в судебном порядке виновным в совершении преступления. Дополнительные наказания: могут назначаться только в сочетании с основными видами. Относятся: лишение спец.воинского или почетного звания, классного чина и гос.наград, а также конфискация имущества.

 

11.Понятие правоотношения.

-отношения между людьми,урегулированные нормами права.

Субъект- могут быть социальные общности (народ, нация, коллектив и др.), организации (государственные, частные, общественные), отдельные лица.

Объект-разнообразные материальные и нематериальные блага, способные удовлетворять потребности субъектов, т.е. интерес управомоченного.

Признаки  правоотношения:

-Наличие как минимум  двух сторон (управомоченной и обязанной);

-Правовая связью между ними через субъективные права и юридические обязанности (у обеих сторон);

-Отрегулированность правовыми нормами содержания этих субъективных прав и юридических обязанностей, а также условий возникновения самого правоотношения;

-Обеспеченность возможности  государственного принуждения (не  обязательно путём применения  мер юридической ответственности).

В зависимости от норм права, которые регулируют конкретные общественные отношения, правоотношения могут подразделяться на:

-Гражданские правоотношения;

-Административные правоотношения;

-Уголовные правоотношения  и др.

Структура правоотношения

Структура:

1) субъект правоотношения;

2) объект правоотношения;

3) юридическое содержания правоотношения.

Содержание:

Материальное - реальные действия по осуществлению и использованию  субъективных прав и юридических  обязанностей; фактическое поведение (действие или бездействие), которое  управомоченный может, а правообязанный должен осуществить.

Юридическое - субъективное право, полномочия, юридическая обязанность, юридическая ответственность.

 

 

15. Правовое государство.

Правовое государство - это  государство, в котором организация  и деятельность государственной  власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве  и ему соответствует.

Идея правового государства  направлена на ограничение власти государства  правом; на установление правления  законов, а не людей; на обеспечение  безопасности человека в его взаимодействиях  с государством

Основные признаки правового  государства:

-верховенство права и  закона ,равенство всех перед законом и независимым судом;

-разделение властей;

-Взаимная ответственность  гражданина и государства;

-Права и свободы человека,их правовая защищенность;

-Полит.и идеологический плюрализм, выражающийся в существовании различных партий, течений, организаций, действующих в рамках конституции, наличие различные идеологич.концепций и взглядов;

-стабильность законности  и правопорядка в обществе.

 

 

41.Алиментные обязательства  между членами семьи.

Алиментное обязательство  — правоотношение, возникающее на основании предусмотренных законом  юридических фактов: решения суда, судебного приказа или соглашения сторон, в силу которого одни члены  семьи обязаны предоставлять  содержание другим ее членам, а последние  вправе его требовать.

Общими основаниями возникновения  алиментных правоотношений является наличие  между субъектами родственной или  иной семейной связи, наличие предусмотренных  законом или соглашением сторон условий, решение суда о взыскании  алиментов, судебный приказ или соглашение сторон об их уплате.

Содержанием алиментного  обязательства являются обязанность  плательщика алиментов по их уплате и право получателя алиментов  на их получение. Общие основания  прекращения алиментных обязательств предусмотрены в ст. 120 СК РФ. Если обязательство возникло на основании соглашения между плательщиком и получателем алиментов, оно прекращается с истечением срока действия соглашения. Стороны свободны установить в соглашении любые основания для прекращения алиментного обязательства, в частности, изменение материального положения сторон, восстановление трудоспособности получателя алиментов, окончание им учебы, вступление в брак и т.д.

Если алименты взыскиваются по решению суда или судебного  приказа, их уплата автоматически прекращается со смертью получателя или плательщика  алиментов. Строго личный характер алиментных обязательств делает правопреемство в  них невозможным.

6. Гос (полит.) режим.

Политический режим –  совокупность приемов, способов и ср-в  осуществления власти:демократический и антидемократическ. (авторитарный и тоталитарный).

7. Понятие и виды соц. норм. Право в системе соц. норм. Взаимоотн. права и морали.

Социальные  нормы – это правила, регулирующие отн. между людьми и их коллективами. Они объединены тем, что создаются и развиваются на протяжении всей истории человечества, выражают потребность социальных систем в саморегуляции, входят в структуру общественного сознания и обусловлены уровнем цивилизованности общества, его потребностями и интересами.

