Понятие права собственности на землю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 13:23, контрольная работа

Описание

Приступая к рассмотрению права собственности на землю, следует быть готовым к восприятию довольно сложных положений, выходящих за рамки земельно-правовой науки и вообще правового регулирования. Правовую регламентацию отношений собственности невозможно понять, не вникая в их экономическую сущность. Поэтому необходимо обращение к экономическим аспектам данной проблемы.

Работа состоит из  1 файл

земельное право.doc

— 759.50 Кб (Скачать документ)

В зависимости от вида посягательства на права собственника можно выделить следующие способы защиты: вещно-правовые, обязательственно-правовые и иные.

Основным из них является вещно-правовой способ, который реализуется путем  предъявления виндикационного иска, негаторного иска, а также (в том  числе предъявлением иска) возмещением ущерба, включая упущенную выгоду.

Виндикационный иск (ст. 301 ГК РФ) —  иск собственника к незаконно  владеющему собственнику об изъятии  имущества в натуре. Объектом иска является определенное спорное имущество, сохранившееся в натуре. Истцом выступает собственник или титульный владелец, утративший владение. Ответчиком является владелец имущества, незаконность владения которого предстоит доказывать.

Негаторный иск (ст. 304 ГК РФ) — иск  об устранении препятствий в осуществлении  прав собственности, не связанных с лишением владения, т.е. иск о прекращении таких нарушений, которые хотя и не соединены с лишением собственника владения имуществом, однако мешают ему в реализации других правомочий собственника. Объектом иска является устранение длящегося правонарушения. Истцом будет являться собственник, а также титульный владелец (ст. 305 ГК РФ). Ответчиком станет лицо, которое своим противоправным поведением создает препятствия, мешающие осуществлению прав собственности.

Основаниями для принятия решения об изъятии земельных участков у граждан и юридических лиц для государственных и муниципальных нужд являются генеральные планы поселений, планы зонирования земель и иная утвержденная в установленном порядке градостроительная или землеустроительная документация.

Изъятием земельных участков с  находящейся на них недвижимостью  или без нее для государственных  и муниципальных нужд считается  изъятие земельных участков в  государственную или муниципальную  собственность по решению федеральных  органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов  РФ и органы местного самоуправления не вправе изымать земельные участки в принудительном порядке в целях передачи другим лицам.

Изъятие земельных участков или  их частей для государственных или  муниципальных нужд у собственников  этих участков осуществляется в порядке  выкупа. При несогласии собственника земельного участка с предложенными условиями выкупа, в том числе с возможностью предоставления взамен другого земельного участка, соответствующий орган, принявший решение об изъятии и о выкупе земельного участка, вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии и выкупе.

В случае изъятия части земельного участка, если собственник земельного участка не сможет использовать оставшуюся часть по прежнему целевому назначению или она менее минимальной  нормы, выкупается весь земельный участок.

Плата (выкупная цена) за земельный участок, изымаемый для государственных и муниципальных нужд, сроки и условия выкупа определяются соглашением с собственником земельного участка, а в случае его несогласия — в судебном порядке.

В соответствии с Положением «О порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства», утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 1993 г.,* устанавливается порядок возмещения всем землепользователям убытков (включая упущенную выгоду), причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением их прав или ухудшением качества земель, а также потерь сельскохозяйственного производства. Возмещению подлежат: 

 

*САПП  РФ. 1993. № б. Ст. 483. В редакции постановлений Правительства РФ от 27 декабря 1994 г. № 1428, от 27 ноября 1995 г. № 1176, от 1 июля 1996 г. № 778. 

 

1) стоимость жилых домов,  объектов культурно-бытового назначения, производственных и иных зданий  и сооружений или расходы по  переносу их на новое место;                                      

2) стоимость плодово-ягодных,  защитных и иных выращенных  хозяйством многолетних насаждений;                

3) стоимость незавершенного  производства (вспашки, внесения  удобрений, посева и других  работ);

4) стоимость урожая сельскохозяйственных  культур, а также другие убытки  землепользователей, связанные с  изъятием земельных участков  или временным занятием их.

