Правовое положение КФХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:38, курсовая работа

Описание

Цель работы—показать значение правового института фермерства в
Беларуси в условиях перехода к рыночным отношениям на селе и проведения земельной и аграрной реформ, выяснить сущность, признаки и особенности крестьянского (фермерского) хозяйства как субъекта аграрного права, провести всесторонний анализ порядка создания К(Ф)Х, роли земельных отношений и иных правовых условий этого процесса, а также выдвижение рекомендаций и предложений относительно усовершенствования законодательства, регулирующего создание и деятельность К (Ф) Х в Беларуси.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Законодательство о крестьянском (фермерском) хозяйстве……………3
2. Создание, управление и имущество крестьянского (фермерского) хозяйства…………………………………………………………………………..7
3. Собственность и раздел имущества крестьянского (фермерского) хозяйства……………………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………..……………………40
Список использованной литературы…………………………………………43

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 67.31 Кб (Скачать документ)

     Теоретически  и практически важным является вопрос о том, кому именно и на каких правовых основаниях предоставляется земельный  участок для ведения 
КФХ?

     В статьях 6, 50, 53 Земельного кодекса Украины, ст.ст.4-6 Закона 
Украины «О КФХ» субъектом права собственности на земельные участки, предоставленные для ведения КФХ, правомерно называется гражданин Украины, который создает КФХ и в дальнейшем его возглавляет. На его же имя выдается 
Государственный акт о праве частной собственности на землю, т.е. можно утверждать, что субъектом получения земельного участка для КФХ на основе частной собственности выступает именно председатель хозяйства. А кто же тогда является субъектом частной собственности на землю при данном типе сельскохозяйственного производства? Норма ст.16 Закона Украины «О КФХ» говорит, что имущество лиц, которые ведут фермерское хозяйство, принадлежит им на праве общей совместной собственности, а среди объектов такого имущества в первую очередь названа земля. Как же тогда быть, во-первых, с тем, кто является субъектом права собственности на землю и, во-вторых, какой же характер собственности на земельный участок? Мы видим, что тут есть прямое противоречие норм одного и того же нормативного акта, что недопустимо, поэтому законодатель должен согласовать данные нормы.

     Следует согласиться с Н.И.Титовой, что  именно гражданин, организующий 
КФХ, становится субъектом собственности на земле. Таким гражданином следует считать председателя хозяйства, что полностью отвечает юридической природе частной собственности не земле в хозяйстве.[33]

     Этот  вывод подтверждается также разъяснением Президиума Высшего арбитражного суда Украины от 23 июля 1994 года «О некоторых  вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права  государственной собственности  на землю»[34]. Обосновывая правомерность  рассмотрения земельных споров относительно КФХ общими, а не арбитражными судами, 
Президиум ВАС Украины подтверждает это тем, что «…земельный участок для ведения такого хозйства, а также и после создания КФХ выдается гражданину 
(фермеру), а не КФХ как юридическому лицу» . Это положение должно найти четкое отображение в земельном и фермерском законодательстве. Однако, в хозяйствах, кроме указанного правового режима земель, может быть и другой. 
Это касается тех земель, которые превышают среднюю земельную долю, предоставленную громагражданину в частную собственность.

     В данном случае возможно несколько вариантов:

     1) куплено за общие средства  супругов, т.е. земли принадлежат  на праве общей совместной  собственности и его супруге  та його;

     2) куплено за общие средства  всех членов хозяйства, т.е.  земли будут принадлежать на  праве общей совместной собственности  всем членам хозяйства, если  иное не предусмотрено договором  между ними. Розпоряжаться приобретенными землями имеют в первом случае основатель и его супруга, а во втором—все члены фермерского хозяйства.

     Б.И.Пашкус подчеркивает, что необходимость частной собственности особенно важна для развития фермерских хозяйств. Только на собственной земле будет чувствовать себя спокойным за будущее.[35]

     Право собственности на землю КФХ одновременно виступает как два юридических факта. Это—одноактний правоустанавливающий юридический факт—для возникновения КФХ та праворегулирующий юридический факт—для правовой регламентации хозяйственной деятельности КФХ (длящийся юридический фактор).

