Составление и подача отчетности по водному налогу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 16:28, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение водного налога и методов его взимания. Данная тема актуальна, так как данный налог позволяет рационально использовать водные пространства и водные ресурсы, которые являются одним из важнейших ресурсов человечества. Задачами работы является рассмотрение экономического значения и сущности водного налога, порядка исчисления и уплаты водного налога, составления и подачи отчетности по водному налогу.

Содержание

Введение

Глава 1. Экономическое значение и сущность водного налога

1.1. Введение водного налога в налоговую систему РФ

1.2. Основные положения водного налога

Глава 2. Порядок исчисления и уплаты водного налога

2.1. Порядок исчисления водного налога

2.2. Порядок и сроки уплаты водного налога

Глава 3. Составление и подача отчетности по водному налогу

3.1. Структура декларации по водному налогу

3.2. Порядок заполнения и подачи декларации

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)

     8 тыс. куб. м х 1650 руб. х  7 (то есть на расстояние 700 км) = 92 400 руб.

     Таким образом, разница между правильно (23 100 руб.) и неправильно (92 400 руб.) исчисленными суммами составила 69 300 руб.

     В принципе, учитывая, что объем сплава в данном случае был неизменным (2 тыс. куб. м), при расчете водного  налога в данном случае можно было бы сложить только расстояние сплава. В этом случае сумма водного налога была той же:

     2 тыс. куб. м х 1650 руб. х  7 (то есть на расстояние 700 км) = 23 100 руб.

     Но  уже при различных объемах  сплавляемой древесины следует  рассчитывать сумму водного налога отдельно по каждому случаю лесосплава, иначе сумма этого налога получится тоже завышенной.

     Использование акватории водных объектов в иных целях предполагает определение  налоговой базы как площади предоставленного водного пространства, которая устанавливается  по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных - по материалам соответствующей технической и проектной документации.

     Если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

     Глава 25.2 НК РФ принципиально меняет подходы  к установлению налоговых ставок.

     Напомним, что Федеральный закон "О плате  за пользование водными объектами" устанавливает только предельные (максимальные и минимальные) ставки платы по видам водопользования в целом для Российской Федерации, наделяя Правительство РФ полномочиями дифференцировать предельные ставки по экономическим районам и бассейнам рек, озерам и морям.

     Конкретные  ставки по категориям водопользователей  определяются законодательными органами субъектов Российской Федерации, которые вправе предоставлять льготы отдельным категориям налогоплательщиков.

     В отличие от платы за пользование  водными объектами, ставки водного  налога установлены непосредственно  ст.333.12 НК РФ и не могут быть изменены ни Правительством РФ, ни законодательными органами субъектов Российской Федерации, которые к тому же лишены права на предоставление льгот.

     Вместе  с тем сохранен принцип установления налоговых ставок по экономическим  районам, бассейнам, водохозяйственным  системам и видам водопользования  в абсолютной величине (в рублях) за единицу измерения налоговой  базы (1 тыс. куб. м воды; 1 кв. км; 1 тыс. кВт.ч; 1 тыс. куб. м леса на 100 км сплава).

     Если  сравнивать ставки водного налога с  действующими ставками платы за пользование  водными объектами, то можно отметить их увеличение по сравнению с существующими  максимальными ставками.

     Исключение  составляет пользование водными объектами для целей гидроэнергетики, в отношении которого ставки водного налога ниже ставок платы за пользование водными объектами.

     При исчислении водного налога за пользование  акваторией водного объекта следует иметь в виду, что ставка налога установлена в тысячах рублей за 1 кв. км в год.

     Поэтому налог за отдельно взятый налоговый  период - квартал - исчисляется как  одна четвертая суммы налога, исчисленной  по годовой налоговой ставке.

     Следует отметить, что ставки платы за забор  воды, использование акватории водных объектов установлены только по внутренним водным объектам, территориальному морю и внутренним морским водам; таким образом, на исключительную экономическую зону Российской Федерации юрисдикция налога, также как и платы за пользование водными объектами, не распространяется.

