Ответственность за нарушение земельного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:24, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является изучение и анализ юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие ответственности за земельное правонарушение, определить основания ответственности и особенности привлечения;
2) охарактеризовать виды ответственности за земельные правонарушения (административную, уголовную, дисциплинарную);

Содержание

Введение
Глава 1. Юридическая ответственность в земельном праве
§1. Понятие и общая характеристика ответственности за нарушения земельного законодательства
§2. Виды юридической ответственности за нарушения земельного законодательства

Глава 2. Особенности отдельных видов ответственности за нарушение земельного законодательства
§1. Административная ответственность за нарушение земельного законодательства
§2. Уголовная ответственность
§3. Дисциплинарная ответственность

Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 40.12 Кб (Скачать документ)

Неосторожность (халатность) бывает двух видов: самонадеянность (легкомыслие) и небрежность. Самонадеянность  имеет место тогда, когда лицо, нарушившее требования закона, предвидело общественно вредные последствия  своей деятельности, но легкомысленно  рассчитывало избежать их. Небрежность  проявляется в том, что лицо не предвидело наступления вредных  последствий, хотя должно было и могло  их предвидеть.

Вместе с тем, в случае причинения вреда предприятиями, учреждениями и организациями, деятельность которых  связана с повышенной опасностью для окружающей среды, ответственность  наступает независимо от наличия  вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы либо умысла потерпевшего.

Составы: материальный (при  наличии последствий) и формальный (с момента совершения).

Классификация: административные и гражданско-правовые правонарушения, дисциплинарные проступки, преступления.

Порядок привлечения к  административной, уголовной или  гражданско-правовой ответственности  строго регулируется соответствующими кодексами: уголовно-процессуальным, КоАП, и, соответственно, гражданско-процессуальным.

 

§2. Виды юридической  ответственности за нарушения земельного законодательства

Дифференциация видов  юридической ответственности за нарушения земельного законодательства обусловлена рядом причин:

1) системой российского  права, структуру которой составляют  отрасли права, а каждая из  них обеспечена своим институтом  ответственности. Так, за должностные  нарушения в отношении земли  для руководителей предприятий  наступает дисциплинарная ответственность,  а для должностных лиц государственных  органов — административная. Если, к примеру, должностное лицо  сельхозпредприятия за отказ  гражданину в выделении пастбищ  хозяйства может получить строгий  выговор, то на ответственного  работника администрации за нарушение  срока рассмотрения заявления  о выделении земли может быть  наложено взыскание;

2) степенью общественной  опасности совершенных нарушений.  Например, если административным  проступком является деяние, посягающее  на порядок использования земель (ст. 10 КоАП), то преступлением против  земли является общественно опасное  деяние (ст. 254 УК);

3) в зависимости от  степени общественной опасности  земельных правонарушений дифференциацией  круга лиц, имеющих право применять  наказания. Так, если самовольное  занятие земельных участков, захламление  и загрязнение земель рассматриваются  органами Госкомзема, то самовольное  строительство жилого дома, посев  наркотикосодержащих культур и  др. рассматриваются судом.

Иначе говоря, чем опаснее  посягательство на земельные правоотношения, тем жестче процедура применения ответственности. Если, например, совершен дисциплинарный проступок, то наказание  может применять руководитель хозяйства  по упрощенной процедуре — достаточно предварительное истребование объяснений от нарушителя (ст. 135,136 КЗоТ);если допущено захламление земель, то уполномоченный орган Госкомзема рассматривает  дело ссоблюдением процедуры, предусмотренной  ст. 225—233 КоАП РСФСР; если произошла  порча земли, то суд применяет  уголовное наказание (ст. 254 УК РФ);

4) спецификой дел о  земельных правонарушениях, при  применении ответственности за  которые необходима определенная  специализация и компетентность  лиц, применяющих наказания. Так,  дисциплинарные наказания (взыскания)  за нарушения земельного законодательства  вправе применять только руководитель  данного предприятия, другим лицам  этого права не дано (в том  числе и руководителям вышестоящих  организаций).

Некоторые земельные правонарушения требуют особых знаний в их расследовании, с тем чтобы определить степень  виновности нарушителя. Например, применение ответственности за непринятие нарушителем  мер  по предотвращению процессов, ухудшающих состояние почв, под силу только экологам. Поэтому дела данной категории  рассматриваются органами Государственного комитета по охране окружающей среды (ст. 2192 КоАП).

