Государство как субъект гражданских правоотношний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:27, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение государства как субъекта гражданских правоотношений.
Цель конкретизируется в постановке следующих задач:
рассмотреть особенности гражданской правосубъектности Российской Федерации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА КАК СУБЪЕКТА ПРАВА 3
ГЛАВА 2. УЧАСТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГРАЖДАНСКОМ ОБОРОТЕ 10
2.1. ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В ИМУЩЕСТВЕННОМ ОБОРОТЕ 10
2.2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24

Работа состоит из  1 файл

Государство как субъект гражданских правоотношений.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)


содержание

 

 

Введение

Будучи носителем власти и воздействуя посредством законодательных  запретов и дозволений на рыночные отношения, государство одновременно является субъектом гражданского права, наделенным особыми правовыми чертами, и выступает участником разнообразных рыночных операций. Стремление освободить российское государство от хозяйственной деятельности, выраженное в экономических программах последних лет и заявлениях правительственных деятелей, ответственных за развитие экономики, может ограничить сферы и интенсивность участия государства в имущественном обороте, но не изменит его общего правового статуса как особого субъекта гражданского права. Это необходимо как для отечественных рыночных отношений, так и для международных экономических связей, в которых современные государства активно участвуют и являются гарантом их развития.

ГК определяет основы гражданско-правового статуса государства  в гл. 5. Нормы по этому вопросу содержатся и в других главах ГК, а также в ряде федеральных законов, прежде всего, в Бюджетном кодексе, определяющем порядок распоряжения финансовыми ресурсами государства.

Целью данной работы является рассмотрение государства как субъекта гражданских правоотношений.

Цель конкретизируется в постановке следующих задач:

  1. рассмотреть особенности гражданской правосубъектности Российской Федерации;
  2. проанализировать вопросы участия Российской Федерации в гражданских правоотношениях;
  3. проанализировать ответственность Российской Федерации по обязательствам.

Представленная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

Глава 1.

Особенности государства как субъекта права

 

В перечне субъектов  гражданских правоотношений наряду с гражданами и юридическими лицами закон называет также Российскую Федерацию, (ст. ст. 2, 124 ГК1).

Российская Федерация является особым субъектом гражданского права.

Российская Федерация, будучи коллективным образованием, обладает всеми признаками, необходимыми для такого рода субъекта гражданского права.

Организационное единство, характеризующее коллективное образование  как единое целое, имеющее четко  определенную структуру построения, наличие органов с определенной компетенцией и подчиненных подразделений, определяется в Конституции РФ2.

Обособление имущества  проявляется в наличии права  государственной собственности  у Российской Федерации (федеральная  собственность).

Законодательно закреплен  и признак ответственности по своим обязательствам (ст. 126 ГК). Предусмотрена также возможность выступления Российской Федерации от собственного имени при приобретении и осуществлении имущественных и личных неимущественных прав, выступлении в суде (ст. 125 ГК).

Характеризуя правосубъектность  Российской Федерации, закон устанавливает, что в этих случаях следует применять нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК).

Возникает вопрос: не означает ли упоминание в законе о возможности применения норм, определяющих участие юридических лиц в гражданском обороте, к рассматриваемым отношениям, полной схожести гражданской правосубъектности РФ с правосубъектностью юридических лиц?

По мнению российских правоведов, считать этот субъект гражданского права юридическим лицом нельзя. Российская Федерация является особым участником гражданских правоотношений3. При этом Российская Федерация является государственным образованием.

Государству как субъекту гражданского права присущи особые свойства, которых нет у юридических лиц. Прежде всего, это единая территория и единая государственная система, Российская Федерация обладает политической властью и государственным суверенитетом, т.е. верховенством власти на всей своей территории и независимостью в международных отношениях.

Надо учитывать и  то, что в отличие от юридических  лиц, государство наделено властными полномочиями.

Особенностью данного субъекта гражданского права является то, что он относится к категории публично-правовых образований. Основное назначение его деятельности заключается в достижении публичных (общественных) целей в масштабе всей страны (государство). В связи с этим правовой режим публично-правовых образований во многом определяется нормами публичного права (конституционного, административного и др.). И только тогда, когда Российская Федерация вступает в гражданско-правовые отношения, его деятельность целиком подчиняется действию гражданского права.

Наконец, нельзя не отметить, что большинство норм, определяющих правосубъектность юридических лиц (гл. 4 ГК), неприменимо к правосубъектности Российской Федерации. Это касается норм о порядке возникновения и прекращения юридических лиц, об учредительных документах, государственной регистрации, видах юридических лиц, их филиалах, представительствах. Иначе, чем для юридических лиц, решены вопросы ответственности по обязательствам (ср. п. 1 ст. 56 со ст. 126 ГК).

Показательно и то, что нормы о правосубъектности  Российской Федерации законодатель поместил не в гл. 4 "Юридические лица", а в самостоятельной главе ГК (гл. 5), выделяя тем самым государство как самостоятельный субъект гражданского права.

В последнее время  по поводу изложенной выше традиционной в науке гражданского права трактовки гражданской правосубъектности государства как особого субъектов гражданского права, не являющегося юридическим лицом, высказаны критические замечания.

По мнению Д.В. Пяткова, существуют различные способы персонификации государства как субъекта права. Государство, обладающее властными полномочиями, является субъектом конституционного права. А выступая в сфере хозяйственной, экономической, оно лишается своих публично-властных свойств и предстает как хозяйственная публичня организация. Поэтому нельзя говорить о РФ как о самостоятельном субъекте гражданского права. "Субъектами гражданского права являются одноименные лица, обладающие гражданской правосубъектностью... Хозяйственная публичная организация - это не государство в гражданском правоотношении, а юридическое лицо, участвующее в имущественном правоотношении"4.

