Государство как субъект гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 05:28, контрольная работа

Описание

Цель данной работы – всестороннее рассмотрение гражданской правоспособности. Поставленная цель работы требует решения следующих задач:
• Изучить понятие и содержание правоспособности в гражданском праве;
• Рассмотреть правоспособность граждан (физических лиц);
• Охарактеризовать правоспособность физических лиц;
• Определить гражданскую правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства;
• Проанализировать правоспособность юридического лица;
• Рассмотреть гражданскую правоспособность государства и государственных (муниципальных) образований.
Задача: Вовлечение несовершеннолетних взрослыми лицами в совершение преступления.

Работа состоит из  1 файл

готово.docx

— 62.48 Кб (Скачать документ)

Что касается конкретных субъектов, представляющих государство во внешнеторговом обороте, так денежные   обязательства от имени государства принимают на себя Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ.

Выступление на внешнем рынке в качестве заемщика, кредитора или гаранта от имени  Российской Федерации регламентируется Законом «О государственных внешних  заимствованиях РФ и государственных  кредитах,  предоставляемых РФ иностранным  государствам,  их юридическим лицам  и международным организациям». Так государственные внешние заимствования (займы, кредиты) образуют государственный внешним долг РФ. Предоставляемые РФ любым заемщикам кредиты образует внешние (зарубежные) активы РФ. Государственные внешние заимствования и предоставление государственных кредитов осуществляются от имени Российской Федерации или Правительства РФ на  основании международных договоров,   гражданско-правовых соглашений и гарантий.

Выпуск  ценных бумаг, специально  предназначенных  для распространения на внешнем  рынке, предусмотрен постановлением Правительства РФ от 27 сентября 1994 г. №1107 «Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами». В этом постановлении речь идет о переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР, за которую ответственность на себя приняла Российская Федерация.1

Помимо  векселей министерство финансов вправе выпускать облигации внешнего облигационного займа.

Государство является участником инвестиционных соглашений заключаемых и с иностранными инвесторами в соответствии с  Указом Президента от 25 января 1995 г. № 73 «О дополнительных мерах по привлечению  иностранных инвестиции в отрасли  материального производства».

Что касается иных обязательств - относительно движимого  и недвижимого имущества, участия  в управлении юридическими лицами, то здесь государство представляет Мингосимущество РФ.

Порядок управления государственным имуществом, находящиеся за рубежом, определяется Постановлением Правительства РФ от 5 января 1995 г. № 14 «Об управлении федеральной  собственностью находящейся за рубежом». Так решения о приобретении в  федеральную собственность недвижимого  имущества, и ценных бума, долей, паев, и акций в находящихся за рубежом  юридических лицах, сдача в аренду недвижимого имущества находящегося за рубежом принимается Правительством РФ на основании совместного  представления  Мингосимущества РФ и Федерального исполнительного органа соответствующей  отрасли.

Мингосимущество является полномочным представителем Правительства РФ по вопросам правопреемства российской Федерации в отношении  имущества бывшей Российской империи, бывшего СССР. Мингосимущество РФ осуществляет организацию поиска, защиту, надлежащее оформление   права собственности РФ на указанное имущество и управляет этим т имуществом.

Особенностью  участия государства во внешнеторговом обороте являете то, что органы, которые уполномочены действовать  от его имени, могут вступать в  соответствующие отношения как  непосредственно, так и через  посольства, консульства, торгпредства. Однако последние должны иметь специальные  полномочия действовать от имени  перечисленных органов, представляющих государство.                

Можно отметить, что Гражданский кодекс очень  мало внимания уделил такому субъекту гражданского права как государство. Так, в Гражданском кодексе имеется  отсылочная норма, что к таким  субъектам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Однако, кодекс выделяет такие особенности правового положения этих субъектов и устанавливаемого для них правового режима, как порядок участия в гражданском обороте, особенности ответственности по обязательствам. Правовое положение данного субъекта конкретизируется Федеральными законами и другими подзаконными нормативно-правовыми актами.

