Особенности развития социального страхования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:34, контрольная работа

Описание

Обязательное устройство страховых касс в России восходит к 1861 г., когда был принят Закон "О вспомогательных товариществах". Эти кассы возникли при казенных заводах. В 1901 г. были приняты Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утративших трудоспособность на заводских и рудничных работах.

Содержание

Введение
1. Особенности развития социального страхования в России.
2. Понятие, анализ и оценка рисков
3. Принципы построения пенсионной системы и источники средств пенсионного обеспечения.
3.2 Построения пенсионной системы
3.1 Источники средств пенсионного обеспечения.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

yfcnz.doc

— 141.50 Кб (Скачать документ)

Обычно страховые взносы уплачиваются примерно в равных долях (в процентах к заработку) или  в несколько большем объёме работодателем. Однако надо иметь в виду, что, в  конечном счете, страхование осуществляется за счёт самих работников, поскольку доходы работодателя образуются в основном в результате труда застрахованных. В связи с этим распределение платежей между работниками и работодателями не имеет существенного значения.

    1. Страховые взносы аккумулируются в централизованном фонде, который обычно именуется фондом обязательного пенсионного страхования (в России – это Пенсионный фонд РФ). Его средства не должны сливаться с государственным бюджетом, они предназначены только на пенсионное обеспечение застрахованных, их семей и ни при каких обстоятельствах не могут изыматься на иные цели. Управление таким фондом осуществляется застрахованными и работодателями (их представителями) под контролем государства.
    2. Все условия и нормы уплаты страховых пенсионных взносов, а также нормы пенсионного обеспечения (уровень пенсий в процентах к заработку, требуемый для получения пенсии стаж, порядок подсчёта стажа и заработка, минимальные и предельные размеры пенсии и т. д.) определяются законом.
    3. Уровень страхового пенсионного обеспечения, в конечном счете, определяется, во-первых, тем, сколько лет трудился человек, или, иначе говоря, сколько лет им и его работодателями уплачивались в эти годы страховые взносы. Эти два показателя определяют в основном уровень пенсионного обеспечения конкретного наёмного работника и дифференциацию в размерах пенсий застрахованных, их семей.

         Уровень пенсионного обеспечения  – один из существенных показателей,                характеризующих пенсионную систему  и её состояние в каждый  период времени. Необходимо различать относительный и абсолютный уровень пенсионного обеспечения, которые неразрывно связаны между собой.

         Относительный уровень – это отношение пенсии пенсионера к его среднемесячному заработку, из которого она исчислена. Иногда этот показатель именуют коэффициентом замещения. Обычно он рассчитывается по стране в целом и по отдельным регионам. Для этого средняя пенсия делится на средний заработок, из которого она исчислена (соответственно в стране или в регионе). Относительный показатель характеризует уровень жизни (достаток, потребление) пенсионеров – бывших наёмных работников, живущих на пенсию, по сравнению с уровнем жизни наёмных работников, продолжающих трудиться и живущих на заработок. Чем выше соотношение, тем меньше разрыв в уровне жизни указанных двух групп граждан, составляющих в развитых странах большинство населения.

Как это ни парадоксально  на первый взгляд, но в странах, где  высокая реальная оплата труда, относительный  уровень пенсионного обеспечения  обычно сравнительно невысок и, наоборот, в тех странах, где низкая оплата труда, он повыше. Объясняется это просто: при уровне пенсионного обеспечения в первых странах, допустим, в 40-45%, человек, живущий на пенсию, вполне может за счёт такой пенсии удовлетворять свои обычные потребности (в пище, одежде, оплате соответствующих услуг и т. д.), поскольку работающий член общества затрачивает на эти цели не более той же части своего заработка. Что касается других стран, то в них на удовлетворение обычных потребностей человека расходуется значительно большая часть заработка, следовательно, относительный уровень пенсионного обеспечения должен быть существенно выше. В противном случае пенсионер оказывается за чертой бедности или на её грани.

Абсолютный  уровень пенсионного обеспечения – это потребительская стоимость пенсии – от минимальной до максимальной. Другими словами, данный показатель определяет, в каком объёме пенсионер может приобретать необходимые ему потребительские товары, и, в частности, услуги, достаточны ли они для того, чтобы обеспечить ему достойный уровень и качество жизни.

