Обеспечение прав граждан РФ на жилище

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2012 в 23:23, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что право на жилье – это одно из прав, гарантированных гражданам Конституцией Российской Федерации, причем, пожалуй, одно из важнейших в социальном аспекте. Поэтому неслучайно жилищные тяжбы между гражданами, а также между гражданами и организациями либо органами власти являются одной из самых «популярных» категорий судебных споров. Интересно, что подход граждан ко многим жилищным проблемам с правовой точки зрения неверен, причем многие заблуждения весьма типичны. Зачастую граждане просто не знают своих прав и не умеют их защищать, поэтому представляется полезным исследовать эту тему.

Содержание

Введение3
1. Правовые аспекты конституционного права граждан на жилище
1.1. Определение и сущность конституционного права граждан на жилище
1.2. Понятие жилого помещения
2. Основные конституционные гарантии граждан на жилье
3. Обеспечение и защита конституционного права граждан на жилище
Заключение
Задача
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

жилищное право.docx

— 33.85 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение3

1. Правовые аспекты  конституционного права граждан  на жилище

1.1. Определение и  сущность конституционного права  граждан на жилище

1.2. Понятие жилого  помещения

2. Основные конституционные  гарантии граждан на жилье

3. Обеспечение и  защита конституционного права  граждан на жилище

Заключение

Задача

Список использованных источников и литературы

 

Введение 

Актуальность данной темы обусловлена тем, что право  на жилье – это одно из прав, гарантированных  гражданам Конституцией Российской Федерации, причем, пожалуй, одно из важнейших  в социальном аспекте. Поэтому неслучайно жилищные тяжбы между гражданами, а также между гражданами и  организациями либо органами власти являются одной из самых «популярных» категорий судебных споров. Интересно, что подход граждан ко многим жилищным проблемам с правовой точки зрения неверен, причем многие заблуждения  весьма типичны. Зачастую граждане просто не знают своих прав и не умеют  их защищать, поэтому представляется полезным исследовать эту тему.

В соответствии с  Конституцией Российской Федерации  право на жилище обеспечивается развитием  и охраной государственного и  общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному  жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем  жилой площади, предоставляемой  по мере осуществления программы  строительства благоустроенных  жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги.

Задачами жилищного  законодательства являются регулирование  жилищных отношений в целях обеспечения  гарантируемого Конституцией права  на жилище, надлежащего использования  и сохранности жилищного фонда, а также укрепление законности в  области жилищных отношений.

Жилищное строительство  – важнейшая составляющая государственных  приоритетов социально-экономического развития. Решение проблемы наращивания  темпов жилищного строительства  имеет многоцелевой результат: удовлетворение потребностей общества в жилье, создание нормальных и безопасных условий  жизнедеятельности, снятие социальной напряженности в обществе. Именно поэтому жилищная реформа рассматривается  как составная часть комплекса  мер по стабилизации и выводу экономики  из кризиса, так как отсутствие почти  у одной трети граждан нормальных жилищных условий превратило эту  проблему в одну из самых острых социальных проблем.

Целью данной работы является изучение особенностей конституционных  прав на жильё.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

- изложить правовые  аспекты конституционного права  граждан на жилище: дать определение  конституционного права граждан  на жилье, понятие жилого помещения;

- раскрыть принципы  реализации конституционного права  граждан на жилище;

- исследовать правовые  аспекты реализации и защиты  конституционного права граждан  на жилье;

- рассмотреть деятельность  органов по обеспечению конституционных  прав граждан на жилье на  современном этапе.

Раскрытие темы производится с позиций общенаучных методов (социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический), общелогических методов теоретического анализа и частнонаучных методов (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования).

 

1. Правовые аспекты  конституционного  права граждан  на жилище 

1.1. Определение и  сущность конституционного  права граждан  на жилище 

Наличие жилища является одним из условий достойного существования  человека в обществе. Всеобщая декларация прав человека 1948 года и Международный  пакт об экономических, социальных и  культурных правах 1966 года содержит нормы  о том, что каждый человек имеет  право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, который  необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и  его семьи, и на непрерывное улучшение  условий жизни.

