Шпаргалка по "Земельному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 18:06, шпаргалка

Описание

1. Земельное право как отрасль и как наука.
2. Предмет земельного права, субъекты и объекты земельных отношений.
3. Метод правового регулирования земельных отношений.
4. Система отрасли земельного права.
5. Понятие и система источников земельного права.
6. Основные принципы земельного законодательства.
7. Конституционные основы земельного права.
8. Нормы гражданского законодательства, регулирующие земельные отношения.
9. Нормы экологического и градостроительного законодательства, регулирующие земельные отношения.
10. Структура и содержание Земельного кодекса РФ.
11. Федеральные земельные законы, законодательные акты субъектов Российской Федерации.
12. Подзаконные акты - источники земельного права, иные акты органов государства.
13. Акты органов местного самоуправления, нормативные договора - источники земельного права.
14. Возникновение и прекращение земельных правоотношений.
15. Понятие права собственности на землю.
16. Право частной собственности на землю.
17. Понятие и виды государственной собственности на землю, правовые основы ее разграничения.
18. Право муниципальной собственности на землю, разграничение государственной и муниципальной собственности на землю.
19. Понятие ограниченных вещных и иных прав на землю.
20. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
21. Право безвозмездного срочного пользования земельным участком.
22. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком.
23. Понятие аренды земельных участков, договор аренды.
24. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).
25. Общая характеристика снований возникновения прав на землю.
26. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
27. Порядок предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам.
28. Ограничения оборотоспособности земельных участков.
29. Сделки с земельными участками, влекущие за собой смену собственника.
30. Сделки с земельными участками, не сопровождающиеся сменой собственника.
31. Государственная регистрация земельных участков и сделок с ними.
32. Основания прекращения ограниченных вещных прав на земельные участки.
33. Основания прекращения обязательственных прав на земельные участки.
34. Порядок изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
35. Права и обязанности собственников земельных участков.
36. Права и обязанности и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию и охране земли.
37. Осуществление и защита прав на землю в Российской Федерации.
38. Понятие и порядок рассмотрения земельных споров.
39. Понятие и формы платы за землю.
40. Правовые основы оценки земли.
41. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере земельных отношений.
42. Понятие и система государственного управления в сфере использования и охраны земель.
43. Состав земель России, понятие и виды правового режима земель.
44. Система органов исполнительной власти в сфере земельных отношений.
45. Муниципальное, производственное управление в сфере использования и охраны земель.
46. Понятие и состав функций государственного управления в сфере использования и охраны земель.
47. Формирование информационного ресурса в сфере использования и охраны земель.
48. Понятие государственного мониторинга земель.
49. Государственный кадастр недвижимости.
50. Организационно-правовой режим землеустройства.
51. Понятие, задачи и порядок осуществления государственного земельного контроля.
52. Муниципальный, общественный и производственный земельный контроль.
53. Общая характеристика ответственности за земельные правонарушения.
54. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения.
55. Административная ответственность за земельные правонарушения.
56. Уголовная ответственность за земельные правонарушения.
57. Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями.

58. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.
59. Правовой режим земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества.
60. Правовой режим земель сельскохозяйственных организаций.
61. Понятие правового режима земель населенных пунктов.
62. Правовые основы планирования и застройки земель населенных пунктов.
63. Правовой режим земель промышленности, транспорта и иного специального назначения.
64. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий.
65. Правовой режим земель лесного фонда.
66. Правовой режим земель водного фонда.
67. Понятие и правовой режим земель запаса.

Работа состоит из  1 файл

шпоры ЗП ответы.doc

— 316.50 Кб (Скачать документ)

Содержание права собственности на землю - правомочие владения, пользования и распоряжения земельным участком.

Владение земельным участком - это обладание им как своим.

Пользование землей - это возможность извлекать ее полезные свойства. По российскому законодательству земля должна использоваться в соответствии с ее целевым назначением, определяемым принадлежностью к той или иной категории земель.

Отношения собственности на природные ресурсы регулируются:

1) Конституцией РФ;

2) Гражданским кодексом РФ;

3) природно-ресурсным и природоохранительным законодательством России и субъектов Федерации;

4) Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. 2144 «О федеральных природных ресурсах»;

5) Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю».

Согласно Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ).

Хотя Конституцией РФ, помимо государственной, частной и муниципальной, установлена возможность существования и иных форм собственности, земельное законодательство останавливается пока только на трех перечисленных.

Особенность права собственности на землю в России - виды прав на землю определены в законодательстве «по субъекту». В зависимости от субъекта, обладающего правами на землю, устанавливается объем прав и обязанностей, составляющих содержание того

или иного вида права собственности на землю.

Действующее законодательство позволяет назвать и другие особенности права собственности на земельные участки:

1) доминирующим субъектом отношений собственности выступают граждане;

2) большая часть земельных участков, предоставленных в собственность, - это земли сельскохозяйственного назначения;

3) при распоряжении земельными участками устанавливаются некоторые ограничения - существуют земли, изъятые из гражданского оборота; распоряжение земельным участком возможно лишь сохраняя его целевое назначение.

Права всех субъектов права собственности равны и защищаются способами, установленными законом. 

16. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

Современное законодательство позволяет назвать несколько видов частной собственности на землю:

1)собственность индивидуальная, т. е. земельные участки предоставляются в собственность для ведения огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства и т. д.

