Фирменное наименование и его гражданско-правовая охрана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:26, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение фирменного наименования в российском законодательстве и его гражданско-правовой защиты.
Исходя из поставленной цели, в настоящей работе предпринята попытка решить следующие основные задачи:
Определить содержание понятия "фирменное наименование" и его функциональное назначение;
Исследовать законодательную сторону регулирования отношений по поводу фирменных наименований;
Раскрыть содержание правомочий обладателей права на фирменное наименование;
Определить субъектный состав правоотношений по поводу фирменных наименований и коммерческих обозначений;
Рассмотреть обстоятельста, которые служат основаниями для прекращения прав на фирменное наименование;
Проанализировать современное развитие законодальства в данной сфере.

Содержание

Введение
Глава 1. Юридическая природа фирменных наименований
§1. Фирменное наименование как на средство индивидуализации
§2 Правовая охрана фирменных наименований
Глава 2. Фирменное наименование как объект гражданско-правового регулирования
§1. Субъекты прав на фирменные наименования
§2. Возникновение права на фирменное наименование. Содержание и структура фирменных наименований
§3. Порядок прекращения права на фирменное наименование
§4. Фирменное наименование на современном этапе развития законодательства и его защита
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Калинин.doc

— 161.00 Кб (Скачать документ)

Ключевым элементом системы  государственной регистрации юридических  лиц является ЕГРЮЛ наряду с иными  государственными реестрами.

ЕГРЮЛ ведется на бумажных и электронных  носителях. При несоответствии между  записями на бумажных и электронных  носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственных реестров.

Требования к содержанию ЕГРЮЛ  сформулированы в ст.5 Закона о госрегистрации юрлиц, согласно которой в ЕГРЮЛ  содержатся, в частности, сведения о  полном и (в случае если имеется) сокращенном наименовании, в том числе фирменном наименовании для коммерческих организаций на русском языке.

Записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании  документов, представленных при государственной  регистрации. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Датой представления документов для  осуществления государственной  регистрации юридического лица является день их получения регистрирующим органом.

Заявителю выдается расписка в получении  документов с указанием перечня  принятых от него документов и даты их получения регистрирующим органом  в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем.

Особенности государственной регистрации  юридических лиц при их создании и юридических лиц, создаваемых  путем реорганизации, установлены  соответственно гл. IV и V Закона о госрегистрации юрлиц.

При государственной регистрации  создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме Р11001. В заявлении подтверждается, что:

- представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы;

- сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, достоверны;

- при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

- решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

- учредительные документы юридического лица;

- выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

- документ об уплате государственной пошлины в установленном размере.

В соответствии со ст.11 указанного Закона решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей  записи в Государственный реестр юридических лиц. Моментом государственной  регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в Государственный реестр.

Согласно п.2 Постановления Правительства  РФ от 19 июня 2002 г. № 438 "О Едином государственном  реестре юридических лиц"11 часть сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, подлежит публикации. Приказом Федеральной налоговой службы от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@ " Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации"12 установлено, в частности, что сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации", а также размещаются в сети Интернет на официальном сайте ФНС России. Указанные сведения предоставляются Межрегиональной инспекцией ФНС России по централизованной обработке данных. В состав сведений, предоставляемых для публикации в журнале "Вестник государственной регистрации", сведения о фирменных наименованиях зарегистрированных юридических лиц не входят.

§3. Порядок прекращения права на фирменное наименование.

 

Право на фирменное наименование действует  бессрочно, а точнее, в период жизненного цикла деятельности фирмовладельца. По общему правилу право на использование  фирменного наименования прекращается с момента ликвидации коммерческой организации, которую оно индивидуализировало в гражданском обороте.

В литературе называются и специфические  основания, по которым право на фирменное  наименование прекращается и при  существовании организации, которую  оно индивидуализировало.

