Тактика и методика прокурорского надзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:18, курсовая работа

Описание

Происходящие в России демократические преобразования, провозглашение приоритета личности создают предпосылки для повышения роли прокуратуры как Федерального централизованного надзорного органа в укреплении законности и правопорядка в стране, охране конституционных прав и свобод граждан. Прокурорский надзор, вся многогранная правоохранная деятельность российской прокуратуры являются одной из важнейших гарантий защиты прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц, независимо от формы собственности и подведомственности, и государства в целом. Поэтому государство, общество заинтересованы в том, чтобы надзорная и иная деятельность прокуратуры была максимально эффективной, приводила к реальному укреплению законности и правопорядка.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие тактики прокурорского надзора…………………………………………….5
Классификация прокурорской тактики……………………………………………8
Глава 2. Понятие методики прокурорского надзора………………………………………..11
2.1. Виды приемов прокурорского надзора………………………………………….13
2.2. Виды и структура методики прокурорского надзора…………………………..15
Глава 3. Соотношение тактики и методики прокурорского надзора………………………18
Заключение…………………………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………………………22

Работа состоит из  1 файл

Тактика и методика прокурорского надзора.docx

— 52.42 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление 

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие тактики прокурорского надзора…………………………………………….5

    1. Классификация прокурорской тактики……………………………………………8

Глава 2. Понятие методики прокурорского  надзора………………………………………..11

     2.1. Виды приемов прокурорского надзора………………………………………….13

     2.2. Виды и структура методики прокурорского надзора…………………………..15

Глава 3. Соотношение тактики и методики прокурорского надзора………………………18

Заключение…………………………………………………………………………………….20

Список  использованной литературы…………………………………………………………22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Происходящие  в России демократические преобразования, провозглашение приоритета личности создают предпосылки для повышения роли прокуратуры как Федерального централизованного надзорного органа в укреплении законности и правопорядка в стране, охране конституционных прав и свобод граждан. Прокурорский надзор, вся многогранная правоохранная деятельность российской прокуратуры являются одной из важнейших гарантий защиты прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц, независимо от формы собственности и подведомственности, и государства в целом. Поэтому государство, общество заинтересованы в том, чтобы надзорная и иная деятельность прокуратуры была максимально эффективной, приводила к реальному укреплению законности и правопорядка.

     Построение  правового государства в Российской Федерации выдвигает на первый план задачу создания эффективного механизма  противодействия нарушениям закона. Работа данного механизма, главным образом, зависит  от деятельности правоохранительных органов, в первую очередь, прокуратуры. Эффективное предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, а также выявление условий, им способствующих, восстановление нарушенной законности и привлечение к ответственности виновных лиц всецело предопределяются выбором правильной тактики и методики прокурорского надзора.

      Целью моей курсовой работы, таким образом, является раскрытие понятий тактики  и методики прокурорского надзора, их классификация, а также решение  вопроса о соотношении данных категорий. Актуальность данной темы никак не может быть подвержена сомнению, поскольку в законодательстве, в том числе и в теории прокурорского надзора, вопросы тактики и методики в полной мере не урегулированы и не раскрыты.

        Изначально необходимо выяснить, в чем же заключается прокурорский надзор? В общих чертах, прокурорский надзор состоит в применении предусмотренных Законом о прокуратуре правовых средств. Закон не дает, да и не может дать обязательных рекомендаций о том, какие из этих средств и в каких случаях необходимо применять в целях выявления и устранения правонарушений. Такие рекомендации вырабатываются в результате научной деятельности и в процессе практики прокурорского надзора. Наиболее эффективные из них, апробированные на практике, закрепляются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, а также в методических пособиях, разработках, рекомендациях и информационных письмах.

