Государственная Дума Федерального Собрания РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:14, контрольная работа

Описание

Как представительный орган Государственная Дума Федерального Собрания выступает выразителем интересов и воли всего многонационального народа, т.е. граждан Российской Федерации. Народное представительство обеспечивается демократической избирательной системой, открывающей возможность избрания в парламент для каждого гражданина в соответствии с законом. Поскольку, в правовом государстве выборы носят свободный характер, и не подчинены иллюзорной цели добиться участия в деятельности парламента всех социальных групп и слоев населения, в Государственной Думе Федерального Собрания представлены профессиональные политики безотносительно их национальности или социальному положению.

Содержание

Введение 3
1. Внутреннее устройство Государственной Думы Федерального Собрания РФ и ее полномочия. 4
2. Законодательная деятельность Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 11
3. Контрольная функция Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 19
Заключение 25
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Государственная Дума СФ РФ.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

Если у парламента из контрольных функций есть только право критиковать, то что остается от суверенной власти народа, от власти его представительного органа — Федерального Собрания?

Как бы отвечая на эти и другие возможные вопросы по этому поводу, М.В. Баглай пишет: «Когда говорят о парламентском контроле, то прежде всего имеют в виду право представительного органа участвовать в формировании исполнительных органов государственной власти, требовать от них отчета о своей деятельности и отправлять в отставку министров или правительства в целом в случае признания их деятельности неудовлетворительной. Таким полномочием всегда и в полном объеме обладают парламенты в государствах с парламентской формой правления. Что же касается президентских и полупрезидентских республик, то их парламенты этими полномочиями не обладают или обладают в урезанном виде, чем достигается стабильность органов исполнительной власти»[14].

Поскольку Россия считается одними президентской, другими — полупрезидентской республикой, то урезанность контрольных полномочий Федерального Собрания оправдывается достижением стабильности исполнительной власти. Но этот довод не выдерживает критики. Во-первых, при отсутствии эффективных мер со стороны парламента осуществлять действенный контроль за деятельностью органов исполнительной власти, мы наблюдали в «эпоху Ельцина» довольно частую смену правительств РФ. А во-вторых, и это главное, как быть народу и его представительному органу государственной власти — Федеральному Собранию в том случае, если органы исполнительной власти (Президент и Правительство) бездействуют или действуют, но не в том направлении, в каком это необходимо обществу и государству, когда их работа абсолютным большинством граждан и представительным органом власти признается неудовлетворительной? Действующая Конституция РФ и другие законы ответа на эти вопросы, к великому сожалению, не дают. Вот почему все громче и громче раздаются голоса ученых, депутатов, общественности о необходимости внесения существенных изменений в баланс распределения государственной власти в пользу Федерального Собрания и наделения его полномочиями, которые бы позволили ему реально и эффективно выполнять контрольную функцию[15].


Заключение

В конституционно-правовом отношении положение органа народного представительства всецело определяется формой правления. Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11).

Федеральный закон предусматривает, что выборы депутатов Государственной Думы проводятся по партийным спискам, то есть по единому федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые партиями.

В Государственной Думе создается Совет Государственной Думы - коллегиальный, постоянно действующий орган палаты, созданный для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты.

B Государственной Думе создаются депутатские объединения: депутатские фракции и депутатские группы. Основными структурными подразделениями Государственной Думы являются комитеты.

Законодательная деятельность в Государственной Думе представляет собой совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий, посредством которых осуществляется принятие законов.

Контрольная функция российского парламента обозначена в Конституции лишь косвенно, с указанием на то, что для осуществлении контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату (ч. 5 ст. 101 Конституции).

Отсутствие конституционного перечня прямых контрольных полномочий парламента во многом ослабляет положение его в системе государственной власти, что, естественно, влияет и на положение Счетной палаты как особой структуры законодательной власти. У Счетной палаты достаточно широкие полномочия по выявлению фактов незаконного распоряжения бюджетными средствами.


Список литературы

 

1.            Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 26.01.2009. – № 4. Ст. 445.

2.            Федеральный закон от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ (в ред. от 20.10.2011) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. – 23.05.2005. – № 21. Ст. 1919.

3.            Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД (ред. от 11.04.2011) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СПС Гарант.

4.            Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М.: Норма, 2009.

5.            Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. В двух томах. Т. 2. – М.: ООО «Профобразование», 2011.

6.            Исаков В. Подготовка, принятие законов в правовом государстве: российские проблемы и решения // Российская юстиция. – 2010. – №7. С.55-59.

7.            Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Юристъ, 2010.

8.            Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. Б. Н. Топорнина. – М.: Юристъ, 2011.

9.            Парламентское право / Под ред. И.М. Степанова и Т.Я. Хабриевой. – М.: Юрайт, 2009.

10.       Погосян Н.Д. Статус, принципы и система работы Счетной палаты РФ. В кн.: Труды Московской государственной юридической академии. № 4. — М.: Юрайт, 2009.

 

3

 



[1] Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД (ред. от 11.04.2011) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СПС Гарант.

[2] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Юристъ, 2010. С.352.

[3] Российская газета. – № 6. – 17.01.2004.

[4] Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. Б. Н. Топорнина. – М.: Юристъ, 2011. С.561.

[5] Баглай М.Т. Конституционное право РФ. – М.: Норма, 2009. С. 512-513.

[6] Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. Б. Н. Топорнина. – М.: Юристъ, 2011. С. 546-547.

[7] Баглай М.Т. Конституционное право РФ. – М.: Норма, 2009. С. 514.

[8] Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изм. и доп. от 11.04.2011) // СПС Гарант.

[9] Исаков В. Подготовка, принятие законов в правовом государстве: российские проблемы и решения // Российская юстиция. – 2010. – №7. С.57.

[10] Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ. – М.: Издательство БЕК, 2010. С. 325.

[11] Погосян Н.Д. Статус, принципы и система работы Счетной палаты РФ. В кн.: Труды Московской государственной юридической академии. № 4. — М.: Юрайт, 2009. С. 41.

[12] См.: Парламентское право / Под ред. И.М. Степанова и Т.Я. Хабриевой. – М.: Юрайт, 2009. С. 39.

[13] Баглай М.В. Конституционное право РФ. - М.: Норма, 2009. С. 526—527.

[14] Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М.: Норма, 2009. С. 525.

[15] Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. В двух томах. Т. 2. – М.: ООО «Профобразование», 2011. С. 244.


Информация о работе Государственная Дума Федерального Собрания РФ