Таким образом, Государство, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и  органы власти но своей юридической природе являются юридическими лицами публичного права, которые могут быть наделены гражданской правосубъектностью, и вместе составляют подвид юридических лиц - категорию "юридические лица публичного права" (публично-правовые образования).

 Гражданская правосубъектность публично-территориальных образований носит ограниченный характер, ввиду того, что исходя из целей создания и деятельности юридические лица данного подвида могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

При анализе  вопроса об осуществлении гражданской  правосубъектности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований  и органов власти выделен критерий разграничения публично-правового  от гражданско-правового в их юридической  личности, наделенной смешанной правосубъектностью: правовое положение публично-правовых образований характеризуется преобладанием  публичной правосубъектности над гражданской.

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

6. Государство  и иные публично-правовые образования  обладают гражданской правоспособностью. При определении их характера и содержания следует иметь в виду, что рассматриваемые субъекты, в отличие от юридических лиц, созданы не для участия в гражданских правоотношениях, которое носит для них вынужденный, вспомогательный по отношению к основной деятельности характер. Следует поэтому согласиться с утверждением, что гражданская правоспособность государства (и других публично-правовых образований) хотя и может быть достаточно широкой по содержанию, но в целом носит специальный, а не общий (универсальный) характер. Указанные субъекты могут иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Нормативные акты

 

        1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
        2. Гражданский кодекс РФ.

Часть первая ГК РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательств Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.

Часть вторая ГК РФ от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательств Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.

Часть третья ГК РФ от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.  2001. № 49. Ст. 4552.

  1. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп. от 10 января, 23 декабря 2003 г.). //  Российская газета.  2002. 13 июля.
  2. ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" № 123-ФЗ  от 21 июля 1997 г. //  Российская газета. 1997. 2 августа.
  3. ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"  № 6-ФЗ  от 8 января 1998 г. //  Российская газета. 1998.  21 января.
  4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 18.04.2005) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Российская газета. 2003. 8 октября.
  5. Федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (с изм. и доп. от 8 июля 1997 г., 10 февраля 1999 г.) // Российская газета. 1995. 24 октября.
  6. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание Законодательства РФ. 2001. № 33. Ст. 3430.
  7. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп. от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г.). // Российская газета. 2001. 10 августа.
  8. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» // Российская  газета. 2002 . 31 июля.

 

Научная литература

 

