Сущность и содержание крестьянской реформы 1861г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 20:27, реферат

Описание

Отмена крепостного права в России явилась условием, обеспечивающим утверждение капитализма. Причиной, заставившей правительство пойти на реформы, был кризис феодально-крепостнической системы. Существование крепостного права обусловливало экономическую и политическую отсталость России. Развитие промышленности, подъем сельского хозяйства были невозможны при сохранении крепостничества. Кризис феодально-крепостнической системы вызывал обострение классовых противоречий, что находило свое выражение в развитии антифеодальной идеологии, в росте крестьянского движения, особенно в 50-е годы. Поэтому вопрос о крепостном праве и его ликвидации являлся центральной проблемой общественно-идейной борьбы в первой половине XIX в. в России.

Работа состоит из  1 файл

Сущность и содержание крестьянской реформы 1861г (Карчемова).docx

— 176.52 Кб (Скачать документ)

     Подрывался  также натуральный характер крестьянских хозяйств. Чтобы заплатить налоги, барщинные крестьяне должны были продать в среднем не менее  четверти собранного хлеба. В зажиточных крестьянских хозяйствах излишки хлебов составляли более 30% валового сбора. Именно эти крестьяне применяли наемный  труд и машины, теснее были связаны  с рынком, из их среды выходили торговцы, ростовщики, владельцы мастерских и  фабрик. Значительно шире и быстрее  все эти процессы протекали в  государственной деревне. Среди  государственных крестьян было много хозяев, которые засевали десятки, а некоторые - на Юге, в Сибири и на Урале - сотни десятин земли, имели образцовые хозяйства с применением машин, наемных рабочих, улучшенных пород скота и пр. Сами крестьяне изобретали улучшенные орудия и машины. На выставках в 40-х гг. XIX в. экспонировались молотилки и веялки крестьянина В. Сапрыкина, молотильная машина Н. Санина, сенокосная машина А. Хитрина, льнотрепальная машина X. Алексеева и др. В одной Вятской губернии в 1847 г. было несколько сот доходных крестьянских хозяйств. Значительно больше их было в Предкавказье, где государственные крестьяне производили хлеба в 20 раз больше, чем помещики.

     Крестьянское  хозяйство всех категорий к середине XIX в. сосредоточило 75% посевов зерновых и картофеля, давало 40% товарного  хлеба, большую часть товарной продукции  скотоводства, огородничества, садоводства. Это обстоятельство делало невозможным  безземельное освобождение крестьян. В то же время крепостное право, как  тяжелые путы, мешало развитию крестьянского  хозяйства, сковывало инициативу зажиточных, вело к разорению миллионов дворов, делало невыносимым гнет помещиков,

     С конца 30-х гг. в России начался  промышленный переворот, который проходил бурными темпами. В обрабатывающей промышленности число крупных предприятий  и рабочих с 1825 по 1860 г. возросло в 3 раза. При этом оснащенность предприятий  машинами и производительность труда  увеличивались быстрее в десятки  раз. Так, в 1828 г. применялись прядильные машины с 30 тыс. веретен, а в 1860 г. было 2 млн. веретен (рост в 66 раз).

     Применение  сложных машин на фабриках было невозможно при крепостном труде, так как  крепостные крестьяне нередко ломали и портили вводимые новые механизмы. Поэтому к таким машинам нанимали вольнонаемных рабочих (в 1860 г. в  обрабатывающей промышленности их было- 85%). [2].

     Но  дальнейший рост применения наемного труда, а значит, и всего производства тормозился крепостными отношениями. В стране не было свободных рабочих, большинство вольнонаемных работников были оброчными помещичьими или  государственными крестьянами. А фабрике  нужны были постоянные квалифицированные  рабочие. В большинстве крупных  стран Европы феодальные отношения  были к этому времени ликвидированы, и они стали обгонять Россию по развитию промышленности. Если в 1800 г. Россия и Англия выплавляли одинаковое количество чугуна, то в 1850 г. соотношение  было 16 млн. в России против 140 млн. в  Англии. Расплата за отсталость не замедлила  сказаться: через 40 лет после блестящих  побед в Отечественной войне  Россия потерпела жестокое поражение  в Крыму. Крымская война обнажила противоречия, заставила царизм и  часть правящего класса задуматься. Все это наложилось на рост крестьянской борьбы, вызвавшей революционную  ситуацию в стране и привело к  падению крепостного права в  России.

    1. Планы проведения крестьянской реформы

     Подготовка  крестьянской реформы заняла 4 года.

