Аренда земли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 08:24, курсовая работа

Описание

С переходом к рыночной экономике установилось множество форм собственности на недвижимое имущество: частная, государственная, муниципальная. Недвижимость включена в систему рыночного оборота путем совершения с ней таких сделок, как купля-продажа, залог, наследование, доверительное управление, аренда и другие.

В последнее время делаются попытки разработки концептуальных документов в этой области. В качестве примера здесь можно привести такие законодательные акты, как Федеральный Закон Российской Федерации от 21.07.97 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Градостроительный кодекс Российской Федерации от 07.05.98 г., Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.97 г., Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.97 г., Федеральный Закон Российской Федерации от 16.07.98 г. «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

I. Общие положения об аренде…………………………………………………….4

1.1 Общие положения об аренде………………………………………………4

1.2 Объекты аренды……………………………………………………………6

1.3 Особенности аренды недвижимого имущества………………………….8

1.4 Источники правового регулирования аренды объектов недвижимости.14

II. Общие правовые вопросы земельных отношений……………………………17

2.1. Особенности земли как предмета правовых отношений……………….17

2.2. Земельные отношения как составная часть природноресурсных отношений………………………………………………………………………19

III. Плата за землю………………………………………………………………….22

Заключение …………………………………………………………………………28

Список использованной литературы ……………………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

аренда земли.doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)

    Существуя как природный объект без воздействия  человека, земля как средство производства обладает рядом особенностей.

    Важнейшей отличительной особенностью земли, позволяющей ей выступать в сельском и лесном хозяйствах главным средством производства, является плодородие, которым обладает ее верхний поверхностный слой — почва, содержащая в себе необходимые для произрастания растений влагу и питательные вещества (фосфор, азот, калий и др.) в усвояемой для растений форме. Плодородие в значительной степени определяет собой потребительную стоимость земли, ее полезность и способность в соединении с трудом быть источником получения сельскохозяйственной и лесной продукции.

    В отличие от других средств производства, которые в процессе использования изнашиваются, уменьшают свои полезные свойства, выходят из хозяйственного оборота, естественная производительная способность земли не уменьшается, а увеличивается при правильном обращении с ней и рациональном ее использовании. Вследствие этого земля представляет собой вечное средство производства.

    К отличительным особенностям земли  по сравнению с другими средствами производства относятся ее пространственная ограниченность, постоянство местонахождения и незаменимость.

    В то время как другие средства производства могут быть созданы в необходимых количествах и размерах, поверхность земли не может быть расширена. Пространственная ограниченность земли как объективное свойство, вопреки мальтузианскому закону, связывающему ограниченность земли с убывающим плодородием при последующих вложениях в нее капитала, означает не ограниченность ее производительных сил, а лишь необходимость и возможность использования земли в тех пространственных пределах, которые определены природой.

    С пространственной ограниченностью земли тесно связана такая особенность, как постоянство ее местонахождения, т.е. необходимость использования земельного участка там, где он размещается. Принцип неперемещаемости земельного участка имеет значение для решения вопросов территориального размещения и специализации народного хозяйства и оказывает влияние на издержки производства и себестоимость сельскохозяйственной продукции.

    Существенной  особенностью земли является ее незаменимость, т.е. невозможность использовать вместо нее какие-либо иные средства производства. Незаменимость земли, особенно в сельском и лесном хозяйствах, создает объективную необходимость повышения уровня интенсивности использования земельных участков путем вложения дополнительных затрат в целях получения большего количества продукции с единицы земельной площади. 

2.2. Земельные отношения как составная часть природноресурсных отношений 

    Земельные отношения, будучи волевыми общественными  отношениями, носят объективный характер и являются экономическими отношениями. Первоначально обеспечивая человека пищей и готовыми средствами жизни, земля, вовлеченная в сферу производства становится объектом присвоения, т.е. собственностью. Всякое производство есть присвоение индивидуумом предметов природы в той или иной форме собственности. Возникновение отношений собственности на землю как на условие материального производства и иной социальной деятельности обусловливает экономический характер земельных отношений.

    Следует подчеркнуть, что не все отношения  по поводу земли являются земельными. Так, не являются экономическими, а следовательно, и земельными те отношения по поводу земли, которые не имеют в своей основе отношений земельной собственности. Например, отношения в сфере территориального верховенства, где земля — территория не выступает в качестве средства производства и отношения по поводу нее не охватываются отношениями собственности.

    С другой стороны, не все экономические  отношения по поводу земли как  средства производства и объекта  собственности являются земельными. Так, отношения, связанные с платой за землю, хотя и имеют экономический характер, по своему содержанию являются финансовыми.

    Положение земли как всеобщего условия  и средства производства, служащего  источником удовлетворения материальных и социально-культурных потребностей, являющейся одновременно природным объектом, находящимся во взаимодействии со всей окружающей средой, предопределяет неразрывную связь земельных отношений с отношениями, имеющими своими объектами воды, леса, недра, животный мир, окружающую природную среду в целом. В силу общности и тесного естественного взаимодействия между всеми природными ресурсами, находящимися в сфере хозяйственного использования и представляющими собой природно-хозяйственные объекты, земельные отношения входят в единую (родственную) группу природноресурсовых отношений наряду с водными, лесными, горными отношениями. В связи с тем, что использование природных ресурсов оказывает влияние на экологическое состояние сопредельных природных объектов и окружающую природную среду, все природноресурсовые отношения, в том числе земельные, имеют экологическое содержание. Основанные на экономических законах развития общества, земельные отношения как часть природноресурсовых отношений, пронизаны экологическими требованиями, направленными на обеспечение экологической безопасности, предотвращение и устранение загрязнения и разрушения окружающей природной среды. Наличие взаимодействия и взаимосвязи экологической и экономической сторон в земельных отношениях позволяет рассматривать последние как эколого-экономические.

