Государственная политика занятости и формирование рынка труда и стратегия его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:10, курсовая работа

Описание

Цель работы – анализ проблем и тенденций рынка рабочей силы.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть основные характеристики, классификации прогнозирования занятости и безработицы;
- рассмотреть виды и формы занятости;
- изучить рынок рабочей силы в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 5
1.1. Концепции занятости населения 5
1.2. Рынок труда. Безработица и ее виды. Закон Оукена 8
1.3. Государственное регулирование занятости 15
2. ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И БЕЗРАБОТИЦЫ 20
2.1. Основные характеристики, классификация прогнозирования занятости и безработицы 20
2.2. Виды и формы занятости 22
3. РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РОССИИ 22
3.1. Реальная ситуация занятости населения в России с августа 2008 г. 25
3.2. Прогнозирование занятости населения на конец 2010 г. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ . 37

Работа состоит из  1 файл

стратегическому планированию.doc

— 236.50 Кб (Скачать документ)

 

     Зарубежный  опят демонстрирует пример того, что одну из главных ролей  в регулировании занятости играют  государственные службы содействия найму. Функции службы занятости состоят в следующем: анализ конъюнктуры рынка рабочей силы и предоставление информации о ней, помощь в трудоустройстве, профессиональная ориентация и переподготовка безработных, выплата пособий по безработице, а также регистрация безработных и вакантных рабочих мест, тестирование лиц, желающих получить работу, организация общественных работ, участие в создании дополнительных рабочих мест, участие в разработке государственных и региональных программ занятости для различных групп населения, оказание содействия по созданию разных форм предпринимательской деятельности, стимулирование самозанятости, гибких нетрадиционных форм занятости. Во многих странах службы занятости являются государственными учреждениями, но наряду с ними  функционирует большое количество частных посреднических фирм. Так, например, в США действует около15 тысяч таких фирм.

     Необходимость  внедрения новых форм и методов  регулирования занятости потребовала  изменений в функциях и структуре  служб занятости. Например, в Канаде для совершенствования обслуживания разных групп населения и разных районов были созданы новые типы центров содействия найму.

     Службы  занятости – основные организационные  структуры, осуществляющие на  местах общегосударственную политику занятости. Опыт передовых стран подтверждает высокую результативность работы этих служб по снятию острых ситуаций на рынке труда. 

     Государственная  служба занятости населения в  России образована на базе  органов по трудоустройству, переобучению и профориентации населения для проведения единой государственной политики занятости населения на всей территории РФ. Государственная служба занятости руководствуется законом РФ от 19 апреля 1991 года «О занятости в Российской Федерации», другими законами, нормативными актами по вопросам труда и занятости населения. Государственная служба занятости призвана обеспечить проведение в жизнь государственной политики занятости.

 

     Таким образом,  регулирование занятости – приоритетное  направление всей политики государства, которое осуществляется посредством конкретных мер со стороны государства, инициатив местных органов самоуправления, а также при помощи государственных и частных организаций по содействию в поиске трудового места, т. е. служб занятости. Эти средства позволяют проводить постоянный анализ рынка и, учитывая особенности конкретной ситуации, содействовать в эффективном распределении рабочей силы.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности прогнозирования занятости населения и безработицы

2.1. Основные характеристики, классификация прогнозирования занятости и безработицы

 

К основным методам прогнозирования  относятся

статистические методы;

экспертные оценки (метод  Дельфи);

моделирование.

К незанятому населению  относятся две группы граждан:

добровольно незанятые  граждане, живущие на средства одного из супругов, родителей и др.;

вынужденно не занятые  граждане, которые, в свою очередь, подразделяются на:

ищущих работу самостоятельно;

ищущих работу с помощью  служб занятости;

безработных граждан, имеющих официальный статус и получающих пособие по безработице.

Определим статус занятости  для экономически активного населения, включая и безработных. Обычно различают  пять статусов.