     Аренда  же дает возможность, с одной стороны, предоставлять ее для хозяйствования физическим и юридическим лицам, для которых приобретение земельного участка в собственность из-за высокой цени является бесперспективным, а с другой стороны дает собственнику осуществлять свои основные полномочия. Поэтому аренда остается распространенной формой хозяйствования на земле, способом привлечения капитала в сельское хозяйство с целью расширения производства сельскохозяйственной продукции без изменения структуры собственности.

     Проблему  расширения земель, которые предоставляются  фермерскому хозяйству целесообразно  рассматривать в двух аспектах. Суть первого заключается в максимально  возможном расширении земельных  наделов в пределах, установленых законом. При разрешении первой проблемы, як указывалось раньше, средней земельной доли недостаточно для ведения хозяйства. Пополнение же его земельных ресурсов возможно двумя путями: во- первых, предоставлением в аренду дополнительных земельных угоди при условиях их наличия в землях запаса; во-вторых, объединением земельных долей при выходе из общественного хозяйства. Для этого привлекаются земельные доли родственников, соседей.

     Необходимо  отметить, что процесс паевания земель в основном—временный. 
Со временем в Украине будет создан широкий рынок земель. Для созданиня КФХ в будущем земл будут приобретаться гражданско-правовым путем, вследствие купли-продажи, дарения, наследования, обмена.

     Для достиженияя высокой эффективности в работе, рационального использования трудовых ресурсов, основных, производственных фондов, сниженияня себестоимости и повышения продуктивности труда фермерское хозяйство должно иметь оптимальный размер.

     ГЛАВА ІІІ. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ  СОЗДАНИЯ КФХ

     Фермерское  хозяйство базируется на семейно-родственных отноршениях. Как уже отмечалось, согласно ст. 2 Закона Украины «О КФХ» членами такого хозяйства могут быть супруги, родители, дети, достигшие 16-летнего возраста и другие родственники.

     Что касается понятия «другие родственники», то оно в указаном законе не раскрывается. Несколько по-разному трактуется оно в иных нормативно- правових актах. Так, в некоторых из них говорится о «близких родственниках». В частности , в п.11 ст32 Уголовно-процессуального кодекса 
Украины к близким родственникам относятся: родители, супруга, дети, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки. В соответствии со ст.251 КЗоТ Украины к близким родственникам или своякам относятся родители, супруги, братья, сестры, дети, а также родители, братья, сестры и дети супруга. Понятие родственников более широко отображено в ст.9 Закона Украины «О нотариате»[36] от 2 сентября 1993 года, где указано, что к родственникам следует отнести: родителей, детей, внуков, деда, бабу, братьев, сестер обоих из супругов.

     По  нашему мнению, относительно КФХ более  целесообразно использовать понятие  «родственников», т.е. лиц, которые пребывают  между собой в близком родстве  или своячестве (родители, братья, сестры, сыновья, дочки, супруг, а также братья, сестры, родители, дети и племянники супруга[37].

     Необходимо  обратить внимание на то, что членами  КФХ становятся дети, которые достигли 16-летнего возраста. Очевидно, при  формировании этой нормы законодатель руководствовался общим правилом возникновения  права на труд, которое регулируется Кодексом законов о труде Украины. Но, как известно, трудовое законодательство предоставляет право лицу работать и с 14-летнего возраста, хотя и  с некоторыми ограничениями.

     Законодатель  допускает к участию в работе фермерского хозяйства также  наемных работников, которые работают нем по трудовому договору. Такими работниками могут быть и родственники. Отношения между такими работниками  и фермером регулируются трудовым законодательством, поскольку такая категория работников не является членами хозяйства даже в то случае, когда они пребывают  в родственных отношениях с собственником.

     Как было указано выше, возглавляет КФХ  его председатель—основатель или  его правопреемник—который представляет все интересы хозяйства в государственных, кооперативных и общественных организациях . 
Распорядительные функции председатель осуществляет с согласия всех членов хозяйства. Его компетения должна быть закреплена в Уставе КФХ. Если председатель не согласовал свои действия с членами хозяйства, последние вправе обратиться с иском в суд и обжаловать его действия. Ответственность за причиненные убытки несет председатель хозяйства всем своим имуществом.