В российском пенсионном Законе 1990 г. Отражены все перечисленные  выше критерии – принципы, на которых  должна основываться обязательная страховая  пенсионная система. На их основе, кстати, во всех развитых странах успешно функционируют и развиваются общенациональные страховые системы. Эти критерии являются не изобретением разработчиков закона и законодателей, его принявших, а практической реализацией общепризнанных в мире идей обязательного пенсионного страхования.

Вторая причина, побудившая Россию приступить к формированию новой пенсионной системы, состояла в необходимости повысить реальный уровень доходов основной части пенсионеров, живущих, как правило, на пенсию. При этом учитывалось, что за последние годы в СССР существенно снизился как относительный, так и абсолютный уровень пенсионного обеспечения, особенно тех граждан, пенсия которых превышала минимальный размер. Это произошло в связи с ростом номинальной оплаты труда и консервацией в то же время максимального размера пенсии (он не повышался более 30 лет). В результате пенсия стала составлять значительно меньшую часть заработка, чем прежде. Кроме того, в прошлом пенсии вообще не индексировались ни с учётом роста цен на потребительские товары, ни с учетом роста заработка. Материальный достаток пенсионеров в силу этого хотя и медленно, но неуклонно снижался.

Закон 1990 г. затронул и  бюджетную систему пенсионного  обеспечения. Он, во-первых, существенно  повысил уровень пенсионного  обеспечения военнослужащих из числа солдат, сержантов и старшин и приравненных к ним категорий граждан, упорядочил их пенсионное обеспечение. Ранее зачастую пенсии граждан, инвалидность которых наступила вследствие военной травмы, оказывались по своему уровню ниже пенсий по инвалидности вследствие общего заболевания и пенсий по старости. Закон устранил эту явную социальную несправедливость. То же касалось и пенсии по случаю потери кормильца, умершего вследствие военной травмы. С введением в действие с 1 февраля 1993 г. Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» завершилось создание достаточно развитой и «возвышенной» системы пенсионного обеспечения всех категорий военнослужащих и приравненных к ним других категорий граждан и их семей.

«Возвышенная», т. е. прежде всего более высокая по своему уровню система пенсионного обеспечения  для указанных категорий граждан, условия службы которых специфичны и опасны, и их семей, типична для  большинства стран. Особые пенсии для  таких граждан были и в СССР.

Общие тенденции развития двух российских пенсионных подсистем  в последние годы (начиная с 1993 г.) очевидны: они характеризуются, с  одной стороны, резким, постоянно  нарастающим снижением относительного и абсолютного уровня пенсионного  обеспечения практически всех, без какого-либо исключения, пенсионеров, получающих пенсию в соответствии с Законом 1990 г., а с другой – введением значительно более высоких пенсий для сотрудников властных, силовых структур как на федеральном, так и на региональном уровнях. Эти тенденции явно противоречат тем целям, которые определены в Законе 1990 г., - формированию единой системы государственных пенсий в России, обеспечению стабильности достигнутого уровня пенсионного обеспечения и повышению его, дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения с учётом труда и его результатов.

 

 

3.2 Источники средств пенсионного обеспечения.

 

Средства Пенсионного  фонда формируются за счет:

- обязательных пенсионных  взносов работодателей и работающих  граждан. Страховые взносы являются основным источником поступлений в ПФ, их доля в структуре доходной части его бюджета составляет свыше 80%.

-  ассигнований из федерального бюджета:

- средства, возмещаемые  Государственным фондом занятости  населения в связи с досрочным  назначением пенсий безработным гражданам;

- займы, привлекаемые  для покрытия временных затруднений.