Как уже отмечалось в предыдущем параграфе, все виды ответственности  за нарушения земельного законодательства можно подразделить на традиционные и специальные. Рассмотрим их по отдельности.

Традиционных видов ответственности  за нарушения земельного законодательства четыре: дисциплинарная, административная, уголовная и имущественная (материальная).

Российская правовая система  во второй половине XX в. страдала слабостью  правоохранительного механизма, размытостью  ответственности, отсутствием ее неотвратимости, вследствие чего не обеспечивались повсеместность надлежащего правового поведения  и надлежащий уровень правопорядка. В полной мере, а может быть, даже в большей степени это относилось к сфере земельных отношений, обеспечения качества окружающей среды, где разбросанность субъектов правоприменения, сложность законодательства затрудняют обеспечение надлежащего состояния законности.

Каждая из этих правовых форм ответственности применяется  за совершение соответствующего правонарушения. Понятие, виды, составы, содержание, меры ответственности предусмотрены  в соответствующих отраслях законодательства: трудовом, административном, уголовном, гражданском и земельном. Важное практическое и научное значение имеет вопрос о правильном разграничении  правонарушений5.

В зависимости от характера  и тяжести правонарушений они  делятся на проступки и преступления. Проступками считаются правонарушения не являющиеся опасными (могут быть вредными); соответственно за их совершение налагаются взыскания.

Различаются дисциплинарные правонарушения — дисциплинарные проступки (например, пахота не поперек, а вдоль  склона; повреждение сельхозтехники), административные правонарушения —  административные проступки (складирование  тары вблизи строений с нарушением правил землепользования, экологической, пожарной и иной безопасности; потрава  посевов), гражданские правонарушения — деликты (причинение имущественного вреда). Общественно опасные правонарушения, предусмотренные в Уголовном  кодексе, называются преступлениями —  за них назначается уголовное  наказание.

Взыскания и наказания  являются санкциями за совершение правонарушений, последствиями посягательства на правовые нормы, результатами неисполнения правовых требований. Применение к лицам, совершившим  правонарушение, предусмотренных законом  мер принуждения в установленном  порядке и есть юридическая ответственность. В идеале она должна наступать  за каждое правонарушение с мерой  отрицательного воздействия на каждого  правонарушителя в зависимости  от тяжести, от степени вредности  совершенного деяния. Главное не в  суровости, а в неотвратимости наказания, говорили древние6.

Соответственно видам  правонарушений во всех сферах деятельности человека различаются (как ранее  уже отмечалось) виды (формы) юридической  ответственности — дисциплинарная, материальная ответственность рабочих  и служащих — работников, административная, гражданско-правовая, уголовная. В области  охраны и использования земель, обеспечения  качества окружающей среды также  предусматриваются эти формы  ответственности, которые имеют, однако, некоторую специфику. Кроме того, с развитием рыночных отношений  получает распространение ответственность  за неисполнение договорных обязательств.

Далее мы рассмотрим отдельные  виды ответственности, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни.

 

Глава 2. Особенности  отдельных видов ответственности  за нарушение земельного законодательства

§1. Административная ответственность за нарушение земельного законодательства

Административная ответственность  применяется к таким административным земельным правонарушениям, которые  по степени своей опасности не требуют применения уголовного законодательства.

Действующее сейчас законодательство предусматривает привлечение к  административной ответственности  не только граждан и должностных  лиц, но и юридических лиц.

Перечень административных земельных правонарушений дается в  административном и земельном законодательстве, в котором указаны и санкции  за их совершения. Порядок привлечения  к административной ответственности  установлен в КоАП , либо законе субъекта федерации об административном правонарушении.

Само понятие административной ответственности раскрыто в ст. 2.1 КоАП – там идет речь об административном правонарушении.

Административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое  настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации  об административных правонарушениях  установлена административная ответственность7.

Сроки привлечения к административной ответственности:

- по общему правилу  – в течении 2 месяцев с момента  совершения правонарушения, либо  его обнаружения.

- в отдельных случаях  срок привлечения к административной  ответственности устанавливается  1 год. (глава 8 КоАП – срок может  быть 1 год).

