Что относят к источникам семейного права и почему?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 11:56, контрольная работа

Описание

В специальном юридическом смысле источниками права признаются формы выражения правовых норм. Отсюда следует, что источники семейного права — это формы внешнего выражения (закрепления) семейно-правовых норм.

Содержание

Теоретическое задание: «Что относят к источникам семейного права и почему?». 3
Ответ: 3
Практическое задание: Решите письменно задачу. 15
Решение: 15
Список использованной литературы и источников 17

Работа состоит из  1 файл

10371Семейное право.doc

— 121.50 Кб (Скачать документ)

10371. Тип работы: Реферат  практический

Предмет: семейное право. Тема: вариант 4 (теоретический  вопрос+задача). Примечание: задания  в приложенном файле. Антиплагиат  не менее 55%. Оформление: 10 листов, 14 пт шрифт, 1.5 интервал, сноски подстрочные, не менее 5 источников литературы. Выполнять СТРОГО ПО МЕТОДИЧКЕ в приложенном файле! Срок: 24.08.11 до 10:00 по мск. Стоимость  280 р. 
 

Вариант № 4

Выполняют студенты, фамилии которых начинаются с  букв: З, И, К. 
 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Теоретическое задание: «Что относят к источникам семейного права и почему?». 

     Ответ:

     В специальном юридическом смысле источниками права признаются формы  выражения правовых норм. Отсюда следует, что источники семейного права — это формы внешнего выражения (закрепления) семейно-правовых норм. К ним относятся соответствующие нормативно-правовые акты, которые подразделяются на семейное законодательство и иные правовые акты, содержащие нормы семейного права.

     Главным источником любой отрасли права, в том числе и семейного, является Конституция Российской Федерации. Основной Закон содержит базовые положения для любого законодательства.

     В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституция  РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

     В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, что закреплено и в п. 1 ст. 3 Семейного Кодекса РФ1 (далее – СК РФ). Семейное законодательство включает СК РФ, другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с ним, а также законы субъектов РФ. С учетом главенствующей роли Конституции РФ в правовой системе России все законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, в том числе и по вопросам регулирования брачно-семейных отношений, не должны противоречить положениям Конституции РФ (например, ст. 19 - о равенстве прав и свобод мужчины и женщины; ст. 38 - о равенстве прав и обязанностей родителей по воспитанию детей, обязанности совершеннолетних детей заботиться о нетрудоспособных родителях и т. д.).

     Основным  источником семейного  права, «сердцевиной» всего обширного массива действующего семейного законодательства является Семейный кодекс РФ. Он был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу (за исключением отдельных положений) с 1 марта 1996 г.

     Как известно, в послереволюционной России было три брачно-семейных кодекса (1918, 1926 и 1969 гг.). Ныне действующий СК РФ - четвертый в порядковом ряду основополагающих законов в области регулирования брачно-семейных отношений - включает в себя 170 статей и состоит из восьми разделов (общие положения; заключение и прекращение брака; права и обязанности супругов; права и обязанности родителей и детей; алиментные обязательства членов семьи; формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранцев и лиц без гражданства; заключительные положения).

     Разработка  и принятие СК РФ - важное звено в системе мероприятий по коренной реформе семейного законодательства. Концепция развития семейного законодательства РФ была разработана учеными-юристами отдела гражданского законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Многие ее положения нашли отражение в СК РФ. С его принятием все основные институты семейного права приведены в соответствие с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ2, международно-правовыми актами.

     Гражданский кодекс регулирует целый ряд вопросов, связанных с семейными отношениями, соответственно и в Семейном кодексе есть гражданско-правовые нормы.

     В нормах СК РФ закреплены демократические принципы построения семейных отношений, гарантии зашиты прав и интересов членов семьи. В СК РФ учтен опыт применения законодательства о браке и семье (в частности, КоБС 1969 г.3), нормы семейного законодательства зарубежных государств, а также предложения, высказанные в процессе подготовки СК РФ учеными, практическими работниками, органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. РФ СК охватывает широкий круг семейных отношений, вмешательство государства сведено до разумного минимума, введено договорное регулирование ряда отношений между членами семьи. В нем не содержится норм, носящих чисто декларативный характер, предписания нравственного характера сведены до минимума, устранена чрезмерная и не всегда оправданная лаконичность некоторых статей, что имело место в КоБС.