Все социальные нормы обычно подразделяются на следующие виды:

Обычаи (правила поведения, кот. сложились исторически, на протяжении жизни многих поколений и вошедшие в привычку в результате многократного повторения);

Традиции;

деловые обыкновения (правила  поведения, кот. складываются в производственной, научн., учебной деят-ти людей и направлены на повышение её эффективности);

религиозные (правила, установленные  различными церковными конфессиями  и обязательные для верующих);

политические (регулируют отн. классов, сословий, наций, иных соц. партий и др. общественных объединений, направленных на завоевание, удержание и использование государственной власти);

корпоративные (регулируют права  и обязанности членов партий, профсоюзов, добровольных обществ, порядок их создания и функционирования (структура, порядок  управления, полномочие органов объединения), а также отн. таких объединений с гос. органами и иными объединениями);

моральные (нормы, принципы поведения, исходящие из такого рода взглядов, а также чувства, эмоции, оценивающие  свое и чужое поведение с точки  зрения добра, справедливости и порядочности).

В чем же совпадают  право и мораль? Говоря о взаимоотн. морали и права, необходимо отметить, что их требования в решающих сферах отн. по содержанию совпадают. То, с чем борется право, как правило, осуждает и мораль. Ряд юридич. норм вытекает из религиозно-нравственных постулатов ("не убий", "не укради" и т.п.). Закрепляя в законе запреты на совершение аморальных, наиболее вредных и опасных для общества деяний, право подкрепляет их юридич. санкциями, применяемыми к нарушителям общественного порядка. То, что право разрешает и поощряет, как правило, приветствует и мораль.

Любое противоправное поведение  обычно является и аморальным поступком. Право требует соблюдать закон, это же предписывает и мораль.

Право и мораль постоянно  связаны при осуществлении правосудия, охраны обществ. порядка. Без использования нравственных критериев невозможно объективно и справедливо решать дела о хулиганстве, клевете, лишении родительских прав и т.д. В ряде случаев правовые нормы служат важным инструментом воспитания людей, вытеснения из их сознания устаревших и вредных моральных обычаев и убеждений (кровная месть, свадебный калым, умыкание невесты и т.п.).

 В чем же право и мораль противоречат друг другу? Тесное взаимодействие между правом и моралью не исключает наличия в некот. случаях между ними противоречий, расхождений, несогласованностей. Так, мораль в принципе отвергает смертную казнь как вид наказания. Между тем во многих странах мира она предусмотрена законом. Как известно, закон не запрещает молодой матери оставлять своего ребенка в роддоме, хотя в большинстве случаев окружающие нравственно осуждают ее.

Для возникновения таких  противоречий, несогласованностей имеется  несколько причин. Одна из них - это  большая подвижность, динамизм морали, достаточная гибкость ее принципов. Она движется как бы впереди права, которое более консервативно  в силу своей формальной природы, необходимости оформлять свои требования в официальных правотворческих  актах. Другая причина - конъюнктурные, политические и иные факторы, которые  всегда присутствуют в правотворческой  работе, а также и просто ошибки законодателя.

Эффективность законодательства будет несравненно выше, если его  предписания будут опираться  не только на власть, но и на общечеловеческие моральные постулаты и принципы. Чем выше нравственная обоснованность права, чем ближе ее содержание к  моральным постулатам, выработанным мировой цивилизацией на протяжении веков, тем оно более демократично, гуманно, справедливо.

8. Понятие, признаки, принципы и функции права. Взаимосвязь гос. и права.

Право-система общеобязат., формально определенных юрид. норм, выражающих обществ. волю, принимаемых или санкционируемых и обеспечиваемых гос-вом и направленных на урегулирование обществ. отн

Признаки: системность (имеет четкую структуру), общеобязательность, нормативность, формальн. определенность, связь с гос-вом, волевой хар-р (право должно выр-ть волю большинства людей), устанавливается/санкционируется/ и обеспечивается разрешается гос-вом.

Принципы (основн. исходные начала, идеи, положения, кот. определяют сод-ие и направления развития и функционирования права): общеправовые (гуманизм, справедливость, равноправие), межотраслевые (пр. неотвратимости наказания), отраслевые (пр. признания брака, зарегистрированного в спец. органах).

Функции права (основные направления правового воздействия на обществ. отн.): регулятивная (обеспечивает упорядочение обществ. отн. и направлена на установление правил поведения людей позитивного св-ва, не связанного с правонарушением. Делится на: динамическую(активное поведение людей) и статистическую(закрепляет обществ. связи).

Регулятивная (направлена на борьбу и вытеснение вредных и опасных для общества вариантов поведения).

Право тесно  связано с государством. Они одновременно возникают и параллельно развиваются. Именно государство создает, изменяет и отменяет правовые нормы, организует их исполнение, обеспечивает и охраняет от нарушений с помощью своего принудительного аппарата. С другой стороны, право упорядочивает деятельность государственного аппарата, ограничивает произвол чиновников, обеспечивает цивилизованные взаимоотношения между личностью и государством, господство закона в обществе. Функции государства, его управленческая деятельность не могут осуществляться вне и независимо от закона.