     Александр II высказал два исключающие друг друга положения, отнюдь не успокоившие  московских крепостников. С одной  стороны, царь заявлял о своем  нежелании отменить крепостное право, с другой - указал на необходимость  все же осуществить эту реформу. Однако это выступление нельзя рассматривать, как начало подготовки реформы. Во-первых, сам Александр II, понимая необходимость  отмены крепостного права, вместе с  тем всячески оттягивал это решение, и, во-вторых, приступить к подготовке отмены крепостного права без  согласия дворянства, интересы которого выражал царизм, было невозможно. В  результате всех этих причин на протяжении 1856 года ничего не было сделано по подготовке реформы, за исключением попытки  выяснить отношение к этому вопросу  дворянства и добиться того, чтобы  оно само ходатайствовало перед  царем об отмене крепостного права, но дворянство упорно уклонялось от ходатайств по этому вопросу.

     3 января 1857 года был открыт Секретный  комитет «для обсуждения мер  по устройству быта помещичьих  крестьян» под председательством  самого царя. При обсуждении вопроса  об отмене крепостного права  комитет отметил, что волнение  умов «при дальнейшем развитии  может иметь последствия более  или менее вредные, даже опасные.  Притом само по себе крепостное  состояние есть зло, требующее  исправления, для успокоения умов  и для упрочнения будущего  благосостояния государства необходимо  приступить к подробному пересмотру  всех до ныне изданных постановлений  о крепостных людях с тем,  чтобы при этом пересмотре  были положительно указаны начала, на которых может быть приступлено  к освобождению у нас крепостных  крестьян, впрочем, к освобождению  постепенному, без крутых и резких  переворотов, по плану, тщательно  и зрело во всех подробностях  обдуманному» . [11].

     В соответствии с этим решением 28 февраля  того же года была учреждена специальная  “Приуготовительная комиссия для пересмотра постановлений и предположений  о крепостном состоянии” в составе  Гагарина, Корфа, генерал-адъютанта  Ростовцева и государственного секретаря  Буткова. «Приуготовительная комиссия»  должна была рассмотреть законодательство по крестьянскому вопросу, а также  различные записки и проекты, посвященные вопросу об отмене крепостного  права. Однако члены комиссии, рассмотрев все эти материалы, не смогли прийти к какому-либо определенному решению  и ограничились изложением личного  мнения по этому вопросу.

     В конце октября 1857 г. в Министерстве внутренних дел были разработаны  «Общие начала для устройства быта крестьян», предусматривающие:

     1. вся земля является собственностью  помещиков;

     2. ликвидация крепостной зависимости  должна происходить постепенно, в течение 8-12 лет;

     3. «ввидах предотвращения вредной  подвижности и бродяжничества  в сельском населении, увольнение  крестьян из личной крепостной  зависимости должно быть сопряжено  с обращением в собственность  их усадеб, находящихся в их  пользовании с небольшими участками  огородной и выгонной земли  всего от полудесятины до десятины  на каждый двор».[2].

     20 ноября 1857 года Александром II был  дан «высочайший» рескрипт Виленскому генерал-губернатору Назимову, в котором дворянству этих губерний разрешалось приступить к составлению проектов «об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян». Таким образом, подготовка реформы отдавалась целиком в руки дворянства. Составление проектов должно было осуществиться на основе следующих положений:

     1. Помещикам сохраняется право  собственности на всю землю,  но крестьянам оставляется их  усадебная оседлость, которую  они в течение определенного  времени приобретают в свою  собственность посредством выкупа; сверх того, предоставляется в  пользование крестьян надлежащее, по местным удобствам, для обеспечения  их быта и для выполнения  их обязанностей перед правительством  и помещиком, количество земли,  за которое они или платят  оброк, или отбывают работу  помещику.

     2. Крестьяне должны быть распределены  на сельские общества, помещикам  же предоставляется вотчинная  полиция.

     3. При устройстве отношений помещиков  и крестьян должна быть обеспечена  исправная уплата государственных  податей и денежных сборов. [5].

     Так, крестьяне должны были получить личную свободу, но остаться в полуфеодальной зависимости от помещиков. Рескрипт Назимову об открытии дворянских комитетов  не должен был распространяться на другие губернии - “Мера сия не только предупредит распространение вредных  толков и слухов, но и познакомит дворянское сословие внутренних губерний с теми подробностями, кои предписаны для трех западных губерний и кои со временем могут быть применены и к прочим губерниям России”.

     После смерти Ростовцева, председателем редакционных комиссий был назначен министр юстиции  граф В.Н. Панин, известный консерватор. На каждом последующем этапе обсуждения в проект вносились те или другие поправки крепостников. Реформаторы  чувствовали, что проект все более  сдвигается от “золотой середины”  в сторону ущемления крестьянских интересов. Тем не менее, обсуждение реформы в губернских комитетах  и вызов дворянских представителей не остались без пользы. Милютин  и Самарин (главные разработчики реформы) поняли, что она не может  осуществляться на одинаковых основаниях во всей стране, что нужно учитывать  местные особенности. Так, в черноземных  губерниях главную ценность представляет земля, в нечерноземных - крестьянский труд, овеществленный в оброке. Они  поняли также, что нельзя без подготовки отдавать помещичье и крестьянское хозяйства во власть рыночных отношений; требовался переходный период. Они  утвердились в мысли, что крестьяне  должны быть освобождены с землей, а помещикам следует предоставить гарантированный правительством выкуп. Эти идеи и легли в основу законоположений  о крестьянской реформе.

