Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:45, курсовая работа

Описание

В рассматриваемой теме курсовой работы будут определены и обоснованы особенности всех видов правовых форм осуществления государственных функций (правотворческой, правоисполнительной, правообеспечительной, правоохранительной). В работе будет уделено внимание сущности государства, понятию и значению функций государства. Также, в ней рассматривается классификация функций государства, современная классификация функций российского государства.

Работа состоит из  1 файл

Введени1.docx

— 49.46 Кб (Скачать документ)

    Декларацией прав и свобод  человека и гражданина от 22 ноября 1991 года человек объявляется высшей  ценностью, а соблюдение и защита  его прав и свобод – главная  обязанность государства. 

    Конституцией РФ закреплены основные  права и свободы человека. Они  признаются в качестве неотчуждаемых,  принадлежащих ему от рождения. Государство гарантирует каждому   судебную защиту его прав, свобод  и законных интересов, в том  числе право обращаться в международные  органы, если гражданину было отказано в защите его права в российских судебных инстанциях.

    Выполнение рассматриваемой функции   обеспечивается системой правоохранительных  органов, прежде всего органами  правосудия, внутренних дел, государственной  безопасности. Надзор за исполнением  законов, за исполнением законности  на территории Российской Федерации  возложен на органы прокуратуры.

    Рассматриваемая внешние функции  российского государства, следует  отметить, что интеграция России  в мировое сообщество изменила  ее внешнюю политику и побудила  к признанию ряда гуманистических  и общедемократических норм и  принципов в межгосударственных  отношениях.

    Осуществление функции интеграции  в мировую экономику стало  возможным с ослаблением напряженности  между государствами и  перехода  России к рыночным отношениям. Эта функция основывается на  признании экономической взаимозависимости  государств в современном мире.

    Проблема экономической интеграции  играет важную роль в сохранении  мирового порядка и установлении  стабильных отношений между государствами.  Поэтому стремление России к  интеграции в мировую экономику  привело к созданию в нашей  стране механизма внешнеэкономической  деятельности.

    Однако отсутствие в нашей  стране сложившейся рыночной  экономики в универсальном понимании  (рынок капитала, рынок рабочей  силы и рынок товаров) затрудняет  интеграцию России в мировую  экономику.

    Функция внешнеэкономического партнерства  и государственной поддержки  иностранных инвестиций тесно  связана с функцией  интеграции  в мировую экономику и по  существу является ее конкретизацией.

    Несовместимость экономических  систем различных типов общества, а также ограничения торговли  с нашей страной, устанавливаемые  в прошлом странами Запада  по политическим соображениям, не  позволяет наладить отношения  партнерства. Переход к партнерству  во внешнеэкономических отношениях  поставил перед Россией новые  проблемы государственно-правового  характера. Наиболее важной из  них является защита собственности  и иностранных инвестиций в  России.

    В области защиты права собственности  изданы такие важные законы, как  Закон о собственности, Патентный  закон, Закон о предприятиях  и предпринимательской деятельности  и др.

    В настоящее время широкое  распостранение получили совместные  предприятия с иностранными капиталовложениями, которые стали основной формой  привлечения в страну иностранных  инвестиций.

    Функция обороны современного  российского государства базируется  на принципе поддержания достаточного  уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной  безопасности России, а ее Вооруженные  Силы предназначаются исключительно  для защиты независимости и территориальной целостности государства, а также для выполнения международных обязательств.

    В Российской Федерации принят  специальный Закон об обороне  от 24 сентября 1992 года, в котором  определены основы организации  обороны страны и подчеркивается, что оборона является элементом  безопасности и одной из важных  функций государства.

    Функция поддержки мирового порядка  предполагает деятельность по  сохранению мира, предотвращению  войны, разоружению, ликвидации  ядерного оружия. Обеспечению мирового  правопорядка способствует сотрудничество  нашего государства с другими  государствами в таких сферах, как борьба с организованной  преступностью, с контрабандой, наркобизнесом,  терроризмом.