 

17.Основы конституционного  строя РФ.

Конституционный строй –  это форма (или способ) организации  государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует  его как конституционное государство.

Конституция РФ устанавливает целостную систему  принципов конституционного строя: 
- права и свободы человека, гражданина как высшая ценность; 
- народовластие и республиканская форма правления; 
- федеративное устройство; 
- разделение властей; 
- государственный суверенитет; 
- верховенство права; 
- политическое и идеологическое многообразие; 
- единство экономического пространства и свобода экономической деятельности; 
- социальный характер государства; 
- светский характер государства; 
- признание и гарантирование местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.Общая характеристика  конституции РФ 1993 года: ее структура,  порядок внесения поправок и  пересмотра конституции.

Конституция - единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, принимаемый народом или от имени народа, учреждающий основные принципы устройства общества и государства, правовой статус человека, принадлежность и механизм осуществления власти.

Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ». Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому Конституция может быть изменена лишь большинством голосов от общего числа избирателей страны. Конституция РФ 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.

Структура. Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Непосредственно структуру Конституции РФ можно отобразить следующим образом: Преамбула :Раздел первый: Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16); Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64); Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79); Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93); Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109); Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117); Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129);Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133); Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134—137); Раздел второй. Заключительные и переходные положения.

Инициаторы  поправок. Согласно ст. 134 Конституции России предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент РФ, Совет Фед., Гос. Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Фед. или депутатов Гос. Думы.

Пересмотр фундаментальных  положений: Ст. 135 Конституции гласит, что положения глав 1, 2 и 9 Конституции (это главы об основах конституционного строя (ст. 1-16), правах и свободах человека и гражданина (ст. 17-64), а также о самих конституционных поправках и пересмотру Конституции (ст. 134—137)) не могут быть пересмотрены Фед. Собранием. Однако, если предложение о пересмотре положений этих глав Конституции будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Гос. Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Согласно части третьей ст. 135 Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ. Проект новой конституции России может быть принят либо двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания либо всенародным голосованием. При проведении всенародного голосования новая Конституция РФ считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие более половины избирателей. Таким образом изменение фундаментальных положений (о конституционном строе России, а также о правах и свободах человека и гражданина) не может произойти до принятия новой конституции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Система органов  гос. власти РФ. Принципы разделения  властей.

Органы гос. власти - важнейшая часть этого механизма, выравнивающая организаторскую роль гос-ва в обществе. Поэтому орган гос. власти имеет такие задачи и собственные полномочия, кот. соответствуют функциям гос-ва. Орган гос. власти создается только гос-вом и действует от имени гос-ва. Только гос-во устанавливает порядок организации и функционирования этих органов, наделяет их кругом конкретных полномочий, за кот. они не должны выходить, устанавливает их права и обязанности и объем ответственности в случае их нарушения.

В соответствии с этим принципом  органы гос. власти РФ делятся на органы законодательной, исполнительной и  судебной власти, которые соответственно осуществляют основные функции гос. власти (правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную). Эти органы образуют основу конституционной системы  органов российск. гос-ва. При этом предполагается, что три ветви власти должны взаимно дополнять друг друга, взаимно контролировать и сдерживать друг друга по классической схеме системы "сдержек и противовесов", отработанной мировым конституционным опытом. Принцип разделения властей предполагает и влияние на каждую из них со стороны прокуратуры, кот. должна принимать меры к устранению нарушения законов, от какого бы органа гос. власти, его структурного подразделения или должностного лица они ни исходили. Важнейшая роль в деле защиты конституционных прав и свобод российских граждан от возможного произвола со стороны органов гос. власти должна принадлежать Уполномоченному по правам человека РФ.

21. Президент РФ. Полномочия и порядок избрания.

