Фирменное наименование и его гражданско-правовая охрана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:26, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение фирменного наименования в российском законодательстве и его гражданско-правовой защиты.
Исходя из поставленной цели, в настоящей работе предпринята попытка решить следующие основные задачи:
Определить содержание понятия "фирменное наименование" и его функциональное назначение;
Исследовать законодательную сторону регулирования отношений по поводу фирменных наименований;
Раскрыть содержание правомочий обладателей права на фирменное наименование;
Определить субъектный состав правоотношений по поводу фирменных наименований и коммерческих обозначений;
Рассмотреть обстоятельста, которые служат основаниями для прекращения прав на фирменное наименование;
Проанализировать современное развитие законодальства в данной сфере.

Содержание

Введение
Глава 1. Юридическая природа фирменных наименований
§1. Фирменное наименование как на средство индивидуализации
§2 Правовая охрана фирменных наименований
Глава 2. Фирменное наименование как объект гражданско-правового регулирования
§1. Субъекты прав на фирменные наименования
§2. Возникновение права на фирменное наименование. Содержание и структура фирменных наименований
§3. Порядок прекращения права на фирменное наименование
§4. Фирменное наименование на современном этапе развития законодательства и его защита
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Калинин.doc

— 161.00 Кб (Скачать документ)

 

§2. Правовая охрана фирменных наименований

 

В недавно принятой части четвертой  ГК РФ в качестве объектов правовой охраны указаны фирменные наименования (§ 1 гл.76 ГК). Последние относятся  к так называемым средствам индивидуализации, на которые законодатель распространил тот же правовой режим, что и на результаты интеллектуальной деятельности.

Следует отметить, что как ранее  действовавшее законодательство, так  и ч.4 ГК не содержат легального определения  фирменных наименований. Существует только перечень условий, которым оно должно отвечать. В частности, фирменное наименование должно быть словесным обозначением, должно иметь индивидуализирующую функцию, не должно вводить в заблуждение.

Фирменное наименование (фирма) - это  разновидность средств индивидуализации коммерческих юридических лиц. Под этим наименованием юридические лица приобретают и осуществляют имущественные и неимущественные права и обязанности, ведут производственную и (или) иную основанную на законе деятельность, выступают истцом и ответчиком в суде (арбитраже). Главное его назначение - индивидуализировать участника гражданского оборота - предпринимателя - среди других лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.     

Следует обратить внимание на то, что  некоммерческим организациям в РФ прямо не запрещено иметь фирменные наименования. Так, если согласно п.4 ст.54 ГК РФ для коммерческих организаций требование иметь фирменное наименование является императивным, то можно прийти к выводу, что некоммерческие организации, которые в соответствии со своими уставными документами осуществляют предпринимательскую деятельность, могут также зарегистрировать фирменные наименования1.

Как уже сказано, основная функция  фирменного наименования состоит в  индивидуализации коммерческой организации, что сближает указанный объект с товарным знаком. Так же как и товарный знак, фирменное наименование организации, имеющей хорошую деловую репутацию, может выполнять и рекламную функцию. При этом фирменное наименование может как полностью, так и частично входить в товарный знак2.

Согласно ст.138 ГК на фирменные наименования возникают исключительные права. Поэтому  порядок их регистрации и использования  должен определяться законом и иными  правовыми актами. В настоящее  время органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является, согласно Положению от 30 сентября 2004 г. № 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе"3, Федеральная налоговая служба.  Последняя и осуществляет государственную регистрацию фирменных наименований.

С момента такой регистрации  у юридического лица возникает исключительное право на использование фирменного наименования (право на фирму). В  соответствии с Федеральным законом  от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной  регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"4 в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о полном и (в случае, если оно имеется) сокращенном наименовании, в том числе фирменном наименовании на русском языке для коммерческих организаций. Но на налоговые органы, осуществляющие регистрацию юридических лиц, не возложены полномочия по осуществлению проверок фирменных наименований юридических лиц.

