Авторское право и смежные права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:29, курсовая работа

Описание

В работе рассматриваются: понятие, предмет авторского и смежных прав, объекты и субъекты авторского и смежных прав, сфера действия и особенности правового регулирования авторского и смежных прав. В отдельную главу выделены права на объекты авторского и смежных прав

Содержание

Содержание:
Введение
Глава 1 Понятие, предмет авторских и смежных прав. Особенности правового регулирования авторских и смежных прав.
Глава 2 Субъекты, объекты авторского права и смежных прав. Сфера действия авторского права и смежных прав.
Глава 3 Права на объекты авторского и смежных прав.
§ 1 Личные неимущественные права на объекты авторс-
кого права и смежных прав.
§ 2 Исключительные права на объекты авторского права и смежных прав.
Заключение
Список использованных нормативных актов и литературы.

Работа состоит из  1 файл

Авторское право и смежные права.DOC

— 1.00 Мб (Скачать документ)

    Особенностью  смежных прав является не сам автоматический переход прав, который используется и в институте авторского права, а его широкое использование в институте смежных прав. Данная особенность подтверждает большую ограниченность в распоряжении своих прав владельцами смежных прав по сравнению с владельцами авторских прав;

    4) множественность смежных прав. Раздел  III Закона не случайно называется "смежные права", т.е. используется множественное число, поскольку принято говорить не о едином смежном праве, по аналогии с единым авторским правом, а о нескольких смежных правах.

    Целью и причиной предоставления охраны смежным правам явилась защита экономических интересов инвесторов.

    Экономическая сущность смежных прав отличает их от авторского права, которое направлено больше на защиту социальных интересов  как самих создателей произведений, так и интересов общества в  пополнении и сохранении духовного и культурного наследия человечества.

    высокую степень политизированности вокруг нее. 

    Особенности правового регулирования  авторского и смежных  прав. 

    Законодательство  Республики Беларусь об авторском праве  и смежных правах состоит из положений Конституции Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона об авторском праве и смежных правах, декретов и указов Президента; иных актов законодательства, регулирующие в целом общественные отношения, отличные от авторских, но содержащие отдельные правила об использовании некоторых объектов авторского права с учетом их специфики (Закон «Об основах архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», «О печати и других средствах массовой информации», «О научно-технической информации» и др.).

    Важными источниками авторского права являются постановления Правительства Республики Беларусь, которыми установлены минимальные ставки авторского вознаграждения за использование отдельных видов произведений. В настоящее время действует шесть таких постановлений.(комментарий).

    Следует отметить, что Республика Беларусь единственная из стран СНГ, которая  привела национальное законодательство в соответствие с международным. Если международным договором, в котором участвует Республика Беларусь, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе «Об авторском праве и смежных правах», то применяются правила международного договора (ст.3).

    Источниками авторского права и смежных прав являются посвященные охране произведений и объектов смежных прав международные конвенции, договоры и соглашения, к которым присоединилась Республика Беларусь. К ним относятся:

  • Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1986 г.;
  • Всемирная конвенция об авторском праве (в редакции 1952 г.);
  • Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (Римская конвенция);
  • Договор ВОИС 1996 г. по авторскому праву;
  • Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971г.  (Женевская конвенция);
  • Договор ВОИС 1996 г. по исполнениям и фонограммам;
  • Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, подписанное в 1993 г.
  • Соглашение по торговым аспектам прав промышленной собственности (ТРИПС).

    Говоря  о применении норм гражданского кодекса  Республики Беларусь, следует отметить, что авторское право и смежные права регулируются главой 61 Кодекса, а в части отношений, не урегулированных данной главой, применяются также нормы главы 60 «Общие положения».

    Таким образом 

    Глава 2  Субъекты, объекты авторского права  и смежных прав.

    Объектом  авторского права являются произведения науки, литературы и искусства. Действующее  законодательство не содержит понятия  произведения. В ст.993 ГК Республики Беларусь приводиться лишь перечень произведений, являющихся объектами авторского права. Попытки дать определение понятия «произведение»предпринимались в литературе.