Предлагаемая Д.В. Пятковым концепция правосубъектности государства  и других публично-властных образований  вряд ли приемлема. Прежде всего она  противоречит законодательному решению  проблемы. Как показано выше, закон не считает государство как субъект гражданского права, юридическим лицом. Оно повсюду в законе обозначается своим именем и нигде не называется юридическими лицами.

У государства, выступающего в качестве субъекта гражданско-правовых отношений, вопреки высказанному взгляду, суверенитет, властные полномочия не исчезают. Иначе не было бы необходимости в п. 1 ст. 124 ГК специально указывать, что оно выступает на равных началах с другими участниками гражданских отношений. Наконец, при предлагаемом подходе невозможно обосновать наличие у государства иммунитета при его выступлении во внешнеэкономических отношениях (ст. 127 ГК).

Включение Российской Федерации в число участников гражданских правоотношений означает обязательность соблюдения им основных начал гражданского законодательства, среди которых первостепенное значение имеет принцип равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений.

Этот принцип, зафиксированный  в ст. 1 ГК, обязателен для всех субъектов  гражданского права. Между тем, учитывая особые, отмеченные выше качества государства, законодатель повторно, специально для этого субъекта подчеркивает, что оно "выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами" (ст. 124 ГК).

Внутренне присущее гражданско-правовому  регулированию свойство равенства  участников гражданских правоотношений делает невозможным использование государством властных полномочий при осуществлении им своей гражданской правосубъектности. Во все периоды существования гражданских правоотношений - при их возникновении, реализации и прекращении - этот субъект не может реализовать свои властные полномочия в отношении других участников гражданских правоотношений. Оно выступает в гражданском обороте так же, как юридические лица, подчиняясь всем установленным для последних правилам.

Вместе с тем следует отметить, что государство, обладая властными  полномочиями, в рамках публичного права имеет возможность воздействовать на гражданско-правовые отношения, уже существующие в реальности.

В нормах финансового права имеют  место попытки "забывать" о  принципе равенства в имущественных  отношениях с иными субъектами гражданского права; используя законодательные  возможности публичной власти, поставить государство в привилегированное положение в отношении других участников гражданского оборота5. Например, Бюджетный кодекс РФ содержит нормы, ограничивающие объем гражданских правомочий контрагентов государственных и муниципальных бюджетных учреждений. Согласно п. 4 ст. 161 БК РФ, если уменьшен объем бюджетных средств, выделяемых такому учреждению для финансирования заключаемых им договоров, то, во-первых, бюджетное учреждение и его контрагент должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия договора; во-вторых, от бюджетного учреждения его контрагент вправе потребовать только реальный ущерб, причиненный изменением условий договора, а не убытки в полном объеме (т.е. и упущенную выгоду), как это предусмотрено ст. 15 ГК. Тем самым государство как собственник имущества созданных им бюджетных учреждений приобретает возможность ограничения объема субсидиарной ответственности, которую оно несет по обязательствам своих учреждений при недостаточности у последних денежных средств (ст. 120 ГК)6.

Иначе решается проблема правосубъектности  государства в законодательстве иностранных государств. По общему правилу, в гражданских кодексах и других законодательных актах  этих стран, а также в научных  исследованиях государство признается юридическим лицом публичного права. Среди критериев, отграничивающих данную группу юридических лиц от юридических лиц частного права, обычно называют публичный характер преследуемых ими целей, наличие властных полномочий, возникновение и прекращение их на основе специальных актов государственных органов.

К юридическим лицам публичного права относятся: государство, государственно-территориальные  и муниципальные образования, организации  и учреждения, осуществляющие общественно  полезные функции7. Например, в ФРГ таковыми признаются: казна, публично-правовые корпорации, учреждения и органы (§ 89 ГГУ 1896 г.); в Бразилии - Федерация, каждый из ее штатов и федеральный округ, каждый из муниципальных округов, учрежденных в соответствии с законом (ст. 14 бразильского Гражданского кодекса 1916 г8.).

В дореволюционной России группу юридических  лиц публичного права составляли: казна, представляющая государство  с хозяйственной стороны, дворянское, городское и сельское общества, земство (городское и уездное), казенные учебные заведения, монастыри, церкви, архиерейские дома.

Деятельность юридических лиц  публичного права регламентируется нормами конституционного, административного  и других отраслей публичного права. Если они оказываются субъектами имущественных отношений, на их деятельность распространяются нормы частного права (гражданского, торгового). В таких случаях их правосубъектность приравнивается к правосубъектности юридических лиц частного права.

Прямые предписания  о гражданско-правовой ответственности  публичных юридических лиц и применении процедуры несостоятельности в отношении публично-правовых корпораций, учреждений и органов содержатся, например, в § 89 ГГУ. Согласно ст. 15 Бразильского гражданского кодекса "юридические лица публичного права несут гражданскую ответственность за действия своих представителей, которые в этом качестве причиняют убытки третьим лицам в результате нарушения права или неисполнения обязанностей, предписанных законом, сохраняя за собой право регресса против причинителей ущерба"9.

 

 

 

Глава 2.

Участие Российской Федерации в гражданском обороте

2.1. Формы участия государства в имущественном обороте

В соответствии со ст. 125 ГК участие Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований  в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления без специального уполномочия. Органы государственной власти и органы местного самоуправления действуют соответственно от имени государства, или его субъекта, или муниципального образования в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Стороной гражданского правоотношения становится в этих случаях не орган государственной власти или орган местного самоуправления, а само государство, либо его субъект, либо муниципальное образование.

Информация о работе Государство как субъект гражданских правоотношний