Государство как носитель государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 10:21, курсовая работа

Описание

Государственная власть — это важнейший атрибут государства, наделённый властными функциями по управлению страной. В современном демократически ориентированном обществе государственная власть основывается на принципе народовластия. Её источник — не божественная воля и не харизматические свойства правителя, а суверенитет народа; его волей, выраженной в конституции страны, определяется характер государственной власти и формы её осуществления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….
1 Понятие государства и его значение для общества
Понятие государства и его основные признаки……………………………..
Социальное значение государства……………………………………………
2 Понятие и свойства государственной власти
2.1 Понятие государственной власти……………………………………………..
1.2 Признаки государственной власти……………………………………………
1.3 Принципы организации и деятельности государственного аппарата………
3 Государство как носитель государственной власти……………………………
4 Теория разделения властей в государстве и практика ее претворения в Российской Федерации…………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 59.31 Кб (Скачать документ)

     Политическая  власть, как правило, получает свое выражение в государственной  власти. Лишь в редких случаях бывают другие формы политической власти. Политической (но не государственной) властью была власть Советов в  условиях двоевластия в феврале  – июле 1917г. в России (она стала  государственной в результате революции  в октябре 1917г.). 
 

     2.2 Признаки государственной власти 

     Государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной.

     Существует  несколько признаков государственной  власти:

     1) Государственная власть выступает  как официальный представитель  общества данной страны. Только  она юридически уполномочена  действовать от имени всего  общества и как таковая применять  от его имени в случае необходимости  легализованное и в большинстве  случаев легитимное принуждение,  насилие.

     2) Государственная власть обладает  верховенством в обществе, она  суверенна. Осуществление всех  других разновидностей власти  может регулироваться государством, правом.

     3) Регулируя отношения различных  классов, социальных и иных  групп, государственная власть  выполняет арбитражную роль в  обществе, хотя при этом, прежде  всего, защищает интересы экономически  доминирующих классов и слоёв  населения, наиболее влиятельных  «групп давления».

     4) В отличие от политической, государственная  власть в высокой степени формализована,  её организация, порядок деятельности  детально определяются конституционными  нормами, иным законодательством.

     5) Государственная власть реализуется  специализированным государственным  аппаратом (парламент, правительство,  суды, милиция (полиция) и т.д.), тогда как политическая власть  Советов в условиях двоевластия  опиралась на вооруженные отряды, боровшиеся против существования  государственной власти.

     В федеративном государстве государственной  властью обладает не только федерация, но и её субъекты (республики и другие субъекты в составе Российской Федерации  и т.д.). Они имеют свои парламенты, правительство иногда – своих  президентов (республики в России и  Югославии). Однако государственная  власть субъекта федерации имеет  подчиненный характер. Верховенство принадлежит федерации.

     Государственную власть, как власть, выступающую  от имени всего общества, следует  отличать от власти местного самоуправления, которая также является публичной  и политической, но это власть определенной части населения – территориального коллектива в границах той или  иной административно – территориальной  единицы (округа, района и т.д.). 
 

     2.3 Принципы организации и деятельности государственного аппарата 

     Под принципами организации и деятельности государственного аппарата понимаются руководящие абстрактные положения, на основе которых формируются и  функционируют государственные  органы.

     К ним относятся:

