Правовой режим земель водного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 01:31, курсовая работа

Описание

Первый Водный кодекс Российской Федерации был принят 30 июня 1972 года: несомненно, он олицетворял большой прогресс российского водного права. В его содержании (114 статей, объединенных в шесть разделов) почти все было новым по тому времени. Новыми были понятие "водный объект" и юридическая категория "воды", классификация видов водопользования и разрешительный порядок предоставления права пользования конкретными водными объектами, приоритет хозяйственно-питьевого водопользования и всесторонняя охрана вод от загрязнения, засорения и истощения. Система водных правоотношений, сложившаяся на базе Водного кодекса 1972 года, вписалась в общую систему экологических правоотношений в Российской Федерации и функционировала исправно. Если она и была в чем-то слабой и колебалась, то только вместе с "линией партии". Было принято активное участие в разработке законопроекта, и не менее активно внедряли его положения в жизнь, опубликовались работы "Обеспечение правопорядка на воде", "Есть Водный кодекс. Дело за исполнением", "Теоретические основы права пользования водами в СССР" и другие.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятия водных объектов.
Глава 2. Виды водных объектов. Предоставление, ограничение, приостановление или запрещение использования водных объектов.
2.1. Виды водных объектов.
2.2. Порядок предоставления водного объекта в особое пользование.
2.3. Ограничение, приостановление или запрещение использования водных объектов.
2.4. Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения).
Глава 3.Субъекты и объекты права водопользования.
3.1. Субъекты права водопользования.
3.2. Объекты права водопользования.
Глава 4. Правовая охрана вод.
4.1. Ответственность за нарушения водного законодательства.
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по земельному праву.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

    В целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также лечебных, курортных и оздоровительных нужд населения, устанавливаются зоны и округа санитарной охраны.

    Водным  кодексом РФ регулируются также вопросы  аварийного загрязнения вод в  результате залповых сбросов вредных веществ, определяются понятия зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия на водных объектах7, предусматриваются меры предупреждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод (наводнений, затоплений, разрушения берегов, плотин и т. д., заболачивания и засоления земель, эрозии почв, селей и др.).

    Законодательством предусмотрено создание различных  категорий особо охраняемых водных объектов - природных экосистем, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые полностью или частично, постоянно или временно изымаются из хозяйственной деятельности. Это могут быть участки внутренних морских вод, водно-болотные угодья, водотоки и водоемы, отнесенные к уникальным природным ландшафтам, зоны охраны истока или устья водных объектов, места нереста ценных видов рыб и др. Специальным Федеральным законом «Об охране озера Байкал» установлен особый правовой режим охраны уникальной экологической системы - Байкальской природной территории, которая является природным объектом всемирного наследия. 

4.1. Ответственность за нарушения водного законодательства 

    В случае нарушения закрепленных законом  правил рационального использования  вод, невыполнения установленных мер  по их охране наступает юридическая  ответственность - административная, уголовная, гражданско-правовая  и иная.

    Нормы Водного кодекса РФ не содержат перечня водных нарушений и имеют отсылочный характер. Согласно ст. 130 лица, виновные в нарушении водного законодательства РФ, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

    Административная  ответственность в виде штрафа наступает по нормам Кодекса об административных правонарушениях.

    Штрафы  налагаются должностными лицами специально уполномоченного государственного органа управления использованием и  охраной водного фонда за следующие  виды водных нарушений:

    - самовольный захват водных объектов, самовольное водопользование, переуступку права водопользования, а также совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на воды;

    - загрязнение и засорение вод,  нарушение водоохранного режима на водосборах, вызывающее их загрязнение, водную эрозию почв и другие вредные явления;

    - ввод в эксплуатацию предприятий,  коммунальных и других объектов  без сооружений и устройств,  предотвращающих загрязнение и  засорение вод или их вредное воздействие;

    - забор воды с нарушением планов  водопользования, самовольное производство  гидротехнических работ, бесхозяйственное  использование воды (добытой или  отведенной из водных объектов), нарушение правил первичного  учета количества забираемых  из водных объектов и сбрасываемых в них вод и определения качества сбрасываемых вод;

    - повреждение водохозяйственных  сооружений и устройств, нарушение  правил их эксплуатации;

    - невыполнение лицами командного  состава судна или другого  плавучего средства обязанностей по регистрации в судовых документах операций с вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря веществами и смесями.