Так, А.П. Сергеев выделяет четыре основания, по которым право на фирму может  прекратиться досрочно:

при отказе фирмовладельца от права  пользования конкретным фирменным  наименованием;

при переходе предприятия к новому владельцу, если условия такой  передачи не предусматривают сохранение за предприятием прежнего фирменного наименования;

при реорганизации юридического лица, в ходе которой оно может, а  иногда и должно изменить свое фирменное  наименование;

по решению суда ввиду несоответствия фирменного наименования требованиям закона или нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц13.

Рассмотрим указанные основания  подробнее.

Отказ фирмовладельца от исключительного  права на использование принадлежащего ему фирменного наименования следует  расценивать как аналог отказа гражданина или юридического лица от права собственности на принадлежащее ему имущество, допускаемый ст.236 ГК РФ. Очевидно, что указанный отказ фирмовладельца должен сопровождаться актом публичного оповещения об этом.

Переход имущественного комплекса организации к новому владельцу без фирменного наименования также влечет прекращение права на фирму. Указанное прекращение будет иметь место, когда прежний владелец предприятия прекращает всякую деятельность и не участвует более в гражданском обороте. В данном случае действует правило п.13 Положения о фирме, согласно которому право на фирму прекращается с переходом предприятия к новому владельцу, за исключением случаев, предусмотренных в ч.2 п.12 указанного Положения. Исключения состоят в том, что в случае перехода предприятия к новому владельцу последний может пользоваться фирмой предприятия лишь с согласия прежнего владельца или его правопреемников и лишь при условии добавления к ней указания на преемственность связи.

Вопрос о судьбе права на использование фирменного наименования при реорганизации юридического лица - фирмовладельца исследован в юридической литературе весьма обстоятельно. Согласно ст.57 ГК РФ реорганизация юридических лиц может быть осуществлена путем: слияния нескольких организаций в одну новую, присоединения одного юридического лица к другому юридическому лицу, разделения одного юридического лица на несколько новых юридических лиц, выделения из состава юридического лица других юридических лиц, преобразования юридического лица в иную организационно-правовую форму юридического лица. По общему правилу при реорганизации права и обязанности, в том числе право на использование фирменного наименования реорганизуемого юридического лица, переходят к иным субъектам права в порядке универсального правопреемства.

В то же время, если следовать весьма спорной позиции, занятой ВАС  РФ в письме от 29 мая 1992 г. № С-13/ОПИ-122 "Об отдельных решениях совещаний  по арбитражной практике"14, несмотря на изменение организационно-правовой формы, юридическое лицо, возникшее в результате преобразования, может пользоваться прежней фирмой в силу того, что оно существует в иной организационно-правовой форме.

Право на использование фирменного наименования может прекратиться в  принудительном порядке по решению суда. Основания, по которым происходит такое прекращение, могут быть самыми разными. Их следует разделить на две группы. Первая группа оснований относится к принудительному запрету на пользование конкретным фирменным наименованием, например в связи с его несоответствием требованиям действующего законодательства или по причине введения в заблуждение потребителей.

Вторая группа оснований относится  к принудительной реорганизации  или принудительной ликвидации юридического лица - фирмовладельца.

§4. Фирменное наименование на современном этапе развития законодательства и его защита

 

В трактовке ст.149 Основ фирменное  наименование являлось неотделимым  атрибутом любого юридического лица (независимо от организационно-правовой формы), прошедшего государственную регистрацию.

При этом были отмечены основные принципы охраноспособности фирменного наименования как самостоятельного результата творчества:

обязательность государственной  регистрации путем включения  в Единый государственный реестр юридических лиц;

исключительность права на его использование;

право требования от всех сторонних  лиц не использовать зарегистрированное в установленном порядке фирменное  наименование;

право на возмещение убытков15.

Однако реальный механизм защиты права  на фирменное наименование так и не был разработан. В итоге сложилась ситуация, когда в одном населенном пункте на одном и том же рынке (например, бытовой техники) могло успешно сосуществовать несколько ООО - "Альфа", "Гамма" и т.п. Особым успехом пользовались созвучные наименования (или части наименований) крупных западных фирм-производителей.