    Функции поддержки мирового порядка  охватывают и такую сферу, как  участие мирового сообщества  в урегулировании международных  конфликтов. Это обусловлено тем,  что такого рода конфликты  сопровождаются нарушением прав  человека, особенно в отношении  национальных меньшинств, что требует  международного вмешательства. События  в Югославии,  конфликт между  Арменией и Азербайджаном, военные  действия в Чечне – яркие  примеры межэтнических конфликтов.

    Наша страна сотрудничает с  другими государствами в вопросах  сохранения и защиты окружающей  среды. 

    Таким образом, сотрудничество  России с другими государствами  на международной арене обусловлено  взаимозависимостью всех стран  мира и признанием человеческих  ценностей в качестве главных  ориентиров в международном общении.

 

    III. Формы и методы осуществления государственных функций.

    Решая какую-либо задачу, государство прежде всего устанавливает общий порядок поведения участников регулируемых отношений, т.е. создает нормы права – общеобязательные, формально определенные правила поведения. Эта форма осуществления функций государства называется правотворческой, так же, как и деятельность компетентных органов государства по подготовке и принятию нормативно-правовых актов, содержащих нормы права, т.е. являющихся их источниками в юридическом смысле. Особое значение при этом имеет деятельность высших органов государственной власти (парламента) по изданию законов, т.е. нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой и верховенством в системе нормативно-правовых актов.

    Затем осуществление функций  государства  перемещается в  область правоприменения, реализуемого  в оперативно-исполнительной и  правоохранительной нормах.

    Оперативно-исполнительная – это властная деятельность  исполнительно-распорядительных органов государства, связанная с рассмотрением повседневных вопросов государственного управления и осуществляемая путем принятия в пределах права, правовых документов, имеющих индивидуальный характер и содержащих решения по конкретным делам. В этой форме упорядочиваются отношения между различными субъектами права: гражданами, органами, государствами, общественными организациями и др. При этом устанавливаются их взаимные права и обязанности в экономической, социальной и иных сферах жизни общества.

    Правоохранительная форма осуществления функций государства предполагает властную деятельность специально созданных государственных органов (органы внутренних дел, прокуратура, суд, арбитраж) по охране норм права от нарушений и применению предусмотренных правовыми нормами мер государственного воздействия к правонарушителям. В процессе этой деятельности принимаются правоохранительные акты применения права (приговоры и решения судов, протесты прокуроров и др.), служащие цели восстановления нарушенного права и реализации юридической ответственности в отношении нарушителей велений государства.

    В этой форме наиболее существенно  проявляется государственное принуждение,  которое применяется к тем,  кто добровольно не выполняет   требование правовых норм.

    Помимо рассмотренных правовых  форм осуществления функций государства  выделяются неправовые (организационные)  формы, которые в отличие от  правовых не влекут юридических  последствий. Это, например, подготовительная  работа по сбору, оформлению  и изучению различной информации  при разрешении юридического  дела, ознакомление с письмами  и заявлениями граждан и др.

    Думается, наиболее предпочтительным для государства является добровольное и сознательное соблюдение участниками регулируемых правом общественных отношений, требований правовых норм и индивидуальных правовых предписаний. Такое поведение основывается на убеждении в справедливости и полезности государственных велений и поэтому имеет наибольшую значимость.

    Однако метод убеждения может  основным методом осуществления  функций государства  только  в том случае, если оно опирается  на широкую социальную  базу. Это  происходит тогда, когда политика  государства соответствует интересам  большинства общества и, кроме  того, понятна населению. Поэтому  так необходима широкая разъяснительная  работа, имеющая целью убеждения  масс в справедливости и целесообразности  мероприятий, проводимых государством, и привлечение их к активному  участию в осуществлении функций  государства.

    Для некоторых функций характерно  сочетание государственных и  общественных начал. Общественные  организации и объединения помогают  государству выявлять интересы  и волю различных социальных  групп, имеющихся в обществе, создавать реальные возможности участия их в управлении делами общества.

   Следует  указать, что в решении вопросов  о функционировании государства  могут быть и новые направления.  Высказываются, что функции государства  не являются всегда застывшими  и неизменными.