     Председатель  организовывает деятельность хозяйства, руководит работой его членов и наемных работников; несет ответственность  за создание опасных условий труда, соблюдение технических, санитарных, пожарных, экологических правил и норм. На его имя выдается финансовая, кредитная, налоговая и иная документация, с ним заключается договор аренды.

     В случае необходимости председатель может поручать выполнять свои функции  одному из членов хозяйства. Это может  быть во время болезни, командировки, отпуска.

     ГЛАВА ІV. УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И  ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ КФХ.

     Крестьянское (фермерское) хозяйство—принципиально новый субъект аграрных отношений. Как таковой, он должен иметь четко регламентированный порядок юридического оформления его возникновения. Между тем, Закон Украины «О 
КФХ», хотя имеет специальный (второй) раздел о создании фермерского хозяйства, не определяет в полной мере, какая должна быть документация для юридического возникновения фермерского хозяйства, в каком порядке и куда она должна подаватся, какие решения по ней и кем должны приниматься.

     Наиболее  детальный законодательный акт, регламентирующий документальний характер создания юридических лиц—это Закон Украины от 7 февраля 1991 года 
«О предпринимательстве».[38] Ст. 8 Закона четко установила те конкретные документы, необходимые для юридического оформления создания субъекта предпринимательской деятельности. Они включают в свой состав: 1) учредительный договор и 2) устав, которые в совокупности могут быть названы учредительными документами.

     Закон «О КФХ» ничего не говорит об учредительных  документах хозяйства, что является его упущением. Между тем, они  необходимы, т.к. речь идет о возникновении  нового аграрного хозяйствующего на земле субъекта со статусом юридического лица.

     В учредительном договоре следует, закрепить  предмет и цели деятельности хозяйства, состав его членов, наименование та и место нахождения. Все конкретные положения относительно деятельности КФХ 
(организационные, земельные, имущественные, трудовые, финансовые и иные отношения) следует урегулировать в Уставе КФХ.

     Правомерность для КФХ иметь полний пакет учредительных документов подтверждается и тем, что они являются формой предпринимательской деятельности.

     В юридической литературе возникла дискуссия  между учеными—является ли 
КФХ юридическим лицом.Закон употребляет термин «приобретает статус юридического лица, а не указывает в категоричной форме, что они 
«становятся» ими.

     По  мнению В.В.Устюковой , КФХ РФ не является юридическим лицом. Она аргументирует это тем, что, во-первых, юридическое лицо—это организация, а семейное крестьянское хозяйство не является организацией в традиционном понятии; во-вторых, отсутствует тут и основной признак юридического лица—наличие обсобленного имущества, т.к. имущество по закону принадлежит его членам на праве общей совместной собственности[39].

     Г.В.Чубуков  А.А.Погребной считают необходимым  признать крестьянское хозяйство субъектом  права особого род (sui generis) наряду с гражданами и юридическими лицами[40].

     Следует согласиться с Н.И.Титовой, что  «КФХ приобретают статус юридического лица»--структура хотя и несколько искусственная, но она является очень точной, тем более, что речь идет об организации индивидуальной предпринимательской деятельности граждан (крестьян). Закон не говорит, что КФХ есть юридическое лицо, а применяет оборот: КФХ приобретает статус юридического лица. Это означает, что хотя КФХ формально- юридически не является юридическим лицом, оно имеет полноценный статус юридического лица, в частности, свой устав.[41]

     Руководствуясь  ст. 25 Гражданского кодекса Украины, ст. 8 Закона Украины 
«О предпринимательстве» и ст. 3 КЗоТ такое хозяйство обязательно должно иметь Устав. Но по этому поводу взгляди ученых разделились. В частности 
В.В.Устюкова, считает, что такой локальний нормативный акт является ненужным и лишним, посколькиу фермерское хозяйство—это семейно-трудовое объединение, а родственные отношения—это как раз то, где главенствует мораль, а не право[42].

     Противоположного  мнения придерживается Н.И.Титова, говоря, что "каждое хозяйство должно иметь  свой Устав. Конечно, в зависимости  количества членов 
КФХ, размеров земельной площади, характера хозяйственной деятельности потребность в уставных нормах может быть большей или меньшей, но она всегда есть.

Информация о работе Правовое положение КФХ