    Произведению  предписывают следующие обязательные признаки: во-первых, оно – продукт духовного творчества, духовной деятельности человека, исключающей возможность труда без участия психических сил. Во-вторых, произведение должно быть результатом творческой деятельности автора. Согласно современной научной доктрине охране авторским правом подлежат лишь те результаты интеллектуальной деятельности, которые отличают оригинальность формы, в которой этот результат выражен. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства независимо от способа и формы их выражения, назначения и достоинства. Однако, только оригинальные произведения могут быть объектами авторского права. Творчество как обязательный признак произведения прямо указано в п.1 ст.992 ГК, в то же время закон «Об авторском праве и смежных правах» не содержит такого прямого указания. В-третьих, признаком, обязательным для произведения результата интеллектуальной деятельности объектом авторского, является объективная форма его выражения. Сами идеи, понятия, факты не подлежат запрещению и могут свободно обращаться в обществе, автор не вправе требовать, основываясь на авторском праве, чтобы его взгляды, достижения небыли опубликованы, если вследствие его собственной несдержанности или нескромности близких ему лиц случайно стали известны третьим лицам.

    Пунктом 2 ст. 992 ГК прямо предусмотрено, что  авторское право распространяется на произведения, выраженные в какой-либо объективной форме: письменной, устной, звуко- или видеозаписи, изображения, объемно-пространственной и других формах. В связи с признанием программ для ЭВМ и баз данных объектами авторского права в Законе об авторском  праве появилась новая форма существования произведений – электронная.

    Вопрос  о признании произведения  охраноспособным  с точки зрения его  общественной полезности является спорным в юридической литературе.

    Авторское право распространяется на произведения как обнародованные, так и на не обнародованные, но выраженные в любой  объективной форме. Под обнародованием понимается осуществленное с согласие автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного исполнения, публичного показа или иным способом. Автор может реализовать свое право на обнародование только один раз, после чего произведение получает иной правовой режим. До момента  обнародования произведения никто не может давать оценку произведения, цитировать его и осуществлять иные действия, которые опускаются в отношении правомерно обнародованных произведений.

    Произведение, не обнародованное, но выраженное в какой-либо объективной форме, подлежит охране авторским правом не зависимо того, доступно оно обществу или нет.

    Авторское право возникает в силу факта  создания произведения. Для возникновения  и осуществления авторского права  не требуется регистрации произведения, специального оформления или соблюдения каких-либо формальностей. Вместе с тем в случае возникновения спора об авторстве автор произведения должен иметь доказательства того, что именно он является создателем данного объекта авторского права.

    В целях повышения эффективности  борьбы с правонарушениями в сфере  авторского права и смежных прав, в том числе проведения сравнительного анализа пиратской (контрафактной) продукции с оригинальной продукцией, в Концепции развития системы  охраны интеллектуальной собственности в Республике Беларусь на 2004 -2005 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 апреля 2004г. №472 (НРПА. 2004. №69 5/14144),ставиться вопрос о необходимости создания в Республике Беларусь механизма получения информации из баз данных, содержащих сведения об объектах авторского права и смежных прав и их правообладателях. Речь идет о создании в Республике Беларусь системы учета объектов интеллектуальной собственности, в первую очередь таких объектов авторского права и смежных прав, как компьютерные программы, базы данных, аудиовизуальные произведения и фонограммы.

    Если  из произведения можно выделить самостоятельную  часть, удовлетворяющую перечисленным  выше признакам, или таким признакам, удовлетворяет название произведения, то такая часть произведения или его название являются объектами авторского права. Есть такие результаты интеллектуальной деятельности, для которых форма не имеет приоритетного значения. К ним относятся: идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Одни из этих результатов, например способы, охраняются нормами патентного права, другие – средствами института нераскрытой информации. Не охраняются авторским правом факты информационного характера. Перечисленные в п. 4 ст. 992 ГК результаты интеллектуальной деятельности не являются произведениями. Есть такие произведения, которые исключены из охраны прямым указанием закона. Согласно ст. 8 Закона об авторском праве к таким произведениям относятся официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные и иные знаки); произведения народного творчества, авторы которых не известны. Не подлежат охране произведения срок охраны которых истек.