1. Наемные работники  - это лица, работающие по заключенному  письменному контракту (договору) либо  по устному соглашению с руководством предприятия об условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную при найме оплату.

2. Работающие на индивидуальной  основе - лица, самостоятельно осуществляющие  деятельность  приносящую им доход, не использующие либо использующие наемных работников только на короткий срок.

3.  Работодатели - лица, управляющие собственным предприятием  либо уполномоченные управлять  акционерным обществом, хозяйственным товариществом и т.п. Работодатель может полностью или частично делегировать свои функции наемному управляющему, оставляя за собой ответственность за благополучие предприятия.

4. Неоплачиваемые работники  семейных предприятий - лица, работающие без оплаты на семейном предприятии, владельцем которого является их родственник.

5. Лица, не поддающиеся  классификации по статусу занятости, - это безработные, не занимавшиеся  ранее трудовой деятельностью,  приносившей им доход. Сюда относятся и лица, которых затруднительно отнести к тому или иному статусу занятости.

По степени количественного  и качественного соответствия между  потребностью экономики в рабочей  силе и потребностью населения в  рабочих местах выделяют занятость полную, продуктивную, свободно избранную, рациональную, эффективную и оптимальную.

Полная занятость —  это состояние, при котором обеспечены работой все нуждающиеся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы.

Продуктивная занятость  — это занятость, которая отвечает интересам повышения эффективности производства, внедрения достижений научно-технического прогресса, роста производительности труда. По определению Международной организации труда (МОТ), продуктивная занятость — это занятость тех, чей продукт труда принимается и оплачивается обществом.

Свободно избранная  занятость предполагает, что право  распоряжаться собственной способностью к труду (рабочей силой) принадлежит исключительно ее владельцу, т.е. самому работнику. Этот принцип гарантирует право каждого работника на выбор между занятостью и незанятостью, запрещая любое административное привлечение к труду.

Рациональная занятость - это занятость, обоснованная с точки  зрения процессов формирования, распределения (перераспределения) и использования трудовых ресурсов с учетом их половозрастной и образовательной структуры, режимов воспроизводства трудоспособного населения и его размещения на территории страны.

Рациональную занятость  характеризует доля продуктивно занятых в общей численности экономически активного населения.

Рациональная занятость  определяется по формуле:

где Зпр – продуктивная занятость; Зп – полная занятость.

Эффективная занятость  предполагает способность общественного  управления воспроизводить социально-экономические  условия развития работников, диктуемые критериями образа жизни на данном этапе развития общества.

Эффективный характер занятости  предполагает занятие общественно-полезной деятельностью, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, возвышение личности, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда, а также экономическую и социальную целесообразность рабочих мест.

Социально полезная занятость  определяется числом трудоспособных людей, занятых как в общественном производстве, на военной службе, в органах МВД, так и обучающихся очно, ведущих домашнее хозяйство (ухаживающих за детьми, престарелыми, больными родственниками).

2.2. Виды и формы занятости

 

Практическая потребность учета населения вызывает необходимость выделения видов (структуры) занятости распределения активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслям экономики.

Выделяют также различные  формы занятости - организационно-правовые способы, условия трудоиспользования. Охарактеризуем отдельные формы занятости.

По способу участия  в общественном труде занятость  населения можно подразделить на занятость по найму и самостоятельную  занятость.

Занятость по найму представляет собой отношения, возникающие между собственниками средств производства и работниками, не имеющими средств производства и продающими свою рабочую силу в обмен на определенную стоимость в форме заработной платы. Самостоятельная занятость (self-employment) для России является относительно новой формой занятости населения.

Это отношения (экономические, правовые и т.д.), в которые вступают люди по поводу участия в общественно-полезном труде и которые основаны на личной инициативе, самостоятельности и ответственности, направлены, как правило, на получение трудового дохода и обусловливают самореализацию и самоутверждение личности.