Эта ситуация в большинстве своем  сохраняется и по сей день.

С принятием в 1994 г. части первой ГК РФ фирменное наименование неожиданно перекочевало из разряда объектов интеллектуальной собственности (творческой деятельности) в раздел корпоративного права, посвященного юридическим лицам (ст.54 ГК РФ).

После такой трансформации фирменное  наименование получило ряд новых  признаков: например, оно стало неотъемлемым атрибутом (и одной из основных характеристик) исключительно коммерческих организаций, но зато обладание фирменным наименованием стало уже не правом, а обязанностью коммерческой организации.

С введением новой части ГК РФ трактовка понятия "фирменное  наименование" изменилась, хотя основные признаки, введенные еще Основами (обязательность регистрации; исключительное право; право на защиту от посягательств третьих лиц и право на возмещение убытков), были сохранены.

Теперь законодатель, с одной  стороны, рассматривает фирменное  наименование как неотъемлемую часть юридического лица (ч.1 п.4 ст.54 ГК РФ), с другой - делает отсылку к разделу ГК РФ об интеллектуальной собственности (разд. VII) - в отношении определения прав на него (п.6 ст.17 Вводного закона).

Таким образом, фирменное наименование заключает в себе и связь с корпоративным правом, и принадлежность к результатам интеллектуальной деятельности (ст.1473 ГК РФ).

Так, фирменное наименование по-прежнему остается привилегией только коммерческих организаций, определяется в их учредительных  документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) в момент государственной регистрации (п.1 ст.1473 ГК РФ).

На исключительную принадлежность фирменного наименования коммерческим организациям неоднократно указывали  суды.

Общественная организация "Международное физкультурно-спортивное общество "Спартак" имени Николая Петровича Старостина" (далее - общество "Спартак") являлось правообладателем товарного знака в виде словесного обозначения "Спартак" в отношении нескольких классов товаров и услуг, в том числе включающих в себя организацию досуга, массово-зрелищных мероприятий, соревнований, конкурсов, спартакиад, чемпионатов и т.п.

С другой стороны, муниципальное учреждение "Футбольный клуб "Спартак" г. Луховицы" (далее - клуб "Спартак") размещало обозначение "Спартак" в названии муниципального стадиона, на билетах, в программах футбольных матчей, в наименовании футбольного клуба, в телефонном справочнике и т.п.

Суды предшествующих инстанций  признали право клуба "Спартак" использовать свое фирменное наименование любым из перечисленных способов.

Отменяя решения судов, ВАС РФ указал на то, что у футбольного клуба, зарегистрированного как некоммерческая организация в форме муниципального учреждения, не имеется исключительного  права на фирменное наименование, поскольку в соответствии со ст.54 ГК РФ право на фирменное наименование возникает лишь у коммерческих организаций.

Тем не менее (и на это следует  обратить особое внимание), хотя ВАС  РФ и признал правомерность требования общества "Спартак" о запрете использовать обозначение "Спартак" и выплате ему разумной компенсации, обязанность клуба "Спартак" изменить еще и название суд не предусмотрел16.

Такова практика большинства окружных судов.

Однако в последнее время  появились случаи, когда в сходных  ситуациях суды обязывали нарушителя внести изменения в свое фирменное наименование.

Суд обязал ООО "Центр-ГАЗ" внести изменение в свое фирменное наименование в связи с его сходством  до степени смешения с фирменным  наименованием ОАО "ГАЗ" и принадлежащим  ему товарным знаком "ГАЗ".

Организации принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации путем его указания на вывесках, в документации, в рекламе, на товарах  или их упаковках и т.п. (п.1 ст.1474 ГК РФ).

Исключительное право на фирменное  наименование возникает со дня государственной  регистрации юридического лица и  прекращается в момент исключения фирменного наименования из ЕГРЮЛ в двух случаях:

Информация о работе Фирменное наименование и его гражданско-правовая охрана