В системе органов государственной  власти Президент РФ занимает особое место. В соответствии с системой разделения властей Президент не входит ни в одну из отраслей власти - ни в законодательную, ни в исполнительную, ни тем более в судебную. По Конституции 1993 г. Российская Федерация имеет республиканскую форму правления, т.е. во главе государства стоит избираемый прямым голосованием граждан Президент. Конституционные должности Президента заключаются в том, что он является главой государства, Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ и Председателем Совета безопасности РФ. Полномочия Президента: имеет право законодат. инициативы, право вето, подписывает о обнородует законы, назначает референдум, назначает выборы в Гос.Думу и распускает ее, назначает председателя Правительства РФ с согласия ГД и принимает решение об его отставке, назначает и освобождает от должности Председателя ЦБ с согласия ГД, назначает высшего командующего вооруженными силами РФ. Принципы избрания Президента РФ на должность определены Конституцией РФ и новым Фед. законом "О выборах президента Российской Федерации" от 31 декабря 1999 г. Основные принципы, на которых избирается Президент РФ-принцип всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. По закону участие граждан в выборах Президента свободное и добровольное. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.Президентом РФ может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Не имеет право избирать и быть избранным Президентом РФ лицо, признанное судом недееспособным или содержащимся в местах лишения свободы по приговору суда. Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию РФ. Избиратели, проживающие за пределами территории РФ, считаются причисленными к федеральному избирательному округу. По закону проведение выборов Президента в сроки, установленные Конституцией и федеральными законами, являются обязательными. Выборы Президента назначает Совет Федерации. Решение Совета Федерации должно быть принято не ранее чем за 150 дней и не позднее чем за 120 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента является первое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента. В случае, если Совет Фед. не назначит выборы Президента, эти выборы по решению Центр. избирательной комиссии РФ проводятся во второе или третье воскресенье месяца, в которое проводилось голосование на предыдущих всеобщих выборах Президента.Основания прекращения полномочий: истечение срока полномочий, отставка, невозможность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение от должности (импичмент). Либо совершил тяжкое преступление, либо гос. измена. Обвинение может выдвинуть только ГД

 23. Гос.Дума РФ. Порядок формирования и компетенция. Статус депутата Гос.Думы РФ.

Гос.Дума формируется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом может быть гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Правовое положение Государственной думы определяется Конституцией РФ и Федеральным законом "О выборах депутатов Гос.думы Федерального собрания" от 24 июня 1999 г., а также Регламентом самой Гос.думы.

     Участие граждан  в выборах депутатов Гос.думы добровольное. Выборы депутатов нового состава Гос.думы назначает Президент РФ своим указом. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на кот. была избрана Гос.дума прежнего созыва. Срок со дня назначения выборов до дня их проведения должен быть не менее четырех месяцев. В случае, если Президент не назначит выборы депутатов Государственной думы в установленные сроки, то выборы проводит Центральная избирательная комиссия в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в который закончились полномочия депутатов Гос.думы. Сущ-ет особый порядок избрания депутатов Гос.думы, установленный Конституцией и спец.законом. Половина численного состава депутатов Гос.думы (225 депутатов) избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), на которые делится территория РФ. 225 депутатов Гос.думы (вторая половина состава палаты) избираются по единому избирательному округу, когда вся страна представляет собой один избирательный округ. Депутаты избираются по пропорциональной избирательной системе, когда мандаты распределяются пропорционального количеству голосов, полученных избирательными блоками и избирательными объединениями. Статус депутатов Гос.Думы складывается из прав, обязанностей. Он определяется Конституцией, Федеральным законом "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и рядом других федеральных законов. Закрепляя такой статус, законодатель предоставляет депутатам особую право - и дееспособность с тем, чтобы парламентарий мог участвовать в законотворчестве и осуществлении других функций парламента. В содержание правового статуса депутата входят: права, свободы и обязанности депутатов, взаимоотношения с избирателями и партиями, общественными организациями и объединениями, от которых они избраны; условия и формы осуществления депутатской деятельности; основные гарантии депутатской деятельности, которые можно подразделить на материальные, трудовые, социальные, финансовые, организационно-правовые. Конституционно-правовой статус депутата Гос.Думы - это закрепленные Конституцией и законодательством РФ права и обязанности депутата, а также правовые основы деятельности депутата и соц. гарантии осуществления им депутатской деятельности.

 

25. Правительство  РФ-высший орган исполнительной власти: формирование и полномочия.

Правительство - это коллегиальный  орган общей компетенции, издающий от своего имени административно-правовые акты и являющийся одним из основных институтов управления государственными делами. Президент РФ не яв-ся главой Правительства РФ, но вправе председательствовать на его заседаниях, осуществлять контроль за его действиями и решениями, в том числе за выполнением своих указов. Он назначает (с согласия Гос.думы) Председателя Правительства РФ, назначает на должность министров - членов Правит-ва. Полномочия: осуществляет реализацию внутр. и внешн. политики РФ; осуществляет регулирование в соц-экон. сфере; разрабатывает фед. бюджет и обеспечивает его исполнение; обеспечивает в России единую финансовую кредитную, денежную политику; осуществляет управление фед.собственностью; обеспеч. проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, обороны и государственной безопасности; обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

 

 

 

28. Гражданское  правоотношение: понятие, объекты,  субъекты, содержание.