     Также, стоит отметить, что в организационной  деятельности органов прокуратуры  важное место уделяются планированию, организации и контролю исполнения проводимых мероприятий, а тактика и методика, в свою очередь, являются неотъемлемой частью планирования прокурорского надзора1.  Поскольку вопросы организации и планирования прокурорской деятельности в научной литературе разработаны достаточно,  я счел необходимым отталкиваться от данного массива информации, а также от внутриведомственных актов Генерального прокурора Российской Федерации и практики прокурорского надзора.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие тактики прокурорского надзора

     Следует заметить, что вопросы тактики  прокурорского надзора, или прокурорской тактики, в отличие от следственной тактики являются недостаточно разработанными в теории прокурорского надзора, что в определенной мере отрицательно сказывается на эффективности прокурорского надзора. Известно, что перед прокурором любого звена практически ежедневно встают задачи подобного плана: какому из многих вопросов, которые необходимо решить, отдать предпочтение; что сделать сегодня, а что в последующие дни; что выполнить самому, другим прокурорским работникам, а что поручить исполнить органам контроля и другим органам либо осуществить совместно с ними. В процессе организации и осуществления надзорной и иной деятельности прокурору приходится в целях наилучшей реализации стоящих перед ним задач постоянно маневрировать имеющимися силами и средствами.

     Прокурору необходимо организовать работу таким образом, чтобы с незначительным количеством прокурорских работников выполнить как можно больший объем работы и при этом с высоким качеством. Прокурор должен уметь выделить главное в работе из большой массы второстепенного, сосредоточить усилия подчиненных ему работников, в первую очередь, на решении основных, ключевых задач. Ему приходится самому определять порядок наиболее эффективного использования предоставленных законом полномочий, последовательность применения правовых средств, сообразуясь в каждом случае с возникшей конкретной ситуацией. Прокурор периодически решает задачи и иного плана: как лучше провести прокурорскую проверку, с чего ее начать, в какой последовательности осуществлять те или иные проверочные действия в целях полного выявления нарушений законов, установления способствующих им обстоятельств и виновных лиц. Ему приходится также решать: какое правовое средство реагирования применить в целях достижения лучшего конечного результата, в адрес какого органа его вынести, какие вопросы поставить в акте прокурорского реагирования и другое. Иными словами, прокурор должен уметь в каждой ситуации избрать правильную тактику действий. Решение подобных вопросов и составляет содержание тактики прокурорского надзора, или прокурорской тактики.

     Термин  «тактика» греческого происхождения и в переводе «tasso» означает «строю, выстраиваю». Впервые этот термин стал применяться в военном деле, где означал искусство подготовки и ведения боя или совокупность средств и приемов для достижения намечаемой боевой задачи, цели2. Если можно говорить об искусстве подготовки и ведения боя, то почему же нельзя говорить об искусстве организации и осуществления прокурорского надзора, прокурорской проверки и прокурорского реагирования на нарушения законов. Здесь также, как и в военном деле, необходимы глубокие знания, опыт, трезвый расчет, умение принимать правильные решения (притом нередко в ограниченные сроки), инициатива, творчество, а порою и мужество, смелость. Следовательно, тактика прокурорского надзора – это определение и реализация прокурором путей (методов и приемов) наилучшей организации и осуществления прокурорского надзора и иной деятельности с учетом сложившейся обстановки (жизненной ситуации) в целях достижения наилучших конечных результатов3. В зависимости от стоящих перед прокурором задач конечный результат может выражаться в полном устранении нарушений законов и способствующих им обстоятельств, в уменьшении в последующем общего количества нарушений и, следовательно, в укреплении законности. При этом предполагается достижение указанных результатов наиболее экономичными средствами.

