Государственная политика занятости и формирование рынка труда и стратегия его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:10, курсовая работа

Описание

Цель работы – анализ проблем и тенденций рынка рабочей силы.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть основные характеристики, классификации прогнозирования занятости и безработицы;
- рассмотреть виды и формы занятости;
- изучить рынок рабочей силы в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 5
1.1. Концепции занятости населения 5
1.2. Рынок труда. Безработица и ее виды. Закон Оукена 8
1.3. Государственное регулирование занятости 15
2. ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И БЕЗРАБОТИЦЫ 20
2.1. Основные характеристики, классификация прогнозирования занятости и безработицы 20
2.2. Виды и формы занятости 22
3. РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РОССИИ 22
3.1. Реальная ситуация занятости населения в России с августа 2008 г. 25
3.2. Прогнозирование занятости населения на конец 2010 г. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ . 37

Работа состоит из  1 файл

стратегическому планированию.doc

— 236.50 Кб (Скачать документ)

      Важнейший  признак развитости рынка рабочей  силы – оплата труда, адекватная  квалификации и образованию. Четкие  принципы оплаты труда, учитывающие  многочисленные факторы, которые определяют его результативность (общеобразовательный и общекультурный уровень, профессиональная подготовка, степень использования трудового потенциала и т.д.), проявляются, в частности, в том, что доходы рабочей силы высокой квалификации и творческих возможностей значительно превышают прожиточный минимум. Характерной чертой развитого рынка руда является тенденция к снижению межотраслевых различий в оплате труда. На таком рынке достаточно стабильно соотношение между минимальной и средней заработной платой.

 

     Таким образом,  рынок труда представляет собой  систему, в которой взаимодействуют  работодатели и владельцы рабочей  силы. Рынок труда предстает как  сфера, в которой контактируют  продавцы и покупатели трудовых  услуг. На нем противостоят  друг другу те, кто желает работать (занятые и безработные) и те, кто нанимает работников для производства товаров и услуг. Рынок труда характеризуется экономической свободой работодателей и работников, гибкой системой оплаты труда, отражающей спрос и предложение рабочей силы по количеству и качеству, свободным перемещением рабочей силы, предполагающей профессиональную мобильность и другими явлениями. Рынок труда является важнейшей макроэкономической структурой, анализ которой позволяет контролировать и стабилизировать трудовые ресурсы, обеспечивая необходимый уровень занятости.

 

 

 

     Безработица  – ситуация, при которой желающие  работать люди ищут приемлемое  для себя место работы. Норма  безработицы – процент тех  людей, которые находятся в  составе гражданской рабочей  силы, но не заняты. Под рабочей силой подразумевают все население от 16 лет и выше, которые заняты или являются безработными в экономическом смысле слова. Безработный и неработающий не являются синонимами. Человек может не работать по многим причинам: одни учатся и еще не могут работать, другие – на пенсии и уже не могут работать, третьи просто не хотят работать. К Категории безработных относят только тех, кто ищет работу или ожидает возвращения на работу или начала работы.

     С точки  зрения проблемы занятости обычно взрослое население делят на три широкие категории: те, кто не входит в состав рабочей силы; те, кто служит в вооруженных силах; те, кто работает или ищет рабочее место в составе гражданской рабочей силы.

     Ряд экономистов  считают безработицу необходимым признаком мобильного и гибкого рынка. В этих условиях можно говорить о естественном уровне безработицы, для характеристики которой используется понятие «норма безработицы при неускоряющейся инфляции». В западной экономической литературе используется специальный термин NAIRU (Non-Accelerating-Inflation Rate of Unemployment). По мнению М. Фридмена, естественный уровень безработицы отражает экономическую целесообразность использования рабочей силы, подобно тому как степень загрузки производственных мощностей отражает целесообразность и эффективность использования основного капитала. Норма безработицы при полной занятости понимается как наименьшая норма безработицы, достижимая при существующей институциональной структуре и не ведущая к ускоряющейся инфляции. Например, в США в конце 80-х годов каждый третий взрослый не входил в состав рабочей силы (учащиеся, пенсионеры, домохозяйки, инвалиды и др.). Гражданская рабочая сила составляла около 123 млн. человек, из которых около 7 млн. были безработными, т.е. норма безработицы составляла 7/123*100% = 5,7%.

     В экономической  литературе различают следующие  типы безработицы: фрикционную,  структурную, циклическую, сезонную, региональную, технологическую.

