Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:45, курсовая работа

Описание

В рассматриваемой теме курсовой работы будут определены и обоснованы особенности всех видов правовых форм осуществления государственных функций (правотворческой, правоисполнительной, правообеспечительной, правоохранительной). В работе будет уделено внимание сущности государства, понятию и значению функций государства. Также, в ней рассматривается классификация функций государства, современная классификация функций российского государства.

Работа состоит из  1 файл

Введени1.docx

— 49.46 Кб (Скачать документ)

    К таким общесоциальным функциям  относятся обеспечение национальной  безопасности, ликвидация последствий  стихийных бедствий, экологических  катастроф, реализация социальных  программ поддержки здравоохранения,  социального обеспечения нетрудоспособных, защита прав  и свобод граждан  и многое другое.

    Как известно, наиболее изменчивыми,  жестко привязанными к сущности  и форме государства являются  классовые функции государства.  Классовые функции – это те  направления деятельности государства,  которые в наиболее полной  и яркой степени выражают классовые  интересы общества.

    Государство сильно сознательностью  личностей, которые поддерживают  его, если оно умеет считаться  и учитывать в своем функционировании  на основе демократических идей  многообразие классовых, групповых,  национальных и иных различных  социальных интересов, опираясь  при этом на общечеловеческие, гуманистические ценности. Любое  другое государство нельзя считать  цивилизованным.

    Таким образом, в науке теории  государства сформировалась категория  «функции государства»,  во-первых, отражающая реальный жизненный  процесс существования государства,  во-вторых, вытекающая из категории  «сущность государства». По мере  развития и совершенствования  общественных отношений сущность  государства меняется, что в первую  очередь проявляется в изменении  его функций.

    Обобщая вышеизложенное можно  дать следующее понятие функции  государства: это основные направления  деятельности государства по  реализации стоящих перед ним  задач для достижения определенных  целей, обусловленных как классовой,  так и общесоциальной его сущностью  и социальным назначением.

   

    II. Классификация функций государства: критерии и виды. Современная классификация функций российского государства.

    В юридической литературе существуют различные основания (критерии) классификации функций государства, а именно:

  • по сферам деятельности (объекты воздействия);
  • по продолжительности действия;
  • по социальной значимости;
  • по правовым формам осуществления.

    По сферам государственной деятельности (объектам воздействия) общепринятым  считается деление функций на  внутренние и внешние. Внутренние  связаны с реализацией задач  государства внутри страны, а  внешние – на межгосударственном  уровне, где оно выступает субъектом  международно-правовых отношений.

    Классификация внутренних функций  проводится по сферам деятельности  государства. Каждое государство,  независимо от формы правления  или государственного устройства, решает ряд  основополагающих  экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. Кроме того, в настоящее время важнейшей задачей всех государств является охрана окружающей среды. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние функции государства подразделяются на экономическую, социальную, финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую.

 

    Подробней об этих  функциях:

 

    1. Экономическая  функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

    В правовом государстве, функционирующем  в условиях рыночных товарных  отношений, государственное регулирование  экономики осуществляется в основном  экономическими, а не административными  методами. Для такого государства  характерна свобода и самостоятельность  собственника, которые обеспечивают  реальное равенство и независимость  как производителей, так и потребителей  социальных благ.

 

    Существует  два основных экономических метода  государственного регулирования:

  • определенная и достаточно жесткая налоговая политика, которая позволяет государству успешно решать его социальные задачи, а также перераспределять часть национального дохода в целях более сбалансированного развития производительных сил общества;
  • создание наиболее благоприятных условий хозяйствования в приоритетных отраслях экономики, развитие которых дает наибольшую выгоду обществу в целом.

 

    Экономическая  деятельность современного правового  государства имеет следующие  направления:

    1. Государственное воздействие на  экономическую жизнь общества  в целом, что выражается в  формировании государством бюджета  и контроле за его расходованием;  в составлении программ экономического  развития в масштабах страны; в финансировании программ промышленных  и научных исследований; в выдаче  субсидий производителям материальных  благ для стимулирования производства.

    В государственном регулировании  экономических процессов участвуют  высшие местные органы государственной  власти, а также специализированные  учреждения.

    Стимулирующее воздействие на  экономику оказывают и  местные  органы государства. Они обеспечивают  приток капитала и развитие  бизнеса на подопечной территории  с целью получения больших  средств для местного бюджета.

    Экономическая функция государства  в основном заключается в регулятивных, стимулирующих, консультационных  действиях, но ни в  коем  случае не в создании распределительных  или запретительных механизмов. В современном гражданском обществе  только хозяйственные единицы  и производители могут решать, какие органы государственной  власти и хозяйственного управления  им нужны, в чем должны  состоять  функции этих органов, сколько  им платить и за какие услуги.

    2. Экономическая деятельность государства  выражается также  в непосредственном  хозяйственном  руководстве государственным  сектором экономики (на государственных  предприятиях, в учреждениях и  т.п.). Здесь государство выступает  собственником средств производства, производителем материальных  благ  и услуг. Методы его влияния  на экономические отношения складываются  в этом секторе экономики, принципиально  не отличаются от общих методов  государственного регулирования  экономических процессов в стране.

 

    2. Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ.