     Структура СК РФ претерпела изменения по сравнению с КоБС. В отдельные разделы СК РФ выделены нормы, регулирующие заключение и прекращение брака (разд. И), права и обязанности супругов (разд. III). права и обязанности родителей и детей (разд. IV), алиментные обязательства членов семьи (разд. V), формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (разд. VI). С другой стороны, имевшийся в КоБС раздел «Акты гражданского состояния» в СК РФ отсутствует, так как эти отношения согласно ст. 47 ГК являются предметом гражданского права. Изменения СК РФ включают новшества не только структурного, но и содержательного плана. Так, в нем впервые появились институты договорного режима имущества супругов (брачного договора), прав несовершеннолетних детей, соглашений об уплате алиментов, приемной семье. Вместе с тем следует отметить, что в СК РФ сохранены те положения, ранее действовавшего семейного законодательства, правильность и эффективность которых подтверждены практикой.

     Действие  СК  РФ во времени определяется ст. 168, 169. В соответствии с п.  1 ст.   168 СК РФ он введен в действие с  1  марта 1996 г., за исключением отдельных положений. Следовательно, по общему правилу (п. 1 ст. 169 СК) нормы СК должны применяться к семейным отношениям, возникшим после введения его в действие, т. е. после 1 марта 1996 г., и не имеют обратной силы. Однако если семейное правоотношение носит длящийся характер (правоотношения между супругами, правоотношения между родителями и детьми и др.), возникло до 1 марта 1996 г. и продолжает существовать после этой даты, то нормы СК применяются, лишь к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения его в действие.

     Для отдельных положений (например, ст. 125 СК РФ - о судебном порядке усыновления детей; ст. 25 СК РФ - об установлении момента прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда о расторжении брака в законную силу и др.) СК РФ установлены иные (специальные) сроки введения в действие, т.е. они не с 1 марта 1996 г. 'Эти сроки определяются конкретной датой (ст. 25 СК РФ) или связаны с принятием специального (отдельного) законодательного акта (ст. 125 СК РФ). Ряд норм СК РФ в силу прямого указания законодателя имеет обратную силу (ст. 34 - 37), т. е. они распространяются на те отношения, которые возникли до 1 марта 1996 г. Так, из п. 3 ст. 169 СК РФ следует, что установленное ст. 25 СК РФ правило о моменте прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда в законную силу применяется только к бракам, расторгнутым судом после 1 мая 1996 г. Поэтому брак, расторгнутый в судебном порядке до 1 мая 1996 г., считается прекращенным со дня государственной регистрации расторжения брака органом загса в книге регистрации актов гражданского состояния (такое положение было предусмотрено ст. 40 КоБС).

     В соответствии с п. 2 ст. 169 СК РФ судебный порядок усыновления детей, предусмотренный ст. 125 СК РФ, применяется со дня введения в действие федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. Такой закон в последующем был принят4 и вступил в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования, т.е. с 27 сентября 1996 г. С этой даты в России применяется судебный порядок усыновления детей, который вначале регламентировался гл. 29 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, а с 1 февраля 2003 г. - гл. 29 Гражданского процессуального кодекса РФ5 (далее - ГПК). До 27 сентября 1996 г. действовал предусмотренный ст. 98 КоБС административный порядок усыновления детей. Однако и при усыновлении детей в административном порядке (т. е. по постановлению главы районной, городской или районной в городе администрации, а при усыновлении иностранными гражданами детей - граждан РФ - по постановлению органа исполнительной власти субъекта РФ) обязательным с 1 марта 1996 г. являлось соблюдение требований норм гл. 19 СК (ст. 124-144) — об основаниях и условиях усыновления и ст. 165 СК РФ - об условиях усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства.