     Так, например, в Северо-Западном экономическом  районе для бассейна Волги установлены  минимальная ставка за 1 тыс. куб. м  забора воды 64 руб. и максимальная — 89 руб. В Центральном районе для бассейна Волги эти ставки составляют соответственно 61 и 88 руб. Аналогично разнятся и ставки за сброс сточных вод в пределах установленного лимита. Для Северо-Западного района и бассейна Волги минимальные ставки 8,9 руб., а максимальные -10,8 руб за 1 тыс. куб. м сброса. В Центральном районе в бассейне той же реки ставки составляют 8,9 и 16,6 руб. за 1 тыс. куб. м сброса соответственно. Наиболее высокие ставки установлены для бассейна Байкала (93 — 176 руб. за 1 тыс. куб. м), а самые низкие — для бассейна Лены на территории Дальневосточного экономического района (30 — 74 руб. за 1 тыс. куб. м).

     В НК РФ установлены несколько льготных ставок водного налога.

     Во-первых, вновь появилась льготная ставка при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения, правда, с увеличением по сравнению со ставкой платы за пользование водными объектами, действовавшей до 1 января 2003 г., с 60 до 70 руб. за 1 тыс. куб. м воды.

     Условия, связанные с забором воды для  водоснабжения населения, должны отражаться в лицензии, выдаваемой в установленном  порядке МПР России. Если водоснабжение  населения осуществляется не непосредственно  налогоплательщиком (забранная вода передается другим организациям) и в лицензии не указано соответствующее целевое использование воды, то налоговые ставки за пользование водными объектами, связанное с забором воды для населения, данным налогоплательщиком не применяются.

     К забору воды для водоснабжения населения относится забор воды только для водоснабжения жилого фонда городского, сельского, поселкового (государственного, муниципального, индивидуального, кооперативного, общественного, находящегося на балансе предприятий и организаций).

     Потери  воды при заборе и транспортировке до населения относятся к собственным нуждам организаций ЖКХ, и водный налог за данные объемы забранной, но впоследствии потерянной воды исчисляется по общеустановленной налоговой ставке.

     Объем забранной и потерянной непосредственно  в домах и квартирах воды облагается по пониженной налоговой ставке только в случае ведения отдельного учета использования воды на эти цели. В противном случае объем забранной и потерянной при заборе и транспортировке воды исчисляется по общеустановленной ставке.

     Во-вторых, на четыре налоговых периода 2005 г. распространяется льгота, установленная ст.2 Федерального закона от 28.07.2004 N 83-ФЗ, которым вводится в действие гл.25.2 НК РФ: налогоплательщики, осуществляющие эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, исчисляют водный налог по соответствующим ставкам с коэффициентом 0,85 при заборе воды для технологических нужд по объемам забора воды в пределах установленных лимитов.

     Если  водопользователь самостоятельно не осуществляет эксплуатацию объектов теплоэнергетики, а только передает им забранную воду, он исчисляет водный налог по налоговой ставке без применения коэффициента.

     До 1 января 2003г. действовала аналогичная  льгота, предусматривавшая исчисление платы за пользование водными объектами в размере 30% от установленных ставок платы, но распространявшаяся не только на плательщиков, осуществлявших эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, но и на плательщиков, осуществлявших добычу драгоценных металлов.

     Поскольку водные ресурсы являются исчерпаемыми, государство проводит нормирование водопотребления и предусматривает  ответственность за нерациональное и сверхлимитное использование  ресурсов водных объектов. В части водного налога это находит отражение в привлечении налогоплательщиков к уплате налога за сверхлимитный забор воды по ставкам, увеличенным в пять раз.

     Пример. Предположим, предприятие теплоэнергетики в отчетном периоде забрало 12 тыс. куб. м воды для технологических нужд, 8 тыс. куб. м для нетехнологических нужд и сбросило сточных вод 7 тыс. куб. м. Допустим, что размеры ставок платы для данного предприятия в регионе:

     — по забору воды для технологических  нужд— 15 руб. за 1 тыс. куб. м;

     — по забору воды для нетехнологических  нужд — 30 руб. за 1 тыс. куб. м;

     — за сброс сточных вод — 3,9 руб. за 1 тыс. куб. м. Определим сумму платы  за пользование водными объектами: 12 тыс. х 15 + 8 тыс. х 30 + 7 тыс. • 3,9 = 180 + 240 + 27,3 = 447,3 руб.

     Лимиты  водопотребления утверждаются МПР  России в целом на год или на месяц и указываются в лицензии. Лимиты водопотребления устанавливаются  по каждому водному объекту, виду водопользования, а также могут  определяться по целям использования  забираемых вод (для собственных производственных (технологических) нужд, для подачи сторонним водопотребителям - организациям, для водоснабжения населения и т.д.).

