Правовой режим земель водного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 01:31, курсовая работа

Описание

Первый Водный кодекс Российской Федерации был принят 30 июня 1972 года: несомненно, он олицетворял большой прогресс российского водного права. В его содержании (114 статей, объединенных в шесть разделов) почти все было новым по тому времени. Новыми были понятие "водный объект" и юридическая категория "воды", классификация видов водопользования и разрешительный порядок предоставления права пользования конкретными водными объектами, приоритет хозяйственно-питьевого водопользования и всесторонняя охрана вод от загрязнения, засорения и истощения. Система водных правоотношений, сложившаяся на базе Водного кодекса 1972 года, вписалась в общую систему экологических правоотношений в Российской Федерации и функционировала исправно. Если она и была в чем-то слабой и колебалась, то только вместе с "линией партии". Было принято активное участие в разработке законопроекта, и не менее активно внедряли его положения в жизнь, опубликовались работы "Обеспечение правопорядка на воде", "Есть Водный кодекс. Дело за исполнением", "Теоретические основы права пользования водами в СССР" и другие.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятия водных объектов.
Глава 2. Виды водных объектов. Предоставление, ограничение, приостановление или запрещение использования водных объектов.
2.1. Виды водных объектов.
2.2. Порядок предоставления водного объекта в особое пользование.
2.3. Ограничение, приостановление или запрещение использования водных объектов.
2.4. Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения).
Глава 3.Субъекты и объекты права водопользования.
3.1. Субъекты права водопользования.
3.2. Объекты права водопользования.
Глава 4. Правовая охрана вод.
4.1. Ответственность за нарушения водного законодательства.
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по земельному праву.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

    В силу ст. 15 Основ водного законодательства на водных объектах, предоставленных в обособленное пользование, общее водопользование допускается на условиях, установленных первичным пользователем по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод, а при необходимости может быть запрещено.

    И это правило не означает полного  изъятия водных объектов из пользования, поскольку оно предусматривает  возможность запрещения общего водопользования  лишь на этих водных объектах, которые  уже состоят в обособленном пользовании  каких-либо субъектов.

    Таким образом, все водные объекты единого государственного водного фонда состоят в пользовании, иными словами, все они - объекты права водопользования. Разумеется, это положение следует понимать в юридическом аспекте. В действительности тот или иной водный объект в данный момент может никем не эксплуатироваться, но это не значит, что он юридически не состоит в пользовании, так как носители права общего водопользования по закону могут в любой момент, в любом месте, по своему усмотрению, не спрашивая разрешения государственных органов, пользоваться водным объектом, т.е. реализовать свое право пользование.

    При отнесении водных объектов к числу  категории единого государственного водного фонда их основное целевое  хозяйственное назначение не принимается  во внимание, так как большинство водных объектов имеет комплексное многоцелевое назначение. Объектами права водопользования являются природные запасы, объектизированные и юридически обособленные в качестве водных фондов, составляющих единый государственный фонд. В необходимых случаях и отдельные участки или части ограниченные, выступают как объекты водопользования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 4. Правовая охрана вод 

    Характерной особенностью правового режима вод  является всестороннее регулирование  их охраны от различных вредных воздействий.

    Правовая  охрана вод - это система закрепленных законом мер, направленных на предотвращение их загрязнения, засорения и истощения. Загрязнением или засорением водное законодательство признает ухудшение качества вод в результате сброса в водные объекты или поступления в них иным способом вредных веществ (загрязнение) либо предметов или взвешенных частиц (засорение). Истощение вод – это устойчивое сокращение их объема4.

    В сфере охраны водных объектов важное значение имеют разработка и реализация государственных программ по использованию и охране вод, экологический мониторинг водных объектов, осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод, ведение государственного водного кадастра.

    С целью обеспечения соблюдения юридическими лицами и гражданами установленного порядка рационального использования и охраны водных объектов, стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны вод, режима использования территорий водоохранных зон водных объектов и иных требований водного законодательства осуществляется государственный контроль за использованием и охраной вод органами исполнительной власти субъектов РФ, Министерством природных ресурсов РФ, государственными органами в области охраны окружающей среды.

    Законодательством предусмотрено, что использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последствиями для водных объектов. При их использовании гражданам и юридическим лицам необходимо проводить производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Данные требования раскрываются через систему рассмотренных выше обязанностей указанных субъектов, образующих содержание права водопользования.

    Вместе с тем водное законодательство устанавливает целый ряд специальных мер, требований и запретов по охране вод.

    Поддержание поверхностных и подземных вод  в состоянии, соответствующем экологическим  требованиям, обеспечивается в первую очередь с помощью установления и соблюдения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты. Они устанавливаются исходя из:

    - предельно допустимой величины  антропогенной нагрузки, длительное  воздействие которой не приведет  к изменению экосистемы водного  объекта;

    - предельно допустимой массы вредных  веществ, которая может поступить  в водный объект и на его  водосборную площадь.

    В целях охраны вод, обеспечения здоровья и безопасности населения устанавливаются  нормативы содержания загрязняющих, вредных веществ в воде - их предельно допустимые концентрации (ПДК). На поддержание качества вод, соответствующего этим нормативам, направлены нормы водного законодательства, регулирующие хозяйственную деятельность, которая оказывает негативное воздействие на воды.