Гражданское правоотн. — это общественное отн., урегулированное нормой гражданского права. Субъекты – участники правоотн. – физ. и юр. лица. Объекты – материальн. и нематер. блага по поводу кот. возникают гражданские правоотн. Содержание - взаимодействие его участников, осуществляемое в соответствии с их субъективными правами и обязанностями, а также совокупность этих прав и обязанностей.

 

29. Субъекты гражданского  правоотношения. Гражданская правоспособность  и дееспособность.

Субъекты: граждане России, иностр.лица без гражданства, юр.лица (коммерческие и некоммерческие организации), гос-во, муниципальные образования. Дееспособность – способность гражданина самост-но приобретать и осуществлять права и исполнять обязанности (люди, достигшие 18 лет). Правоспособность – способность субъекта иметь свои права и обязанности.

 

30. Понятие юр.лица, его признаки. Возникновение и прекращение деятельности юр.лица.

Юр. лицом яв-ся организация, кот. имеет свое обособленное имущество, может самостоятельно отвечать по своим обязательствам этим имуществом, приобретать для себя все гражданские права и обязанности. Может отвечать в суде в кач-ве истца или ответчика. Признаки юридического лица: приобретение гражданских прав и обязанностей от своего имени как выражение единой воли его участников вовне; имущественная обособленность, кот. должна толковаться более широко, чем обозначенная в ст. 48 ГК: имущество может принадлежать юридическому лицу не только на вещном, но и исключительно на обязательственном праве (денежные ср-ва на счете, арендованное имущество), но при этом оно не перестанет быть полноценным субъектом гражданского права; самостоятельная имущественная ответственность, отличная от ответственности его участников, необходимой предпосылкой кот. яв-ся обособленное имущество — объект притязаний кредиторов; выступление в качестве истца и ответчика в суде. В зависимости от хар-ра участия гос. органов в регистрации юр. лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы образования юридических лиц: Распорядительный порядок характеризуется тем, что юр. лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а спец.гос.регистрации не требуется. Др.способом образования юр.лица наз-ют разрешительный порядок, кот. предполагает, что создание предприятия (организации) разрешено тем или иным компетентным органом.

 

31. Понятие и  виды сделок. Формы сделок.

Юридическим основанием возникновения  гражданско-правовых отн. яв-ся сделки. Сделки - действия граждан и юр. лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражда. прав и обязанностей. Виды: односторонние (завещание, доверенность) и многосторонней (договор, ипотека, кредит, купля-продажа). Сделки должны совершаться на основе сознательного волеизъявления в пределах, предусмотренных в законах. Воля лиц в сделках должна быть закреплена определенными способами. Эти способы называются формами сделок. По форме сделки могут быть письменными и устными. Письменная форма может быть простой или нотариально удостоверенной. Сделка, для кот. законом не установлена опред. форма, считается совершенной также, если из поведения лица явствует его воля совершить сделку. Устная форма сделки яв-ся наиб. простой. Устно могут совершаться сделки, исполняемые при самом их совершении, если законодательством не установлено иное. В устной форме могут совершаться сделки, в отн. кот. ни законом, ни соглашением сторон не установлена письменная форма. Причем, исполнение по таким сделкам может быть осуществлено как немедленно, так и по истечении определенного промежутка времени. Лица, совершившие письменную сделку, должны подписать ее и засвидетельствовать тем самым соответствие изложенного в сделке с их волей. В отдельных случаях в двусторонних сделках достаточно одной подписи стороны, принимающей на себя конкретные обязанности. Так, договор займа оформляется долговой распиской, согласие кредитора выражается в том, что он принимает эту расписку.

 

 

 

36. Понятие наследования. Порядок наследования по завещанию.

Распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем  совершения завещания. Завещание может  быть совершено гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью  в полном объеме. Завещание должно быть совершено лично. Совершение завещания  через представителя не допускается. В завещании могут содержаться  распоряжения только одного гражданина. Совершение завещания двумя или  более гражданами не допускается. Завещание  яв-ся односторонней сделкой, кот. создает права и обязанности после открытия наследства. Завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а также включить в завещание иные распоряжения, предусмотренные правилами настоящего Кодекса о наследовании, отменить или изменить совершенное завещание. Завещатель не обязан сообщать кому-либо о содержании, совершении, об изменении или отмене завещания. Завещатель вправе совершить завещание, содержащее распоряжение о любом имуществе, в том числе о том, которое он может приобрести в будущем. Завещатель может распорядиться своим имуществом или какой-либо его частью, составив одно или несколько завещаний. Завещатель может совершить завещание в пользу одного или нескольких лиц, как входящих, так и не входящих в круг наследников по закону. Завещатель может указать в завещании другого наследника (назначить наследника) на случай, если назначенный им в завещании наследник или наследник завещателя по закону умрет до открытия наследства, либо одновременно с завещателем, либо после открытия наследства, не успев его принять, либо не примет наследство по другим причинам или откажется от него, либо не будет иметь право наследовать или будет отстранен от наследования как недостойными.