- добровольные взносы  физических и юридических лиц;

В соответствии с федеральным  законом в IV кв. 1995 г. временно свободные  средства Фонда социального страхования  и Государственного фонда занятости населения в размере 1,5 трлн руб : были мобилизованы на возвратной основе для пополнения ПФ - в котором в связи с индексацией пенсий и выплат компенсаций собственных средств оказалось недостаточно. Кроме того, при эффективной организации финансового менеджмента Пенсионный фонд, капитализируя временно свободные средства в ценные государственные бумаги или помещая их на депозитные вклады в банки, может иметь определенный доход. Но с 1995 года ПФ запрещается проводить финансово-кредитные операции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Азарова Е. Г., Виноградова З. Д. Полупанов М. И. Концепция развития законодательства о социальном обеспечении // Концепция развития российского законодательства. М., 1998.
  2. Бабич А. М., Егоров Е. Н., Жильцов А. П. Экономика социального страхования. М., 1998.
  3. Батыгин К. С. Право социального обеспечения. Общая часть: Учебн. пособие. М., 1998.
  4. Буянова М. О., Кондратьева З. А., Кобзева С. И. Право социального обеспечения: Учебн. пособие. М., 1997.
  5. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Пенсионная реформа в России 1990 г.: хорошее начало и плачевные результаты // Государство и право. 1998. №3.
  6. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М., 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача:  В результате травмы на производстве Исаев получил инвалидность и был помещен в дом инвалидов. Он имел на иждивении нетрудоспособную жену – инвалида II группы по общей заболеваемости, сына 27 лет, студента IV курса. На момент утраты трудоспособности средний заработок Исаева составлял 7600 р. Утрата трудоспособности составила 50% (по заключению медико-социально-экспертной комиссии (МСЭК). Возраст Исаева 57 лет. Размер ежемесячного содержания Исаева в доме инвалидов 3500 р.

Определите величину единовременной и ежемесячных страховых выплат, приходящихся на иждивенцев и самого Исаева. 

Ответ:  Согласно статье 5 Закона №125-ФЗ обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:

- физические лица, которые выполняют работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем;

- физические лица, которые  осуждены к лишению свободы  и привлекаются страхователем  к труду.

Физические лица, которые  выполняют работу на основании гражданско-правового договора, также подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Не подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний руководители организаций, являющиеся их единственными учредителями, поскольку согласно части 2 статьи 273 ТК РФ случаи, когда руководитель организации является единственным собственником ее имущества, не регулируются трудовым законодательством. В части 1 статьи 5 Закона 125-ФЗ указан перечень лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве.

В соответствии со статьей 10 Закона №125-ФЗ единовременные страховые выплаты и ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются:

застрахованному лицу - если по заключению учреждения медико-социальной экспертизы результатом наступления  страхового случая стала утрата им профессиональной трудоспособности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона №125-ФЗ ежемесячные  страховые выплаты назначаются  и выплачиваются застрахованному  за весь период утраты им профессиональной трудоспособности со дня, когда учреждением  медико-социальной экспертизы установлен факт утраты застрахованным профессиональной трудоспособности, исключая период, за который застрахованному было назначено пособие по временной нетрудоспособности.

Статьей 15 Федерального закона от 19 декабря 2006 года №234-ФЗ «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» установлено, что в 2007 году сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, составляет 46,9 тысяч рублей.

В пункте 1 статьи 11 Закона №125-ФЗ установлено, что размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из шестидесятикратного минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом на день такой выплаты.

Отсюда следует, что размер единовременной страховой  выплаты будет составлять 129.900 руб.

В 2007 году максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, исчисленный в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», не может превышать 36,0 тысяч рублей (статья 16 Федерального закона от 19 декабря 2006 года №234-ФЗ «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год»).

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 3 июля 2006 года №410 «Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» установлено, что с 1 января 2006 года коэффициент индексации размера ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначенных до 1 января 2006 года, составляет 1,085.

В статье 12 Закона №125-ФЗ установлено, что размер ежемесячной  страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.

Отсюда следует, что ежемесячная страховая выплата  будет составлять 4.123 рубля.

Размер ежемесячной  денежной выплаты инвалидам, имеющим III степень ограничения способности к трудовой деятельности, увеличен с 1400 до 1855 рублей, имеющим II степень, а также детям-инвалидам - с 1000 до 1325 рублей, I степень - с 800 до 1060 рублей. Следовательно, жена получает пособие в размере 1325 руб.

Инвалидам, на иждивении  которых находятся нетрудоспособные члены семьи (несовершеннолетние или  учащиеся, до достижения ими возраста 23 лет, либо имеющие инвалидность дети, братья, сестры и внуки, или родители, супруги, дедушка и бабушка, если они достигли возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, либо являются инвалидами), размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности увеличен следующим образом:

Информация о работе Особенности развития социального страхования в России