Земельный сервитут: понятие, содержание, порядок установления и виды. Прекращение сервитута

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:39, реферат

Описание

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Содержание

Введение. 3
Понятие земельного сервитута. 6
Виды земельных сервитутов. 9
Заключение. 18
Список литературы. 20

Работа состоит из  1 файл

сервитут.docx

— 47.03 Кб (Скачать документ)

 

 

Реферат

 

на тему «Земельный сервитут: понятие, содержание, порядок установления и виды. Прекращение сервитута».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

Введение. 3

Понятие земельного сервитута. 6

Виды земельных сервитутов. 9

Заключение. 18

Список литературы. 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Собственник недвижимого  имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях  и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования  соседним участком (сервитута).

Сервитут1 может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута2.

Среди вещных прав на землю он занимает особое место как право ограниченного пользования чужим земельным участком. Можно согласиться с Копыловым А.В3., утверждающим, что «земельные сервитуты – самое старое и первоначально единственное право на чужую вещь».

Возникновение и развитие института сервитутов находится  в прямой зависимости с развитием  института частной собственности  на землю. Как правило, обособленный земельный участок не имеет всех тех свойств и качеств, которые  необходимы для нормального его  использования: например, на данном участке  нет воды или этот участок не имеет  прямого выхода к общей дороге и т.п. Для того чтобы пользование  данным земельным участком было возможно и хозяйственно целесообразно, возникает  потребность в пользовании соседней землей.

Такого рода вопросы были легко разрешимы в то время, когда  земля находилась в общественной собственности (племени, рода, общины). Но с возникновением права частной земельной собственности собственник земельного участка не обязан был помогать соседу, не имевшему на своей земле воды, пастбища и т.п. В связи с этим настала актуальная потребность в закреплении за собственником одного земельного участка права пользования в известном отношении чужой землей, обычно землей соседа. Земельные участки, отрезанные от публичной дороги землями других собственников или лишенные воды и других естественных благ, нельзя было использовать без предоставления собственнику этого земельного участка права пользоваться в соответствующем отношении чужой землей.

Подобного рода потребности  в римском праве4 удовлетворялись двумя путями. Можно было договориться с соседом о том, чтобы он принял на себя определенное обязательство в пользу данного собственника земли: например, чтобы он обязался давать собственнику данного участка выход через свою землю на общественный проезд, или чтобы он обязался давать ему ежедневно десять ведер воды и т.п. Однако этот путь был не вполне надежным потому, что такое обязательство имело личный характер: например, стоило собственнику земли, принявшему на себя подобного рода обязательство, продать свой участок, и пользование этой землей со стороны соседа могло продолжаться только при условии согласия нового собственника.

Впервые сервитуты упоминаются  в источниках римского права. Законы 12 таблиц предусматривали 4 сервитута: право прохода и проезда верхом; право прохода скота и проезда  в легких повозках; право пользования  вымощенной дорогой для перевозки  тяжелых грузов; право провести воду через чужую землю. При этом предметом  сервитута считалось не право  пользования чужой вещью в  определенном отношении, а непосредственно  та часть чужого имущества, которой  пользовался сервитуарий.

Право ограниченного пользования  чужим земельным участком имело  место и в законодательстве дореволюционной  России и устанавливалось сначала в виде «права угодий». Само слово «сервитут» было введено в общерусское законодательство только в 18 веке и определялось как «вещное право пользования чужим имуществом в определенном отношении, не обязывающее собственника к положительным действиям». Сервитуты подразделились на личные, принадлежащие лицу как конкретной личности, и земельные, принадлежащие субъекту как собственнику определенной недвижимости. При этом земельный сервитут означал «вещное право собственника господствующей недвижимости пользоваться в известном отношении чужой недвижимостью, кто бы ни был ее собственником». Перечень сервитутов был установлен в Своде законов гражданских земельных сервитутов, Уставе лесном и Особом приложении к книге 4 тома 9 Свода законов Российской империи.

«Сервитут как право ограниченного  пользования чужим земельным  участком в земельном праве СССР и в Земельном кодексе РСФСР  отсутствовал, а реальные отношения в этой области регулировались с помощью институтов постоянного или временного пользования сенокосами, пастбищами либо через установление в законах прав на побочные лесные, водные пользования или иные законодательные инструменты»5.

Таким образом, сервитут означал  право обладания частью чужой  земли, предоставленной в пользование  владельца сервитута. Позднее сервитут был признан особым вещным правом и стал означать право пользования  чужим земельным участком.

 

 

 

 

Понятие земельного сервитута.

 

 

Земельный сервитут - право ограниченного пользования чужим земельным участком, зданием, сооружением и другим недвижимым имуществом).

Гражданское законодательство вводит понятие права ограниченного  пользования земельным участком - сервитут, которое обременяет чужой  земельный участок и устанавливается  либо по соглашению между собственниками по требованию одного из них, либо соглашением  между собственником и землепользователем или землевладельцем. Также договор  о сервитуте может быть заключен в силу прямо указания закона.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего  участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Собственник участка, обремененного  сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено  законом, требовать от лиц, в интересах  которых установлен сервитут, соразмерную  плату за пользование участком. Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

При этом выделяют частный сервитут и публичный сервитут. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

В современном российском законодательстве впервые институт сервитутов появился в 1994г. В «Основных положениях государственной приватизации государственных и муниципальных предприятий после 1 июля 1994 г.», утвержденных Указом Президента РФ от 22.07.1994 г. № 1535, устанавливались 3 вида публичных сервитутов, которыми обременялись собственники приобретенных застроенных земельных участков для обеспечения следующих общественных нужд:

  1. безвозмездного и беспрепятственного использования объектов общего пользования (пешеходные и автомобильные дороги, объекты инженерной инфраструктуры), которые существовали на момент передачи земельного участка в собственность;
  2. размещения на участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  3. доступа на участок соответствующих муниципальных нужд для ремонта объектов инфраструктуры.