По режиму рабочего времени  принято выделять занятость с  режимом полного рабочего времени и неполную (частичную) занятость. Занятость с режимом полного рабочего времени основывается на регламентированной продолжительности полного рабочего дня, которая в настоящее время составляет 40 часов в неделю.

По регулярности трудовой деятельности занятость подразделяется на постоянную, временную, сезонную и случайную. Постоянная (регулярная) занятость предполагает, что работник должен работать определенное число часов каждую неделю, реже — каждый месяц; временная занятость имеет две разновидности:

- занятость на определенный  срок (фиксированный срок трудового  договора) и командировочная занятость (через посредничество определенных фирм);

- сезонная занятость  предполагает работу в течение  определенного сезона, и, наконец, случайная занятость означает выполнение различных по характеру непродолжительных работ с целью получения материального вознаграждения без заключения трудового договора.

По легитимности трудоустройства  занятость подразделяется на формальную и неформальную. Формальная занятость — это занятость, зарегистрированная в официальной экономике. Неформальная занятость — занятость, не зарегистрированная в официальной экономике, имеющая источником рабочих мест неформальный сектор экономики и отдельные его виды.

По условиям организации  трудовых процессов занятость подразделяется на стандартную и нестандартную. В основе такого деления лежит специфика организации трудового процесса, которая принимает различные формы.

Стандартная (типичная) занятость - это занятость, предполагающая постоянную работу наемного работника у одного работодателя в его производственном помещении при стандартной нагрузке в течение дня, недели, года. Нестандартная (гибкая) занятость выходит за эти рамки и включает следующие формы:

занятость, связанная  с социальным статусом работников: самостоятельные работники, помогающие им члены семьи;

занятость на работах с нестандартными рабочими местами и организацией труда: надомный труд, «работники по вызовам», вахтово-экспедиционная занятость;

занятость по нестандартным  организационным формам: временные  работники, совместительство.

Классификация форм занятости  приведена в Приложении 1.

 

 

 

 

 

 

3. Рынок рабочей силы в России

3.1. Реальная ситуация занятости населения                                            в России с августа 2008 г.

 

Ведомости  21 октября 2008г. официально регистрируемая безработица достигла уровня в 2,015 млн человек, снизившись за неделю на 0,2%, в то время как за предыдущую — на 0,8%, а двумя неделями ранее — на 1,2%, сообщает Минздравсоцразвития. С конца апреля (пика роста с начала кризиса) регистрируемая безработица снизилась на 11,7%.

По данным Росстата, лишь треть россиян, лишившись работы, регистрируется в государственных службах занятости. К 1 сентября, по обновленным данным Росстата, в России насчитывалось 6 млн безработных, из которых 2,1 млн были официально зарегистрированы на бирже труда. По прогнозам Минэкономразвития, в текущем году общая безработица составит 6,8 млн человек, в то время как регистрируемая — только 2,2 млн.

Четверть (24%) россиян, активно  ищущих работу, зарегистрированы на бирже  труда, утверждают исследователи HeadHunter, опросив 9-12 октября на сайте Joblist.ru 1860 респондентов. Лишь 6% опрошенных имеют опыт успешного трудоустройства через службы занятости. Чаще всего (41%) на бирже регистрируются люди, чья зарплата на прежнем месте работы не превышала 10 000 руб. в месяц. Среди высокооплачиваемых россиян (оклад свыше 60 000 руб. в месяц) таких лишь 13%.

Уровень безработицы  в РФ, подсчитанный как отношение  численности безработных к численности  экономически активного населения, в августе 2009г. увеличился по сравнению с августом 2008г. на 2 процентных пункта и составил 7,8%. Количество безработных составило 6 млн человек. 
21 сентября РБК Общая численность безработных в России в августе 2009г. увеличилась на 38,6% по сравнению с августом 2008 г. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). При этом в январе-августе 2009г. по сравнению с аналогичным периодом 2008г. численность безработных россиян выросла на 42,5%.  

Информация о работе Государственная политика занятости и формирование рынка труда и стратегия его развития