Государственно-правовой режим в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:53, курсовая работа

Описание

Основная цель курсовой работы состоит в исследовании способов и средств, используемых государством для осуществления своей власти, а также степень участия в ней народа и положение личности в государстве.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
Дать определение понятию политико-правового режима и рассмотреть его разновидности;
Проанализировать государственно-правовой режим Российской Федерации на современном этапе.

Содержание

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА






КУРСОВАЯ РАБОТА
Студентки 2 курса
юридического факультета
Валитовой Гульназ Масхутовны
на тему: Государственно-правовой режим в современной России




Руководитель-консультант
_______________________


Защищена Оценка
«___» ___________ 2011 г. ________________

Москва 2011 г.
Оглавление

Введение
3
Глава 1. Теоретические аспекты государственно-правового режима
1.1 Сущность государственно-правового (политического) режима


5
1.2 Типология политических режимов
6
Глава 2. Становление и эволюция системы политического управления в современной России
2.1. Соотношение политической системы и политического режима в современной России


9
2.2. Осуществление власти в современной России
12
2.3. Недемократические тенденции в политическом режиме современной России
15
2.4. Демократические тенденции в политическом режиме современной России
18
Глава 3. Анализ государственно-правового режима в современной России
3.1. Политический режим Б. Ельцина


20
3.2. Государственно-правовой режим России при В. Путине
22
Заключение
30
Список использованных источников и литературы
32

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

      Своеобразие политического режима действующего президента позволило ряду исследователей охарактеризовать его «путинским». А В.Никонов ввел термин «путинизм», под которым он понимает нынешний российский режим и идеологию президента.29

      Некоторые исследователи считают, что действия президента обусловлены потребностями  и ожиданиями общества. Так, Е.Шестопал утверждает, что «сегодня власть делает то, чего хочет общество»30. Общество же не готово к политической демократии, так как, утверждает В.Пастухов, «сначала в народе воспитывается ответственность и привычка жить по закону, и только потом государство переводится на рельсы политической свободы, а не наоборот».31

     Устойчивость  и стабильность режима во многом зависят от эффективности государственного управления. Инициируя проведение административной реформы, правящий режим пытается сформировать системные очертания механизма принятия решений за счет изменения характера и стиля деятельности административных структур. Однако, как отмечает А.Соловьев, особую настороженность вызывает тот факт, что большинство действий режима нацелено на усечение прав населения, резкое повышение контроля над его политической активностью и, тем самым, на вытеснение с политического рынка всех сколько-нибудь значимых форм политического протеста.

     Стремление  режима управлять политическими  контактами с бизнесом, солировать на партийном и медийном рынках, контролировать гражданские структуры  и т.д. свидетельствует о том, что  он пытается подменить собственной активностью активность всех своих политических партнеров. В результате вполне естественный процесс политизации государственного управления трансформируется в процесс управления политикой с сопутствующим ему перехватом представительских функций у населения и бизнеса, пренебрежением мнений гражданских контрагентов и торможением политической активности общества.

     Поскольку складывающаяся на наших глазах система  управления несовместима с демократической  формой организации политической власти, и в обществе, и в системе управления возникают и углубляются разнообразные разломы и противоречия, создаются узлы напряжения. В итоге режим «управляемой демократии» начинает трансформироваться в чисто «административный», что чревато тяжелыми последствиями для самой власти.

     Выход из сложившейся ситуации А.Соловьев видит не в активизации задавленного административным гнетом гражданского общества, а в плюрализации элит, структурном и социальном «разжижении» корпорации властвующих и управляющих, т.к. повышенная сплоченность правящих кругов – самое страшное для общества.32

      В предвыборной борьбе 2003 г. именно на борьбе с бюрократией акцентировали  внимание правые, но народ им не поверил  – с российской бюрократией пока еще никто не смог справиться. Поэтому граждане России проголосовали за тех самых административных работников, которые и должны в соответствии со своими обязанностями обеспечить ускоренное продвижение реформ. Именно эту партию поддерживает президент, а с именем президента народ связывает наступившую стабильность и улучшение жизни. Именно он сможет справиться с бюрократией, заставит двигаться заржавевший механизм государственного управления, сможет перераспределить богатства страны в пользу народа, а не отдельных олигархов. И народ прав, потому что в соответствии с Конституцией России именно президент обладает наибольшим объемом властных полномочий, достаточным для приведения в порядок государственного хозяйства.

