Правовое положение КФХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:38, курсовая работа

Описание

Цель работы—показать значение правового института фермерства в
Беларуси в условиях перехода к рыночным отношениям на селе и проведения земельной и аграрной реформ, выяснить сущность, признаки и особенности крестьянского (фермерского) хозяйства как субъекта аграрного права, провести всесторонний анализ порядка создания К(Ф)Х, роли земельных отношений и иных правовых условий этого процесса, а также выдвижение рекомендаций и предложений относительно усовершенствования законодательства, регулирующего создание и деятельность К (Ф) Х в Беларуси.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Законодательство о крестьянском (фермерском) хозяйстве……………3
2. Создание, управление и имущество крестьянского (фермерского) хозяйства…………………………………………………………………………..7
3. Собственность и раздел имущества крестьянского (фермерского) хозяйства……………………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………..……………………40
Список использованной литературы…………………………………………43

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 67.31 Кб (Скачать документ)

     Н.И. Титова считает, что КФХ—юридически самостоятельный, добровольно созданный  аграрный хозяйствующий субъект  и самостоятельная организационная  форма сельскохозяйственной трудовой предпринимательской деятельности крестьянских семей с использованием земель сельскохозяйственного назначения для изготовления товарной продукции, которая является общей совместной собственностью лиц, которые ведут  хозяйство, преимущественно на частной  земле. [16]

     Исходя  из указанных выше определений можно  предложить обобщенное определение: КФХ в Украине—это самостоятельно хозяйствующий, добровольно созданный субъект аграрной предпринимательской деятельности с правами юридического лица, который представляет широкое семейно-трудовое объединение граждан Украины по использованию частных или арендованных земель сельскохозяйственного назначения и имущества, которое принадлежит членам хозяйства на праве общей совместной собственности (если иное не предусмотрено соглашением между ними), созданный для производства товарной сельскохозяйственной продукции, а также занятия связанными с ней иными видами деятельности, не запрещенными в Украине. Данное определение—попытка объединить приведенные признаки фермерского хозяйства в одно целое.

     Своеобразное  понятие КФХ дает Закон Российской Федерации «О КФХ» от 
22 ноября 1990 г. с изменениями от 27 декабря 1990 г. В ст. 1 Закона указано: «КФХ является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, предоставленными отдельными гражданами, семьей или группой лиц, которые осуществляют производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и земельных участков, находящихся в собственности, пожизненном наследуемом владении, в пользовании или на правах аренды».

     Под это определение, по мнению В.В.Устюковой, можно подогнать не только фермерское хозяйство, а кооперативный, колхозный арендный коллектив, вследствие отказа от признака семейного объединения, что дает возможность зарегистрировать как фермерское хозяйство группу лиц, которые не имеют семейных связей.

     В.В.Устюкова также указывает, что хозяйства, организованные лицами, не являющимися родственниками, вообще не следует относить к категории крестьянских хозяйств. Правильнее было бы создавать такие хозяйства коллективных партнеров в форме различного рода товариществ.[17]

     В отличие от законодательства Украины, в России имущество фермерского  хозяйства принадлежит его членам на праве общей долевой собственности (п.1 ст.15 Закона), но предусмотрена возможность  при единогласном решении членов КФХ иметь это имущество и  в совместной собственности членов хозяйства.

     Как таковое, КФХ имеет юридические  признаки, которые с одной стороны, характеризуют его как субъекта сельскохозяйственного использования, наряду с иными такими субъектами, а с другой наделяют его специфическими, только ему присущими чертами, которые выделяют его из числа иных аграрных субъектов. Последнее положение должно признаваться на официальном (законодательном) уровне.

     РАЗДЕЛ  І. ПРАВО НА СОЗДАНИЕ КФХ.

     Исходным  аспектом в определении вопросов, связанных с существованием правового  института КФХ выступает вопрос о праве создания этих хозяйств, т.е. совокупность тех юридических  фактов, которые являются непосредственным правовым условием возникновения нового субъекта аграрного хозяйствования, который характеризуются целым  рядом специфических признаков. Прежде всего, при согласовании порядка  создания КФХ требует первоочередного  изучения проблема самого права на создание этой структуры.