    Уголовная ответственность предусмотрена  нормами Уголовного кодекса РФ за следующие экологические преступления в сфере охраны вод:

    - загрязнение, засорение, истощение  поверхностных или подземных  вод, источников питьевого водоснабжения  либо иное изменение их природных  свойств (ст. 250);

    - загрязнение морской среды из  находящихся на суше источников  либо вследствие нарушения правил  захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья людей и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды (ст. 252).

    Разграничение таких нарушений водного законодательства как загрязнение, засорение, истощение вод, наказуемых в уголовном порядке, и подобных же административных проступков осуществляется по квалифицирующим признакам состава преступления - причинению существенного вреда, совершению этих деяний на территории заповедника, заказника, в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации и др.

    Привлечение к уголовной или административной ответственности не освобождает  виновных лиц от обязанности возмещения причиненного ущерба в порядке, установленном гражданским законодательством.

    Согласно  ст. 131 ВК РФ граждане и юридические  лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно или  по решению суда либо арбитражного суда в соответствии со специальными методиками исчисления ущерба, причиненного водным объектам, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

    Иски  о возмещении ущерба, причиненного водным объектам в результате нарушения водного законодательства, вправе предъявлять органы управления водным фондом, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

    Сделки, совершенные с нарушением водного  законодательства, признаются недействительными  и влекут за собой последствия, предусмотренные общими положениями гражданского законодательства о недействительных сделках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Значение  вод как важнейшего компонента природной  среды, обеспечивающего экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира, определяет необходимость осуществления государственного управления их охраной.

    Осуществляя деятельность по управлению охраной  водных объектов, органы общего государственного управления выполнение определенных функций по охране вод возлагают на органы государственного управления специальной компетенции - Государственный Комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Министерство природных ресурсов РФ, Госкомсанэпиднадзор.

    Центральным органом специальной компетенции, осуществляющим управление в области  охраны вод, является Государственный  Комитет Российской Федерации водного  хозяйства, обеспечивающий рациональное использование и охрану водных объектов в интересах Российской Федерации и субъектов Федерации. Возложенные на него полномочия Комитет осуществляет непосредственно, либо через свои территориальные органы.

    Отнесенное  к совместной компетенции управление в области охраны водных объектов требует выработки единства требований и объединения усилий Российской Федерации и субъектов Федерации. Оно нуждается в федеральном регулировании, основанном на взаимодействии Федерации и субъектов Федерации.

    К полномочиям Российской Федерации  в области охраны водных объектов относится определение единой государственной политики, разработка и реализация общегосударственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов. На основе федерального закона устанавливаются порядок и условия использования и охраны водных объектов. К полномочиям органов государственного управления Российской Федерации относится установление порядка организации и проведения государственного контроля за использованием и охраной вод, порядка установления и урегулирование режима водоохранных зон, установление режима особо охраняемых территорий, находящихся в федеральной собственности.

    Федеральными  органами государственного управления решаются все важнейшие вопросы  охраны водных объектов. Это разработка и реализация федеральных государственных  программ по восстановлению и охране водных объектов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов. Ими координируется деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации в области охраны вод.

    "Основными  положениями государственной стратегии  Российской Федерации по охране  окружающей природной среды и  обеспечению устойчивого развития" предусматриваются следующие основные  направления деятельности в области  охраны водных экосистем: сохранение природного комплекса озера Байкал, осуществление программы "Возрождение Волги", восстановление нарушенной экологии прибрежной полосы Черного моря, сохранение природных комплексов Онежского и Ладожского озера и Невской губы.

    На федеральном уровне определяются вопросы научно-технической политики в области охраны вод, организации и финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований, принципы экономического регулирования восстановления и охраны водных объектов и другие вопросы общегосударственного значения, связанные с использованием, восстановлением и охраной водных объектов.

    Субъекты  федерации организуют охрану водных объектов, находящихся в их собственности. Ими разрабатываются и принимаются  законодательные и иные нормативные акты, регулирующие охрану водных объектов, в пределах территории субъектов Федерации, осуществляется государственный контроль за использованием и охраной вод. К их полномочиям относится разработка и реализация территориальных государственных программ по использованию, восстановлению и охране вод, а также проводятся другие региональные водоохранные мероприятия в соответствии со ст. 66 Водного кодекса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

1. Конституция  Российской Федерации от 25.12.1993.

2. Водный кодекс Российской Федерации от 12.05.2006г.

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001г.

5. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 г.

6. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.

7. Постановление Правительства РФ от 17 марта 1989г. №91 "Положение о водоохранных зонах (полосах) рек, озер, водохранилищ в РФ".

Информация о работе Правовой режим земель водного фонда