Государство, как рыночный субъект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 14:29, реферат

Описание

Проблема порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих изменений в масштабах и инструментах государственного регулирования. Словом, кейн-сианство — это «вмешательство», «хирургия», а монетаризм — «регулирование», «терапевтическое лечение».

Работа состоит из  1 файл

Государство.docx

— 14.04 Кб (Скачать документ)

Государство, как рыночный субъект

Как рыночный субъект  государство характеризуется тремя  признаками.

1. «Регулирующий  субъект». Роль государства в  механизме рыночной экономики  — основная проблема современной  экономической теории. Дело в  том, что исходный пункт становления  рыночной экономики — ее освобождение  от удушающих пут государства.  И долгое время невмешательство  государства в сферу частного  бизнеса оставалось условием  реальности рыночной экономики  как системы свободного предпринимательства.  Однако с 30-х гг. XX в. (со времени Великой депрессии) рыночная экономика (из-за монополизма) потребовала активного государственного регулирования как условия ее социальной эффективности. Кейнсианство и стало концепцией государственного регулирования рыночной экономики. Однако кейнсианский инструмент — «фискальная» (налогово-бюджетная) политика — оказался неадекватным природе рыночной экономики, поэтому с 70-х годов сформировался новый подход — монетаризм, который, не отрицая необходимости государственного регулирования, пытается найти более «тонкий» экономический механизм государственного регулирования (денежно-кредитная политика).

Проблема порождена  постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих изменений  в масштабах и инструментах государственного регулирования. Словом, кейн-сианство — это «вмешательство», «хирургия», а монетаризм — «регулирование», «терапевтическое лечение».

2. «Внерыночное  происхождение государственного  дохода». «Рыночным» является  такой экономический субъект,  который получает постоянный  доход, за счет которого осуществляет  расходы. Следовательно, государство  в той мере включено в рыночную  экономику, в какой располагает  доходом и производит расходы.  Однако вся тонкость в том,  что природа государственного  дохода уникальна — если исключить  ограниченную сферу государственного  предпринимательства, то доход  государства возникает как результат  неэкономических действий — как следствие перераспределения части доходов «первичных» рыночных субъектов (домохозяйств и фирм) в пользу государства. Это позволяет квалифицировать государство как «вторичный», «производный» рыночный субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса.

Следовательно, доход государства — не «третий» (наряду с доходами домохозяйств и  фирм) самостоятельный элемент, не особое слагаемое общественного дохода, а принудительно обособляемая (в  результате налогообложения) часть  первичных рыночных доходов, созданных  без, а часто — и вопреки  государству. Вот почему никто, пожалуй, так не заинтересован в росте доходов фирм и домохозяйств, как государство, ибо их доходы — единственный источник «налогового» дохода государства.

3 «Императивный  статус государства» Государство  — единственный субъект в рыночной  экономике, требования которого  обязательны для всех негосударственных субъектов. Однако эта обязанность — жизненно необходима системе свободного предпринимательства, ибо создает «единые правила» (хотя возможны «льготы» в пользу государства) поведения для всех рыночных субъектов.

Императивность  придает государственному доходу «обязательный» характер.

Основной  механизм экономического вмешательства государства— «налоги», «закупки» и «платежи»:

а) налоги — объективная необходимость, но их пределы — проблема, поскольку они непосредственно сказываются на эффективности частного бизнеса;

б) трансфертные платежи — перераспределение части налоговых доходов государства (налоги платят все домохозяйства и фирмы) в пользу определенных социальных групп; следовательно, трансфертные платежи не увеличивают национальный продукт, но изменяют структуру личного потребления, а тем самым и структуру производства;

в) правительственные закупки также изменяют структуру производства в пользу прироста общественно значимых благ, но при этом увеличивают национальный продукт.

Государство всегда выступало особым экономическим  субъектом, так или иначе участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остродискуссионным вопросом экономической науки.

Информация о работе Государство, как рыночный субъект