        1.  Агарков М.М. Обязательство по советскому гражданскому праву. - М., 1944.
        2. Алексеев С. С. Проблемы теории права: Курс лекций В 2-х т. - Свердловск, 1972. Т. 1.
        3. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. - М.. 1950.
        4. Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. - М.. 1947.
        5. Брагинский М.И. , Ярошенко К.Б. Гражданские (физические лица). Юридические лица // Хозяйство и право. 1995.№2. С. 10-11.
        6. Букишина А.В. Эмансипация.// Хозяйство и право.1992.№7.С.12-15.
        7. Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. M., 1979.
        8. Виткявичус М.Н. Гражданская правосубъектность. Вильнюс. 1978.
        9. Венедиктов А.В. О субъектах социалистических правоотношений. // Советское государство и право. 1955. №6. С. 20.
        10. Веберс Я.Р. Правосубъектность граждан в советском гражданском праве и семейном праве. M., 1956.
        11. Гражданское право: Учебник/Под ред. С.П. Гришаева.– М.: Юристъ, 1999.
        12. Гражданское право: Учебник. Т 1,2. / Отв. Ред. Е.А. Суханов. – М.: БЕК, 2000.
        13. Гражданское право: Учебник для вузов. Т.1,2. / Под ред. проф.А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: ПРОСПЕКТ, 1998.
        14. Гражданское право: Учебник: Части общая и особенная. – М.: ТК Велби, 2004.
        15. Гражданская правосубъектность юридических лиц: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Слугин А.А.. - Краснодар, 2003.
        16. Гражданское право. Учебник для вузов. Ч.1. / Под ред. Т.И. Илларионовой, Б.М. Гонгало, В.А. Плетнева. – М.: Изд-во НОРМА-ИНФРА-М, 2001.
        17. Кузнецова Л.Г., Шевченко Я.Н. Гражданско-правовое положение несовершеннолетних. – М., 1968.
        18. Кудашкин В.В. Специальная правоспособность субъектов гражданского права // Государство и право. 1999. №5. С. 47-49.
        19. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Ч. 1./ Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. – М.: Юрайт, 2004.
        20. Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты. – М., 1997.
        21. Мицкевич А.В. Субъекты советского права. – М., 1962.
        22. Предпринимательское право РФ / Отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. М., Юристъ, 2003.
        23. Рахмилович В.А. Основные положения о юридических лицах в ГК РФ.// Адвокат. 1997. №11. С. 6-8.
        24. Суханов Е. А. Система частного права / Вести. Москов. ун-та 1994. №4. С. 26-30.
        25. Флейщиц Е. А Соотношение правоспособности и субъектности прав/ Вопросы общей теории права — М., 1960.
        26. Фаршатов И. А. Производственные правоотношения //Государство и право – 1998. №2. С. 33-34.
        27. Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. — М., 1974.
        28. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914г.) – М., 1994.
        29. Шакарян М. С. Субъекты советского гражданского процессуального права. — М , 1970.
        30. Ямпольская Ц.А. О субъективных правах советских граждан и их гарантиях// Вопросы советского государства и права. – М., 1959.

 

Судебная  практика

 

  1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» //Российская газета. 1996. 10, 13 августа.

 

 

 

Приложение 

 

Формы участия  государства в гражданском обороте

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА  № 1

 

Совершеннолетний  Козин, нигде не работающий, вовлек в пьянство 13-летнего Рябинина. После  распития спиртных напитков Козин предложил  Рябинину изнасиловать несовершеннолетнюю В., объяснив, что ответственность  он не понесет, так как не достиг возраста уголовной ответственности. Рябинин согласился и изнасиловал  В.

Квалифицируйте  действия указанных лиц.

Решение:

Действия  Козина следует квалифицировать  по ч.1 ст.150 и ч.1 ст. 151 УК РФ, а также  по ч.1. ст.131 с ссылкой на ч.4 ст. 33 УК РФ.

Рассмотрим составы преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 150, 151 УК РФ.

Вовлечение несовершеннолетнего  в систематическое употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ предполагает склонение несовершеннолетнего к употреблению таких напитков или веществ не менее трех раз в течение непродолжительного времени, например раз в месяц.

Вовлечение может выражаться в уговорах, угощениях, обещании каких-либо выгод и т.п.

Субъектом преступления может  быть вменяемое лицо, достигшее восемнадцатилетнего  возраста.

С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом. Лицо сознает, что вовлекает несовершеннолетнего  в совершение антиобщественных действий, и желает этого. Мотивы преступления могут быть различными: корысть, личный интерес, стремление поднять свой авторитет  в глазах несовершеннолетних и др. Для квалификации преступления мотивы значения не имеют, но могут учитываться  при определении меры наказания.

Вовлечение несовершеннолетних взрослыми лицами в совершение преступления представляет повышенную опасность  для общества не только потому, что расширяет круг правонарушителей, но и потому, что такие действия оказывают развращающее воздействие на неокрепшую психику несовершеннолетних, нарушают их нормальное духовно - нравственное развитие, прививают им искаженные ценностные ориентации.

Взрослым преступникам бывает выгодно привлекать в качестве непосредственных исполнителей несовершеннолетних, так  как они несут более легкую ответственность по сравнению со взрослым (см. комментарий к ст. 61 и гл. 14). Посылая на совершение преступления несовершеннолетних, взрослые надеются остаться вне поля зрения правоохранительных органов.

Информация о работе Государство как субъект гражданского права