Государственное принуждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:12, реферат

Описание

Цель моего исследования состоит в изучении понятия государственного принуждения и его видов. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть понятие государственного принуждения; рассмотреть виды государственного принуждения; определить значение государственного принуждения;

Работа состоит из  1 файл

ГоС.принуж..doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

    Введение

    Актуальность  темы обусловлена целым рядом причин. Управление обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощь активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают и такие методы государственной и общественной деятельности, как убеждение и принуждение. Убеждение и принуждение, как методы государственного управления, явления социальные, так как они находят свое проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных отношений.

    Цель моего исследования состоит в изучении понятия государственного принуждения и его видов. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть понятие государственного принуждения;
  • Рассмотреть виды государственного принуждения;
  • Определить значение государственного принуждения;

    Принуждение существует во всяком человеческом образовании  и является необходимым элементом всякой социальной организации. В доклассовом обществе оно базировалось на авторитете старейшин, вождей племен и т.п., в классовом обществе — на власти государства. Следовательно, принуждение теснейшим образом связано с государственной властью и определяет качество этой власти.

    Государственное принуждение применяется на базе убеждения, в строгих рамках законности. “Важнейшими принципами борьбы с правонарушениями являются неотвратимость воздействия на правонарушителя… законность, справедливость, гуманизм… Борьбу за законность необходимо вести строго законными средствами. Государственное принуждение - это средство защиты интересов общества, вынужденная реакция на антиобщественные действия, принудительная деятельность регулируется правом. 

    В качестве теоретической и методологической основы изучения  применялись нормативно-правовые акты, труды и учебные пособия российских авторов, периодические издания.

    Объект исследования составляет содержание понятия составляют такие понятия как государственное принуждение, виды государственного принуждения, значение государственного принуждения.

    Методологическую основу исследования составили следующие методы научного познания: формально-юридический, логический, исторический, социологический, сравнительно-правовой и другие методы.

    Курсовая  работа включает в  себя введение,  три главы, заключение и список использованных источников.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 Понятие государственного принуждения

     Для каждой стадии социально-экономического развития общества свойственна собственная  основа формирования государственных  учреждений (государственной власти), системы права, методов управления и т.п. Таким образом, объективные закономерности определяют как те цели, которые мы перед собой ставим, так и возможности, в том числе способы и средства, т.е. методы воздействия на общественные отношения, имеющиеся для достижения этих целей.

     Управление делами государства, реализация исполнительной власти, обеспечение дисциплины и правопорядка осуществляются с помощью активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей. В современных условиях в качестве этих способов выступают два универсальных метода государственного управления — убеждение и принуждение.

     Проблема  убеждения и принуждения в  современном обществе — это проблема методов социального (государственного и негосударственного) управления экономическими, политическими, социальными, духовными процессами, это проблема методов регулирования взаимоотношений между людьми.1

     Убеждение и принуждение как методы государственного управления — это явления социальные, поскольку они реализуются в связях между участниками конкретных общественных отношений. Эти методы, представляя собой систему способов организующего воздействия государства (органа управления, должностного лица) на сознание и поведение людей, являются необходимым условием нормального функционирования общества в целом, любого государственного объединения, любого процесса управления.

     Социальное  назначение и эффективность этих методов определяется тем, что они:

  • обусловлены общими социально-экономическими закономерностями развития современного общества;
  • должны находиться в неразрывном единстве;
  • зависят от того, насколько правильно, социально адекватно 
    отражают требования жизни, экономические и политические потребности развития общества;
  • основаны на соотношении убеждения и принуждения, обусловливаемом сущностью и состоянием общества и государства, 
    которое может быть тоталитарным, полицейским или демократическим, правовым.2

     Российское  государство, будучи по самой своей  природе демократическим государством, не может строить отношения с населением на каких-либо иных основах, кроме убеждения граждан в правильности своей политики и принуждения в отношении тех, чьи устремления и действия расходятся с волей большинства. Убеждение и принуждение используются государством не во имя каких-то абстрактных целей, а в интересах создания необходимых условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

     Следовательно, суть соотношения убеждения и  принуждения состоит в том, что  они взаимно дополняют друг друга, способствуя достижению одних и  тех же целей.

     Главное заключается в том, что российское государство, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления осуществляют не карательную, а творческую, созидательную деятельность, и именно в этом ключ к пониманию сущности и назначения убеждения и принуждения в современном обществе.

