Кадастр недвижимости как функция управления земельным фондом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 19:59, курсовая работа

Описание

В Российской Федерации существует довольно сложная и неустойчивая система, объединяющая свыше 40 различных государственных кадастров и реестров: земельный кадастр, лесной кадастр, водный кадастр, градостроительный кадастр, кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, кадастр особо охраняемых природных территорий, кадастр отходов, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов, российский регистр гидротехнических сооружений и т.д. Между этими кадастрами и реестрами существует принципиальная разница. В одних единицы учета фигурируют в качестве объектов прав, в других – в качестве объектов управления и рационального использования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Система государственного кадастра недвижимости…………………4
Определение государственного кадастра недвижимости……………….4
Кадастровый учет и ведение государственного
кадастра недвижимости………………………………………………………4
Государственный земельный кадастр как основа государственного кадастра недвижимости……………………………………………………6
Глава 2. Состав государственного кадастра недвижимости…………………...7

2.1 Содержание государственного кадастра недвижимости…………………...7
2.2 Кадастровые дела……………………………………………………………..8
2.3 Виды кадастровых карт……………………………………………………..10

Глава 3. Государственный кадастр недвижимости как функция управления земельным фондом………………………………………………………………13

3.1 Понятие и состав земельного фонда………………………………………..13
3.2 Понятие и общая характеристика государственного управления земельными ресурсами………………………………………………………….17
3.3 Управленческая функция государственного кадастра недвижимости…..21

Заключение………………………………………………………………………24
Библиографический список…………………………………………………….26

Работа состоит из  1 файл

курсовая земправо.docx

— 132.69 Кб (Скачать документ)

  Таким образом, общее  и отраслевое (межотраслевое) управление  взаимосвязаны как общностью  задач (обеспечение рационального  использования и охраны земель), содержанием функций управления (распорядительные, контрольные, правоохранительные  и др. функции), так и методом  регулирования отношений (как  правило, он имеет императивный, властный характер). В то же  время они отличаются по объему  правомочий соответствующих органов  управления и их соподчиненностью  и по охвату управляемых территорий.

  В обеспечении рационального  использования и охраны земельного  фонда помимо государственного  управления существенное значение  имеет также внутрихозяйственное  управление им, т. е. управление, осуществляемое конкретными субъектами  права на землю: собственниками  земельных участков и землепользователями.  В соответствии с действующим  земельным законодательством рациональное  использование земли и ее охрана  входят в перечень их обязанностей, выполнение которых осуществляется  ими в процессе хозяйственной  деятельности. Законодательство предусматривает  и меры правовой ответственности  субъектов права на землю за  неисполнение или ненадлежащее  исполнение этих обязанностей (например, изъятие земельных участков). В связи с этим внутрихозяйственное управление земельным фондом следует рассматривать как неотъемлемое звено общей цепи государственного управления земельным фондом.

  Говоря о государственном  управлении земельным фондом  в современных условиях, нельзя  не обратить внимание на одну  особенность, связанную с ликвидацией  монополии государственной собственности  на землю и установлением иных  форм права собственности на  нее. В этих условиях значительно  более резко, чем раньше, проявляется  разграничение государственного  управления по признакам:

а) управление, когда государство  выступает в роли собственника земли  как недвижимого имущества;

б) управление, когда государство  выступает в роли органа власти, т.е. суверена, обладает территориальным  верховенством в отношении всех земель независимо от форм собственности.

  В первом случае - это  хозяйственное государственное  управление, суть которого заключается  в принятии решений по поводу  сделок с землей (приватизация, сдача  в аренду и др.). Земля здесь  выступает, прежде всего, как  объект хозяйственной деятельности  государства, осуществляемой через  соответствующие государственные  органы, оставаясь одновременно  и объектом государственного  управления.

  Во втором случае  земля выступает в качестве  пространственного фактора для  осуществления властных функций  государства, т.е. территории, на  которую распространяется государственная  власть.

   Не следует, однако  чрезмерно разграничивать эти  две стороны государственного  управления земельным фондом. Они  всегда являются составными частями  одного и того же управленческого  процесса, в котором та и другая  сторона могут выступать одновременно  или порознь, взаимно заменяться, усиливаться или ослабляться  в зависимости от характера  земельных отношений. 

   Как отмечалось  раннее, государственное управление  земельными ресурсами основывается  на праве территориального верховенства  государства как суверена, но  и необходимости обеспечивать  баланс общегосударственных и  частных интересов.

  Формы и методы  этой деятельности чрезвычайно  разнообразны и содержатся в  правовых нормах, которые в совокупности  образуют важный инструмент земельного  права. В настоящее время центр  тяжести перемещается от командно-административного  управления землей к заново  разработанной системе экономического  регулирования земельных отношений в России, когда субъектами этих отношений выступают миллионы собственников земли — граждан и юридических лиц.  

   Государственное управление предполагает предоставление свободы хозяйствования на своей земле субъектам земельных правоотношений, недопустимость вмешательства в их хозяйственную деятельность.

 Так, незаконное вмешательство  в деятельность сельскохозяйственного  предприятия влечет за собой  отмену незаконных решений виновных  государственных органов и должностных  лиц с взысканием с них убытков,  причиненных этим незаконным  вмешательством (ст. 61 и 62 ЗК РФ).