Собственником земельных участков могут выступать:

а) граждане;

б) граждане иностранных государств и лица без гражданства;

в) юридические лица, включая иностранные, которые на основании ст. 36 Конституции РФ вправе по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им земельными участками, использовать для бытовых, предпринимательских и иных целей, совершать различные сделки, в том числе и по отчуждению), но в пределах, предусмотренных законодательством, т. е. если это не на носит ущерба окружающей природной среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в силу закона не может принадлежать гражданам и юридическим лицам.

ЗК РФ установил перечень земель, изъятых из оборота, которые не могут находиться в частной собственности, и земель, ограниченных в обороте, которые не подлежат передаче в частную собственность (кроме случаев, установленных федеральным законом);

2) общая собственность. Ее субъекты, как и любые другие, обладают правомочиями и несут юридическую ответственность (например, участники крестьянского (фермерского) хозяйства).

Отличительная черта этого вида собственности - ее субъектами выступают несколько граждан или юридических лиц. Выделяют:

а) общую совместную собственность;

б) общую долевую собственность;

3) собственность юридического лица, при которой собственниками земли могут быть все коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий и финансируемых собственниками учреждений. Земельные участки могут быть как переданы в собственность юридического лица в качестве вкладов их учредителями, так и приобретены этим юридическим лицом по иным основаниям.

Иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства не могут обладать земельными участками на праве собственности, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами (п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ). На всех остальных территориях, кроме перечисленных в статье, указанные лица могут приобретать земельные участки в собственность.

Участками земли из земель сельскохозяйственного назначения иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также

юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 %, в соответствии со ст. 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения 2002 г. могут обладать только на праве аренды. 

17.ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ В РФ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОБЪЕКТЫ, СУБЪЕКТЫ, СОДЕРЖАНИЕ

Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образовании (ст. 16 ЗК РФ).

Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю» закрепляется разграничение государственной собственности на землю на:

1) собственность РФ (федеральную собственность);

2) собственность субъектов РФ;

3) собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).

Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в России является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам

(собственность субъекта Федерации).

От имени РФ и ее субъектов права собственника реализуют органы государственной власти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ). Государство (в лице РФ и ее субъектов) в земельных отношениях может выступать в одной из двух ролей:

1) в качестве суверена, устанавливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функции, названные в ст. 9, 10 Земельного кодекса;

2) в качестве собственника земельных участков. В последнем случае оно пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники земельных участков.

Процедура проведения разграничения государственной собственности на землю установлена Федеральным законом от 17 июля 2001 г. 101 -ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

Момент возникновения права собственности на земельные участки у РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований связан с моментом государственной регистрации права собственности на земельные участки.

Основанием государственной регистрации права собственности являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые, соответственно, у РФ, ее субъектов и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю. В ст. 17 ЗК РФ установлены основания возникновения федеральной собственности на землю. Помимо разграничения в соответствии с вышеуказанным законом, к таковым относятся:

1) приобретение Российской Федерацией земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;

2) признание федеральными законами нахождения отдельных земельных участков в федеральной собственности. 

18. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ: ПОНЯТИЕ, ОБЪЕКТЫ, СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Муниципальная собственность на землю возникает:

1) в результате разграничения государственной собственности на землю в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю»;

2) в случае приобретения земельных участков, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, по основаниям, установленным гражданским законодательством (ст. 19 Земельного кодекса РФ).

Территорию муниципального образования составляют (ст. 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»):

1) земли городских, сельских поселений;

2) прилегающие к ним земли общего пользования;

3) рекреационные зоны;

4) земли, необходимые для развития поселений;

5) другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (или в случаях, установленных законом, иные лица по специальному поручению органов местного самоуправления). В муниципальной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми не только федеральными законами, но и принятыми в соответствии с ними законами субъекта РФ. Что касается гражданско-правовых оснований приобретения муниципальной собственности на земельные участки, то в отличие от государственной собственности она может возникать в порядке ст. 225 Гражданского кодекса РФ и на бесхозные земельные участки, от которых отказались собственники.

При разграничении государственной собственности на землю в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность не передаются.

Гражданско-правовыми основаниями возникновения муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах РФ являются:

1) признание федеральным законом земельного участка находящимся в муниципальной собственности;

2) приобретение земельного участка муниципальным образованием по основаниям, установленным гражданским законодательством.

При разграничении государственной собственности на землю в собственность того или иного муниципального образования переходят земли, находящиеся в границах этого требования. Однако муниципальное образование может приобрести, например купить, земельный участок, находящийся за пределами территории муниципального образования. Точно так же субъект РФ или непосредственно Российская Федерация могут передать безвозмездно в собственность муниципального образования любой участок, в том числе и находящийся за пределами его границ. Передача земельных участков в муниципальную собственность в городах Москве и Санкт-Петербурге регулируется их собственными законами, ими может быть предусмотрена и возмездная передача земельных участков. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (п. 1 ст. 15 ЗК РФ). 

19. ВИДЫ ВЕЩНЫХ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

В Земельном кодексе РФ закреплена следующая система прав на землю лиц, не являющихся собственниками:

1) постоянное пользование земельными участками;

Информация о работе Шпаргалка по "Земельному праву"