 

38. Правовое регулирование  заключения или прекращения брака. Признание брака недействительным.

Для признания  брака недействительным достаточно наличия хотя бы одного из ниже перечисленных условий:  отсутствия у вступивших в брак взаимного согласия; сущ-ия нерасторгнутого брака; брак с лицом, признанным недееспособным, не достигшим брачного возраста, с близкими родственниками; брак усыновителя с усыновленным; сокрытия венерических заболеваний или ВИЧ-инфекции, фиктивность брака. Семейный кодекс РФ формулирует условия заключения брака. Соблюдение условий заключения брака необходимо для того, чтобы брак был признан действительным и, следовательно, приобрел правовую силу. Различают материальные и формальные условия вступления в брак. Согласие лиц на вступление в брак предопределено самой сущностью брака, являющегося добровольным и свободным союзом мужчины и женщины. Взаимное согласие свидетельствует также об обоюдной готовности создать семью. Желание создать семью должно быть выражено лично лицами, вступающими в брак. Закон не допускает ни при каких обстоятельствах заключать брак заочно или через представителя. Согласие вступающих в брак должно быть выражено сознательно и свободно, те без всякого принуждения. Пороки воли, вызванные тяжким заболеванием, при котором человек не способен разумно руководить своими действиями, поступками, сводят это согласие на нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37. Семейное право  как отрасль права: понятие,  предмет, метод, источники и  основные принципы.

Метод семейного  права - это совокупность приемов и способов, при помощи которых нормы семейного права воздействуют на общественные семейные отношения. Метод семейного права хар-ют как дозволительно-императивный. Дозволительность семейно-правового регулирования заключается в том, что семейное право наделяет участников этих отн. возможностью действовать опред. образом, удовлетворяя свои потребности и интересы в сфере семейных отн. (например, возможность заключения брачного договора, соглашения об уплате алиментов и т.п.). Под принципами семейного права понимают закрепленные действующим семейным законодательством основополагающие начала, руководящие идеи, которые определяют сущность данной отрасли права и имеют общеобязательное значение. К ним относятся: признание брака, заключенного только в органах ЗАГСа. В соответствии с п. 2 ст. 1 СК РФ признается только брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния. Брак, заключенный по религиозным обрядам, фактические брачные отношения не влекут возникновение взаимных прав и обязанностей супругов; добровольность брачного союза означает право каждого вступающего в брак самостоятельно определить своего избранника, недопустимо воздействие кого-либо на их волю при решении вопроса о заключении брака. Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, - обязательное условие заключения брака. Данный принцип предполагает и свободу в расторжении брака как по желанию обоих супругов, так и по заявлению одного из них;

единобрачие (моногамия). СК РФ не допускает заключения брака  между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; равенство  супругов в семье. Этот принцип вытекает из положений Конституции о равенстве  прав и свобод мужчины и женщины, о свободе выбора места пребывания и места жительства, рода занятий, о равенстве прав и обязанностей родителей в отношении своих  несовершеннолетних детей; разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному  согласию. Данный принцип выражается в предоставлении членам семьи возможности  свободно определять свои взаимоотношения  внутри семьи. Он конкретизирован в  п. 2 ст. 31 СК РФ, в соответствии с которым  вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы  жизни семьи решаются супругами  совместно, исходя из принципа равенства  супругов; приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и  развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов. Нормы  семейного законодательства устанавливают, что дети являются самостоятельными носителями семейных прав. В СК РФ закреплен  целый ряд прав несовершеннолетних (имущественные и личные неимущественные  права - глава 11 СК РФ). Статья 54 СК РФ особо  выделяет право несовершеннолетнего  ребенка жить и воспитываться  в семье, так как именно семейное воспитание в большей степени  дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с  учетом особенностей его личности; обеспечение приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи. Семейный кодекс предусматривает  приоритетную защиту именно нетрудоспособных членов семьи (несовершеннолетних детей, инвалидов, лиц пенсионного возраста), так как они по объективным  причинам лишены возможности обеспечить себя необходимыми средствами к существованию. Закон содержит нормы, направленные на реализацию данного принципа (право  на алименты несовершеннолетних детей, обязанность совершеннолетних детей  содержать своих родителей, обязанность  супругов по взаимному содержанию). Предметом регулирования семейного законодательства являются: усл. и порядок вступления в брак; прекращения брака и признания его недействительным;

личные неимущественные  и имущественные отношения между  членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством - между другими родственниками и  иными лицами; а также формы  и порядок устройства в семью  детей, оставшихся без попечения  родителей.