Структурно фирменное наименование включает два компонента: указание на организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица. Наряду с полным фирменным наименованием допускается также сокращенная форма наименования в виде логотипа и т.п. В качестве такого наименования может быть использовано любое оригинальное слово или словосочетание за установленными изъятиями.

В частности в п.4 ст.1473 ГК установлены  следующие ограничения на использование  фирменных наименований. Так, согласно указанному пункту в фирменное наименование юридического лица не могут включаться:

- полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

- полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований;

- полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;

- полные или сокращенные наименования общественных объединений;

обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Фирменное наименование государственного (муниципального) унитарного предприятия может содержать  указание на принадлежность такого предприятия  соответственно Российской Федерации или субъекту Российской Федерации.

Особые  требования предъявляются к фирменным  наименованиям банковских организаций. Согласно ст.7 Закона о банках и банковской деятельности кредитная организация  имеет фирменное (полное официальное) наименование на русском языке, может иметь наименование на другом языке народов Российской Федерации, сокращенное наименование и наименование на иностранном языке. Кредитная организация имеет печать со своим фирменным наименованием.

Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер деятельности этого юридического лица посредством использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация", а также указание на его организационно-правовую форму.

Действующее российское законодательство определяет правила построения фирменных наименований для отдельных видов коммерческих организаций. Так, согласно п.1 ст.5 Закона о производственных кооперативах фирменное наименование кооператива должно содержать его наименование и слова "производственный кооператив" или "артель". В соответствии со ст.4 Закона об ООО общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов РФ и (или) иностранных языках.

Согласно  п.3 ст.69 ГК РФ фирменное наименование полного товарищества должно содержать  либо имена (наименования) всех его  участников и слова "полное товарищество", либо имя (наименование) одного или  нескольких участников с добавлением слов "и компания" и слов "полное товарищество". В соответствии с п.4 ст.82 ГК РФ фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена (наименования) всех полных товарищей и слова "товарищество на вере" или "коммандитное товарищество", либо имя (наименование) не менее чем одного товарища с добавлением слов "и компания" и слов "товарищество на вере" или "коммандитное товарищество".

В соответствии с п.3 ст.1473 ГК фирменное наименование может быть как полным, так и  сокращенным. При этом использование полного фирменного наименования является обязательным, а сокращенного - факультативным. Правовую защиту сокращенное фирменное наименование получает только в том случае, если оно внесено в единый государственный реестр юридических лиц.

Наименование  коммерческой организации называется фирменным, поскольку является объектом исключительного права на фирму (лат. firma - подпись, условное наименование). Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном  порядке, имеет исключительное право его использования (ст.1474 ГК). Это значит, что другие юридические лица не имеют права использовать фирменное наименование, зарегистрированное у конкретного юридического лица.

Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки. В п.1 ст.1474 ГК приводится примерный перечень способов использования фирменных наименований. Он, в частности, включает использование любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

В п.3 ст.1473 ГК говорится о том, что фирменное  наименование должно быть на русском  языке. Однако, кроме того, юридическое  лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации  и (или) иностранных языках.

В отличие  от других средств индивидуализации исключительное право на фирменные  наименования не включает право на распоряжение ими. В п.2 ст.1474 ГК содержится абсолютный запрет на распоряжение фирменным  наименованием (в том числе путем  его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования).

В п.3 ст.1474 ГК говорится о запрете использования  другими лицами не только полностью  совпадающего наименования, но и сходного с ним до степени смешения. В  последнем случае речь идет об оценочном понятии. При этом запрет распространяется только на случаи, когда другое лицо осуществляет аналогичную деятельность. Другими словами нарушитель должен производить такую же продукцию или оказывать такие же услуги, что и правообладатель.

