Бурение на море

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 13:40, реферат

Описание

При строительстве морских скважин основными видами воздействия на окружающую среду являются выбросы в атмосферу, сбросы в морскую среду, ее тепловое и шумовое загрязнения. Объем и интенсивность техногенного воздействия на окружающую среду зависит от реализуемой технологии строительства скважины. Выбросы в атмосферу и шумовое загрязнение можно существенно снизить за счет природоохранных мероприятий, а тепловое загрязнение и сброс веществ в морскую среду исключить (концепция "нулевого сброса").

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 23.81 Кб (Скачать документ)

Таким образом, буровой  шлам является потенциально опасным  для окружающей природной среды, поскольку содержит подвижные формы  тяжелых металлов, которые при  длительном воздействии на него морской  воды могут вымываться, создавая концентрации токсикантов, превышающие ПДКр.х.

Правовые аспекты  сброса технологических отходов  бурения в морскую среду. Экологическое  законодательство крайне противоречиво  в отношении регулирования загрязнения  морской среды. Его основные требования по охране качества водной среды, изложенные в Водном кодексе РФ, сводятся к  запрещению сброса в водные объекты  неочищенных в соответствии с  установленными нормативами сточных  вод, в том числе, содержащих вещества, для которых не установлены ПДК.

Федеральным Законом "О внутренних морских водах, территориальном  море и прилежащей зоне Российской Федерации" запрещены захоронение  отходов и других материалов, а  также сброс вредных веществ. Однако в нем содержится некорректная формулировка сброса вредных веществ или стоков, содержащих такие вещества. Исключается из запрета выброс вредных веществ, происходящий вследствие разведки, разработки и связанных с ними процессов обработки в море минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря.

Допускают сброс  вредных веществ в море и нормативные  документы, принятые до введения указанных  федеральных законов.

Полный запрет на сброс даже очищенных сточных  вод устанавливается в целях  охраны от загрязнения и других негативных последствий хозяйственной деятельности морских акваторий, имеющих особую рыбохозяйственную ценность - нереста  и зимовки ценных охраняемых видов  рыб, а также места обитания занесенных в Красную книгу видов животных и растений.

Несмотря на это, Государственная экологическая  экспертиза не считает сброс технологических  отходов бурения нарушением законодательства.

Следует отметить, что  в соответствии с федеральными законами "О континентальном шельфе Российской федерации" и "О внутренних морских  водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" любое  преднамеренное удаление отходов и  других материалов с судов и иных плавучих средств, установок и сооружений квалифицируется как захоронение. Вопрос с захоронением технологических  отходов бурения однозначно решен  лишь применительно к скважинам  на континентальном шельфе. Согласно "Правилам безопасности при разведке и разработке нефтяных и газовых  месторождений на континентальном  шельфе" выбуренная порода должна утилизироваться  в соответствии с проектом на строительство  скважины и требованиями охраны окружающей среды. Это представляется не вполне обоснованным, поскольку экологически оправданным и экономически целесообразным может быть и захоронение отходов (подземное или на суше) Вызывает также сомнение существование различных  подходов к охране морской среды  в территориальном море и на континентальном  шельфе.

Вопрос правового  регулирования загрязнения морской  среды в настоящее время актуален в связи с принятием Федерального закона "О техническом регулировании", в рамках которого предусмотрена  разработка специальных технических  регламентов, в том числе, по вопросам экологической безопасности. Технические  аспекты сброса технологических  отходов бурения в морскую  среду. Для выполнения требований экологического законодательства циркуляция промывочной  жидкости в процессе бурения должна быть организована по замкнутому циклу. В этом случае обращение промывочной  жидкости и технологических отходов  бурения ограничено циркуляционной системой буровой установки и  системой размещения технологических  отходов бурения. Для организации  замкнутого цикла циркуляции на этапе  бурения под направление на устье  скважины устанавливают водоотделяющую колонну, например, забивную и бурение  ведут с циркуляцией промывочной  жидкости внутри водоотделяющей колонны.

Однако при бурении  скважин на сахалинском шельфе и  в Каспийском море применяется способ бурения под направление без  создания замкнутой системы циркуляции. В этом случае отработанная промывочная  жидкость и буровой шлам при бурении  под направление (примерно 50-100 м) сбрасываются в морскую среду. В действительности же промывка скважины только морской  водой не ограничивается. Нефтяные и газовые скважины имеют сложную  конструкцию с номинальным диаметром  первого интервала ствола, как  правило, 914,4 мм. Верхний интервал сложен неустойчивыми породами, которые  при промывке скважины морской водой  разрушаются с образованием каверн. Поэтому фактический диаметр  ствола больше номинального примерно на 15-25 %. В стволе такого большого диаметра трудно создать условия для эффективного гидротранспорта бурового шлама на поверхность. Для этого нужно повышать скорость восходящего потока промывочной жидкости, либо увеличивать удерживающую способность промывочной жидкости, иначе говоря, загустить ее.

Применение первого  способа ограничено максимальной производительностью  буровых насосов. Как правило, скорость восходящего потока промывочной  жидкости в открытом стволе не превышает 0,1 м/с. Применение второго способа  означает отказ от промывки морской  водой. Поскольку при отсутствии водоотделяющей колонны это невозможно, так как противоречит п. 4.2 ГОСТ 17.1.3.02 77, то в рабочем проекте на строительство  скважины указывается, что промывка осуществляется морской водой, а  периодически (как правило, через 10 м проходки) с целью очистки  ствола скважины от шлама прокачивается  порция (пачка) вязкой жидкости. Итак, для  промывки скважины используется комбинированная  промывочная жидкость, состоящая  из последовательно закачиваемых в  скважину порций морской воды и вязкой жидкости.

Информация о работе Бурение на море