Земельный строй России с 1990 года по настоящее время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:50, реферат

Описание

Одновременно были созданы условия для ломки социалистической собственности в пользу частной, облегчен выход предприимчивым гражданам из государственных сельскохозяйственных предприятий и колхозов для ведения свободного частного хозяйствования на земле.

Работа состоит из  1 файл

истор зем право.doc

— 205.00 Кб (Скачать документ)

 

*СЗ РФ. 1999. № 27. Ст. 3379. 

 

В России продолжается процесс закрепления  земли в частную собственность  граждан и юридических лиц (мы называли его также перераспределением земли). В настоящий момент делаются попытки упорядочить правовое регулирование этого процесса и привести положения различных нормативных актов в соответствие друг с другом. Так, 21 июля 1997 г. был издан Федеральный закон № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», который закрепил обязанность регистрировать права на недвижимое имущество (к которому в соответствии со ст. 130 ГК РФ относятся и земельные участки) и сделки с ним в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Принятие в 2001 г. нового Земельного кодекса РФ будет способствовать более успешному проведению и в конечном счете завершению земельной реформы в России.

Успешное завершение перераспределения  земельной собственности станет залогом успешного проведения всей земельной реформы. Ведь собственники земли, по замыслу инициаторов реформы, будут должным образом заботиться о своей собственности, повышать плодородие земли и рационально использовать ее, что благоприятно скажется на состоянии экономики. Многочисленные собственники земли инициируют возникновение земельного рынка, в котором нуждается экономика. Но при этом не следует забывать о том, что земля является особым объектом собственности, нуждающемся в охране и особом режиме использования, которые обеспечиваются нормами земельного права, поэтому необходимо найти разумный баланс соотношения норм земельного и гражданского права в сфере регулирования земельных отношений.

Стоит заметить, что в России всегда на первом месте стояла проблема исполнения законов (в широком смысле слова), а не проблема качества этих законов. Именно на это стоит обратить внимание соответствующим государственным органам. Хорошее исполнение законов – залог успеха реформ.

Подводя итог сказанному в данной главе, сделаем общие выводы:

1. Возникновение, развитие и становление земельного строя в России отличалось от земельного строя других стран: здесь практически не было рабовладельческих земельных отношений, но крепостнические отношения затянулись надолго, затормозив развитие по сравнению с западноевропейскими и другими странами.

2. Переход от крепостного строя  к рыночным отношениям в земледелии  осуществился в основном через  две реформы – 1861 г. (царя Александра II) и 1906 г. (П.А. Столыпина). Хотя  цели полностью не были достигнуты, введение рыночных элементов в земельные отношения позволило России достичь значительных успехов.

3. К 1917 г. Россия подошла с  «пестрой» системой правового  режима земель, в земельный фонд  России входили государственные,  удельные, кабинетские, частновладельческие  и другие виды земель со своим специфическим режимом.

4. Опыт земельных реформ Временного  правительства России в 1917 г.  показал, что при проведении  реформ нужна быстрота и решительность  при тщательном учете обстановки, местных условий и иных обстоятельств.  Медлительность с реформами стоила Временному правительству его существования, как и в 1991 г. организованный путч чуть не стоил существования демократическому правительству Российской Федерации.

5. Более чем семидесятилетний  опыт показал, что уничтожение  рыночных отношений, а главное, исключение земли из гражданского оборота не может привести к эффективности производства и подъему экономики до мирового уровня.

6. Рыночные регулируемые земельные  отношения – одна из главных  ценностей, выработанных цивилизованным  человечеством, помогут вернуть Россию в лоно прогресса и подлинной демократии.

7. Уже на первом этапе земельной  реформы страна получила законодательную  базу, направленную на обеспечение  этой реформы, и трудности по  ее проведению в жизнь в  основном имели субъективный  характер (стереотип мышления людей, консерватизм отдельных групп населения и т. п.).

8. Правовое вмешательство в регулирование  рыночных земельных отношений должно строиться с учетом механизма действия объективных законов природы и общества, игнорирование которых приводит к недостижению целей правового регулирования.

Указы Президента РФ как источники ЗП

Опубликовано: 24.08.2008 | Рубрика: Юриспруденция » Земельное право »

Указы Президента РФ — главные подзаконные акты (не должны противоречить Конституции, Президент — гарант прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос. власти).

Право Президента РФ на регулирование земельных отношений закреплено Статье 2, пункте 2 ЗК: Правительство РФ принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, ФЗ, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения.

Указы Президента играли важную роль в регулировании земельных отношений в период с 1993 по 2000 год (около 15 основополагающих указов в данной области; устанавливали базис законодательства в данной области). Значительное влияние на развитие земельных отношений оказали Указы Президента РФ:

  • «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27.12.1991 № 323;
  • «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27.10.1993 № 1767;
  • РФ «О федеральных природных ресурсах» от 16.12.1993;
  • «Об усилении гос. контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы» от 16.12.1993;
  • «О приведении земельного законодательства РФ в соответствие с Конституцией РФ» от 24.12.1993;
  • Указ Президента «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» 23.04.1993;
  • «О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей» 07.12.1993;
  • «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» 11.12.1993;
  • «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности» 14.02.1996;

Согласно Статье 90 Конституции РФ, Указы Президента РФ обязательны на территории РФ и являются также источниками ЗП, поскольку устанавливают новые правовые нормы, оперативно их регламентируют и регулируют. В настоящее время указы Президента, регулирующие отношения, связанные с землей, принимаются редко:

  • «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 07.03.1996 № 337;
  • «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 — федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;
  • «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» от 20.05.2004;
  • «О распределении средств, поступающих от продажи гражданам и юр. лицам земельных участков, находящихся в гос. собственности, или права их аренды» от 05.03.2001.