     Фрикционная  безработица, вызванная постоянными  объективными и необходимыми изменениями как на рынке труда, так и вообще в распределении ресурсов общества. Она возникает из-за того, что либо наниматели не имеют полной информации о наличии интересующих их категорий работников, либо работники не имеют полной информации об интересующих их рабочих местах. Эффективное распределение ограниченных ресурсов требует динамичных сдвигов в составе рабочей силы, в изменении квалификации,  переезда в другие регионы и т.д. Считается, что фрикционная безработица – плата, которую общество должно вносить за эффективную экономику. Все, что улучшает информацию о рабочих местах и наличии работников или сокращает время поисков рабочего места, ведет к снижению фрикционной безработицы. Но есть и другая причина этого типа безработицы – экономическое невежество. Некоторые работники переходят на другую работу в погоне за более высокой денежной зарплатой, не понимая, что при высокой инфляции она через месяц – другой обесценится и время, которое они потратили на переход пропало даром.

     Структурная безработица вызвана структурными изменениями в экономике, которые вообще устраняют одни рабочие места и создают другие. Это случаются из-за отмирания старых производств и отраслей и появления новых. При этом для новых рабочих мест не находятся работники с нужной квалификацией. От фрикционной структурная безработица отличается как раз тем, что при первой работник сохраняет достаточную квалификацию, чтобы сменить отрасль или производство. Реально потерявшие работу из-за структурных сдвигов сталкиваются с необходимостью полной или значительной переквалификации или с возможностью долго быть безработным. Например, Россия столкнулась со структурной перестройкой, не имеющей аналогов в истории человечества. Речь идет о ликвидации многих миллионов рабочих мест, существование которых не отвечало потребностям страны. В значительной своей части те, кто занимал эти места (особенно миллионы так называемых управленцев), не имеют шансов на работу без радикальной переквалификации.

     Циклическая  безработица представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного. Она возникает вследствие циклического спада и соответствующего снижения совокупного спроса на товары и услуги, из-за чего производители сокращают занятых. В западных странах этот вид безработицы очень распространен и против него существуют сильные средства социальной защиты.

     Сезонная  безработица обусловлена сезонными  колебаниями в объеме производства  определенных отраслей: сельское  хозяйство, строительство, промыслы, в которых в течение года происходят резкие изменения спроса на руд. Сезонные колебания спроса на труд, обычно, определяются особенностями ритма производственного процесса. Поэтому размеры сезонной безработицы в общем виде могут быть спрогнозированы и учтены при подписании договоров между работниками и работодателями.

     Региональная  безработица является результатом  несоответствия между спросом  и предложением рабочей силы  в данном регионе. Причина ее  существования – неравномерность  социально-экономического развития определенных территорий, обусловленная природно-ресурсными, технико-экономическими, демографическими, историко-культурными и другими особенностями данного региона.

     Технологическая  безработица связана с внедрением  новых технологий и нового  оборудования, что ведет к замене людей машинами и высвобождению счет их. При этом если объем рынка возрастает, то занятость увеличивается в основном за счет вовлечения работников новых профессий и более высокой квалификации.

 

     Если фактический  уровень безработицы превышает естественный уровень, то страна недополучает часть ВНП. Исчисление потенциальных потерь продукции и услуг в результате роста безработицы осуществляется на основе закона, сформулированного американским экономистом А. Оукеном.

(Y* − Y)/Y = b*(U − U*)

Y   − фактический объем производства (ВВП);

Y*   − потенциальный ВВП (при полной занятости);

U   − фактический уровень безработицы;   

U* − естественный уровень безработицы (норма безработицы при полной   занятости)

b    − параметр Оукена, устанавливаемый эмпирическим путем (3%).

 

     Если фактический  уровень безработицы выше естественного  на 1%, то фактический объем производства  будет ниже потенциального на b%. По расчетам Оукена, в 60-е годы, в США, когда естественная норма безработицы составляла 4%, параметр b был равен 3%.

     Согласно  закону Оукена, превышение фактического  уровня безработицы на 1% над ее  естественным уровнем приводит  к уменьшению фактического ВВП  по сравнению с потенциально  возможным (при полной занятости)  ВВП в среднем на 3%.

 

     Таким образом, рассмотрев  виды безработицы и закон Оукена, можно сделать вывод о том,  что безработица, превышающая  свой естественный уровень, ведет  не только к уменьшению объемов  производства и экономическому  спаду, но и к усилению социально  негативных процессов, росту напряженности. Безработный человек не только не может использовать свои знания и умения, лишается доходов и средств к существованию, но и теряет свой статус и значимость в обществе, становится психологически неустойчивым, неуверенным в будущем. Именно поэтому регулирование и последующая стабилизация занятости – одно из важнейших направлений политики государства.

