Государственная служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 17:35, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование современного состояния государственной службы и перспективы ее реформирования в России.
Для этого необходимо изучить ряд таких задач, как:
–Понятие и принципы организации государственной службы;
–Принципы построения и функционирования системы государственной службы;
–Концепции реформирования системы государственной службы и ее реализация;
–Оценка современной российской государственной службы. Предпосылки ее реформирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3
1.Понятия и принципы организации государственной службы………………5
1.1. Статус государственного служащего РФ………………………….….9
2. Принципы государственной службы………………………………………..11
2.1. Принципы построения и функционирования системы государственной службы………………………………………………………..17
3. Концепция реформирования системы государственной службы и ее реализация……………………………………………………………………….18
3.1. Проблемы современного состояния реформирования государственной службы………………………………………………………..21
4. Оценка современной российской государственной службы. Предпосылки ее реформирования……………………………………………………………....20
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

     Законодательством установленные требования, предъявляемые  к кандидату на должность государственного служащего. Государственным служащим может стать гражданин Российской Федерации, приверженный интересам служения обществу и государству, обладающий надлежащими качествами и профессиональной подготовкой, исполняющий обязанности по замещаемой должности государственной службы на основе служебного контракта, если иное не установлено федеральным законом, получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств соответствующего бюджета, соблюдающий установленные федеральными законами ограничения, связанные с государственной службой, и требования, содержащиеся в должностном (служебном) регламенте государственного служащего, и несущий ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей.7

     Правовой статус государственного служащего определяется его правами и обязанностями, определенными российским законодательством. Основным нормативным актом, определяющим правовое положение федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ.

     Законодательством подробно урегулирован круг обязанностей государственного служащего и некоторые  ограничения в правах, связанные  с прохождением государственной  службы.

     Если  ранее законодательством ограничивались права государственного служащего совмещения с государственной службой иных видов деятельности (кроме творческой или образовательной), то последние поправки в законодательство позволили гражданскому служащему с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не приводит к конфликту интересов.8  

     2. Принципы государственной  службы. 

     Концептуально основными целями и задачами государственной  службы являются: охрана конституционного строя, создание условий для развития открытого общества, защита прав человека и гражданина; обеспечение эффективной деятельности государственных органов в соответствии с их полномочиями и компетенцией путем предоставления профессиональных управленческих услуг политическому руководству этих органов и общественности. Для успешной реализации определенных целей и задач государственная служба должна строиться на определенных базовых принципах. Правовое установление принципов государственной службы обусловливает функционирование государственных органов, деятельность государственных служащих (персонала), устойчивость государственно-правового регулирования отношений государственной службы, а также обоснование тенденций развития законодательства о государственной службе. Принципы государственной службы обусловлены существованием принципов функционирования государства, государственных органов и государственного управления, которое осуществляется в большей мере такими субъектами права как государственные служащие, и отражают наиболее существенные стороны организации и функционирования не только самой государственной службы, но и системы государственных органов, определяют содержание сложных взаимоотношений внутри данной системы. Таким образом, принципы государственной службы можно определить как основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации функций государства, полномочий государственных служащих, действующих в системе государственной власти и, в частности, государственной службы. Принципы государственной службы устанавливают важнейшие закономерности в системе организации и функционирования государственной службы, отражая объективные связи, возникающие в системе отношений государственной службы.

     Выделяют  ряд принципов построения нашей  госслужбы: 
1. Принцип приоритета профессиональных качеств.

     Этот, пожалуй главный, "несущий" принцип  всей конструкции включает в себя более конкретные "подпринципы", т.е. правила, обеспечивающие его реализацию на практике, а именно:

     1) Конкурс на замещение всех  возникающих в госаппарате вакансий, кроме:

     а) политических должностей;

     б) должностей, на занятие которых нет  избытка претендентов; в этом случае действует аттестационный порядок  назначения. Это позволит существенно расширить "рынок" кандидатов, до сих пор в значительной мере отражающий закон циркуляции между несколькими административными "сосудами", привлечь людей из внеаппаратных и внеполитических сфер и тем самым влить в аппарат столь необходимую "свежую кровь". В то же время это подтолкнет к самосовершенствованию претендующих на служебное продвижение работников самого учреждения, которым при прочих равных условиях должен отдаваться приоритет.