 

 

 

 

 

 

 

46. Расторжение  трудового договора по инициативе  работодателя.

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя может быть осуществлено в соответствии со ст. 81 ТК РФ. Это относится к трудовым договорам, заключенным на неопределенное время, и срочным договорам. Они  могут быть расторгнуты по следующим  основаниям: ликвидация организации  или прекращение деятельности работодателем  – физ. лицом; сокращение численности  или штата работников организации; несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе.

 

48. Дисциплина труда.  Дисциплинарная ответственность:  виды, порядок наложения и снятия.

Трудовая  дисциплина - определенный порядок поведения работников в процессе производства. Она вырабатывается методами убеждения, материальной заинтересованности работника, а также методами материального поощрения за добросовестный труд. Законодательством о дисциплинарной ответственности, уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующая работа, а также поведение работника.Для наложения дисциплинарного взыскания работодатель должен потребовать от работника письменного объяснения причины допущенного нарушения трудовых обязанностей. За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание и не позднее одного месяца со дня его обнаружения (не считая времени болезни работника или отпуска). Если в течение года со дня применения дисциплинарного воздействия работник не будет подвергнут новому взысканию, то он считается вообще не подвергшимся ему. В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к работнику не применяются. Работодатель имеет право вместо применения дисциплинарного взыскания передать вопрос о нарушении трудовой дисциплины на рассмотрение трудового коллектива. Приказ о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется работнику под расписку.Дисциплинарное взыскание может быть снято до истечения года применившим его органом или должностным лицом по собственной инициативе, по ходатайству непосредственного руководителя или трудового коллектива, если данный работник не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный работник. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством.

 

49. Понятие, предмет,  принципы и источники уголовного  права.

Уголовное право-совокупность норм, предусмотренных в уголовном законе и устанавливающих преступность и наказуемость деяний, опасных для личности, общества и государства и определяющих основания и принципы уголовной ответственности. Предмет: составяют обественые отн., кот. Возникают вследствие совершения преступления. Принципы: законности, равенства граждан перед законом, пр. вины, пр.справедливости, пр.гуманизма. Источники: Конституция РФ, уголовное право (1 янв.1997), нормы международного права.

 

51. Состав преступления. Хар-ка элементов состава преступления.

Состав преступления –  совокупность установленных в уголовном  законе объективных и субъективных признаков, хар-ие конкретное общественно опасное деяние как преступление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42 Формы воспитания  детей, оставшихся без попечения  родителей

В настоящее время  существуют следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения  родителей:

  • усыновление (удочерение);
  • передача под опеку или попечительство;
  • передача на воспитание в приемную семью;
  • устройство детей в детские воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения.

СК РФ закрепляет в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, передачу ребенка на воспитание в  семью (ст.123 СК РФ). И только при отсутствии возможности передать ребенка в  семью закон допускает его  направление в учреждение для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, всех типов.

Усыновление (удочерение) детей

Понятие усыновления

Под усыновлением или удочерением  понимается юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками с одной  стороны и усыновленным ребенком с другой, возникают такие же права  и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению (ст. 137 СК).

Дети, в  отношении которых допускается  усыновление

Как установлено п. 2 ст. 124 СК, усыновление допускается

а) только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение

б) и только в их интересах.

Под интересами детей при  усыновлении следует понимать создание для них полноценных условий (как  материального, так и морального характера) для воспитания и всестороннего  развития (в физическом, психическом, духовном и ином отношении).

Именно в интересах  детей п. 3 ст. 124 СК закреплено правило, согласно которому усыновление братьев  и сестер разными лицами не допускается, за исключением отдельных случаев, когда такое усыновление в  силу тех или иных причин отвечает интересам детей (например, дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались  совместно, не могут жить и воспитываться  вместе по состоянию здоровья).

Условия усыновления

К условиям усыновления ребенка  закон относит получение согласия установленного круга лиц:

а) родителей ребенка или  лиц, их заменяющих;

б) самого ребенка, достигшего возраста десяти лет;

в) супруга усыновителя, если ребенок усыновляется одним из супругов.

Опека и попечительство.

