Гражданство

Автор работы: Кристина Осина, 04 Июля 2010 в 17:41, реферат

Описание

Гражданин, гражданственность — это слова одного корня. В понятии "гражданин" различаются два аспекта: морально-политический и юридический. Гражданство как морально-политическая категория тождественно понятию патриот. Гражданственность и патриотизм выступают как равнозначные явления. Не случайно в период иностранной интервенции после Октября 1917 года на улицах Москвы можно было прочесть лозунг: "Тогда лишь гражданин чего-нибудь достоин, когда он гражданин и воин".

Содержание

Введение ........................................ 2
1. Понятие гражданства ....................................... 4
2. Основания и порядок приобретения российского гражданства ..14
3. Изменение и прекращение российского гражданства .......... 23
Заключение ........................................ 28
Литература ........................................ 31
Приложение ........................................ 32

Работа состоит из  1 файл

Гражданство РФ.doc

— 226.00 Кб (Скачать документ)

     Законодательством РФ предусмотрено, какие государственные органы ведают делами о гражданстве и каковы полномочия этих органов, закреплены порядок производства и обжалования решений по этим делам.

     В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент РФ как глава государства, олицетворяющий его. Российская Конституция устанавливает, что Президент РФ решает вопросы гражданства РФ (п. «а» ст. 89). К их числу относятся: прием в гражданство; восстановление в гражданстве; выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство. По перечисленным вопросам Президент РФ издает указы. Другие государственные органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу.

     К таким органам относится Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ. В ее задачи входят подготовка предложений для Президента РФ по делам о гражданстве, обеспечение проведения единой государственной политики в области гражданства, контроль над исполнением решений по вопросам гражданства. Президент РФ назначает председателя Комиссии и по предложению последнего утверждает ее состав. Члены Комиссии участвуют в ее работе на общественных началах. Кроме того, в Администрации Президента РФ в качестве ее подразделения действует Управление Президента РФ по вопросам гражданства.

     Остальные государственные органы, принимающие прямое и опосредованное участие в решении вопросов гражданства РФ, входят в систему органов федеральной исполнительной власти. К ним относятся МВД России и его органы, а также МИД России, дипломатические представительства и консульские учреждения.26

     Полномочия, возложенные на указанные органы по решению вопросов гражданства, аналогичны, с тем лишь различием, что первые - принимают их в отношении лиц, проживающих на территории РФ, а вторые - за ее пределами. В число таких полномочий входят: прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданства РФ; проверка фактов и представленных документов; направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ; определение принадлежности лиц к гражданству РФ; осуществление регистрации приобретения или прекращения гражданства РФ в предусмотренных Законом случаях.

    В процедуре оформления и решения вопросов о приобретении и прекращении гражданства в порядке регистрации (то есть в упрощенном порядке) и во всех остальных случаях имеются существенные различия. Они касаются: установленной формы обращения; органов, принимающих решения; актов, которыми оформляются решения; порядка обжалования.

     Для решения вопроса о регистрации гражданства подается заявление; решение по этому вопросу принимают соответствующие ОВД либо Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения; оформляются решения заключением (в необходимых случаях представлением); срок рассмотрения - не более 6 месяцев; решения могут быть обжалованы в суд в 1-месячный срок.

     Во всех других случаях приобретения и прекращения гражданства, не подпадающих под регистрационный порядок, оформляется ходатайство на имя Президента РФ, который и принимает решения по этим вопросам; оформляются они Указом Президента РФ; срок рассмотрения ходатайств - не более 9 месяцев; решения обжалованию не подлежат, что не исключает возможности повторного ходатайства.

     Как заявление, так и ходатайство подаются в письменном виде по установленной форме в ОВД по месту жительства лица (за пределами РФ в соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение).

     Гражданство РФ считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента РФ. Исполнение решений возлагается соответственно на МВД России и его органы или на МИД России, дипломатические представительства и консульские учреждения.

     

 

      

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   Важнейшей предпосылкой обязанности государства  защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности является гражданство. Под гражданством понимается правовая принадлежность лица к данному государству, т. е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.

