Авторское право и смежные права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:29, курсовая работа

Описание

В работе рассматриваются: понятие, предмет авторского и смежных прав, объекты и субъекты авторского и смежных прав, сфера действия и особенности правового регулирования авторского и смежных прав. В отдельную главу выделены права на объекты авторского и смежных прав

Содержание

Содержание:
Введение
Глава 1 Понятие, предмет авторских и смежных прав. Особенности правового регулирования авторских и смежных прав.
Глава 2 Субъекты, объекты авторского права и смежных прав. Сфера действия авторского права и смежных прав.
Глава 3 Права на объекты авторского и смежных прав.
§ 1 Личные неимущественные права на объекты авторс-
кого права и смежных прав.
§ 2 Исключительные права на объекты авторского права и смежных прав.
Заключение
Список использованных нормативных актов и литературы.

Работа состоит из  1 файл

Авторское право и смежные права.DOC

— 1.00 Мб (Скачать документ)
      1. Произведения прикладного искусства.

    Являются  разновидностью произведений изобразительного искусства. Этим объектам присущи два отличительных признака – утилитарность и художественность исполнения. Произведения прикладного искусства как оригинальные художественные разработки воспроизводятся промышленным способом с целью создания товаров, предназначенных для удовлетворения культурных и бытовых потребностей людей. Такими товарами являются ювелирные и галантерейные изделия, иные изделия из металла, фарфора, кожи, пластмассы и других материалов.

    Произведения  прикладного искусства как объекты  авторского права следует отличать от промышленных образцов, охраняемых правом промышленной собственности.

    1. Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства.

    Как и произведения прикладного искусства, эти произведения имеют двойное  значение, так как призваны удовлетворять  как духовные, так и определенные материальные потребности людей. Авторским правом охраняются как сами произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, выраженные в виде зданий, сооружений, садов, парков и т. д., так и относящиеся к архитектуре произведения архитектурной графики и пластики – эскизы, чертежи, планы, рисунки  иные разработки, предшествующие строительству.

    Произведения  архитектуры пользуются охраной  как результаты творческой деятельности, причем оригинальность произведения должна отражать личный вклад автора как в графическое оформление произведения архитектуры, градостроительства  и садово-паркового искусства (в эскиз, план и т. д.), так и в его объемное оформление, которое проявляется в уже созданном объекте.

    1. Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии.

    Законодательство  исходит из признания фотографических  произведений, а также приравненных к ним произведений голографии, слайдов  и иных произведений, полученных способами, аналогичными фотографии, самостоятельным видом произведений авторского права и предоставления им охраны без выполнения каких-либо формальностей.

    1. Карты, планы, эскизы, иллюстрации пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам.

    Существуют  объекты авторского права с двойственным характером назначения, которые занимают промежуточное место между литературными и художественными произведениями. К таким произведениям относятся географические, геологические, астрономические карты, глобусы, рисунки по естествознанию и иные схожие произведения. В них кроме изображения обычно имеется и текст, поясняющий значение карт и рисунков. Действующим законодательством картографические произведения определены как специальные тематические проблемно ориентированные карты и атласы. Охраняются такие произведения лишь в том случае, если они представляют собой результат творческого труда их составителя.

    1. Компьютерные программы.

    Они были признаны объектами авторского права с принятием в 1996 г. Закона об авторском праве.

    Выбор авторско-правового способа защиты компьютерных программ объясняется тем, что именно он выбран как основной для защиты компьютерных программ в большинстве государств и назван в тексте Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Распространение на компьютерные программы авторско-правового способа охраны предусмотрено Договором ВОИС по авторскому праву.

    Компьютерная  программа – упорядоченная совокупность команд и данных для получения определенного результата с помощью компьютера, записанная на материальном носителе, а также сопутствующая электронная документация (ст.4 Закона об авторском праве).

    Согласно  Договору ВОИС по авторскому праву  компьютерные программы охраняются как литературные произведения. Исходя из этого положения, в Законе об авторском праве компьютерные программы приравнены к литературным произведениям. В ГК учтена специфика компьютерной программы как результата интеллектуальной деятельности. Эти объекты авторского права признаны самостоятельным видом произведений.

    1. Другие произведения.

    Перечень  объектов авторского права является открытым. Это значит, что любое  выраженное в какой-либо объективной  форме произведение науки, литературы и искусства, являющееся результатом  интеллектуальной  творческой деятельности, охраняется средствами авторского права, даже если оно не относится ни к одному из перечисленных в ст. 933 ГК видов произведений. Примерами таких произведений могут быть сезонные коллекции моделей одежды и украшений, оригинальные названия блюд и др.

    Согласно  принципу свободы творчества не считается нарушением авторского права использование существующего произведения для создания нового, существенно от него отличающегося. В отличие от самостоятельных (независимых) произведений созданные на их основе новые произведения называют производными (зависимыми). К числу производных произведений относят переводы, обработки, аннотации, рефераты, аранжировки, резюме, обзоры, инсценировки, другие переработки произведений науки, литературы и искусства.

    Основанием  для признания производного произведения охраняемым является творческий характер труда лица, осуществившего переработку оригинального произведения. Так, не будет признан производным произведением дословный (подстрочный) перевод литературного произведения. Лицо, осуществляющее переработку оригинального произведения, обязано соблюдать права его автора.