    Переход от национализации земли к ее приватизации на основе проведения в России земельной  реформы, ликвидация монополии государственной  собственности на землю существенным образом изменили характер и содержание земельных отношений. В результате установления множественности форм земельной собственности и включения земли как недвижимости в систему рыночного оборота путем совершения купли-продажи, залога, наследования, аренды и других сделок с землей отношения по поводу земли, оставаясь по существу земельными, приобрели имущественный характер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III. Плата за землю 

    Проблема  совершенствования правового регулирования  земельных отношений, в частности  по вопросу платного землепользования, в последнее время стала одной  из наиболее актуальных и широко обсуждаемых в российском обществе. Принцип платного использования земель, установленный Законом РСФСР от 11 октября 1991 года «О плате за землю», является одним из основополагающих принципов земельного права и обязательным условием эффективной эксплуатации, рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия, почвообеспечения, развития инфраструктуры в населённых пунктах, а также формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий.

    Формами платы за землю являются: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли.

    Плательщиками земельного налога являются все физические и юридические лица, использующие землю на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, пользования. Арендаторы уплачивают арендную плату, которая является самостоятельным видом платежа.

    Предметом налогообложения или взимания арендной платы является конкретный земельный  участок, находящийся в собственности, пользовании, пожизненном наследуемом  владении или аренде на территории Российской Федерации.

    Собственники  земли, землевладельцы и землепользователи (кроме арендаторов, с которых взимается арендная плата) облагаются ежегодным земельным налогом. При этом размер земельного налога не зависит от результатов их хозяйственной деятельности и устанавливается на основе ренты, исходя из основных критериев, определяющих хозяйственную ценность земель (основное целевое назначение земли, т. с. целевая категория, к которой отнесен земельный участок; степень пригодности участка для удовлетворения конкретно-определённых хозяйственных нужд; месторасположение участка в данном хозяйственно-экономическом пространстве: других природных и экономических условий), в виде стабильных платежей за единицу земельной плошали в расчёте на год. Порядок и сроки проведения оценок земель устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

    Арендная  плата за земельный участок (размер, условия и сроки её внесения) устанавливается договором между собственником и арендатором. В соответствии со статьёй 1, пункта 15 Федерального закона Российской Федерации от 9 августа 1994 года № 22-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О плате за землю» арендная плата может устанавливаться как в денежной, так и в натуральной форме.

    Нормативная цена земли вводится для обеспечения экономического регулирования отношений при покупке, выкупе и передаче земельных участков в собственность гражданам, определении коллективно-долевой собственности на землю, передаче её по наследству, дарении, для получения под залог земли банковского кредита и в некоторых других случаях. Порядок определения нормативной цены земли установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 года № 319 «О порядке определения нормативной цены земли».

    Закон разграничивает налогообложение земель сельскохозяйственного назначения и несельскохозяйственных угодий. При этом объектами обложения земельным налогом и взимания арендной платы являются конкретно-определённые земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок, в том числе без выдела доли в натуре), предоставленные юридическим и физическим лицам в собственность, владение или пользование (аренду). К ним, в частности, относятся:

  • сельскохозяйственные угодья, предоставленные для ведения сельскохозяйственного производства и подсобного сельского хозяйства;
  • земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального садоводства, огородничества и животноводства, сенокошения и выпаса скота;
  • земельные участки, предоставленные кооперативам граждан для садоводства, огородничества и животноводства;
  • служебные земельные наделы;
  • земельные участки для жилищного, дачного, гаражного строительства и иных целей;
  • земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики;
  • земли лесного фонда, лесов эксплуатационного назначения, предоставленных для заготовки древесины;
  • земли водного фонда, предоставленные для хозяйственной деятельности;
  • земли лесного и водного фондов, предоставленные для рекреационных целей.
 

    Земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учётом состава угодий, их качества, площади и местоположения, а минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.

    Земельный налог за участки, предоставленные  в сельской местности гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального садоводства, огородничества и животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района как за участки в границах сельских населённых пунктов, так и вне их черты. Земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населённых пунктов для иных целей, взимается со всей площади земельного участка в размере 3 копеек за кв. м. Органам местного самоуправления в отношении перечисленных земельных участков, с учетом их благоприятного размещения, предоставлено право повышать ставки земельного налога (но не более чем в два раза).

    Плата за земли несельскохозяйственного назначения (т.е. за земли городов, рабочих, курортных и дачных посёлков) осуществляется всеми предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, имеющими в собственности, владении и/или пользовании земельные участки. Налог за эти земли взимается по ставкам, устанавливаемым на основе средних ставок для городских (поселковых) земель. Средние ставки дифференцируются в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов (посёлков), а границы зон определяются (устанавливаются) в соответствии с экономической оценкой территории, генеральными планами и проектами детальной планировки и застройки территорий городов (посёлков). В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые зданиями (строениями, сооружениями), и прилегающие к ним участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные, технические и другие зоны объектов, если они не предоставлены в пользование иным юридическим лицам и гражданам.

    Налог за часть площади земельных участков сверх установленных норм их отвода (за исключением дачных участков и индивидуальных гаражей, в отношении которых установлено, что налог за часть площади сверх установленных норм их отвода, но в пределах двойной нормы, взимается в размере 15%, а свыше двойной нормы — по полным ставкам земельного налога, установленного для городских земель), по общему правилу взимается в двукратном размере.

Информация о работе Аренда земли