Банкротство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 12:37, курсовая работа

Описание

Главной целью является: проанализировать, обобщить и систематизировать правовые основы несостоятельности (банкротства) коммерческой организации.
В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:
* анализ понятия, причин несостоятельности банкротства предприятий
* анализ понятия, критерий и признаков банкротства предприятия.
* анализ процедуры банкротства предприятий

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРИЧИНЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ПРЕДПРИЯТИЙ И ЕЁ ПРОФИЛАКТИКА 5
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛУБИНЫ СОСТОЯНИЯ БАНКРОТСТВА 5
1.2. ПРИЧИНЫ БАНКРОТСТВА МНОГИХ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА 6
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ, КРИТЕРИИ И ПРИЗНАКИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ 13
2.1. ОСНОВАНИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ДЕЛА О БАНКРОТСТВЕ ПРЕДПРИЯТИЙ. 13
2.2. ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В ДЕЛЕ, А ТАКЖЕ В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ДЕЛУ О БАНКРОТСТВЕ ПРЕДПРИЯТИЙ. 15
2.3. АРБИТРАЖНЫЕ УПРАВЛЯЮЩИЕ И САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 18
3.1. НАБЛЮДЕНИЕ 21
3.2. ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ 23
3.3. ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ 25
3.4. КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО 27
3.5. МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая основная.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

     Продажа предприятия производится путем  проведения открытых торгов. Сумма, вырученная от продажи предприятия, включается в состав имущества должника и  используется для погашения требований кредиторов.

Данный  механизм позволяет эффективно осуществлять смену собственника предприятия, сохраняя его как единый социально-экономический комплекс. В этом отношении продажа части имущества должника, особенно если это необходимое технологическое оборудование, может привести к невозможности осуществления производственного процесса, а следовательно к прекращению выпуска продукции и росту безработицы. Однако продажа бизнеса должника требует значительных капиталовложений, что в сегодняшних условиях общего кризиса и спада инвестиций представляется затруднительным.

Оптимальным вариантом для предприятия-должника представляется привлечение в качестве акционеров своих непосредственных поставщиков и потребителей продукции. Это позволяет создать эффективную  взаимосвязанную систему хозяйствования, где участники заинтересованы в поддержании стабильности и финансовой устойчивости всей системы и ее элементов, так как это напрямую связано с их собственным положением. Данный принцип широко используется многими успешными западными корпорациями.

     Антикризисное управление может и должно быть эффективным. Для этого важно заниматься различными сторонами процесса. Управлять следует:

  • активами (пассивами) предприятия;
  • этапами бизнес-процесса (сбыт, производство, снабжение, учет);
  • программами защиты имущества и безопасности бизнеса;
  • кадрами (включая вопросы формирования кадровой политики, социальные вопросы, отношения с профсоюзами);
  • программами построения отношений с акционерами, партнерами, органами государственной власти;
  • программами информационной поддержки (включая доведение до сведения трудового коллектива информации о планах, методах и принципах управления, а так же доведение социально-значимых аспектов деятельности до широкой общественности).

     Деятельность  по антикризисному управлению крупными промышленными объектами в различных своих модификациях, несомненно, будет способствовать сохранению и развитию промышленного потенциала страны.

Рассматривая  различные способы восстановления финансового состояния предприятий, следует отметить возможность проведения реструктуризации задолженности по обязательным платежам в бюджет. В соответствии с принятым порядком процедура реструктуризации является добровольным делом предприятия-должника при угрозе принятия мер, предусмотренных законодательством о банкротстве. Однако опыт показывает, что, несмотря на вполне весомую пользу для государства и для самих предприятий, применение процедуры реструктуризации массовым явлением не стало. Предприятия не торопятся заключать договоры реструктуризации, надеясь на дальнейшее ослабление требований государства по отношению к ним. Угроза банкротства тоже мало кого пугает, так как все понимают, что массового банкротства государство допустить не может. Один из возможных выходов из этого положения - изменение сложившейся практики реструктуризации задолженности в сторону обязательного, командного применения процедуры реструктуризации по инициативе государственных органов.