      Конституция Российской Федерации и Закон  о гражданстве Российской Федерации  установили общие основы отношений  гражданства:

      1. Гражданство РФ является единым, т.е. граждане России, постоянно проживающие на территории республики составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. Этот принцип очень важен для федеративного государства, для сохранения его целостности.

      2. Гражданство РФ является равным  независимо от оснований и  время его приобретения.

      3. Гражданство РФ имеет открытый  и свободный характер. Каждый  человек вправе приобрести российское  гражданство или изменить его.

      4. Гражданин России не может быть лишен своего гражданства. Это совершенно новый для нашей страны принцип, т.к. ранее законодательство прежних, советских времен закрепляло такую форму утраты гражданства.

      5. Гражданство России не препятствует  возможности иметь гражданство  иностранного государства, Это тоже совершенно новый для нашего законодательства принцип. Понятно, что признание двойного гражданства основывается на определенных условиях: ходатайство лица, разрешение государства, наличие соответствующего договора между РФ и этим государством.

      6. Гражданство РФ не может автоматически  изменяться при заключении или  расторжении брака с лицом,  не являющимся  российским гражданином. 

      7. Граждане России, находящиеся за  пределами РФ находятся под  защитой и покровительством российского  государства.

      8. Впервые вводится  такой институт  как почетное гражданство, которое  может быть предоставлено лицу  не являющемуся гражданином России, но имеющего выдающиеся заслуги  перед Россией или мировыми  сообществом. Почетное гражданство  предоставляется Президентом России с согласия этого лица.

      Рассмотрев  вышеизложенные принципы гражданства  Российской Федерации, основания для  приобретения, изменения или прекращения  гражданства, органы, регулирующие решение  вопросов, связанных с гражданством, можно сделать вывод, что наиболее важной составной частью института, составляющего основы правового статуса личности, которые утверждены в действующей Конституции Российской Федерации, является совокупность норм, регулирующих  именно гражданство.

      Конституционно-правовой институт основ статуса личности отражает существенные исходные начала, определяющие положения человека в обществе и гражданстве, принципы их взаимоотношения. Отсюда мы и выводим гражданство как один из элементов правового статуса личности.

      В нашей стране вопросы гражданства встают наиболее остро.

      В процессе движения за обретение суверенитета, в ходе которого достичь его иногда пытаются любой ценой, нарушаются прежде всего права и свободы некоренного  населения, проживающего на территории бывших союзных республик.

      Все более тревожной становится практика деления граждан на своих и  чужих. Выдвигая  заслон подобной практике, Россия подписала двусторонние соглашения с Эстонией, Латвией, Украиной и другими  суверенными государствами. В рамках соглашения о создании СНГ специально указывается, что Договаривающиеся стороны гарантируют своим гражданам независимо от национальности или иных различий равные права и свободы. Каждая из Сторон гарантирует гражданам других сторон, а так же лицам без гражданства права и свободы в соответствии с общепринятыми международными нормами о правах человека.

      Наиболее  важный принцип, который до этого  не утверждался ни в одном советской  законе - права двойного гражданства. Ранее это право отвергалось.

      Но  в то же время государства по возможности стремятся ограничить его представления, дабы избежать возникающих при наличии двойного гражданства правовых коллизий. Наличие двойного гражданства ведет за собой ряд трудностей, потому что один из острых вопросов, связанных с регулированием гражданства. В международной практике эти вопросы регулируются путем заключения международных и межгосударственных договоров и предоставления лицам с  двойным гражданством режима наибольшего благоприятствования.

      По-разному  этот вопрос решается в бывших союзных  республиках. В большинстве (Киргизия, Азербайджан, Молдова, Эстония, Литва) двойное гражданство не допускается. Украина и Беларусь, напротив, его признают, а Грузия оставляет вопрос открытым.

      Занятая Российской Федерацией позиция, продиктованная особенностями её исторического, демографического и политического развития, а равно и национально -психологическими факторами представляется вполне взвешенной и демократической. Тем самым юридически утверждается  принцип непрерывности российского гражданства, его открытости для всех сограждан,  разбросанных волею судеб по белу свету, и всех желающих приобщиться к её духовному, культурным и человеческим ценностям и пользоваться её юрисдикцией.