     2) Создание четко и объективно  работающей системы отбора и  оценки кадров, направленной на привлечение, поощрение, удержание и продвижение лучших, достойнейших и, с другой стороны, на удаление кадрового "балласта". Для этого необходимо наличие следующих механизмов:

     а) четко прописанной и доступной  для ознакомления системы критериев отбора, поощрения и продвижения работников по результатам квалификационных экзаменов и аттестаций на основе их квалификации и деловых качеств, а не выслуги лет;

     б) аттестационных комиссий со смешанным  составом, т.е. включающих не только сотрудников проводящего аттестацию учреждения, но и привлекаемых на ротационной основе сторонних членов - работников кадровых служб других учреждений, преподавателей вузов, готовящих кадры управленцев и т.п.;

     в) апелляционных комиссий для несогласных  с оценкой их труда служащих, обращение в которые, впрочем, будет возможно только по серьезным, специально оговоренным основаниям, дабы не поощрять неосновательных жалоб и конфликтов.

     3) Контрактный механизм взаимоотношений  служащего и госоргана, что  позволит придать этим отношениям большую для обеих сторон определенность посредством четкой фиксации их прав и обязанностей, условий вознаграждения и привилегий, при необходимости - специальных требований и ограничений, обусловленных характером службы, а также других элементов их правоотношений. Контракты должны заключаться на достаточно большой срок (скажем, на 5 лет), подлежать автоматическому продлению и расторгаться лишь по четко обусловленным в них основаниям, предусмотренным трудовым законодательством.

     Детали  контрактной системы должны быть проработаны в Кодексе государственной службы.

     2. Принцип статусного  разделения политических  и "карьерных"  административных должностей.

     К политическим государственным должностям относятся те, назначение на которые  производится по политическим критериям, на внеконкурсной основе и в соответствии с закрепленной Конституцией РФ и высшими законами субъектов Федерации кадровой номенклатурой Президента, других федеральных и региональных органов и должностных лиц. Увольнение с этих должностей также производится по упрощенной процедуре и зачастую по сугубо политическим, а не квалификационным или иным деловым характеристикам. Таким образом, эти должности явно отличаются по статусу от "карьерных" административных должностей.

     3. Принцип компенсируемых ограничений.

     Поступая  на государственную службу или занимая  в ней должность определенного  уровня, человек принимает на себя дополнительные обязательства и  ограничения по сравнению со статусом "обычных" граждан. Например, ограничения  на политическую и коммерческую деятельность, на гражданство, на использование средств зарубежных "спонсоров"; ограничения, связанные с секретностью, особый порядок декларирования доходов установлены законодательно. Ограничения на публичные выступления по вопросам служебной деятельности, особенно по политически "деликатным" вопросам, регулируются на полуформальном уровне или даже на уровне норм административной морали.

     4. Принцип приоритета  прямых денежных  выплат над "теневыми" льготами и привилегиями.

     Сейчас  в российской госслужбе соотношение прямых и косвенных выплат и льгот составляет для ряда категорий служащих, по разным оценкам, 1:4, 1:5 и даже более в пользу косвенных. Возможно, это и позволяет хоть как-то удержать часть квалифицированных кадров. Но и ущерб от такого унаследованного еще от сталинских времен способа решения проблемы тоже весьма велик и многомерен.

     Поэтому представляется необходимым сделать  тайное явным и перевернуть соотношение: существенно увеличить прямые денежные выплаты и одновременно резко  сократить предоставляемые за казенный счет льготы и привилегии.