     СК  РФ (п. 6 ст. 169) предусмотрено, что положения о совместной собственности супругов и о собственности каждого из супругов, установленные ст. 34-37 СК РФ, применяются к имуществу, нажитому супругами (одним из них), и до введения СК РФ в действие (до 1 марта 1996 г.), т. е. имеют обратную силу. Таким образом, состав личного и общего совместного имущества супругов, нажитого до 1 марта  1996 г., будет определяться по нормам СК РФ.

     Нормы СК РФ, регулирующие брачные договоры и соглашения об уплате алиментов, обратной силы не имеют. В п. 5 ст. 169 СК РФ специально оговорено, что установленные гл. 8 и 16 СК РФ условия и порядок заключения брачных договоров и соглашений об уплате алиментов (ст. 40-44, 99-105) применяются к брачным договорам и соглашениям об уплате алиментов, заключенным после 1 марта 1996 г., т. е. после введения СК РФ в действие. Это связано с тем, что возможность заключения брачного договора и соглашения об уплате алиментов на содержание детей предусматривалась и ранее действовавшим законодательством (ст. 256 ГК РФ и ст. 67 КоБС). По этой причине в СК РФ (п. 5 ст. 169) уточнено, что заключенные до 1 марта 1996 г. брачные договоры и соглашения об уплате алиментов действуют только в части, не противоречащей положениям ст. 40-44 и 99-105 СК РФ.

В состав источников семейного права входят и принимаемые в соответствии с СК другие федеральные законы. Например, в развитие установленных в разделе VI СК РФ «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей» норм принят Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»6. Этим Законом определены принципы, содержание и меры государственной зашиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, он регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Отдельные нормы семейного права содержатся и в некоторых других федеральных законах: от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»7; от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»8.

     Как установлено п. 2 ст. 3 СК РФ, семейное законодательство включает не только СК и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные акты, а также и законы субъектов РФ. Необходимо отметить, что в законодательстве субъектов РФ подтвержден установленный Конституцией РФ (ст. 72) и п. 1 ст. 3 СК РФ принцип нахождения семейного законодательства в совместном ведении с Российской Федерацией.

     Законами  субъектов РФ в соответствии с  п. 2 ст. 3 СК РФ могут регулироваться семейные отношения лишь в пределах, установленных СК РФ. Во-первых, законы субъектов РФ регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК РФ к ведению субъектов РФ: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста шестнадцати лет (п. 2 ст. 13); выбор супругами двойной фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32); присвоение фамилии и отчества ребенку (п. 2 и 3 ст. 58); организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121); определение дополнительных по сравнению с СК РФ форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123); установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст.  152).

     Во-вторых, законы субъектов РФ в области  семейных отношений могут приниматься по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным. Это согласуется с принципом единства семейной политики на федеральном и региональном уровнях, что предполагает, в частности, дополнение и развитие субъектами РФ и органами местного самоуправления предоставленных семье федеральным законодательством минимальных социальных гарантий и льгот. Однако в любом случае законы субъектов РФ, регулирующие семейные отношения, не должны противоречить как СК РФ (п. 2 ст. 3), так и иным федеральным законам. При наличии противоречий между ними применению подлежит СК РФ или федеральный закон.

     К источникам семейного права относятся  не только Конституция РФ, СК и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы и законы субъектов РФ, но и иные нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения, включая в первую очередь указы Президента РФ, которые, согласно ч. 2 ст. 90 Конституции РФ, обязательны для исполнения на всей территории РФ. Как правило, указы Президента РФ по вопросам регулирования семейных отношений носят нормативный характер, т. е. содержат общие правила, рассчитанные на многократное применение. В основном указами Президента РФ утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (например, федеральные целевые программы по различным вопросам защиты семьи, материнства и детства), или определяются концептуальные подходы к решению проблем в данной сфере.

     Как следует из п. 3 ст. 3 СК. Правительство РФ также вправе принимать нормативные правовые акты на основании и во исполнение СК РФ, других федеральных законов и указов Президента РФ. Однако, в отличие от законов субъектов РФ.  Это возможно, согласно ч. 1 ст. 115 Конституции РФ и п. 3 ст. 3 СК РФ, лишь в случаях, непосредственно предусмотренных СК РФ, другими федеральными законами, а также указами Президента РФ.

Информация о работе Что относят к источникам семейного права и почему?