      В этом отношении подчеркнем и особо  важное значение, которое имеет установленный законом судебный порядок обжалования всех решений, связанных с приобретением, прекращением, принадлежностью к гражданству Российской Федерации, а также процессуальные действия  должностных лиц при рассмотрении заявлений по вопросам гражданства. Таким образом, при малейших нарушениях данного закона заинтересованное лицо вправе обратиться с жалобой в суд.

      Предусмотренный механизм обеспечивает эффективность  закона и защиту прав человека.

      Действующая Конституция Российской Федерации  и Закон о гражданстве Российской Федерации - являются основными демократическими источниками, в которых заключены нормы, регулирующие устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и  уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

      Развитие  института гражданства, норм, которые  регулируют вопросы, связанные с  этим, повлечет за собой немало проблем. Особенно остро это будет осуществляться в России, в связи с ее историческо - политическим прошлым и не менее кризисным в политическом плане настоящем.

      Не  на должном уровне развиты связи, регулирующие вопросы гражданства  со странами ближнего и дальнего зарубежья, что может повлечь за собой  нарушение статьи 61 части 2 Конституции Российской Федерации, которая гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

      Таким образом, государство не в праве  допускать нарушения закрепленных в Конституции Российской Федерации  демократических принципов, а в частности, связанных с гражданством, так как нарушают свою демократическую основу. Во избежание этого, государство должно вести  политику, направленную на поддержание не только общедемократических принципов, но и вопросов, касающихся гражданства, путем создания нормативно -правовых актов, федеральных  законов и международных договоров.

   Итак, гражданство является одним из основных показателей здоровья всего государства. Из этого следует, что защита и  развитие этого института есть обязанность  не только государства, но и человека. 

 

       ЛИТЕРАТУРА

 
 
  1. Конституция РФ
  2. Закон "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002 года, № 1948-1 // СЗ РФ, 2002. № 22 ст. 2031.
  3. Авакьян С.А. Гражданство РФ. М.: Юрист, 1994.
  4. Баглай М.В. (2007, 6-е изд., 784с.) Конституционное право Российской Федерации. (Учебник)
  5. Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. М.: МО, 1986.
  6. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в  РФ. М.: БЕК, 1996.
  7. Головастикова А.Н. Прекращение гражданства РФ: сравнительный анализ законов о гражданстве 1991 и 2002 годов. // Законодательство и экономика. 2005. № 5. С. 22-27.
  8. Гражданство и свобода передвижения. / ред. А. Кузнецов. М.: Юридическая литература, 1994
  9. Комментарий к ФЗ от 31.05.2003 «О гражданстве РФ» /ред. П.Г. Громушкин. М.: Терра, 2003.
  10. Ледых И. Комментарий закона 0 гражданстве РФ. //Советская юстиция. - 1992. -№ 9.- с.  16-18.
  11. Лекционный материал
  12. Мавлятшин М.М. Проблемы гражданства и судопроизводства. Казань: КГУ, 2000
  13. Маликов М.К. Гражданство Российской Федерации и гражданство ее субъектов // Государство и право. 1997. № 8. с. 21-24
  14. Марышев н.И., Хлестова И.О. Правовое положение российских граждан за границей. М.: Юрист, 1994
  15. Марышев Н.И. Комментарий к статье 61-62 Конституции РФ. //Право и экономика. - 1994.  -№ 23-24. - с. 10-16:
  16. Масевич М.Г Комментарий к статье 60 Конституции РФ. //Право и экономика. - 1994. - № 23-24. - c. 6-9.
  17. Путин исправил закон о гражданстве. // www.interfax.ru
  18. Садыков Р. Приобретение гражданства в упрощенном порядке. // эж-Юрист. 2006. № 28. С. 12-17
  19. Шевцов В.С. Гражданство в Советском союзном государстве. М.: Юридическая литература, 1969
  20. Шедрунова Е. О поправках к закону о гражданстве. // Намедни. 17.10.2003.

Информация о работе Гражданство