     5. Принцип "выведения  за штат" и перевода  на хозрасчет значительной  части функций  госслужбы.

     Здесь содержится значительный резерв для  сокращения и удешевления госаппарата. Экономическое приспособление госслужбы к условиям рынка предполагает как сокращение масштабов деятельности государства в сфере экономики, так и внесение в деятельность госорганов принципиальных структурных и организационных изменений. Наиболее значительная по объему функция непосредственного управления общественным производством должна сохраниться лишь по отношению к ограниченному числу не подлежащих приватизации предприятий, выполняющих такие публичные и социальные функции, реализация которых не может быть обеспечена на коммерческих принципах, а также к естественным монополиям. В то же время многочисленные обеспечивающие и "технические" службы и функции "отсекаются" от госслужбы и выводятся за ее пределы с переводом их на коммерческие начала. Выполняющим их организациям придается особый статус полунезависимых "агентств" или учреждений (в отличие от госорганов). Материальную основу их существования составляют договорные отношения с госорганами по выполнению госзаказов (здесь возможны элементы конкурса). Статус же работников этих учреждений, за исключением руководителя и, возможно, главного бухгалтера, меняется: они больше не являются госслужащими, а, следовательно, по отношению к ним действуют общие условия найма, вознаграждения и увольнения. Тарифная сетка, пенсионные и другие льготы сохраняются лишь за работниками собственно аппарата госорганов, число которых благодаря такой перестройке значительно уменьшается.

     6. Принцип прозрачности.

     Государственная служба в демократическом обществе должна быть институтом, открытым для  общественного контроля. Граждане должны знать, как и по каким правилам она работает, иметь доступ к необходимым им нормативным материалам и сведениям, участвовать в процессе решения затрагивающих их интересы вопросов. Это должно быть обеспечено правовыми средствами, административной, а при необходимости и судебной практикой и в целом является необходимым элементом действительно публичной службы.

     7. Принцип ориентации на "клиента".

     Он  тесно связан с предыдущим принципом, а его реализация позволит переместить конституционный принцип государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека с политико-декларативного на инструментальный уровень, сделать его одним из реальных приоритетов деятельности чиновников.

     8. Принцип этичности.

       Этические нормы - это базовые  детерминанты социального поведения  человека, которые постоянно проявляют  себя в огромном разнообразии  конкретных поведенческих актов,  лишь отчасти улавливаемых нормами  права. Профессиональная этика госслужащего обладает существенной спецификой. Между тем многие служащие имеют весьма смутное либо искаженное представление об этих нормах или же относятся к ним с пренебрежением. Те же, кто всерьез стремится руководствоваться нормами служебной морали, заботится о своей репутации, вынуждены вырабатывать как бы собственную версию Этического кодекса путем проб и ошибок. Поэтому представляется крайне важным разработать такой документ, который, не нося юридически обязывающего характера, задавал бы тем не менее систему нравственных ориентиров, давал рекомендации по поведению в тех или иных "щекотливых" ситуациях и ясно обозначал бы область нравственных "табу" для служащего.

2.1.Принципы построения и функционирования системы гражданской государственной службы

     Основными принципами гражданской службы являются :

     1) приоритет прав и свобод человека  и гражданина;

     2) единство правовых и организационных  основ федеральной гражданской  службы и гражданской службы  субъектов Российской Федерации;

     3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

     4) профессионализм и компетентность  гражданских служащих;

     5) стабильность гражданской службы;

     6) доступность информации о гражданской  службе;

     7) взаимодействие с общественными  объединениями и гражданами;

     8) защищенность гражданских служащих  от неправомерного вмешательства  в их профессиональную служебную  деятельность.

     Государственные гражданские служащие имеют право на безопасность условий труда, денежное вознаграждение, социальное страхование. Эта служба отличается такими характеристиками, как стабильностью, носят длительный характер, наличием повышенных требований к лицам, желающим состоять на государственной гражданской службе. 
 
 
 
 

Информация о работе Государственная служба