Статья 1475 ГК подчеркивает, что исключительное право на фирменное наименование, включенное в Единый государственный  реестр юридических лиц, ограничено территорией РФ. Из этого следует, что на территории других стран оно  не будет действовать. Исключительное право на фирменное наименование действует до тех пор, пока существует само юридическое лицо либо пока последнее в установленном порядке не решило его изменить. Другими словами, действие исключительного права на фирменное наименование не ограничено каким-либо конкретным сроком.

 

Глава 2. Фирменное наименование как объект гражданско-правового регулирования

§1. Субъекты прав на фирменные наименования

 

Действующее законодательство, опираясь на господствующую точку зрения о принадлежности фирменных наименований к средствам индивидуализации участников гражданского оборота, очерчивает круг возможных обладателей прав на фирменное наименование, исходя из характера осуществляемой ими деятельности. Согласно п.4 ст.54 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Из приведенной формулы не следует, как это утверждает В.В. Орлова, что "только юридическое лицо может иметь фирменное наименование. Причем не всякое, а только коммерческая организация"5. Используемое законодателем словосочетание "должно иметь" не является семантически созвучным словосочетанию "может иметь". Первое из них носит обязывающий характер, а второе - дозволительный.

Так, согласно п.3 ст.1027 ГК РФ сторонами договора коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Поскольку право на фирменное наименование является неотъемлемым и обязательным элементом комплекса исключительных прав, предоставляемых пользователю, последний, обладая статусом индивидуального предпринимателя, становится, чаще всего на время, владельцем "чужой" фирмы. При этом не происходит, как это может иметь место в случаях уступки патента или уступки товарного знака, отчуждения права на фирму.

Нормы п.3 ст.1027 и п.2 ст.1028 ГК РФ, допускающие  возможность для индивидуального  предпринимателя быть носителем  исключительного права на фирму, вызывают, как правило, негативную оценку со стороны специалистов. Так, А.П. Сергеев  считает их ошибочными6, а В.В. Орлова - противоречащими ст.54 ГК РФ7.

На наш взгляд, позицию законодателя нельзя считать ни ошибочной, ни противоречивой. Она нечетко сформулирована, что  характерно для современной практики нормотворчества.

Что касается существа правоотношения, то оно, прежде всего, должно характеризоваться как предпринимательское. А на предпринимателей и отношения с их участием распространяется особый правовой режим.

Особого правового режима требует  и индивидуализация гражданина, осуществляющего  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, поскольку указанный гражданин является особым субъектом гражданского права, что, по справедливому замечанию В.Ф. Попондопуло, "определяет необходимость предъявления к нему и его деятельности особых требований со стороны законодателя"8.

Индивидуальному предпринимателю  отказано даже в возможности включения  его фирменного наименования в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей9, т.е. в возможности участия в весьма сомнительной с правовой точки зрения схеме "регистрации в установленном порядке".

Следует подчеркнуть, что законодательство ряда зарубежных стран, например Германии и Японии, устанавливает обязанность  выступления под фирменным наименованием  и индивидуальных предпринимателей.

Так, согласно § 18 Германского торгового уложения коммерсант, ведущий дело без товарища или с негласным товарищем, должен обозначать для своей фирмы свою фамилию или хотя бы одно из своих имен.

§2. Возникновение права на фирменное наименование. Содержание и структура фирменных наименований.

 
  Как уже отмечалось, фирменные наименования регистрируются в процессе государственной регистрации юридических лиц, порядок которой регулируется Законом о госрегистрации юрлиц.

Под государственной регистрацией юридических лиц понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в Государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с Федеральным законом.

Уполномоченным федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию  юридических лиц, является Министерство РФ по налогам и сборам (ныне - Федеральная  налоговая служба (ФНС РФ)). ФНС  РФ действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 50610. ФНС РФ организует работу единых регистрационных центров, создание которых допускается в городах с численностью населения не ниже 1 млн. человек.

Информация о работе Фирменное наименование и его гражданско-правовая охрана