     Субъективное  право на создание КФХ возникло в  Украине как последствие радикальных  социально-экономических преобразований, реформирования отношений собственности  и структурной перестройки в  системе АПК. До возникновения Украины  как самостоятельного и независимого государства, когда монопольное  значение имело право исключительной государственной собственности  на земле, а колхозы существовали как доминирующая организационно-правовая форма ведения сельского хозяйства, право граждан 
УССР на создание фермерского хозяйства было юридически и практически неосуществимым. Это стало реальным только тогда, когда в Украине были приняты нормативно-правовые акты о частной собственности на землю, предпринимательство и специальные акты фермерского законодательства.

     Закон Украины «О КФХ» достаточно четко (хотя и не полно) регламентирует круг лиц, которые имеют право создать  КФХ. При этом следует разделять 2 категории субъектов:

     1)тех,  кто хочет организовать КФХ  и

     2)тех,  кто хочет стать его членами.

     И в первом и во втором случаях не идет речь о так называемых наемных  работниках.

     Как мы видели, понятие КФХ как субъекта аграрных правоотношений, связано с  наличием определенных его признаков. Они существенно влияют и на круг тех субъектов, которые имеют  право создать такое хозяйство. Прежде всего, речь идет только о гражданах  Украины. В соответствии со ст. 4 Закона законодатель предоставил право  создания такого хозяйства только дееспособным гражданам Украины.

     Так, правоспособность в указанных отношениях, прежде всего, связывается с наличием гражданства Украины, что вытекает из текста преамбулы и ст. 2 Закона Украины «О КФХ». Обоснованием этого положения является также и позиция ст. 6 Земельного Кодекса Украины о том, что субъектами права частной собственности на землю могут быть только граждане 
Украины.[18] А вопрос о принадлежности того или иного лица к гражданству 
Украины разрешается на основе Закона Украины «О гражданстве» от 18 апреля 
1997 года.[19]

     Таким образом, закон лишает указанной  правоспособности иностранцев и  лиц без гражданства. Это объясняется  тем, что наше государство хочет  видеть собственниками земель сельскохозяйственного  назначения только своих граждан.

     Ст.8 Земельного кодекса Украины и  ст.6 Закона Украины «Об аренде земли» предусматривают, что арендаторами земельных участков могут быть иностранные  юридические и физические лица, лица без гражданства. Т.е. указанные субъекты могут выращивать сельскохозяйственную продукцию на арендованных землях. Но они не могут создать КФХ, поскольку, согласно п.1 ст.2 Закона Украины «О КФХ» такое хозяйство является формой предпринимательской деятельности только граждан Украины. Какой же выход из этой ситуации? В настоящее  время иностранные граждане могут  узаконить свои отношения, работая в КФХ только как наемные работники, а не как полноправные члены хозяйства. Т.е. они не имеют права принимать участие в распределении прибыли хозяйства, за исключением того случая, когда в учредительных документах хозяйства была предусмотрена такая возможность для них. Единственный выход из этого положения сейчас это—создание совместных предприятий, куда на партнерских основаниях может входить КФХ и конкретный иностранец или лицо без гражданства, или заключение договора о совместной деятельности без создания нового юридического лица.

     Следующим условием, которое устанавливает  закон для приобретения права  на создание КФХ, является гражданская  и земельная дееспособность.[20] 
Гражданская дееспособность гражданина наступает в полном объеме с 18 лет и означает возможность своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности.

     Более широкое научное определение  гражданской дееспособности дается 
З.В.Ромовской: «Это психическая и интелектуальная способность гражданина осознавать и управлять своими действиями, которые порождают, изменяют или прекращают гражданские права и обязанности».[21]

     Законодатель  устанавливает различный возрастной ценз для лиц, которые реализуют  право на создание фермерского хозяйства (18 лет) и лиц, которые реализуют  право на членство в таком хозяйстве. Но определяющим, на наш взгляд, в  данном аспекте является наличие  земельной дееспособности. Т.е. желающий создать КФХ должен иметь не только общую (гражданскую), но специальную (земельную) дееспособность. Земельная дееспособность—это способность совершеннолетнего  члена украинского государства  своими действиями приобретать не только гражданские права, а иметь права  и создавать для себя обязанности  именно по использованию и охране земель.[22]Содержание земельной дееспособности определяют такие основные признаки, как:

     1) совершеннолетие;

     2) гражданство Украины;

     3) гражданская дееспособность;

     4) желание и возможность работать  на земле, используя ее как  основное средство производства.