1. Постановления Правительства РФ как источники ЗП

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть РФ, обеспечивает управление федеральной  собственностью и меры по охране собственности (ст. 110, 114 Конституции РФ).

Согласно Статье 115 Конституции РФ «1. На основании и во исполнение Конституции РФ, ФЗ, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. 2. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ. 3. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ».

Статья 2, пункте 2 ЗК: Правительство РФ принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, ФЗ, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения.

Правительство РФ устанавливает все процедурные моменты по регулированию земельных отношений (порядки).

Полномочия Правительства по регулированию, закрепленные ЗК:

  • отношения, связанные с охраной земель, установление порядка консервации земель;
  • отношения, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися в государственной собственности;
  • отношения, связанные с государственным управлением в области использования и охраны земли, в т.ч. установление порядка осуществления гос. земельного контроля;
  • отношения, по использованию земель промышленности, транспорта, иного специального назначения.

Постановления Правительства РФ:

  • «Об утверждении порядка купли-продажи гражданами РФ земельных участков» от 30.05.1993 № 503;
  • «О мониторинге земель» от 15.07.1992;
  • «О порядке перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятия земель из лесного фонда» от 19.09.1997 // СЗ РФ 1997 № 39, Ст. 4538;
  • «Об утверждении Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации» от 04.04.2002 № 214;
  • «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 — 2010 годы» от 17.09.2001 № 675;
  • «Об утверждении Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения Гос. земельного кадастра гос. учета объектов недвижимости» (2002 — 2007 года)» от 25.10.2001 № 745;
  • «О методике определения сопоставимой по кадастровой стоимости площади с/х угодий» от 22.04.2002 № 261;
  • «О государственном земельном контроле» от 19.11.2002;
  • «Об утверждении положения о федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» от 19.08.2004 — ФАКОН осуществляет контроль за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель; проводит гос. кадастровую оценку земель; ведение гос. земельного кадастра, гос. градостроительного кадастра.

6. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Источниками земельного права  являются нормативно-правовые акты, принятые компетентными органами государственной власти и органами местного самоуправления, регулирующие отношения, возникающие при использовании земли. Источники земельного права классифицируются: федеральные акты РФ; акты субъектов РФ; акты органов местного самоуправления, а также законы и подзаконные нормативные акты.

Основным нормативным актом, определяющим конституционные основы земельных  отношений, является Конституция РФ, в которой выделяют две группы норм:

1) нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения (ст. 9, 36 Конституции РФ);

2) иные статьи Конституции РФ опосредованно регулируют земельные отношения (ст. 42, 58, 2, 17, 18,45). Кодифицированным нормативным актом, регулирующим земельные отношения, является ЗК РФ. В конце октября 2001 г. принят и вступил в силу ЗК РФ.

24 июля 2002 г. принят ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который призван обеспечить реализацию конституционных норм о частной собственности на землю, а также упорядочить отношения в сфере государственного управления земельными ресурсами в части распоряжения землями приоритетных категорий, которыми являются земли сельскохозяйственного назначения.

Имущественные отношения, возникающие  при использовании земли, регулируются нормами гражданско-правовых актов (ГК рФ). В гл. 17 ГК РФ предлагаются нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения. Земля и прочно связанные с ней объекты объявлены недвижимым имуществом.

Имущественные отношения, возникающие  при использовании земли, регулируются и земельно-правовыми нормативными актами: указами Президента РФ;Указ Президента от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю» и др.) и постановлениями Правительства РФ (постановление Правительства РФ от 25 августа 1992 г. «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра» и др.).

К источникам земельного права относятся  акты другихотраслей законодательства.

Взаимосвязь земли и других природных  ресурсов – недр, лесов, вод, окружающей природной среды в целом –  предопределяет наличие норм, которые  регулируют отношения, связанные с землей, в источниках водного, лесного, горного, природоохранительного права (в Федеральном законе «О недрах» 1994 г. определено право собственника земельного участка на добычу полезных ископаемых, находящихся в границах данного участка).

Правовые нормы, связанные с регулированием земельных правоотношений, содержатся в источниках административного и уголовного права – меры ответственности за совершение земельных правонарушений; жилищного права – нормы о праве граждан на получение земельного участка под жилищное строительство и др.

Особое место среди источников земельного права занимают международные  двусторонние договоры, касающиеся земельных  отношений, заключенные в установленном  порядке или утвержденные компетентным государственным органом РФ, договоры, заключенные РФ с ее субъектами.

К этой же группе относятся типовые  договоры, позволяющие раскрыть содержание земельно-правовых норм, различные  санитарные нормы и правила.

Не являются источниками земельного права правовые акты индивидуального  значения, т. е. акты применения права (решение местной администрации, адресованное конкретному гражданину либо организации).

Не рассматриваются также принимаемые  Пленумом Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда РФ постановления, содержащие руководящие разъяснения судам по вопросам применения земельного законодательства и разрешения земельных споров.

7. ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Под источниками земельного права понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их обязательными. Источники земельного права – это юридические формы, действующие с разной эффективностью и выражающие признаки правоотношений.

Видами источников права могут являться следующие:

Информация о работе Земельный строй России с 1990 года по настоящее время