 

 

    1. Государственное регулирование занятости

     В узком  смысле механизм регулирования  рынка труда – это свод нормативных  актов, законодательных или коллективно-договорных, которыми руководствуются партнеры  при реализации политики занятости.  В широком смысле механизм  регулирования охватывает весь  спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирование рынка труда.

     Фактическая конкретная  экономика демонстрирует, что  в государствах с развитым  рыночным хозяйством несколько  десятилетий как создается и  совершенствуется механизм для целенаправленного регулирования профессиональной подготовки и занятости населения. Это обусловлено ускорением научно-технического прогресса, быстро меняющимися требованиями к качеству трудовых ресурсов, структурными изменениями в экономике. Стихийный рынок труда уже не обеспечивал своевременного приспособления предложения рабочей силы к изменению структуры спроса на нее. Вследствие этого наблюдается рост безработицы при одновременной острой нехватке кадров необходимой квалификации. Эти процессы показали насколько необходима тесная увязка политики занятости с социально-экономическими преобразованиями в экономике и общей направленностью развития человеческих ресурсов.

      С начала 60-х годов  регулирование рынка труда приобретает огромную значимость и становится одним из приоритетных направлений политики многих государств. Так, например, в Канаде на данную сферу затрачивается около 2 – 3% ВВП. В США в 1962 году  установился рубеж в развитии государственного регулирования подготовки и использования трудовых ресурсов. Было разработано несколько специализированных программ по подготовке и трудоустройству рабочей силы. Одна из самых известных таких программ – это программа «Новые возможности», осуществляющая профессиональную подготовку молодежи с 1964 года, первая со времен Великой депрессии по созданию рабочих мест в государственном секторе.

     В 60-х − 70-х годах  были выявлены основные направления  государственного вмешательства  в сферу занятости, призванные  смягчить проблемы рынка рабочей силы. Это программы направлены на стимулирование роста занятости и увеличение числа рабочих мест, на подготовку и переподготовку работников, на содействие найму рабочей силы, на социальное страхование безработицы (выделение средств на пособия по безработице) и др. Конкретное положение на рынке труда диктует проведение программы той или иной направленности.

     Также государством  осуществляется комплекс мер  косвенного регулирования рынка  труда: налоговая, денежно-кредитная,  амортизационная политика. Эти меры – меры общеэкономического регулирования. Воздействуя на экономическую ситуацию в целом (экономический рост, рост выпуска продукции, социальное благополучие), они влияют и на уровень занятости и состояние на рынке труда.

     Практикой доказано, что не может существовать единой политики регулирования занятости. В разные временные периоды, на территории разных стран, отличающихся уровнем развития, климатическими условиями, исторической заданностью процесса производства и прочими факторами, ситуация глубоко специфична и потому требует индивидуального подхода. Нет и никогда не будет единой модели, эталона проведения политики по регулированию рынка труда. Например, общероссийский рынок – это целая система региональных и локальных рынков с их специфическими проблемами, поэтому важно не только общее, но и региональное регулирование процессов распределения и использования рабочей силы. Таким образом, рынок труда не может развиваться без самостоятельных действий региональных и местных органов управления по решению вопросов эффективного использования имеющихся кадров с учетом специфики данного конкретного региона или отрасли, оказания содействия при трудоустройстве и переподготовке, расширения определенных льгот и компенсации сверх установленного минимума и пр.

     В то же время,  практика развитых стран показывает, что строгая централизация ограничивает  развитие разных форм регулирования  занятости, препятствует своевременному  учету специфических проблем  отдельных отраслей и регионов.

     Таким образом, решение проблем безработицы требует многостороннего, всеохватывающего, комплексного подхода со стороны государства, сочетания макроэкономической политики с мерами на уровне микроэкономики, общегосударственных действий – с местными инициативами. Для эффективного функционирования рынка руда центральные органы государственной власти должны взять на себя роль гаранта обеспечения единого минимума социальных обязательств, права на профподготовку и переподготовку, на получение социальных компенсаций при высвобождении и вынужденной безработице. Государство должно гарантировать соблюдение законов и нормативных актов, регулирующих рынок труда. Особо значимыми становятся проблемы создания новых организационных структур занятости и рынка труда, выбор средств и методов регулирования занятости, соотношения частных и государственных инициатив, централизации и децентрализации в этой области.

Информация о работе Государственная политика занятости и формирование рынка труда и стратегия его развития