    Произведения  науки, литературы и искусства являются невещественными объектами, однако, их качество и значимость для общества могут быть оценены только тогда, когда ни объективируются на материальном носителе. Последний представляет собой материальный объект – вещь, собственник которой может не иметь авторского права на воплощенное в ней произведение, поэтому при передаче материального носителя, на котором воплощено произведение, не влечет перехода каких-либо авторских прав.

    Круг  охраняемых авторским правом объектов очень широк. В ст. 933 ГК приведен их перечень, составленный в зависимости от формы выражения, назначения, способа использования и ряда других условий.

    Перечень объектов, охраняемых  авторским правом, является открытым. В него входят:

  1. Литературные произведения  (книги, брошюры, статьи и другие). Под ними понимаются любые оригинальные произведения, выраженные языковыми средствами в любой форме. К литературным относят художественные, научные, учебные, публицистические произведения, выраженные в письменной, устной  или электронной форме. Как литературные охраняются следующие произведения:
    1. книги, брошюры, статьи, иные произведения как художественного, так и научного содержания, предназначенные, главным образом, для публикации. Эти объекты относят к письменным произведениям;
    2. лекции, речи, выступления, проповеди и иные устные произведения. Охрана таких произведений средствами авторского права возможна, но достаточно сложна;
    3. произведения личного характера – письма, дневники, иные документы. Поскольку эти объекты носят частный характер и затрагивают личную сферу автора и близких ему лиц, использование таких произведений как объектов права должно осуществляться с соблюдением права граждан, гарантированного ст. 28 Конституции Республики Беларусь: «Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство».
  2. Драматические и музыкально-драматические произведения, произведения хореографии и пантомимы, другие сценарные произведения.

    Эти произведения объединяет то, что все  они предназначены для исполнения на сцене. Однако если драматические  произведения, содержание которых может быть изложено в словесной форме, можно отнести к произведению литературы, то музыкально-драматические произведения являются составными, части таких произведений могут использоваться самостоятельно.

    Содержание  хореографических произведений, а также пантомим выражается средствами пластических движений человеческого тела (танцы, мимика). Хореографические произведения и пантомимы охраняются авторским правом без каких-либо особых условий. Обычно хореографические произведения пантомимы исполняют под музыку, и это сближает их с музыкально-драматическими произведениями. Но это – самостоятельный вид произведений.

    1. Музыкальные произведения с текстом и без текста.

      В этих произведениях художественные  образы выражаются посредством  звуков, образующих мелодию, которая составляет основу музыкального произведения. Действующее законодательство не содержит специального перечня музыкальных произведений, охраняемых авторским правом. В специальной юридической литературе и теории музыки определены следующие виды музыкальных произведений: обработки, переложения, оркестровки, аранжировки, вариации.

      1. Аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы, диафильмы, и другие кино-, теле-  произведения).

    В действующем Законе об авторском  праве аудиовизуальное произведение определено как произведение, состоящее из серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения их звуком), создающих впечатление движения, и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия. К аудиовизуальным произведениям относятся кинематографические и иные произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографии (телефильмы, видеофильмы и подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

    Производитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

      1. Произведения скульптуры, живописи, графики, литографии и другие произведения изобразительного искусства.

    Отсутствие  законодательного определения произведения изобразительного искусства объясняют  большим разнообразием форм и  технических способов выражения  творческой мысли в таких произведениях. Как любой объект авторского права, произведение изобразительного искусства должно получить конкретное внешнее выражение. Оно создается, как правило, в единственном экземпляре и приобретает качество уникальной вещи. Автор произведения изобразительного искусства с момента воплощения его в какой-либо объективной форме является субъектом, как права собственности, так и авторского права на созданный им объект. Когда автор передает право на использование произведения изобразительного искусства, он остается автором произведения, право собственности на материальный носитель, в котором воплощено произведение изобразительного искусства, переходит к пользователю. Между автором произведения изобразительного искусства и его собственником возникает авторское правоотношение для определенной для его участников совокупностью прав и обязанностей, особенности которых отражены в действующем законодательстве об авторском праве.

Информация о работе Авторское право и смежные права