 

  1. Крестьянская  реформа 1861 года в  России

     Подготовка  реформы сначала велась тайно. Затем  к ней были привлечены широкие  круги дворянства: в 1858 году во всех губерниях (кроме Архангельской, где  не было крепостных крестьян) были созданы  выборные дворянские комитеты для составления  проектов реформы. Центральное руководство  подготовкой реформы сосредоточилось  в созданном в 1858 году Главном  комитете по крестьянскому делу. Для  сведения воедино материалов губернских комитетов при Главном комитете были созданы редакционные комиссии. Ни торгово-промышленная буржуазия, ни тем более крестьянство к подготовке реформы не были допущены. А готовившие реформу дворяне стремились к  тому, чтобы обеспечить свои собственные  интересы.

     Центральным вопросом реформы был вопрос о  том, освобождать крестьян с землей или без земли. По этому вопросу  шли споры между группами крепостников и либералов. К крепостникам принадлежала феодально- бюрократическая знать, а также помещики, хозяйство которых  базировалось на отработанной ренте. Либералы выражали интересы торгово-промышленной буржуазии и обуржуазившихся  помещиков. Борьба между ними была не принципиальной: и крепостники, и  либералы стояли за отмену крепостного  права при сохранении помещичьего  землевладения и самодержавия, но либералы хотели несколько ограничить царский абсолютизм и были против освобождения крестьян без земли. Конечно, оставить крестьян совсем без земли  было невозможно. Но помещики черноземных  губерний, где земля высоко ценилась, стремились освободить крестьян с минимальным  наделом и за выкуп. Такое "освобождение" сохраняло у помещиков почти  всю землю и обеспечивало их хозяйство  рабочими руками. Помещики нечерноземных  губерний, где земля не представляла такой ценности, считали возможным  освобождение крестьянина с землей за высокий выкуп; так помещики получали капитал для ведения капиталистического хозяйства на оставшейся у них  земле. [1].

     Существовала  также классовая борьба вокруг реформы. Интересы народных масс в царских  комитетах и комиссиях не представлял  никто. Основная борьба вокруг реформы  велась не между дворянскими группировками, а между помещиками и самодержавием, с одной стороны, и крестьянством - с другой. Интересы крестьян выражали революционные демократы, в своих  выступлениях они призывали к  полной ликвидации крепостничества  и помещичьего землевладения, к  передаче всей земли крестьянам без  всякого выкупа. Борьба революционных  демократов, непрекращающиеся крестьянские волнения заставили царское правительство  отказаться от наиболее реакционных  вариантов реформы и пойти  на некоторые уступки крестьянству. Было принято компромиссное, примирившее  всех помещиков решение освободить крестьян с минимальным наделом  земли за выкуп. Такое освобождение обеспечивало помещиков, как рабочими руками, так и капиталом. [9].

     В октябре 1860 г. Проект освобождения крестьян был уже готов и поступил в  Государственный Совет, состоялось заседание , которое сам император  открыл речью:

     «Я  в праве требовать» – сказал государь членам Совета, – «от вас одного, чтобы вы, отложив все личные интересы, действовали как государственные  сановники, облеченные моим доверием…  Я надеюсь, что Бог нас не оставит  и благословит кончить это  дело для будущего благоденствия  любезного нашего отечества…» [12].

     Закон об отмене крепостного права (манифест об освобождении крестьян) – «Положение о крестьянах вышедших из крепостной зависимости» - был подписан Александром II 19 февраля 1861 года. За свою крестьянскую реформу Александр II был назван «Царем Освободителем».

     В отличие от других стран крестьяне  при освобождении получали землю. За землю, которую они получали от помещиков, платило государство; государству  же стоимость земли должны были выплачивать  сами крестьяне в течение 49 лет. 85 % крестьян выкупили землю за 20 лет. В 1905 году правительство аннулировало остающийся крестьянский долг. Крестьяне получили землю не в личную собственность, а в собственность «общины» (деревни, села). Община явилась маленькой демократической ячейкой. Все местные вопросы в ней решались большинством голосов. Важнейшей задачей в общине было справедливое распределение "общей" земли между отдельными хозяйствами. Большие семьи получали больше земли, маленькие - меньше. Но, так как состав семей менялся, приходилось довольно часто перераспределять землю. Таким образом, крестьянские хозяйства не имели постоянной земли.

Информация о работе Сущность и содержание крестьянской реформы 1861г