     Поскольку налоговым периодом по водному налогу определен квартал, то и величина фактического забора должна сравниваться с квартальным лимитом забора воды. Если водопользователю установлен только годовой лимит, то в целях налогообложения квартальная величина лимита исчисляется делением величины годового лимита на четыре.

     Если  же утверждены месячные лимиты, то в целях налогообложения суммируются лимиты месяцев, составляющих конкретный квартал.

     Пример. Расчет платы за пользование водными объектами производственным предприятием за отчетный период — месяц.

     Установленный лимит забора воды для технологических нужд предприятия — 6000 м3 в месяц. Фактический объем воды, забранный из водного объекта, — 12000 м3. В отчетном периоде произведен также сброс сточных вод в пределах лимита 4000 м3 и сверх лимита 2000 м3.

     Установленная ставка за забор воды в пределах лимита — 150 руб. за 1000 м3, за сверхлимитный забор воды — 750 руб. за 1000 м3 (150 • 5). Сумма платы за забор воды составляет 5400 руб. (900 + 4500), в том числе в пределах лимита 900 руб. (150 • 6) и сверх лимита 4500 (750 • 6).

     Установленная ставка за сброс сточных вод в пределах лимита — 20 руб. за 1000 м3, сверх лимита 100 руб. за 1000 м3 (20 • 5). Сумма платы за сброс сточных вод составит 280 руб. (80 + 200), в том числе в пределах лимита 80 руб. (20 • 4), сверх лимита 200 руб. (100 • 2).

     Общая сумма платы составит 5680 руб. (5400 + 280), в том числе в пределах лимита — 980 руб. (900 + 80) и сверх лимита 4700 руб. (4500 + + 200). Из общей суммы платы 5680 руб. подлежит уплате в федеральный бюджет 2272 руб. (5680 • 40 % : 100 %), в региональный и местный бюджеты по 1704 руб. (4080 • 30 % : 100 %).

     Действующая применительно к плате за пользование  водными объектами норма об исчислении платежей в пятикратном размере  при безлицензионном пользовании  гл.25.2 НК РФ не предусмотрена, что, безусловно, снизит напряженность в отношениях налогоплательщиков, налоговых органов и органов МПР России, и при отсутствии лицензии водопользователь будет привлекаться к уплате налога по одинарным налоговым ставкам.  

     2.2. Порядок и сроки уплаты водного налога 

     По  окончании налогового периода (квартала) налогоплательщик в соответствии со ст.333.13 НК РФ должен самостоятельно исчислить водный налог, а именно: определить налоговую базу (количество забранной воды, площадь акватории и т.д.) и умножить ее на налоговую ставку, соответствующую виду водопользования, экономическому району и водному бассейну.

     Статья 333.14 НК РФ устанавливает тот же предельный срок уплаты водного налога, который  предусмотрен по плате за пользование  водными объектами: налог должен быть уплачен не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января.

     Поскольку налоговый период для всех водопользователей  одинаков, то при пользовании водными объектами в течение 2005 года водный налог подлежит уплате за I—Ill кварталы не позднее соответственно 20 апреля, 20 июля, 20 октября этого года, а за IV квартал 2005 года налог вносится не позднее 20 января 2006 года.

     Главой 25.2 НК РФ сохранен порядок уплаты водного  налога по местонахождению объекта  налогообложения (соответствующего вида пользования водным объектом).

     Глава 25.2 НК РФ не оговаривает решение  вопроса о порядке уплаты налога при нахождении водного объекта  на территории нескольких субъектов  Российской Федерации, в то время  как Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами" предусматривает, что суммы платы в данном случае подлежат внесению в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения налогоплательщика с их последующим распределением между бюджетами тех субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся такие водные объекты в соответствии с заключаемыми бассейновыми соглашениями.

     Вместе  с тем при решении вопроса  об уплате водного налога следует  руководствоваться тем, что объектом обложения водным налогом является пользование водным объектом и уплата налога должна производиться по месту фактического водопользования. Кроме того, договором пользования водным объектом, расположенным на территории нескольких субъектов Российской Федерации, который водопользователь заключает со всеми органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации либо с их согласия с одним из этих органов, могут быть определены параметры объекта налогообложения соответствующего субъекта Российской Федерации.

Информация о работе Составление и подача отчетности по водному налогу