     Поскольку речь идет о создании субъекта аграрного  предпринимательства, то, руководствуясь ч.3 ст. 2 Закона Украины «О предпринимательстве», учредитель (организатор) КФХ должен придерживаться определенных требований, а именно: ими не могут быть военнослужащие, должностные лица органов прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, государственного арбитража, государственного нотариата, а также  иных органов государственной власти и управления, которые призваны осуществлять контроль за деятельностью предприятий.

     В законодательстве нет прямого указания, что городские жители не могут  стать фермерами. По мнению Н.И. Титовой, городские жители могут стать  фермерами только когда они переедут жить в сельскую местность, т.к. жить в городе и вести ежедневный сельскохозяйственный труд практически невозможно. 
По нашему мнению, при наличии сельскохозяйственной квалификации, городские жители имеют право создать такое хозяйство. Целесообразен переезд их в будущем на постоянное место жительства в ту местность, где располагается предоставленный для фермерства земельный участок.

     Новой редакцией Закона Украины «О КФХ» было введено такое требование относительно лиц, желающих создать фермерское хозяйство, как необходимость документального  подтверждения их способности заниматься сельскохозяйственной деятельностью. Такая позиция законодателя представляется правильной и необходимой, т.к. земля должна попасть в руки хозяину, знакомому с этой сферой хозяйствования.

     Справедливо возникает вопрос, что такое «квалификация  » и «опыт работы в сельском хозяйстве» и кто и каким образом  должен их определять?

     Квалификация—совокупность теоретических знаний в определенной отрасли хозяйствования, которая  приобретается в специальных  учебных заведениях и подтверждена специально определенной формой документа  данного учреждения 
(диплом, свидетельство). Что касается квалификации в сельском хозяйстве, то это могут быть знания определенного уровня в отрасли растениеводства, животноводства, пчеловодства и т.д.

     Понятие опыта работы в сельском хозяйстве  можно трактовать как ведение  на протяжении долгого времени личного  подсобного хозяйства, принятие участия  в деятельности сельскохозяйственного  предприятия как квалифицированного, так и не квалифицированного работника.

     Не  в Законе «О КФХ», не в иных нормативных  актах нет перечня документов, которые могли бы подтвердить  способность лица заниматься сельским хозяйством. На наш взгляд, было бы целесообразно, чтобы законодатель урегулировал эту  проблему путем внесения изменений  и дополнений Закон Украины «О КФХ».

     В ст.4 указанного Закона предусмотрен конкурсный отбор желающих создать 
КФХ. В соответствии с абзацем 3 ст.4 этот отбор проводит районная 
(городская) конкурсная комиссия, состав которой формирует районная государственная администрация (исполком местного самоуправления) и утверждает председатель районного, городского, в административном подчинении которого находится район, Совета народных депутатов.

     В состав комиссии включаются представители  районного, городского, в административном подчинении которого находится район, Совета, управления 
АПК и отдела земельных ресурсов местной государственной администрации, ассоциации фермеров городского Совета, на территории которого предусматривается отведение земельного участка для создания КФХ и иных заинтересованных государственных и общественных организаций.

     Комиссия  на своем заседании рассматривает  заявление лица, которое желает создать  КФХ, его соответствие тем требованиям, которые предъявляет закон, моральные, деловые качества гражданина, учитывает  перспективу развития хозяйства, его  максимального эффективного функционирования, наличие финансовых и материальных ресурсов. При наличии нескольких претендентов преимущественное право  конкурсная комиссия отдает гражданам, которые доказали свою способность  высокопродуктивно вести сельское хозяйство, т.е. в данном случае идет отбор лучших из лучших. В случае, когда заявление подает один гражданин, то конкурса как такового, по сути, нет, но конкурсная комиссия, считая его знания недостаточными, вправе не дать ему позитивную рекомендацию.

Информация о работе Правовое положение КФХ