    Составные произведения создаются путем соединения в единое целое уже существующих произведений. Оригинальность составного произведения определяется выбором  входящих в его состав объектов и их расположением. Составное произведение может быть снабжено оригинальным комментарием, иллюстрациями, предметным и именными указателями и т. д.

    Действующее законодательство к числу составных  относит: антологии, энциклопедии, энциклопедические  словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания, базы данных. Авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом, если иное не предусмотрено авторским договором.

    Если  подбор и расположение материалов осуществляет физическое лицо, то оно является автором  сборника или иного составного произведения. Если аналогичная деятельность осуществляется юридическим лицом, то последнему принадлежат исключительные права на использование таких изданий в целом. Это лицо вправе при любом использовании составного произведения указывать свое наименование или требовать такого указания.

    Отличительной чертой смежных прав является их зависимость от прав авторов произведений. Самостоятельный характер смежных прав проявляется лишь в том случае, когда исполняется, записывается на фонограмму или передается в эфир или по кабелю неохраняемое произведение.

    Согласно  ст. 994 ГК смежные права распространяются на исполнения, постановки, фонограммы, передачи эфирного и кабельного вещания.

    Под исполнением понимают представление  произведения или фонограммы посредством  игры, пения, танца в живом исполнении или с помощью каких-либо технических  средств (теле- и радиовещания, кабельного вещания и т. д.).

    Содержание  понятия «постановка» в законодательстве не раскрыто. В литературе предлагают следующее определение этого  объекта: постановка представляет собой  театральное представление в  определенном сценическом решении (включая хореографию, музыку, оформление декораций, костюмы, свет и многое другое). Постановка – это сценография в широком смысле слова, включающая весь ход спектакля. Субъектами права на постановку являются режиссеры-постановщики театральных, кукольных, цирковых или иных спектаклей.

    Исполнение  и постановки – разные объекты. Исполнение охраняется как единственный акт  и от исполнителя неотделимо. Постановка, созданная однажды режиссером, может  затем воспроизводиться и без  его участия. Исполнения охраняются ГК и Законом об авторском праве. Что касается постановок, то в новой его редакции в качестве объектов смежных прав постановки не названы. Исключение постановок из числа объектов смежных прав объясняется тем, что постановки рассматриваются как одна из форм произведений. Даже если драматические, музыкально-драматические и иные аналогичные произведения никогда не исполнялись на сцене, они подлежат охране авторским правом. Постановки вне сценической реализации не существует.

    Фонограмма  – любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо отображений звуков, включенная в аудиовизуальное произведение (ч.26 ст. 4 Закона об авторском праве).  Производитель фонограммы – физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись какого-либо исполнителя или иных звуков; при отсутствии доказательств иного производителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме (ч.19 ст.4 Закона об авторском праве).

    Определение передачи в эфир содержится в Международной  конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных  организаций. Согласно этой конвенции  передача в эфир означает передачу звуков или изображений и звуков беспроволочными средствами для приема публикой.

    Передачей организации эфирного или кабельного вещания является передача, созданная  как самой организацией эфирного или кабельного вещания, так и  по ее заказу и за счет ее средств – другой организацией.

  
 
 
 

      Статья 5. Сфера действия авторского права

    Сфера действия авторского права в Республике Беларусь определяется на основе двух критериев – места первого  опубликования произведения и гражданства  автора. Для предоставления произведению охраны достаточно наличие одного из названных критериев.

    Если  автором произведения является гражданин  Республики Беларусь, то такое произведение охраняется независимо от того, в какой  стране оно было впервые опубликовано.

    если  автор не является гражданином Республики Беларусь, то за ним или за его  правопреемником авторское право  признается на произведения, впервые  опубликованные на территории Республики Беларусь ибо не опубликованные, но находящиеся на территории Республики Беларусь в какой-либо объективной форме.

    Если  автор является гражданином страны – участницы международных конвенций  по авторскому праву или же произведение впервые было опубликовано в стране, участвующей в этих международных  конвенциях, то таким произведениям охрана предоставляется в Республике Беларусь в соответствии с этими международными конвенциями. Следует иметь ввиду, что согласно законодательству Республики Беларусь автор творческого результата –  только физическое лицо, создавшее этот результат. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений понимает под авторами как физических, так и юридических лиц.

    Произведение  считается опубликованным в Республике Беларусь, если в течение 30 дней после  даты первого опубликования за пределами Республики Беларусь оно было опубликовано в Республике Беларусь (п. 2 ст. 991 ГК).

    При определении владельца авторских  прав, если речь идет об использовании  на территории Республики Беларусь произведения иностранного автора, следует руководствоваться  законодательством об авторском праве страны, где имело место действие или событие, послужившее основанием для обладания авторским правом. Например, в различных государствах по-разному решается вопрос о принадлежности авторских прав на произведение, созданное в порядке выполнения автором служебных обязанностей. В Российской Федерации авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения. Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если договором между ним и автором не предусмотрено иное ( ст. 14 Закона  Российской Федерации от 09.07.1993г. «Об авторском праве и смежных правах» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. №32. ст. 1242 ). В США авторское право на служебное произведение принадлежит работодателю. Вопрос об определении правообладателя служебного произведения для произведений российских и американских авторов будет решаться на территории Республики Беларусь по законодательству Российской Федерации и США соответственно. 

Информация о работе Авторское право и смежные права