     Таким образом, назрела острая необходимость  инвентаризации взаимной задолженности. Если предприятия готовы начать "новую  жизнь", то имеются все основания полагать, что накопленные долги являются главным фактором, сдерживающим энергию развития. Многим предприятиям также требуется переориентировать производство с учетом спроса на их продукцию.

Балансы предприятий необходимо "расчистить" от накопленных неплатежей, поскольку во многих случаях происходит самовозрастание задолженности из-за преобладания в ее структуре штрафов и пени и искажение финансового состояния предприятий. Кроме того, неплатежи возникают из-за искусственного завышения цен, возникающего как реакция "естественных монополий" на уже имеющиеся неплатежи покупателей. Рост всех видов неплатежей в значительной мере обусловлен несовершенством складывающейся под воздействием мировых цен и конкуренции импортных товаров системы относительных цен в отраслях российской экономики.

     Однако  это не единственная мера в отношении  отдельно взятой организации, так как  нет гарантии от повторного накопления долгов.

     В настоящее время при наличии  развитого рынка капиталов возможно провести весь цикл процедур по "расчистке" балансов: от их разделения до рекапитализации. Однако без участия государственных органов данную проблему решить невозможно. 

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что сегодняшнее тяжелое финансовое состояние многих российских предприятий явилось следствием как объективных, так и субъективных причин. Банкротство - один из легальных механизмов обновления и реформирования наших предприятий; это механизм развития путем эффективного перераспределения собственности. Банкротство далеко не всегда означает ликвидацию предприятия.

    Безусловно, необходимо принимать все меры по предотвращению кризисной ситуации. Если же предприятие оказалось в  долговой яме, необходимо предпринимать  комплексные усилия по восстановлению платежеспособности, эффективно используя законодательные процедуры банкротства и методы антикризисного управления. Конкретный перечень мероприятий будет зависеть от целесообразности и возможности санации должника, масштаба кризиса и значимости данного предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Понятие, критерии и признаки несостоятельности  предприятий

    

  • 2.1. Основания возбуждения  дела о банкротстве  предприятий.
  •  

        В соответствии с новым Законом о несостоятельности под несостоятельностью (банкротством) должника понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей. При этом юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства (обязанности) не исполнены ими в течение трех месяцев с момента наступления даты исполнения при условии, что сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества (ст. 2, 3 Закона). Как видим, положения о критерии несостоятельности (неплатежеспособность должника) остались неизмененными. Уточнен лишь один из внешних признаков несостоятельности: сумма задолженности должника — юридического лица должна быть не менее 100 тыс. рублей (п. 2 ст. 33 Закона).

    Основанием возбуждения  производства по делу о несостоятельности (банкротстве) может быть: 

    1. Заявление  должника. Реализация права на подачу заявления в суд позволяет должнику под контролем суда удовлетворить требования кредиторов и освободить себя от долгов. В ст. 8 Закона о банкротстве содержится новелла - норма, предусматривающая случаи, когда подача заявления в арбитражный суд является не правом, а обязанностью должника. За неисполнение этой обязанности руководитель должника, члены ликвидационной комиссии (ликвидатор), индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к ответственности. Решение о подаче заявления должником может быть принято:

    органом управления юридического лида, который вправе принимать такое решение в  соответствии с учредительными документами;

    органом, уполномоченным собственником имущества должника -унитарного предприятия. Такое решение, например, от имени собственника федерального государственного унитарного предприятия может быть принято ФСФО. 

    2. Заявление  кредитора. Правом на подачу  в арбитражный суд заявления  наделены только конкурсные кредиторы,  то есть кредиторы по денежным  обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия. От имени РФ, ее субъектов, муниципальных образований выступают уполномоченные на то органы государственной власти и местного самоуправления. ФСФО осуществляет права кредитора по бюджетным ссудам и иным денежным обязательствам организаций-должников перед государством. 