     Таким образом, тактика определяет общую, но наиболее целесообразную линию поведения деятельности прокурора применительно к конкретной обстановке. Эта линия не является раз и навсегда постоянной. Она меняется в зависимости от состояния законности, постановки перед органами прокуратуры новых задач, изменения объемов работы, штатных изменений и от многих других факторов. Правильно организованная тактика помогает прокурорам выбирать из большого арсенала методов, приемов, способов, методических и научных рекомендаций наиболее целесообразные, рациональные, применительно к данной ситуации. Тем самым она способствует организации работы прокуратуры на научной основе, так как научная организация труда как раз и предполагает рациональное и эффективное использование имеющихся сил и средств для достижения наилучших конечных результатов. В зависимости от достигнутого конечного результата можно судить о правильно или неправильно избранной тактике действий прокурора. Неудовлетворенность полученными конечными результатами вынуждает прокурора прибегать к новой тактике, действовать тактически иначе. В связи с этим происходит с одной стороны повышение тактических навыков прокурора, а с другой – совершенствование тактики прокурорского надзора.

     Тактика подразумевает под собой следующие  основанные на научных знаниях и  передовом опыте прокурорского  надзора умения прокурора: правильно квалифицировать правонарушение, установить надзорные цели, вытекающие из нарушения, подобрать необходимые для их достижения надзорные средства, определить место, время и последовательность применения надзорных средств, все эти действия произвести наиболее быстрым и экономичным путем.

     Самое главное в определении тактики  – умение прокурора быстро и эффективно действовать в конкретной ситуации.  И здесь важно разобрать такое  понятие, как ситуация в прокурорском надзоре. Ситуация – совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств, характеризующих определенную обстановку и оказывающих влияние на выбор прокурором средств для эффективной организации своих действий4.

     При этом надо знать, что всегда присутствуют следующие обстоятельства:

  1. относящиеся к характеристике самого правонарушения: способ, место, время, причины и условия;
  2. относящиеся к лицам, с которыми прокурор вступил в прокурорско-надзорные правоотношения;
  3. относящиеся к процедурам и предписаниям, установленным в самой прокуратуре;
  4. относящиеся ко времени проведения прокурором проверки и ее места;
  5. обстоятельства, относящиеся к объему работы прокурора, его загруженность, к отрезку времени, который есть у прокурора для выполнения тех или иных действий.

    Далее мы рассмотрим вопрос о классификации прокурорской тактики. 

1.1 Классификация прокурорской  тактики

     В теории прокурорского надзора не уделяется достаточного внимания вопросу о классификации тактики прокурорского надзора, но, тем не менее, некоторые исследователи выделяют несколько видов тактики.

     Например, Исаенко В. О., исходя из результатов  проведения прокурорской тактики, выделяет следующие два вида:

  1. Правильно выбранная;
  2. Неправильно выбранная5.

     Данная  классификация, на мой взгляд, не имеет  никакой практической значимости. Поэтому  я предлагаю более подробно рассмотреть  классификацию, представленную профессором  Винокуровым Ю. Е.. Критерием данной классификации является стадийное развитие прокурорского надзора и в связи с этим он выделяет две составные части прокурорской тактики:

  1. Тактика выявления нарушений (проверки);
  2. Тактика реагирования на нарушения законов6.

     Итак, тактика проверки – это определение прокурором наиболее рациональных приемов (способов) ее проведения с учетом конкретной обстановки (ситуации) в целях достижения наилучшего результата (полного выявления нарушений законов, полного установления обстоятельств, им способствующих, а также лиц, нарушивших эти законы). 
Прокурорская проверка связана с процессами собирания, исследования и оценки доказательств. Планируя проведение проверки, прокурор в каждом конкретном случае обладает далеко не одинаковой информацией о нарушении законов. Это могут быть сведения о нарушениях различных законов, совершенных разного рода субъектами, что в свою очередь обязывает прокурора тщательно продумывать тактику каждой проверки. Исходя из этого тактика проверок весьма разнообразна и зависит от следующих факторов:

     - характера полученного сигнала о нарушении закона;

     -  степени осведомленности прокурора о характере совершенного правонарушения;

     -  органа, где предстоит проводить проверку, а равно должностного положения лиц, нарушивших закон;

     - объема предстоящей работы;

     - профессионального мастерства исполнителя, который будет проводить проверку, и от ряда других факторов.

Информация о работе Тактика и методика прокурорского надзора