  • принцип законности – принцип соответствия, строгого следования закону и непротиворечивости всех аспектов деятельности государственного аппарата в целом, его отдельных органов и государственных служащих конституции, законам и подзаконным актам;
  • принцип эффективности – обеспечение результативности, рентабельности управленческой деятельности, особенно необходимой в условиях рыночных отношений;
  • принцип профессионализма; в соответствии с ним обеспечивается занятие тех или иных должностей (особенно руководящих) квалифицированными, компетентными, дипломированными специалистами, использующими научный подход;
  • принцип демократизма, обеспечивающий участие всех граждан, народа как источника государственной власти в принятии политических решений, формировании и деятельности государственных органов;
  • принцип гуманизма, признающий ценности каждого отдельного человека как личности, приоритета его законных прав, свобод и интересов;
  • принцип гласности, обеспечивающий прозрачность деятельности государственных органов, их периодическую отчётность, информирование населения о результатах деятельности по тем или иным направлениям;
  • принцип национального равноправия, требующий равного доступа к замещению вакантных должностей в госаппарате людям не какой-то одной, а разных национальностей или рас;
  • принцип централизма, отражающий иерархичность структуры государственного аппарата, вертикального или горизонтального подчинения;
  • принцип федерализма, который выражает единство государственной власти в федеративной стране при разграничении предметов ведения федерального центра и отдельных субъектов Федерации;
  • принцип сочетания единоначалия и коллегиальности, позволяющий соединить коллективное обсуждение с оперативным принятием решения начальником;
  • принцип разделения властей, в соответствии с которым различают законодательную, исполнительную и судебную власть; он создаёт баланс властей, их контроль (сдерживание) и исключает злоупотребление властью.

     3 Государство как носитель государственной власти 

     Центральное место в институциональной подсистеме занимает государство — целая  система органов, структур, использующих самые разные ресурсы. Только отдельные  государственные органы вправе применять  насилие, обеспечивать обязательность принимаемых решений. Государство  по природе своей является организацией всего общества, так или иначе, отражающей различные интересы. Власть государства распространяется на всех граждан, проживающих на данной территории, независимо от вероисповедания, политических позиций, социального положения.

     Государство как средоточие власти, является необходимой  предпосылкой существования любой  формы политического устройства. Под «государством» понимается централизованный институт, который несет ответственность  за целостность территории контролирует вооруженные силы, способен изыскивать достаточно финансовые средств для  содержания военных и гражданских  должностных лиц и обладает, по крайней мере, в глазах своего персонала, правом принимать властные решения. В подобной трактовке государство  как институт следует оценивать  в соответствии с его реальным положением — в качестве субъекта в системе государств и в самом  обществе, сформированного под влиянием внутристрановых экономических, социальных и политических процессов и в  свою очередь влияющего на последние.

     Государство, которое уверено в способности  править своей территорией, защищать и контролировать ее, принимать решения, финансировать свою деятельность, а  также имеющее определенную свободу  маневра можно назвать сильным. Государство же, чья способность  выполнять эти задачи постоянно  оспаривается какими — либо группами изнутри или извне, является слабым. Как сильные, так и слабые государства  могут прибегать к репрессиям; и в тех, и в других могут  существовать и авторитарные, демократические режимы, однако в слабом государстве форма политического правления постоянно находится под угрозой.

     Государственная власть не обязательно использует принуждение  для достижения своих целей. Могут  быть использованы идеологические, экономические  и другие методы воздействия. В тоже время именно государственная власть обладает монополией на то, чтобы принудить  членов общества для выполнения своих  намерений. Структура власти или  распределение власти фактически является разделением права на ее использование. Когда говорят, что одно лицо обладает большей властью, чем другое, это  значит, что оно имеет большую  свободу действий.

     Власть  в государстве имеет институализированный характер. Это означает, что не следует  смешивать лиц, временно осуществляющих эту власть, с самой властью, принадлежащей  политической общности (государству). Лица, входящие в элиту, меняются, однако институциолизированная власть государства  от этого не исчезает, за исключением  случаев, когда эти изменения  сопровождаются уничтожением государства  вследствие других причин, таких как  гражданская война или подчинение другим государством.

     Политическая  элита может принудительно навязать власть, используя для этого юридические  нормы. Принудительный характер юридических  норм сказывается в той мере, в  какой их нарушение позволяет  государственным органам применять  санкции. Власть осуществляется посредством  этих норм. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя это  никогда не выполняется в полной мере. В том мере, в какой большинство  населения конкретного государства  соблюдает эти нормы. Таким образом, политическая власть является регулятором  поведения населения данного  государства, поскольку нормы определяют его поведение.