     В противовес пессимистичным прогнозам  ряда политологов в отношении  демократического развития страны президентская команда, напротив, заявляет о возвращении реального смысла слова «демократия» всем демократическим институтам, которое стало возможным благодаря проводимой политике. Суть таких заявлений заключается в том, что деятельность президента пользуется поддержкой большинства населения, то есть реализуется главный принцип демократического общества. Высокий рейтинг президента свидетельствует о такой поддержке и о доверии к его политике со стороны граждан.

     «Сочетание  либеральной экономики, жесткой власти, открытой, независимой внешней политики характерно для консерватизма в его голлистской разновидности», - считает В.Никонов.33 Именно на этих столпах строил свою политику президент Франции Шарль де Голль, которая принесла ощутимые для страны результаты. Именно такой политике придерживается российский президент Владимир Путин. С одним лишь отличием: у России и Франции различный демократический опыт, несопоставимый как по временному интервалу, так и по качественным параметрам.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

        В ходе проделанной работы поставленная цель была выполнена, а задачи достигнуты. На основе анализа государственно-правового режима Российской Федерации на современном этапе можно заключить, что политическая обстановка в России неустойчива, социальная напряженность в обществе сохраняется. Иными словами, реальных условий для стабильного государственного режима в стране пока нет. В 90-х годах двадцатого века в России произошли коренные изменения во всех структурных частях политической системы. Кардинально изменились характер, содержание и способы ее политической деятельности, принципы, формы и методы осуществления политической власти и управления, т.е. сформировался принципиально новый политический режим - олигархический, авторитарный и псевдодемократический. Именно это является главной причиной глубокого системного кризиса страны: катастрофического падения экономики, резкого роста социальных контрастов и противоречий, обнищания широких слоев населения, народного бедствия, роста смертности  и обвального падения рождаемости. Чтобы изменить ситуацию, надо изменить политику в интересах широких слоев, осуществить подлинную демократию во всех сферах жизни общества, т.е. народовластие в полном смысле этого слова. Ввиду всего вышеизложенного, можно с уверенностью сказать, что России еще долго придется налаживать, строить и укреплять новый политический режим, который, будем надеется, будет отвечать высоким стандартам и требованиям демократии. Мы не должны слепо копировать опыт западных стран, копировать институты и структуры, формы их взаимодействия, не учитывая российскую специфику. Ведь Россия это не Запад, но и не Восток. У нашей страны есть свой путь, своя дорога, по которой нужно пройти так, чтобы «не было потом мучительно больно…».

      Для прогрессивного развития всех сфер жизни страны необходимо, прежде всего, повышать и развивать политическую  культуру: через образование, СМИ и другие каналы; прививать у молодежи чувство причастности к делам в стране, ответственности перед обществом, формировать таким образом гражданское общество активных и заинтересованных граждан.

      Люди  же, идущие в политику, желающие многого  достичь, просто обязаны соответствовать  тому высокому посту и назначению, коего они достигли. В круговороте  событий начала 90-х гг. к власти пришло много политиков, чьи действия принесли стране не мало бед, так как были или слишком глупы и неспособны сделать что-либо действительно нужное стране, или  жаждали власти и денег. Это были времена засилия демагогов, да и сейчас многие грешат этим.

        В заключение хотелось бы привести цитату из книги Владимира Васина «Ностальгия по будущему. Реалистическая утопия»: «…я не говорю, что демократия – это вообще плохо. Я говорю о том, что сейчас она не может работать, потому что мы еще не созрели для нее. Мы увлекаемся игрой в демократию, не осознавая, к чему это ведет. Потому что демократией сегодняшний варвар прикрывает свою распущенность, безответственность, бездумье и безнравственность. По мере того, как будет повышаться сознательность общества, можно будет постепенно вводить те или иные элементы демократии и совершенствовать ее. Я предпочитаю говорить открыто, не затуманивая людям мозги, и думаю, что этим скорее заслужу их внимание и доверие. Иначе говоря, я не притворяюсь, не лгу, а говорю то, что считаю правдой. И потом, неправильно говорить, что разумные люди совсем отменят демократию. Точнее сказать, что они отменят существующую псевдодемократию и будут утверждать разумно-гуманистическую демократию.