Нарушения земельного законодательства влекущие административную ответственность  классифицируются в зависимости  от объекта посягательства следующим  образом:

1. Нарушения экономического  характера. Например: ст. 7.1. – самовольное  занятие земельного участка.

2. Нарушения экологического  характера. Например: ст. 8.6. – порча  земель. Постановлением ФАС Северо-Кавказского  округа от 25.06.2007г. по делу №Ф08-3324/2007-1358А  признан законным отказ в удовлетворении  требований крестьянского хозяйства,  обжаловавшего применение к нему  положений статьи 8.8 КоАП РФ «использование  земель не по целевому назначению…» 

3. Нарушения в сельском  хозяйстве, ветеринарии и мелиорации  земель. Например: ст. 10.9 - проведение  мелиоративных работ с нарушением  проекта.

Структура КоАП РФ позволяет  локализовать нормы, содержащие административную ответственность в сфере земельных  правоотношений в главах 7, 8 и 10, что  значительно упрощает работу с законодательством.

Обширную судебную практику по данному виду ответственности  предоставляют лица, обжалующие решения  о наложении административных взысканий.

Постановлением от 28.06.2006 г. по делу № А09-13586/05-30 ФАС Центрального округа суд признал незаконным привлечение  к административной ответственности  по статье 8.6. КоАП РФ за уничтожение  плодородного слоя, поскольку данный грунт использовался для ликвидации последствий незаконной врезки в  нефтепровод совершенной третьими лицами. В данном примере лицо было освобождено от наказания и признано невиновным, хотя и действительно  использовало плодородный слой не по назначению, фактически уничтожив его. Но это была вынужденная мера для  ликвидации более опасных последствий  разлива нефтепродуктов из поврежденного  третьими лицами нефтепровода. Судом  были применены положения статьи 2.7 КоАП РФ указывающей, что «не является административным правонарушением  причинение лицом вреда, охраняемым законом интересам в состоянии  крайней необходимости, … если эта  опасность не могла быть устранена  иными средствами и если причиненный  вред является менее значительным, чем предотвращенный вред».

В Постановлении ФАС Северо-Кавказского  округа от 01.02.2006г. по делу № Ф08-136/2006-101А, так же рассматривая правонарушение, предусмотренное ст. 8.6 КоАП РФ был  сделан вывод о виновности в порче  земли. При этом особое внимание было уделено моменту доказывания  наступления вредных последствий, предусмотренных данной нормой. В  частности, ссылка на необходимость  экспертного заключения для определения  факта наступления вредных последствий  не соответствует законодательству. В указанном случае факт загрязнения  почв нефтепродуктами мог быть определен  без проведения экспертизы, что соответствовало  бы требованиям ст. 26.2 КоАП РФ.

На состоянии борьбы с  административными правонарушениями заметно сказывается нравственная атмосфера среди должностных  лиц контрольных органов, многочисленные их реорганизации. Нередко бытуют пессимистические настроения, желания получить больше прав по привлечению к ответственности, получению, ношению и применению оружия, материальному обеспечению; также не без оснований ставятся вопросы об усилении социальной и  правовой защиты работников проверяющих  служб. Решение этих проблем будет  способствовать повышению эффективности  административной ответственности8.

 

§2. Уголовная ответственность

Лица, виновные в совершении преступлений, т. е. общественно опаных деяний, запрещенных Уголовным кодексом под угрозой наказания, несут уголовную ответственность.

Уголовным кодексом РФ, введенным  в действие с 1 января 1997 г., предусматривается  ряд принципов. Прежде всего, преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия могут определяться только в УК: это означает, что никакие другие законы не могут предусматривать уголовной ответственности, помимо УК.

Законодательством предусматриваются  задачи УК, их немного. Так, задачами УК являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного  порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя  РФ от преступных посягательств, обеспечение  мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Для обеспечения предупреждения и пресечения преступлений немаловажное значение имеют принципы справедливости привлечения к ответственности  и применения наказания, означающие необходимость установления виновности лица в общественно опасных действиях (бездействии) и наступлении общественно  опасных последствий. Объективное  вменение, т. е. уголовная ответственность  за невиновное причинение вреда, не допускается. Наказание должно быть справедливым: соответствовать характеру и  степени общественной опасности  преступления, обстоятельствам его  совершения и личности виновного.

Информация о работе Ответственность за нарушение земельного законодательства