В соответствии с ЗК убытки, причиненные  изъятием (выкупом) или временным  занятием земельных участков для государственных, муниципальных и общественных нужд, а также ограничением прав пользователей земли (кроме случаев установления охранных зон и округов санитарной охраны земель, указанных в ЗК) или ухудшением качества земель в результате деятельности предприятий, учреждений, организаций и граждан, подлежат возмещению в полном объеме (включая упущенную выгоду) в расчете на предстоящий период, необходимый для восстановления нарушенного производства пользователями земли, понесшими эти убытки.                                            

Возмещение убытков, включая упущенную  выгоду, производится предприятиями, учреждениями и организациями, которым отведены земельные участки, а также предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, деятельность которых вызывает ограничение прав пользователей земли или ухудшение качества их земель,

Потери сельскохозяйственного  производства, вызванные изъятием сельскохозяйственных угодий для использования их в  целях, не связанных с ведением сельского  хозяйства, подлежат возмещению в трехмесячный срок после принятия решения о предоставлении земельного участка либо изменения его целевого назначения.

Потери сельскохозяйственного  производства возмещаются:

лицам, которым предоставляются  сельскохозяйственные угодья из государственных или муниципальных земель для целей, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства;

лицам, вокруг объектов которых устанавливаются  охранные, санитарные, защитные зоны, за исключением случаев, предусмотренных  ЗК.

Потери сельскохозяйственного  производства возмещаются в случаях, когда земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или предоставляются в собственность бесплатно. В случаях продажи или сдачи в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти потери включаются в стоимость земельного участка.* 

 

*В  Приложении № 1 к постановлению  Правительства РФ от 28 января 1993 г. даны нормативы стоимости  освоения новых земель взамен  изымаемых сельскохозяйственных  угодий для несельскохозяйственных нужд, которые вводятся с 1 января 1996 г. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 1995 г. № 1176 (СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4808.)  

 

При расчете потерь используются нормативы  стоимости освоения новых земель и улучшения существующих угодий с целью производства сельскохозяйственной и лесохозяйственной продукции в объеме, не менее получаемого на изымаемых земельных участках или ранее получаемого до снижения их качества.

Порядок и размеры возмещения потерь сельскохозяйственного производства устанавливаются Правительством РФ.

Средства, поступающие в порядке  возмещения потерь сельскохозяйственного  производства, а также полученные от продажи или сдачи в аренду государственных, муниципальных земельных  участков и земель запаса, зачисляются  в бюджет субъекта РФ или местного самоуправления по принадлежности.

Законодательством определено, что  предоставление сельскохозяйственных угодий для строительства и других несельскохозяйственных целей может  иметь место только в исключительных случаях и при условии, что в районе размещения строительных и других объектов нет земель запаса или несельскохозяйственных земель, которые могут быть использованы для указанных целей.

Организации, предприятия и учреждения, получившие во временное пользование  земли сельскохозяйственного назначения для строительства, разработки полезных ископаемых и т. п., по миновании надобности в этих землях или по окончании срока использования обязаны своими силами и за свой счет привести их в состояние, пригодное для использования в сельском хозяйстве, и возвратить их по решению соответствующей администрации прежним пользователям.

Новые пользователи, которым предоставляются  земельные участки, возмещают собственникам, землевладельцам, землепользователям и арендаторам расходы по освоению новых земель взамен сельскохозяйственных угодий, отведенных для строительства и других несельскохозяйственных целей.

Убытки граждан, связанные с  изъятием или временным занятием земельных участков, предоставленных  им в пользование в сельских поселениях, возмещаются в порядке, установленном земельным законодательством.

При изъятии или временном занятии  земельных участков для государственными муниципальных нужд возмещаются:

1) стоимость неиспользованных затрат (вспашки, внесения удобрений,  посева и других работ), определяемая по расценкам на аналогичные работы, действующим на государственных сельскохозяйственных предприятиях, расположенных в данной местности, и по розничным ценам на семена, минеральные удобрения и другие материалы;

2) стоимость принадлежащих гражданам на праве частной собственности земельных участков, строений и устройств (домов, сараев, погребов, колодцев и пр.) и подлежащих сносу в связи с отводом в поселениях земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Основой определения цены конкретных земельных участков и строений служат рыночные цены.