 

3.3 Управленческая функция  государственного кадастра недвижимости.

Сложившаяся структура управленческих органов на каждом административно-территориальном  уровне, представленная администрацией и органами специального управления, среди которых органы управления земельными ресурсами и имуществом являются основным хранителем и производителем кадастровой документации, формируют  систему и объем полномочий заказчиков и потребителей кадастровых сведений, что, в свою очередь, определяет структуру, содержание и форму представления  показателей.

Деятельность органов  государственной власти и местного самоуправления можно разделить  на три вида: по стратегическому  развитию, управленческая, исполнительская.

Исполнительская деятельность администрации и ее служб состоит  в текущем поддержании условий  жизнедеятельности населения –  обеспечение населения водой  и продовольствием, энергоснабжение, выдача разрешений на различные виды деятельности, ведение различных  реестров, регистрация и оформление прав на недвижимость, сбор налогов  и т. д. На данном операционном уровне находится большая часть информации, которая наиболее достоверно отражает текущую информацию.

Управленческая деятельность состоит в учете и контроле жизненных условий и ресурсов среды (население, земельные ресурсы, здания, сооружения, инженерная инфраструктура, градостроительство, экология и т. д.).

Стратегическая деятельность обеспечивает поле деятельности управленцев, определяет границы допустимого  изменения развития территорий.

На уровне управляющих  структур можно выделить как минимум  четыре группы видов деятельности, в которых кадастровая информация имеет важное значение. К таким  группам можно отнести решение  отраслевых проектно-экономических и административно-управленческих задач, а также социально-экологических и экономических задач стратегического планирования.

Первые две группы решают оперативные и исполнительные тактические  задачи. Последняя обеспечивает стратегическую поддержку процесса принятия решения. Эти группы взаимно переплетены, хотя каждая из них предъявляет различные  требования к объему и уровню генерализации  земельно-кадастровой информации .

Отраслевые проектно-технические  задачи решают проектные, строительные, внедренческие и управленческие организации. Для данных задач на первое место выходит подробная  земельно-кадастровая информация, в  том числе оперативная, с высокой  степенью точности.

Для решения административно-управленческих задач необходимы большие базы земельно-кадастровых  данных по юридическому обеспечению  земельных отношений (регистрация  различных объектов и субъектов  земельных отношений, объекты недвижимости, формирования их многообразия и т. д.). Кроме того, этот блок тесно связан с вопросами финансового обеспечения  и контроля (формирование рынка земли  и другой недвижимости, создание системы  банков, ипотек и других структур по организации оборота земельного фонда, создание экономически обоснованной налоговой системы на недвижимость и др.).

Для подготовки решений по планированию стратегии развития регионов необходима кадастровая информация более высокого уровня, т. е. на этом уровне необходима достоверная информация, позволяющая принимать стратегические решения по инновационной и налоговой  политике, планированию размещения отраслей народного хозяйства, экологии и  защите окружающей среды, формированию процессов аграрной и земельной  реформы.

Проводимая в России приватизация земель, разработка и реализация рыночных принципов внедрения новых механизмов комплексного действия макрозвеньев рыночной системы, заставляют сформировать концепцию  управленческой функции кадастра недвижимости и ее практической реализации. На базе этой концепции должны быть созданы  соответствующие учетные системы, в которых оперативно формируется  кадастровая информация для принятия тактических и стратегических решений .

На перспективу результатом  применения новых информационных технологий является предоставление пользователю интересующих его данных по регистрации, количественному и качественному  учету, экономической оценке земли  из сформированных баз данных.

При использовании данных государственного кадастра недвижимости местными органами власти, управления и контроля достигаются следующие  цели:

–  обеспечение информационной основы для планирования рационального  землепользования, мониторинга характеристик  земель и землеустроительных проектов;

–  фиксирование и учет различных территориальных зон, определяющих категории и виды земель, границы поселений, налоговые зоны и т. п.;

– обеспечение гарантии государственных и муниципальных  прав собственности на земельные  участки и иные объекты недвижимого  имущества;

–  обеспечение информацией, в том числе для целей экономического стимулирования охраны земель;

–  разграничение функций  в области управления земельными ресурсами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, государственный  кадастр недвижимости является федеральным  государственным информационным ресурсом и представляет собой систематизированный  свод сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о  прохождении Государственной границы  Российской Федерации, о границах между  субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных  зонах и зонах с особыми  условиями использования территорий, иных предусмотренных федеральным  законом сведений.

Объектами государственного кадастрового учета, определенными  законом, являются земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты  незавершенного строительства.

Общий порядок кадастрового учета включает две стадии: кадастровые  работы, результатом которых является межевой план земельного участка  или технический план иного объекта  недвижимости и внесение сведений в  ГКН – постановка объекта на учет, в результате которого заявитель  получает кадастровый паспорт объекта.

С точки зрения земельных  отношений, землеустройства и земельного кадастра земля является важнейшей  частью окружающей природной среды, характеризующейся определенными  природными, социально-экономическими характеристиками.

Информация о работе Кадастр недвижимости как функция управления земельным фондом