Водное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 06:06, лекция

Описание

Водный объект – это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Они охватывают географически определенные места постоянного скопления вод на поверхности земли в пределах территории Российской Федерации либо в ее недрах. Вместе с тем не любое сосредоточение вод в водоеме или водотоке будет считаться водным объектом. Водный объект характеризуется наличием признаков водного режима.

Содержание

Объекты и субъекты водных отношений. Право собственности на водные объекты. Водное законодательство.
Права водопользования: понятие, виды, сроки, объекты, субъекты.
Основания возникновения права водопользования. Договор водопользования. Предоставление водных объектов в пользование на основании решения.
Прекращение права водопользования
Государственный водный реестр. Нормирование качества водных объектов и допустимого воздействия на водные объекты.
Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов
Права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов
Основные требования к использованию водных объектов
Приостановление или ограничение водопользования
Платежи за пользование водными объектами
Водопользование для питьевого и хозяйственно-бытового назначения
Правовой режим водоохранных зон и их прибрежных полос
Ответственность за нарушение водного законодательства

Работа состоит из  1 файл

Тема 13. Водное право.doc

— 258.50 Кб (Скачать документ)

       7. Права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов.

       Собственники  водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов имеют право:

  1. самостоятельно осуществлять использование водных объектов;
  2. осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений на водных объектах;
  3. пользоваться иными предусмотренными настоящим Кодексом, другими федеральными законами правами.

       Собственники  водных объектов, водопользователи при  использовании водных объектов обязаны:

    1. не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;
    2. содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения;
    3. информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах;
    4. своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
    5. вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;
    6. выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.
 

       Водопользователи  по своему усмотрению осуществляют принадлежащее им право пользования водным объектом. Вмешательство со стороны органов исполнительной власти в деятельность водопользователей, связанную с использованием водных объектов, запрещается, за исключением случаев, предусмотренных ВК и иными федеральными законами.

       8. Основные требования к использованию водных объектов

       Основные  требования к использованию водных объектов установлены в ст. 42 Водного кодекса, в соответствии с которой:

       1. При проектировании, строительстве,  реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

       2. При использовании водных объектов, входящих в водохозяйственные системы, не допускается изменение водного режима этих водных объектов, которое может привести к нарушению прав третьих лиц.

       3. Работы по изменению или обустройству  природного водоема или водотока  проводятся при условии сохранения  его естественного происхождения.

       9. Приостановление или ограничение водопользования

       Водопользование может быть приостановлено или ограничено в случае:

       1) угрозы причинения вреда жизни  или здоровью человека;

       2) возникновения радиационной аварии  или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;

       3) причинения вреда окружающей  среде;

       4) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

       Приостановление водопользования в случаях, предусмотренных  Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществляется в судебном порядке. Например, в ст. 8.14 КоАП за нарушение правил водопользования в качестве санкции предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

       В качестве оснований приостановления  или ограничения водопользования могут быть применены положения Федеральных законов об охране окружающей среды: ч. 2 ст. 34 «Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов»; ст. 56 «Меры воздействия за нарушение природоохранных требований

       При нарушении предусмотренных настоящей  главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

       В иных случаях приостановление водопользования осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами.

       На  основании ст. 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

       Ограничение водопользования устанавливается  нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления или решением суда.

       10. Платежи за пользование водными объектами

       Плата за пользование водным объектом или  его частью устанавливается договором водопользования.

       Плата за пользование водными объектами  устанавливается на основе следующих принципов:

       1) стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов;

       2) дифференциация ставок платы  за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна;

       3) равномерность поступления платы  за пользование водными объектами в течение календарного года.

       Ставки  платы за пользование водными  объектами, находящимися в федеральной  собственности, собственности субъектов  Российской Федерации, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

       Ставки  платы за пользование водными  объектами, находящимися в федеральной  собственности, утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 876 (ред. от 01.12.2007).

       Ставки  дифференцируются в зависимости  от вида и объема использования водного объекта.

       Постановление устанавливает ставки платы:

       1) за забор воды из поверхностных водных объектов (за исключением морей) в пределах допустимого забора (изъятия), установленного договором (в рублях за 1 тыс. куб.м изымаемого ресурса) (например, за изъятие воды из Оби в Алтайском крае установлена ставка – 270 руб. за 1 тыс. куб.м.);

       2) за забор воды из водных объектов (морей) в пределах допустимого забора (изъятия), установленного договором;

       3) за использование водных объектов  без забора (изъятия) водных ресурсов  для целей производства электроэнергии (в руб. за 1 тыс. кВт. ч. электроэнергии);

       4) за использование акватории поверхностных водных объектов или их частей (тыс. руб. за 1 кв.км используемой акватории в год). Например, для Оби – 30,24 тыс. руб.

       11. Право водопользования для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения

       Использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения признается приоритетным. Источниками подобного водоснабжения являются защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты, близ которых организуются зоны и округа санитарной охраны. Отношения по использованию воды, изъятой из водных объектов, регламентируются гражданским и санитарным законодательством.

       Питьевое  и хозяйственно-бытовое водоснабжение  вне зависимости от смены водных кодексов было и остается приоритетным видом пользования водными объектами. В 1990-е гг. для того, чтобы обеспечить этот приоритет и защитить источники водоснабжения, было выдвинуто весьма дискуссионное предложение принять федеральный закон "О питьевой воде и питьевом водоснабжении". Однако законопроект воспроизводил многие нормы других федеральных законов, и данная идея не была реализована.

       Согласно  ст. 43 ВК РФ 2006 г., для целей питьевого  и хозяйственно-бытового водоснабжения  должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для названных водных объектов устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

       В то же время есть местности, в которых  отсутствуют поверхностные водные объекты, но имеются достаточные ресурсы подземных вод, пригодных для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В исключительных случаях в соответствии с законодательством о недрах допускается использование подземных вод для целей, не связанных с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением. Данная норма, как представляется, не отменяет приоритет использования водных объектов для питьевого и бытового водоснабжения, заложенный в ст. 3 ВК РФ 2006 г.

       На  случай возникновения чрезвычайных ситуаций осуществляется резервирование источников питьевого водоснабжения  на основе защищенных подземных водных объектов. По данному вопросу принято Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2006 г. № 703 "Об утверждении Правил резервирования источников питьевого водоснабжения". Резервирование источников питьевого водоснабжения осуществляется государственными органами субъектов Российской Федерации. При этом региональные органы взаимодействуют с МЧС России и Федеральным агентством по недропользованию. В названном Постановлении предусмотрена подготовка:

       перечней  городов и других населенных пунктов, для обеспечения питьевой водой  граждан которых необходимо осуществить резервирование источников питьевого водоснабжения;

       санитарно-эпидемиологических заключений, определяющих пригодность разведанных запасов подземных вод для целей питьевого водоснабжения.

       12. Правовой режим водоохранных зон и их прибрежных полос

       Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы 

       1. Водоохранными зонами являются  территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

       2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

       3. За пределами территорий городов  и других населенных пунктов  ширина водоохранной зоны рек,  ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии, а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

       4. Ширина водоохранной зоны рек  или ручьев устанавливается от  их истока для рек или ручьев протяженностью:

Информация о работе Водное право