    В зависимости от конкретно-исторических  условий меняются и методы  осуществления функций государства.  Обратимся к правовой функции  государства и непосредственно  к правоохранительной деятельности.

    Правоохранительная деятельность  включает в себя принятие мер  по предупреждению правонарушений, привлечению к юридической ответственности,  охране прав и свобод граждан  и т.д. правовое регулирование   проявляется не только в установлении  прав и обязанностей. Нередко  бытует представление, что достаточно  издать нормативный акт  и  цель по упорядочению общественных  отношений будет достигнута. Однако  правовое регулирование предполагает  не только движение в одном  направлении (от государства к  субъектам права), но и обратную  связь. Поэтому при отсутствии  добровольной (сознательной) реализации  норм права возможно применение  государственным органом принуждения.  В процессе саморегулирования  гражданами своего поведения  на страже эффективного использования,  исполнения задуманных ими решений  стоит их собственный интерес.  Если интерес оказывается недостижимым, то решение субъектом отменяется, договорные связи расторгаются, а в случае причинения ему  ущерба возможно обращение за  защитой в соответствующие государственные  органы. Иными словами, правовое  регулирование есть прежде всего  юридическое воздействие. Оно  дополняется воздействием, которое  охватывает другие, помимо юридических  норм, каналы влияния права на  общественные отношения.

     К ним можно отнести:

  • ориентационное воздействие, т.е. выработка у членов общества таких направлений в их поведении, которые не идут в разряд с ходом развития общественной жизни;
  • привентивное воздействие, связанное с необходимостью человека воздерживаться от совершения деяний, причиняющих вред обществу, государству, личности, поскольку в противном случае наступят для него неблагоприятные последствия;
  • психологическое воздействие, которое, с одной стороны, подавляет агрессивное поведение личности, а с другой – дает ей уверенность в защите ее интересов со стороны государства.

    Но следует отметить, что кроме  правовых форм и  методов  реализации функций государства,  в России существуют, к сожалению,  антиправовые формы осуществления  функций государства. Например, расстрел  мирной демонстрации рабочих  в Новочеркасске, в годы перестройки  в Риге ОМОН расправлялся с  демонстрантами. Но вопреки заверениям  высоких милицейских чинов, что  ОМОН не будет избивать невинных  людей, применение силы остается реальностью в милицейской практике и в наше время. Социальная роль милиции, органов безопасности, внутренних войск, государственных инспекций не может быть правильно понята вне ее полномочий прибегать в случае крайней необходимости к физическому принуждению. Это говорит о нарушении прав человека, и, следовательно, антиправовые  методы должны регулироваться и подвергаться контролю.

    По этой причине основные принципы  применения силы и огнестрельного  оружия должностными лицами по  поддержанию правопорядка, принятые  VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, требуют от государств – членов ООН законодательного нормирования «силовой» полицейской деятельности и доведения соответствующих правовых норм до сведения населения.

    Ю.П. Соловей в статье «Правовое  регулирование применения милицией  силы» отмечает, что «перестроечные  процессы явственно обнаружили  отмечавшуюся ранее лишь некоторыми  специалистами несостоятельность  правового регулирования применения  милицией силы и огнестрельного  оружия. Причем речь шла не  только о его формах, представленных  исключительно ведомственными, а  не законодательными,  как того  требовала специфика предмета  регулирования, актами. Нуждается  само содержание такого регулирования  в серьезном пересмотре из-за  его противоречивости и двусмысленности,  а потому и работники милиции  и законопослушные граждане не  могли чувствовать себя достаточно  защищенными»*.

    С принятием Закона РСФСР о  милиции от 18 апреля 1991 г., посвятившего, как и его аналоги, действующие  в странах ближнего зарубежья,  применению милицией физической  силы, специальных средств и огнестрельного  оружия отдельный раздел, принудительная  милицейская власть обрела необходимую  ей легитимность.

   Из  анализа новых законодательных  норм, которые регламентируют применение  российской милицией физической  силы и специальных средств  следует, что содержания термина  «физическая  сила»   Закон  о  милиции   не  раскрывает, а  указывает  

Информация о работе Функции государства