    Для предупреждения и устранения загрязнения водных объектов, которое может наступить в результате этой деятельности, определяются источники загрязнения. Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов.

    Охрана  водных объектов от загрязнения осуществляется посредством регулирования деятельности как стационарных, так и других источников загрязнения.

    Граждане  и юридические лица при эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие  загрязнение, засорение и истощение водных объектов и вредное воздействие вод (ст. 106). Сброс сточных вод, содержащих вредные вещества, допускается при наличии лицензии, выдаваемой органами управления использованием и охраной водного фонда, а также если такой сброс не приводит к увеличению содержания загрязняющих веществ свыше установленных норм - нормативов ПДК.

    В связи с этим каждый источник загрязнения  должен соблюдать установленные  для него компетентными государственными органами нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ (ПДВ). Нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ устанавливаются исходя из условия недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.

    При эксплуатации хозяйственных и других объектов запрещается:

    - осуществлять сброс в водные  объекты не очищенных и не  обезвреженных в соответствии  с установленными нормативами  сточных вод;

    - производить забор воды из  водных объектов, существенно влияющий  на их состояние;

    - осуществлять сброс сточных вод,  содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний.

    В случае превышения норм предельно допустимого выброса или сброса сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены соответствующие нормативы, нарушении других требований по рациональному использованию и охране вод, сброс сточных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен вплоть до прекращения деятельности производственного объекта по решению Правительства РФ или органов исполнительной власти субъектов РФ по представлению органов управления водным фондом, охраны окружающей среды или санитарно-эпидемиологического надзора.

    При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию хозяйственных  и других объектов, а также внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов и окружающую природную среду. Места строительства (реконструкции) хозяйственных и иных объектов, влияющих на состояние водных объектов, а также ведение строительных, дноуглубительных, взрывных и иных работ на водных объектах должны согласовываться с органом управления водным фондом, государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора, другими органами управления использованием и охраной природных ресурсов.

    Запрещается ввод в эксплуатацию:

    - хозяйственных и других объектов, в том числе фильтрующих накопителей, захоронений отходов, городских и других свалок, не оборудованных устройствами, очистными сооружениями, предотвращающими загрязнение, засорение, истощение водных объектов;

    - водозаборных и сбросных сооружений  без устройств, обеспечивающих  учет забираемых и сбрасываемых  вод;

    - водозаборных и иных гидротехнических  сооружений без установления  зон санитарной охраны и создания  пунктов наблюдения за показателями состояния водных объектов.

    Источники загрязнения, находящиеся на суше, не должны вызывать загрязнения и засорения  водных объектов сверх установленных  нормативов воздействия на водные объекты, что должно обеспечиваться приоритетным применением технологий, не оказывающих негативного влияния на окружающую природную среду, ограничением использования токсичных веществ и тяжелых металлов, введением научно обоснованных методов измерения и расчетов сбросов сточных вод в водные объекты.

    Закон устанавливает обязанности водопользователей принимать меры к сокращению расхода воды, прекращению сброса сточных вод путем совершенствования технологии производства и схем водоснабжения (применения безводных технологических процессов, воздушного охлаждения, замкнутых систем технического водоснабжения и др.)5.

    В интересах устойчивого удовлетворения в воде потребностей населения и  отраслей экономики, поддержания оптимальных  условий водопользования, рационального  использования водных ресурсов и  обеспечения благоприятного экологического и санитарно-эпидемиологического состояния водных объектов Министерством природных ресурсов РФ для водопользователей устанавливаются лимиты водопользования.

    Лимиты  водопользования (водопотребления  и водоотведения) - это предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества в водные объекты в течение определенного периода времени.

    В целях охраны вод от засорения  запрещается сброс в водные объекты  и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов6.

    Запрещается захоронение и сброс радиоактивных  и токсичных веществ (материалов) в водные объекты, а также проведение на водных объектах работ, при которых  используется ядерная и иные виды технологий, сопровождающихся выделением радиоактивных и токсичных веществ.

    Владельцы средств водного транспорта, плавучих и других сооружений на водных объектах, лесосплавляющие организации должны не допускать загрязнения и засорения  вод вследствие потерь масел, древесины, химических, нефтяных и других продуктов.

    Не  разрешается эксплуатация самоходных и несамоходных судов, а также  иных объектов, находящихся на поверхности  водных объектов, без устройств по сбору сточных вод, отходов и  отбросов, образующихся на этих судах  и объектах.

    Предприятия, организации и учреждения обязаны не допускать загрязнения и засорения поверхности водосборов и ледяного покрова водоемов производственными, бытовыми и другими отходами и отбросами, а также нефтяными продуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами, смыв которых повлечет ухудшение качества поверхностных и подземных вод.

    Существенной  чертой правовой охраны вод является установление водоохранных зон водных объектов.

    Водоохранная  зона - это территория, примыкающая  к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.

    Соблюдение  специального режима на территории водоохранных зон является составной частью комплекса  природоохранных мер по улучшению  гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, санитарного  и экологического состояния водных объектов и благоустройству их прибрежных территорий.

    В пределах водоохранных зон устанавливаются  прибрежные защитные полосы, на территориях  которых вводятся дополнительные ограничения  природопользования. Правовой режим  этих территорий регулируется Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных полосах.

Информация о работе Правовой режим земель водного фонда