    3. Заявление  прокурора. Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в случаях:

    обнаружения им признаков преднамеренного банкротства. Преднамеренное банкротство представляет собой умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, гражданином в личных интересах или интересах других лиц;

    когда у должника имеется задолженность по обязательным платежам;

    в интересах  кредитора по денежным обязательствам РФ, субъекта РФ, муниципального образования;

    в иных случаях, установленных федеральными законами, например с заявлением о признании  банкротом отсутствующего должника. 

    4. Заявление  налоговых и иных уполномоченных  в соответствии с федеральным законодательством органов - в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей. 

        В соответствии с п. 3 ст. 40 Закона к  заявлению кредитора о признании  должника банкротом должны быть приложены  вступившие в законную силу решения  суда, арбитражного суда или третейского суда, рассматривавших требование кредитора к должнику, а также доказательства направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику. Заявление кредитора, поданное с нарушением данных требований, арбитражный суд не принимает к рассмотрению и возвращает его заявителю (ст. 44 Закона).

         

        

  • 2.2. Лица, участвующие  в деле, а также  в арбитражном  процессе по делу  о банкротстве  предприятий.
  •  

        Серьезным недостатком содержавшихся в  Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 года положений о круге лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, было то, что среди них при проведении таких основных процедур, как внешнее управление и конкурсное производство, не оказывалось ни одного лица, заинтересованного в защите прав должника. В частности, акционеры и иные учредители (участники) хозяйственного общества или товарищества — должника, подвергнувшегося банкротству, никак не были представлены среди названных лиц.

        Закон о банкротстве исправил эту ошибку в правовом регулировании. Согласно ст. 35 Закона к лицам, участвующим  в арбитражном процессе по делу о  банкротстве, теперь наряду с представителем работников должника отнесены также представитель учредителей (участников) должника и представитель собственника имущества должника — государственного или муниципального унитарного предприятия.

        Для обеспечения прав и интересов  должника указанные лица наделены необходимыми полномочиями, в частности: правом на обращение в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением о признании недействительным решения собрания кредиторов (п. 4 ст. 15); возможностью представлять арбитражному суду возражения относительно требований кредиторов (п. 2 ст. 71); правом заявлять ходатайство первому собранию кредиторов и арбитражному суду о введении в отношении должника процедуры финансового оздоровления (ст. 77).1

        Кроме того, при проведении процедур банкротства, введение которых ранее автоматически прекращало полномочия органов управления должника (общего собрания участников, совета директоров, правления), например внешнего управления или конкурсного производства, теперь за указанными органами управления сохраняются определенные правомочия. Так,  в случае введения внешнего управления органы управления должника в  пределах компетенции, установленной Законом о банкротстве, могут принимать следующие решения: о внесении изменений и дополнений в устав общества в части увеличения уставного капитала; об определении количества и номинальной стоимости объявленных акций; об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций; об обращении с ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии акций; о замещении активов должника и некоторые другие (п. 2 ст. 94 Закона).

        Вместе  с тем не может не настораживать  то обстоятельство, что Закон о  банкротстве содержит ряд положений  о так называемых третьих лицах, которые, не являясь ни лицами, участвующими в деле о банкротстве, ни лицами, участвующими в арбитражном процессе по делу о банкротстве, нередко наделяются полномочиями, аналогичными тем, которые предоставлены учредителям (участникам) хозяйственных обществ и товариществ, а также собственнику имущества должника — унитарного предприятия.2

        К примеру, третье лицо (третьи лица), так  же как собственник имущества  унитарного предприятия или учредители (участники) хозяйственного общества или  товарищества — должника, вправе по согласованию с должником обратиться к собранию кредиторов или в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления, предложив необходимое обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности (п. 1 ст. 78 Закона).

        Третьему  лицу (третьим лицам), как и собственнику имущества унитарного предприятия  или учредителям (участникам) корпоративной  организации-должника, предоставляется  возможность в любое время  до окончания внешнего управления в целях прекращения производства по делу о банкротстве удовлетворить требования кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или предоставить должнику денежные средства, достаточные для удовлетворения всех требований кредиторов (пп. 1 и 2 ст. 113 Закона).

    Информация о работе Банкротство