Впоследствии сервитут был закреплен  в ст. 216, ст. 274 – 277 ГК РФ и ст. 23 ЗК РФ. Помимо ГК РФ и ЗК РФ нормы о  сервитутах содержатся в Водном кодексе  РФ, Лесном кодексе РФ, Градостроительном  кодексе РФ, ФЗ от 25.06.96г. «О товариществах собственников жилья», ФЗ от 21.01.01. «О приватизации государственного и муниципального имущества» и ряде других. В большинстве из указанных актов сервитут определяется как право ограниченного пользования чужой недвижимостью (п.1 ст. 274 ГК РФ; п.3 ст. 64 Градостроительного кодекса; п. 1 ст. 8 ФЗ «О товариществах собственников жилья» и др.).

Установление на вещь сервитутного права не означает непременно отстранение собственника от пользования этой вещью: например, предоставив соседу сервитут на право выпаса скота на данном участке, собственник участка сохраняет право пасти и свой скот на том же участке. Однако в тех случаях, когда одновременное пользование и собственника, и субъекта сервитутного права в силу различных причин невозможно, то преимущественное право пользования принадлежит субъекту сервитутного права. Другими словами, при коллизии сервитута с правом собственности право собственности уступает (собственник, устанавливая сервитут на свою землю, тем самым себя ограничивает).

Поскольку сервитут всегда приносит определенные неудобства, законодатель, понимая это, установил, что введение сервитута должно быть наименее обременительным  для земельного участка, в отношении  которого он установлен, и предусмотрел определенные гарантии для собственника земельного участка, обремененного  сервитутом. Пункт 7 ст. 23 ЗК РФ допускает  для такого собственника право требовать  изъятия, в том числе путем  выкупа земельного участка с возмещением  убытков или предоставления равноценного участка также с возмещением  убытков, если установленный публичный  сервитут приводит к невозможности  использовать обремененный сервитутом земельный участок. Собственник  вправе требовать и соразмерную  плату от органов публичной власти, установившей сервитут (п. 7 ст. 23 ЗК РФ).

Исходя из вышесказанного, можно  определить сервитут как вещное право пользования чужой вещью в том, или ином отношении. Такое право вызывается необходимостью сгладить неудобства и затруднения, возникающие при существовании права частной собственности на землю вследствие неравномерности распределения естественных благ между отдельными земельными участками.

 

Виды земельных сервитутов.

 

 

Как отмечалось выше, назначение земельного сервитута - восполнить недостающие  конкретному земельному участку  блага или свойства и удобства. С этой точки зрения римские юристы, ставя предиальные сервитуты в параллель с плодородием участка, его размерами и другими категориями, выражали ту мысль, что предиальный сервитут не обслуживает данное лицо, которому принадлежит земельный участок, а поднимает вопрос полезности этого участка вообще. Отсюда вытекало требование, чтобы сервитут состоял в пользовании постоянным свойством служащего земельного участка, обеспечивающим длительное удовлетворение потребности.

По общему правилу земельные  участки должны быть соседними, однако, для позднейшего права для  установления сервитута иногда признавалось достаточным, чтобы было фактически возможно и необходимо пользование  одним участком в интересах другого  независимо от их взаимного расположения.

Среди земельных сервитутов различались сельские, устанавливаемые  в пользу полевых и незастроенных  участков, и городские, устанавливаемые  в пользу застроенных (городского типа) участков. Из числа сельских сервитутов известны дорожные (iter - право проходить и проезжать через соседний участок, via - право перевозить тяжести, actus - право прогонять скот), сервитуты водные (aquaeductus - право провести воду с соседнего участка, aquaehaustus - право черпать воду на соседнем участке), пастбищные (право пасти скот на соседнем участке). Типичные городские сервитуты: право опереть постройку на стену соседа, право вделать балку в стену соседа, право света, право вида (т.е. чтобы сосед не закрывал вида своей постройкой) и т.д.

Действующее российское законодательство не содержит единый перечень сервитутных прав, однако подразделяет сервитуты на публичные и частные (в зависимости от количества субъектов, в чьих интересах устанавливается сервитут), на постоянные и срочные (в зависимости от срока, на который устанавливается сервитут). Разделение сервитутов на публичные и частные закреплено в Водном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ, Земельном кодексе РФ и других нормативных актах До рассмотрения публичного и частного сервитута в своей работе в отдельности хотелось бы выделить общие нормы действующего законодательства, которые распространяются как на публичные, так и на частные сервитуты.

Общей является норма ст. 274 ГК РФ о том, что обременение  земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения. На публичный  и частный сервитут распространяются положения п.1 ст.275 ГК РФ о сохранении сервитута в случае перехода прав на земельный участок, обремененного  сервитутом, к другому лицу. Согласно п.2 ст. 275 ГК РФ сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения, использования которого сервитут установлен.

Сервитуты подлежат государственной  регистрации в соответствии со ст. 27 ФЗ от 21.07.97г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Круг документов, предоставляемых на регистрацию публичного земельного сервитута, закрепляется в специальных актах субъекта Федерации или муниципального образования. Для регистрации сервитута в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, необходимо представить:

Информация о работе Земельный сервитут: понятие, содержание, порядок установления и виды. Прекращение сервитута