     Если  к власти проявляется неуважение, правители, опираясь на институционализированные аппараты насилия, могут применить  санкции, предусмотренные политической системой. Политическая элита вынуждается  применять институционализированное насилие на постоянной основе лишь в исключительных случаях, поскольку она обладает достаточно эффективными для управления коллективным поведением средствами прямого и косвенного убеждения. Институционализированное насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда возникает угроза свержения элиты.

     Государство — самый древний и непреходящий институт. Партии, лоббисты, ассоциации появились на свет за последние 150-200 лет. Государству более десяти тысяч лет. Существование государства поддерживается следующими факторами. Во-первых, необходимостью территориальной целостности общества, наличия гарантий от какой-либо внешней угрозы. Во-вторых, общество вынуждено существовать как целое при большом неравенстве между людьми. Такое возможно при наличии общего авторитета, силы, которой подчиняются все. В-третьих, существование в обществе проблем, затрагивающих интересы всех его членов, порождает и адекватные структуры, которые берут на себя их решение. По силе, эффективности государства можно судить об организованности общества. Сам факт существования государства означает, что общество поднялось до признания верховной власти для себя, единого порядка для всех. Государство достаточно сильно, незыблемо, если граждан объединяет осознанный общий интерес, неприятие ими того, что разрушает основы политического порядка. Главный критерий развитости нации — устойчивость ее государственной оформленности. В свою очередь, нет развития политической власти, государственности без национального самосознания, социальной и этнической идентичности.

     Нельзя  не согласиться с мыслью Г. Белова о том, что осознание народом  необходимости своей государственной  оформленности — первая основа функционирования политики в целом. Без такой основы есть пространство только для частичной  или деформированной политики и  власти.

     Власть  — это один из важнейших видов  социального взаимодействия, специфическое  отношение, по крайней мере, между  двумя субъектами, один из которых  подчиняется распоряжением другого, в результате этого подчинения властвующий  субъект реализует свою волю и  интересы.

     Власть  иногда отождествляют с ее орудиями — государством, с ее средствами — управлением, например, с ее методами — принуждением, убеждением, насилием. Некоторые авторы проводят знак равенства  между властью и авторитетом, который имеет много общего с  ней, но и отличается от власти принципиально.

     Сама  власть выступает в виде управления, управление — в виде власти. Но управление не есть функционирование власти. Управление, подчеркивал Б. Краснов, шире, чем  власть. Власть — элемент управления, источник силы управления. Процесс  управления представляет собой процесс  реализации властной воли для достижения цели властителя. Управление же является средством, при помощи которого целенаправленное воздействие власти из возможности  превращается в действительность.

     Одно  из наиболее распространенных представлений  о власти — понимание ее как  принуждения. Как считает М. Байтин, власть безотносительно от форм своего внешнего проявления, в сущности, всегда принудительна, ибо, так или иначе, направлена на подчинение воле членов данного коллектива, господствующей или руководящей в нем единой воле. Отрицать то, что власть проявляется  в процессе подчинения, принуждения  воли какого-либо субъекта, было бы нелепо. Вместе с тем считаю, что сводить  сущность властных отношений только к насилию и принуждению было бы неправильно. К сожалению, это  свойственно было марксистской традиции политической мысли. Марксова констатация  — «насилие является повивальной  бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым» —  превратилась в императив революционного мышления, и действия. Свести властные отношения к насилию не позволяют, на мой взгляд, следующие основания. Дело в том, что власть оказывается  неполной, когда субъект не достиг поставленных целей. Если желаемые результаты не достигнуты, то колоссальные трудности, связанные с преодолением сопротивления других людей, свидетельствуют не о триумфе власти, а о ее ущербности. Кроме того, неясно, почему мобилизация людей на достижение общественно значимых целей должна осуществляться только на основе принуждения и насилия. Ведь существует множество других способов влияния.

Информация о работе Государство как носитель государственной власти