Конституция Российской Федерации (КРФ) провозглашает право  на жилище и относится к группе важнейших социально-экономических  прав граждан. Содержание права на жилище следует определить путем указания на две его главные составные  части.

Во-первых, право  на жилище означает, что государство  гарантирует каждому человеку на территории РФ возможность пользоваться тем жилищем, которое у него имеется  на данный момент по тем или иным правовым основаниям. В данном случае речь идет об охране государством имеющегося у лица субъективного гражданского права на конкретное жилище. В Конституции  РФ это выражено путем провозглашения принципов неприкосновенности жилища (ст. 25) и неприкосновенности частной  жизни (ст. 23).

Во-вторых, конституционное  право на жилище заключается в  том, что государство принимает  на себя обязанность содействовать  тому, чтобы каждый гражданин был  обеспечен жильем и имел возможность  улучшить свои жилищные условия путем  приобретения другого жилья: «Органы  государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия  для осуществления права на жилище».1 Так же в статье предусмотрено бесплатное или за доступную плату обеспечение жильем малоимущих и иных перечисленных в законе граждан.

Указанные особенности  органов государственной власти и органов местного самоуправления имеют государственно-правовой, конституционный  характер. Следовательно, право на жилище следует рассматривать как институт конституционного права, но не как институт гражданского или жилищного права.

Право на жилище и  его неприкосновенность – это  право пользоваться жилищем на законных основаниях, регулируемое федеральным  законодательством (Жилищный Кодекс, Гражданский  Кодекс, Федеральные законы и т.п.). Предполагается система мер, способствующих обеспечению жильем граждан из муниципального фонда, проведение кредитно-финансовой политики и т.д. Гарантируется защита от проникновения в жилище без  согласия на то лиц, законно занимающих это помещение и защита от незаконного  лишения жилища. Данное право может  быть ограничено только в тех случаях, которые оговорены в Федеральном  законе. В случае его нарушения  используются те же статьи, что и  при нарушении любых прав человека и гражданина и предоставляется право обжаловать в суд незаконные действия, восстановить свои права и получить соответствующую компенсацию.

Вступившие в силу с 1 марта 2005 года Жилищный Кодекс Российской Федерации (ЖК РФ) готовился более 10 лет. Прежний Кодекс – от 24 июня 1983 года – безнадежно устарел. Кроме  того, только на федеральном уровне до принятия нового ЖК РФ действовало  более трех тысяч актов жилищного  законодательства, которые в итоге  позволяли по-разному трактовать права и обязанности участников жилищных отношений. Понятно, что даже специалистам было сложно разобраться, что к чему, а граждане тем более  защищали свои права с трудом. Поскольку  Конституция СССР 1978 года всем предоставляла  право (для многих только на бумаге) получить бесплатное жилье, а очередь  на него была огромной и бесконечной, то люди, которые эту очередь контролировали, имели огромные возможности для  злоупотреблений.

В соответствии с  данным Кодексом, конституционное право  граждан на жилье обеспечивалось путем создания условий для получения  кредита на строительство или  для приобретения жилья лицами, находящимися на учете для предоставления жилищного  займа. Субъектами права собственности  на жилье могут быть граждане России, иностранцы, лица без гражданства, юридические  лица, и, наконец, государство.

В новом ЖК РФ четко  прописаны права, обязанности и  ответственность всех, кто пользуется жилыми помещениями. Любой закон  – это компромисс. После первого  чтения проекта нового Закона в него было внесено около двух тысяч  поправок, их которых 700 было принято.

В соответствии со ст. 72 КРФ жилищное законодательство находится  в совместном ведении субъектов, соответственно к ведению субъектов  РФ отнесена значительная часть вопросов, например, признание «малоимущими». Малоимущими, согласно ЖК РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в  порядке, установленном жилищным законом  соответствующего субъекта РФ. Принадлежность к такой категорий граждан  зависит не только от величины заработной платы, но и от размера других доходов, а также от наличия в собственности  недвижимости, иных объектов, которые  подлежат налогообложению (дача, квартира, автомобиль и др.). Но сами критерии оценки в разных субъектах Федерации, конечно же, разные, поэтому и  нормативы будут разными.