     В качестве основного метода своей  деятельности государство, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления используют убеждение граждан в необходимости сознательного и добровольного соблюдения Конституции РФ, законов и иных правовых актов РФ. Однако в условиях, когда совершаются правонарушения,       возникают различные угрозы гражданам, обществу и государству, органы государственного управления, их Должностные лица и другие полномочные государственные служащие вынуждены принуждать к соблюдению правовых норм лиц, нарушающих существующий порядок.3

     При воздействии на сознание людей путем  убеждения у личности создаются внутренние моральные стимулы, потребность правомерного поведения, принуждение же заставляет гражданина изменить свое поведение в угодную для общества сторону, поскольку оно связано с ограничением некоторых прав и интересов лиц, совершивших противоправные поступки, а также обеспечивает предупреждение правонарушений со стороны других граждан.

     Таким образом, под содержанием убеждения и принуждения следует понимать систему мер, в которых конкретизируется государственное управляющее воздействие в целях обеспечения должного или возможного поведения субъектов административного права.

     Содержание  метода убеждения весьма разнообразно и выражается в воспитательной, организаторской и пропагандистской работе, в разъяснении решений, принимаемых органами государственной власти, в широкой системе поощрений.

     Убеждение далеко не всегда оказывается достаточным  средством воздействия в отношении отдельных лиц, нарушающих нор мы поведения в обществе. Поэтому государство, защищая права и свободы граждан, интересы общества, принуждает лиц, не поддающихся мерам убеждения и общественного воздействия, к соблюдению порядка, устанавливает различные виды ответственности за совершение правонарушений. Убеждение при этих обстоятельствах перестает быть единственным средством воздействия. Возникает объективная необходимость применения принуждение. При этом органы государственного управления используют принуждение в целях искоренения антиобщественных явлений, охраны собственности, воспитания дисциплины труда и организованности.

     Принуждение обусловлено объективными потребностями  развития   общества, является свойством  государственной власти, поскольку оно — необходимый элемент всякой социальной организации и «качество всякой власти».

     Государственное принуждение, в зависимости от характера общественно опасного деяния (события) и непосредственного объекта воздействия подразделяется на физическое и психическое (угроза, страх наступления неблагоприятных последствий). Его цель — заставить конкретные субъекты права соблюдать определенные предписания или воздержаться от тех или иных действий. Принуждение является методом, формирующим состояние подчиненности субъектов, и представляет собой властное веление или прямое действие. Достижение желаемого результата при использовании метода принуждения осуществляется вопреки воле субъекта, при его внутреннем, а подчас и внешнем сопротивлении.4

     Государственное принуждение опосредуется в праве, выступает в форме правового принуждения и выражается в конкретных принудительных мерах, применяемых компетентными государственными органами. К ним относятся:

     1.  Меры юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной, материальной);

     2. Меры пресечения и административно-предупредительные меры принудительного характера (например, таможенный досмотр, меры карантинного характера, принудительное медицинское освидетельствование и др.).

     В качестве непосредственного объекта физического принуждения выступают личность и материальное положение юридического лица. Физическое принуждение может выражаться в конкретных мерах т.е. в определенных ограничениях, лишении некоторых благ, имеющихся в распоряжении субъекта.

     Принуждение характеризуется рядом признаков. Оно является в полной мере правовым, подчиняется общим принципам права, применяется на основе строгой правовой регламентации, нормативного установления  оснований, порядка и процедуры реализации, конкретных мер принудительного воздействия. Тем самым гарантируются права и свободы граждан, интересы общества и государства.

     Таким образом, из вышесказанного можно сделать  вывод, что назначение принуждения состоит в восстановлении социальной справедливости, воспитании правонарушителей, предупреждении новых правонарушений. В этих условиях особое значение приобретает неизбежность наказания. При этом принуждение не имеет цели причинить нарушителю физические страдания или унизить его человеческое достоинство. Вместе с тем оно содержит карательный и устрашающий элементы, которые, однако, носят подчиненный характер и направлены на предупреждение правонарушений, воспитание и исправление лиц, их совершивших.5 
 
 
 
 
 

  1. Виды  государственного принуждения
 

     Решающая  роль в борьбе с правонарушениями принадлежит государству. Оно имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что государственные органы могут применять метод принуждения «(основания принуждения), виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их применения.»  Государственное принуждение, «опосредствуясь в праве, выступает в форме правового принуждения и, как правило, выражается в конкретных мерах принудительного характера, применяемых уполномоченными на то органами государства (должностными лицами) в связи с неисполнением правовых норм.»6

     В праве выделяют 4 вида мер юридического (правового) принуждения:

    1. Дисциплинарное;
    2. Материальное (гражданско-правовое);
    3. Уголовное;
    4. Административное.
 

     Административное  принуждение является особой, самостоятельной разновидностью правового принуждения. Административное принуждение,  играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.), использование прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий.  Применение административного принуждения обусловлено:

Информация о работе Государственное принуждение