Опека (попечительство) - устанавливается  над детьми,  оставшимися  без  попечения родителей в целях  их содержания, воспитания и образования,  защиты их прав и интересов.

      Опека устанавливается  над детьми, не достигшими  возраста  14  лет,  а попечительство - в  возрасте от 14 до 18 лет.

      Одной из  основных задач опеки и попечительства  является  воспитание  и образование  детей,  оставшихся,  по  каким   бы  то  ни  было  причинам,  без родительской опеки.

      В ст. 146 Семейного  кодекса  предусматривается,  что  опекунами  могут назначаться  только совершеннолетние дееспособные  лица.

Не назначаются опекунами  лица:

- лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах,

 - отстраненные от выполнения обязанностей опекунов,

- бывшие усыновители,  если усыновление отменено по  их вине,

- лица, больные  хроническим  алкоголизмом или наркоманией,

- лица, которые  по  состоянию  здоровья  не  могут   выполнять  обязанности

   опекунов/попечителей,  согласно Постановления правительства  РФ  №  542  от

   Приемная семья.

  Приемная семья –  форма устройства детей-сирот   и  детей,  оставшихся без  попечения родителей, на основе  договора о передаче  ребенка  (детей)  на воспитание  в семью  между  органом  опеки   и  попечительства   и   приемными родителями (супругами  или отдельными гражданами).Договор  о  передаче  ребенка  заключается  между  органами  опеки  и попечительства  и  приемными  родителями.

 

 

50. Пон. и признаки преступления. Классификация преступлений.

Преступление – это общественно опасное, противоправное, виновное деяние дееспособного  лица, за которое предусмотрено уголовное наказание.

Признаками преступления, как опасного социального явления  являются:

1. Общественная  опасность деяния заключается в том, что преступление всегда посягает на особо важные общественные ценности определенные как объект уголовно-правовой защиты в Особенной части Уголовного кодекса.

Характер общественной опасности  конкретного вида преступления определяется признаками, указанными в этой статье, отражающими ценность благ, на которые  посягает это деяние: опасностью способа, который используется для причинения вреда; размером причиняемого вреда; условиями, при которых причиняется вред; формой вины или ее видом, а иногда и личными качествами исполнителя  преступления.

Под степенью общественной опасности  понимается количественная мера общественной опасности совершенного преступления, она определяется судом путем  установления количественной меры признаков, указанных Особенной части УК, конкретных обстоятельств совершенного преступления, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, не относящихся к признакам, указанным  в диспозиции. Степень общественной опасности преступления служит основанием для назначения судом вида и размера  наказания.

2. Противоправность означает, что совершенное деяние может быть признано преступлением в случае, если оно предусмотрено в уголовной законе в виде запрета на определенное действие либо бездействие. Противоправность, следовательно, представляет собой запрет определенных деяний под угрозой наказания.

3. Виновность означает то, что общественно опасное и противоправное деяние может быть признано преступлением только в том случае, если оно было совершено виновно, то есть осознано. Виновным может быть признано только такое лицо, которое в силу своего возраста и психического состояния способно осознавать свои действия, а также руководить ими. Поэтому не могут быть признаны преступлением деяния, совершенные малолетними и невменяемыми лицами.

4. Деяние выступает как акт внешнего поведения лица, совершенного в форме действия или бездействия. Действие представляет собой активное и осознанное поведение лица. Оно проявляется в различных телодвижениях, использовании предметов, орудий, механизмов, словесных высказываниях. Бездействия, напротив, представляет осознанное, волевое, пассивное поведение лица, состоящее в невыполнении, то есть воздержании от совершения возложенной на него обязанности действовать определенным образом.

5. Наказуемость означает, что за каждое общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом должна наступать уголовная ответственность в виде строго определенных лишений либо ограничений.

Малозначительное  деяние не является преступлением при наличии одновременно двух условий. Первое: оно должно формально подпадать под признаки преступления, предусмотренного уголовным законом. Второе: в нем отсутствует другое свойство преступления – общественная опасность.

В зависимости от характера  и степени общественной опасности, а также формы вины все преступные деяния подразделяются на следующие  категории:

1) преступления небольшой  тяжести;

2) преступления средней  тяжести;

3) тяжкие преступления;

4) особо тяжкие преступления.

Преступлениями небольшой тяжести  (ст. 15 УК РФ) признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, не превышает двух лет лишения свободы.

Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы (например, нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий – ст. 218 УК РФ) и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает два года лишения свободы.

Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы (например, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, соединенное с обвинением лица в совершении тяжкого либо особо тяжкого преступления –  ст. 299 УК РФ



Информация о работе Шпаргалка по "Правоведению"