Необходимо особо  подчеркнуть, что те лица, которые  были поставлены на жилищный учет до введения в действие нового ЖК РФ, продолжают оставаться в очереди. Органы государственной  власти и органы местного самоуправления сохраняют перед ними свои обязательства.

1.2. Понятие жилого  помещения 

Говоря о конституционном  праве на жилье, определим, что входит в понятие жилье.

Отнесение жилых  помещений к этой категории осуществляется с учетом физического износа, повреждений  несущих конструкций, недостатков  планировки и уровня внутреннего  благоустройства, а также санитарных требований. К непригодным для  постоянного проживания относятся  каменные дома с физическим износом  свыше 70%, деревянные дома с износом  свыше 65%. К непригодным для проживания относятся жилые дома, расположенные  в пределах санитарно-защитных, пожаро- и взрывоопасных зон, промышленных предприятий, в опасных зонах отвалов угольных, сланцевых шахт и обогатительных фабрик.2 Непригодными для постоянного проживания считаются также бараки, под которыми понимаются одно-, двухэтажные жилые строения, предназначенные для временного проживания, с общими кухнями и санитарными узлами, как правило, деревянные, рассчитанные на короткий срок службы. Решение о признании непригодным для постоянного проживания жилого помещения, независимо от его принадлежности, выносится администрацией района, города, района в городе.

Термин «жилое помещение» предлагается рассматривать в широком  смысле этого слова.

В широком смысле, жилое помещение – это вся  совокупность жилых помещений, независимо от форм собственности: жилые дома, в том числе и многоквартирные; коттеджи (дачи), пригодные для постоянного  проживания и зарегистрированные в  этом качестве в установленном порядке; отдельные квартиры; иные жилые помещения (под иными подразумеваются, к  примеру, отдельные изолированные  комнаты, специализированные дома, общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов  и другие), служебные жилые помещения  и иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.3

В узком смысле –  это жилые дома, квартиры, часть  дома, часть квартиры в виде изолированной  комнаты, а остальные объекты  самостоятельны в силу специфичности  их юридических статусов и особенностей в вопросах пользования, владения и  распоряжения ими. «Регулирование режима этих объектов осуществляется специальным  законодательством, и расширение за их счет состава жилищного фонда  можно считать чисто декларативным».4

Признак, отличающий жилое помещение от нежилого, связан с понятием «постоянное проживание».5 ГК РФ не называет конкретно санитарные и технические требования к жилому помещению, обеспечивающие его пригодность для постоянного проживания. Пригодность определяется в порядке, предусмотренном жилищным законом. 6

На федеральном  уровне стандарт проживания не определен  в целом (установлены норма жилой  площади на одного человека, социальные нормы общей площади на семью, критерии пригодности жилого помещения). Отдельные субъекты РФ и органы местного самоуправления устанавливают стандарт жилья. Так, для города Новосибирска установлен следующий стандарт –  дом (квартира) со всеми видами удобств: электроснабжение, водопровод, канализация, центральное отопление, ванна (душ), газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение (централизованное или газовая колонка), лифт и мусоропровод независимо от материала стен. Нормативы  будут совершенствоваться с периодичностью в 5 лет. Соответственно помещение, не отвечающее заданным параметрам, не могут признаваться жилыми (гаражи, погреба, склады). В юридической  литературе авторы разграничивают жилые  помещения по различным основаниям. К примеру, И.Б. Марткович представил классификацию, в основу которой  легло назначение жилых помещений:

- жилые дома и  жилые помещения общего назначения;

- жилые дома и  жилые помещения специального  назначения, среди которых: служебные  жилые помещения и общежития,  а также жилые дома и жилые  помещения, так называемого маневренного  или переселенческого фонда, предназначенные  для временного проживания граждан,  переселяемых на период капитального  ремонта жилых домов и помещений,  в которых они постоянно проживают. 

П.И. Седугин подразделяет жилые помещения на два основных вида:

- предназначенные  для постоянного пользования,  то есть рассчитанные на длительный  период их пользования;

- временного характера,  то есть построенные для использования  в течение относительно непродолжительного  времени.

Информация о работе Обеспечение прав граждан РФ на жилище