В постановлении Совета Министров  РСФСР от 27 января 1984 г. «О возмещении гражданам стоимости принадлежащих  им жилых домов, строений и устройств, подлежащих сносу в связи с  изъятием земельных участков для государственных и общественных надобностей и утверждения нормативов для определения плодово-ягодных насаждений и посевов»' указанным лицам либо выплачиваются причитающиеся суммы городской, районной администрацией или предприятиями, организациями и учреждениями, которым отведен земельный участок, либо по желанию граждан и членов их семей им предоставляются квартиры по существующим нормам.

Возможность переноса домов и строений с учетом их технического состояния  определяется в каждом отдельном  случае городской, районной администрацией с учетом заинтересованных организаций.

Снос жилых домов, принадлежащих  гражданам на праве собственности, в связи с отводом земельных  участков для государственных и  муниципальных нужд допускается  в каждом отдельном случае лишь с разрешения соответствующей краевой, областной администрации, администрации Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.

Граждане и их семьи, выразившие желание получить квартиры взамен домов, принадлежащих им на праве собственности  и сносимых в связи с отводом земельных участков для государственных и муниципальных нужд, получают квартиры только в благоустроенных домах.

При этом жилая площадь предоставляемых  квартир не должна быть меньше установленных  норм жилой площади в расчете  на одного человека.

Независимо от возмещения стоимости сносимых строений или предоставления квартир указанным гражданам выплачивается стоимость плодово-ягодных насаждений и посевов.

В целях сохранения сельскохозяйственных угодий, а также обеспечения необходимого уровня сельскохозяйственного производства и в соответствии с ЗК РФ установлено, что предприятия, организации, учреждения, которым отводятся для строительства и иных несельскохозяйственных нужд земельные участки, занятые сельскохозяйственными угодьями, возмещают потери сельскохозяйственного производства, связанные с изъятием этих участков у местной администрации, в ведении которой находятся эти земли.                                        

Средства, поступающие в порядке  возмещения потерь сельскохозяйственного  производства, зачисляются в бюджет сельской, поселковой, районной и городской администрации в соответствии с их компетенцией и используются для освоения новых земель, улучшения сельскохозяйственных угодий, повышения плодородия почв, продуктивности земель, проведения работ по улучшению и восстановлению угодий, подверженных различным видам деградации и консервации, а также для проведения проектно-изыс-кательских работ, связанных с осуществлением этих мероприятий.

Для определения размеров убытков  и потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земельных участков или временным занятием их, соответствующая администрация образует оценочные комиссии в составе члена районной (городской) администрации, городского (районного) инспектора по использованию и охране земель, представителей финансового и коммунального отделов районной (городской), сельской, поселковой администрации, соответствующего субъекта права, из земель которого производится изъятие или временное занятие участка, представителя предприятия, организации, учреждения, заинтересованного в отводе земельного участка, а также представителя других организаций по усмотрению районной (городской) администрации.

В результате работы комиссии составляется акт с указанием размера убытков, подлежащих возмещению собственникам, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, и потерь сельскохозяйственного производства. Акт рассматривается и утверждается районной (городской) администрацией.

Фактическая передача изымаемого земельного участка и строений, сооружений, насаждений, находящихся на этом участке, новому собственнику, землевладельцу, землепользователю и арендатору (т. е. учреждению, предприятию или организации, в пользу которого изъята земля) происходит, как правило, сразу же после утверждения акта описи и оценки изымаемого имущества. Если изъятие земли связано с переносом каких-либо строений, сооружений или насаждений в другое место, земельный участок передается после завершения работ по этому переносу. Если объектом изъятия является не весь земельный участок, закрепленный за прежним пользователем, а только часть его, изымаемая земля ограничивается в порядке землеустройства, фактическая передача изымаемой земли и находящегося на ней имущества производится после завершения землеустроительных действий.

Информация о работе Понятие права собственности на землю