   В  правовом государстве распределение  материальных благ осуществляется  и помимо свободного эквивалентного  обмена между производителями  и потребителями. Его социальная  политика предполагает, во-первых  распределение социальных благ  независимо от трудового вклада  в целях обеспечения достойного  уровня жизни для тех, кто  в силу различных объективных  причин не может полноценно  трудится. Во-вторых, государство выделяет  необходимые средства на здравоохранение,  культурный отдых, просвещение,  строительство, четкую работу  транспорта и связи. Тем самым  обеспечивается надлежащая реализация  прав граждан на охрану здоровья, на отдых, на жилище, на образование,  на пользование достижениями  культуры, то есть тех социальных  прав, которыми должны в максимальном  объеме пользоваться все граждане  государства.

    Становление социального правового  государства проходит сложный  и болезненный путь. Первоначально,  развитие и обогащение общества  ведет к расслоению его на  бедных и богатых. Формально  провозглашенное равенство воспроизводит  неравенство материальное, порождающее  кризис и острые социальные  конфликты в обществе. И лишь  постепенно правовое государство  приобретает черты государства  социального, дополняет формальные  гарантии свободного развития  личности материальными гарантиями  социальной защищенности.  В целом  же современное правовое государство  гарантирует реальную социальную  защищенность всем, кто находится  в экономически невыгодном положении.

    В бывших тоталитарных государствах, где происходит становление правовых  основ общественной и государственной  жизни, социальное регулирование  по принципу уравниловки постепенно  вытесняется.

    Только в условиях свободы  и экономической самостоятельности  производителями материальных и  духовных благ государство в  состоянии проводить справедливую  социальную политику в отношении  населения страны.

 

    3. Функция финансового контроля.

    Функция финансового контроля выражается в выявлении и учете государственных доходов производителей. По закону часть этих доходов в виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд. Государство осуществляет контроль за правильностью расходования налогов.

    Высший финансовый контроль за  доходами и расходами является  прерогативой парламента. На местах  эти функции выполняют  местные  органы власти. Во всех государствах  широкими правами такого контроля  обладают министерства финансов.

    Специфические функции финансового  контроля осуществляют государственные  таможни, которые контролируют  провоз материальных ценностей через государственную границу и взимают таможенные сборы и пошлины. Денежный сбор с товаров и имущества, пропускаемых через границу под контролем таможенных ведомств, идет в доход государства.

    Эффективный финансовый контроль  позволяет  государству накапливать  определенные  средства с целью  их дальнейшего использования  в интересах государства.

   

    4. Функция охраны правопорядка.

    Функция правопорядка – это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В правовом государстве, где общественная и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, интересы общества, государства, личности охраняются от любых незаконных посягательств. Государство призвано реально обеспечить, в том числе с помощью специальных органов (суда, прокуратуры и т.д.), такой порядок в общественной жизни, который бы полностью отвечал требованиям правовых норм, заложенным  в них началам свободы и справедливости. Поддержание стабильного правопорядка в стране – задача всего государства, всей системы органов.

  

    5. Природоохранительная (экологическая) функция. 

    Природоохранительная функция –  жизненно важная деятельность  любого современного государства,  мирового масштаба в целом.  Земля как объект совместного  проживания требует к себе  наиболее рационального и нравственно чуткого отношения. В современных государствах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды (приняты законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов). Во многих странах разработаны и действуют национальные программы по охране окружающей среды. В США, например, действует Закон о национальной политике в области охраны окружающей среды, разработаны долгосрочные программы по предупреждению загрязнения атмосферы, водоемов, почвы производственными и бытовыми отходами.

    В Великобритании, России, Казахстане, на Украине и других государствах  существуют специализированные  министерства и ведомства по  контролю и регулированию деятельности  в области окружающей среды,  функционирует целая система   законодательных актов, которые  предусматривают жесткие меры  юридической ответственности за  нарушения их требований.

 

    Внешние функции государства,  представляющие собой основные  направления его деятельности  на международной арене.

    Эти функции призваны решать  следуюшие внешние задачи государства:  установление и поддержание нормальных  отношений с другими государствами  и обеспечение обороны страны  от возможной внешней агрессии. В соответствии с указанными  задачами различают две основные  внешние функции государства:  взаимовыгодное сотрудничество  со всеми другими государствами  мирового сообщества и оборона  страны от нападения извне.

    Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами – это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами государств. Современный уровень развития общества объективно требует  интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни всех цивилизованных государств,  объединения их общих усилий для более эффективного решения внутренних проблем каждого государства в отдельности и мирового сообщества в целом. Такое сотрудничество предполагает широкий и взаимовыгодный подход к интеграционным вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам не только данной страны, но и всех участников сотрудничества.

    Важное место в межгосударственном  экономическом сотрудничестве занимают  международное разделение труда,  кооперирование и специализация  производства, обмен новейшими технологиями, координация товарооборота, развитие  кредитно-финансовых связей. Общую  координацию международного экономического  сотрудничества осуществляет ООН  (Организация Объединенных  Наций)  и ее специализированные  учреждения. Так, Экономический и Социальный совет ООН в своем составе имеет  ряд органов, которые призваны в масштабах мирового сообщества регулировать вопросы межгосударственных, экономических отношений. Сферой международного экономического и социального сотрудничества занимаются такие специализированные учреждения ООН, как Международная организация труда (МОТ), Международный валютный фонд и др.

Информация о работе Функции государства