 

      Список использованных источников и литературы 

       
  1. Нормативные правовые акты
 
  1. Конституция Российской Федерации Гражданский  кодекс Российской Федерации. 12.12.1993 г. принята всенародным голосованием. – М.: Юридическая литература, 2011.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2011.
  3. Федеральный конституционный закон РФ от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ  «О правительстве Российской Федерации» (ред. от 02.03.2007)
  4. Федеральный закон РФ от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (ред. от 07.09.2007)
  5. Федеральный закон РФ от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ «О выборах президента Российской Федерации» (ред. от 07.09.2007)
  6. Федеральный закон РФ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (ред. от 07.09.2007)
  7. Федеральный закон РФ от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (ред. от 18.10.2007)
  8. Указ Президента РФ от 01.09.2000 г. № 1602 «О Государственном совете РФ»
  9. Указ Президента РФ от 17 мая 2000 года № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»
  1. Монография, учебники, учебные  пособия
  1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М.: Юрайт, 2007. 238 с.
  2. Политические отношения и политический процесс в современной России: Учеб. пособия / Под ред. Н.А. Баранов, Б.А. Исаев - СПб.: Проспект, 2007, 395 с.
  3. Вятр Е. Лекции по политологии. Т.1. Типология политических режимов. -М.: Инфра-М, 2011.  100 с.
  4. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. - М.: Инфра-М, 2006. 269 с.
  5. Курскова Г. Ю. Политический режим Российской Федерации: правовой анализ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 207 с.
  6. Никонов В. Путинизм // Современная российская политика: Курс лекций / Под ред. В.Никонова. - М.: Алаоритм, 2007. 190 с.
  7. Политология в вопросах и ответах: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. - М.: Просвещение, 2009. 283 с.
  8. Пуляев В.Т. Россия в историческом пространстве. Теоретический очерк. Вып.2. - СПб.: Профессионал, 2006. 150 с.
  9. Российская историческая политология. Курс лекций: Учеб. пособия / Под ред. С.А. Кислицын. - Ростов на Дону: МарТ, 2008, 284с.
  10. Урнов М., Касамара В. Современная Россия: вызовы и ответы: Сборник материалов. - М.: Адрис, 2005. 340 с.
  11. Политический процесс в современной России: Учеб. пособия /Под ред. О.Н. Смолин - М.: Ювента, 2006. 204 с.
  12. Согрин В.В. Политическая история современной России. - М.: Инфра - М, 2001. 238 с.
  13. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М.: Аспект-прес, 2010. 105 с.
 
    1. Статьи  в периодической  печати
 
  1. Ачкасов В.А. Россия как разрушающееся традиционное общество // Полис, 2009. № 3. С. 10.
  2. Бажанов В.А. Парадоксы демократии // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2006. № 1.  С.6.
  3. Бутенко А.П., Миронов А.В. Тоталитаризм и посттоталитарное общество // Социально-политический журнал. 2007. № 2. С. 7.
  4. Вайнштейн Г. Рост авторитарных установок и политическое развитие современной России // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 11. С. 23.
  5. Матузов Н.И., Малько А.В. Политико-правовые режимы: актуальные аспекты // Общественные науки и современность. 2008. № 1. С. 13.
  6. Мельвиль А.Ю. Демократический транзит в России – сущностная неопределенность процесса и его результата // Космополис. 2009. С. 28.
  7. Пантин И. Посткоммунистическая демократия в России: основания и особенности // Вопросы философии, 2008. № 6. С. 18.
  8. Панченко А. Конституционная и тоталитарная тенденции в России: противоборство продолжается // Политические науки. 2007. № 4. С. 12 .
  9. Пастухов В.Б. Третий срок Путина как альтернатива политическому ханжеству. Реплика политического циника // Полис. 2008. № 2. С. 164.
  10. Ростоу Д. Переходы к демократии: попытка динамической модели // Полис. 2008. № 5. С. 9.
  11. Саква Р. Режимная система и гражданское общество в России // Полис. 2010. № 1. С.5.
  12. Соловьев А.И. Технологии администрирования: политические резонансы в системе власти современной России // Полис. 2010. № 6. С. 105-108.
  13. Шевцова Л.Ф.Смена Режима или Системы? // Полис. 2004. № 1. С. 47-50 .
  14. Шестопал Е.Б. Авторитарный запрос на демократию, или почему в России не растут апельсины // Полис. 2007. № 1. С. 26.
  15. Яковлев А.Н. Реформация в России Общественные науки и современность // Полис. 2005. № 2. С. 11-12.
 
 

    4. Адреса сайтов в Интернете 

39. http://www.kremlin.ru

Информация о работе Государственно-правовой режим в современной России