Судебное производство и его стадии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:10, контрольная работа

Описание

Функциональная роль уголовно-процессуального права – регламентация порядка производства по уголовному делу. Законодатель не разграничивает цели уголовного процесса и функциональные задачи правоприменителей - органов и должностных лиц, реализующих нормы уголовно-процессуального права уголовный процесс можно рассматривать как производство, деятельность по конкретному делу.

Содержание

Введение 3
1. Понятие уголовного судопроизводства 4
2. Стадии уголовного судопроизводства 7
Заключение 22
Список источников 23

Работа состоит из  1 файл

Судебное производство и его стадии.doc

— 133.00 Кб (Скачать документ)

Анонимное заявление, т.е. не содержащее сведений о фамилии и месте жительстве заявителя либо имеющее ложные данные о заявителе, не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (ч. 7 ст. 141 УПК). Однако при наличии в нем информации о готовящихся или совершенных преступлениях такое заявление передается в соответствующие правоохранительные органы для его проверки. Если анонимная информация подтвердится, то поводом для возбуждения дела будет не заявление, а рапорт об обнаружении признаков преступления. Сходным образом регулируется ситуация, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола заявления. В этом случае принявшее информацию (например, по телефону) лицо составляет рапорт (ч. 5 ст. 141 УПК). Рапортом оформляется также информация, полученная от заявителя, не имеющего удостоверяющих личность документов.

При устном обращении явившегося заявителя  составляется соответствующий протокол, который помимо общих требований к документам подобного рода должен включать в себя данные о заявителе  и документах, удостоверяющих его личность (ч. 3 ст. 141 УПК). Протокол подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. Однако заявление о совершаемом или подготавливаемом преступлении может быть сделано не только специально для этого обратившимся гражданином, но и участником следственного действия либо судебно го разбирательства (ч. 4 ст. 141 УПК).

Принявшее заявление лицо выдает об этом заявителю соответствующий  документ с указанием даты и времени  принятия, а также данных о лице, принявшем заявление. Отказ в  приеме сообщения о преступлении может быть обжалован в установленном УПК порядке (ч. 5 ст. 144 УПК).

Явка с повинной - это добровольная подача заявления о содеян ном  преступлении лицом, его совершившим. Заявитель признается и делает известным  факт личного участия или факт соучастия в совершенном преступлении. Правила приема заявления о явке с повинной аналогичны правилам, предусмотренным ст. 141 УПК.

Как повод для возбуждения уголовного дела, заявление о явке с повинной может быть подано только до вынесения  постановления о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, о котором сообщается в признании. На практике явкой с повинной иногда называют письменное заявление подозреваемого или обвиняемого, в котором они излагают обстоятельства совершенного преступления. Однако подобные документы, полученные после вынесения постановления возбуждении уголовного дела, не могут в уголовно-процессуальном смысле считаться заявлениями о явке с повинной, хотя иногда имеют существенное уголовно-правовое значение. Нельзя путать с заявлением о преступлении сообщение об этом, распространенном в средствах массовой информации. Такие сведения могут быть отнесены лишь к поводу для возбуждения уголовного дела, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК. Порядок рассмотрения такого рода сообщения о преступлении специфичен. Инициатором проверки в данном случае может выступать только прокурор, который поручает ее проведение органу дознания или следователю. При этом надо учитывать, что в непосредственные обязанности прокурора не входит анализ материалов СМИ. Поэтому их сообщения не рассматриваются в обязательном порядке. В то же время при специальном уведомлении (например, редакция адресует прокурору номер газеты, содержащий соответствующие материалы либо такие материалы переданы ему депутатом, сопроводительным письмом от организации или гражданина и т.д.) проверка материалов СМИ обязательна.

Рапорт об обнаружении признаков  преступления служит поводом к возбуждению  уголовного дела, если в нем имеется  сообщение о совершенном или  готовящемся преступлении, полученное из иных источников, а не тех, которые указаны в ст. 141 и 142 УПК.

Любая информация о совершенном  или готовящемся преступлении может  рассматриваться в качестве повода для возбуждения уголовного дела с того момента, как только будет  получена компетентным должностным лицом и облечена в форму рапорта об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК). Такими лицами помимо дознавателя, органа дознания, следователя и прокурора могут быть сотрудники органа дознания, наделенные определенными полномочиями по приему и регистрации информации, по проведению оперативных или розыскных мер и др. При определенных условиях (ч. 3 ст. 40 УПК) функции дознания возлагаются также на лиц, не являющихся сотрудниками правоохранительного органа. Составлению такого рапорта может, а в некоторых случаях должна предшествовать определенная проверочная работа (см. ст. 144 УПК). Поводы (даже если их несколько) только в том случае влекут за собой возбуждение уголовного дела, когда имеется достаточно данных, указывающих на признаки преступления, т.е. при наличии соответствующего основания (ч. 2 ст. 140 УПК).

На этом этапе не обязательно  иметь сведения обо всех элементах  состава преступления, а достаточен тот минимум сведений, который  позволит дать предварительную уголовно-правовую квалификацию содеянному. Именно наличие достаточных для такой квалификации данных и служит основанием для возбуждения уголовного дела. При этом следует учитывать, что не будет «достаточности» в случае явного существования обстоятельств, исключающих производство по делу.

Далеко не всегда из поступившей  информации о преступлении сразу  можно сделать вывод о наличии  или отсутствии основания для  возбуждения уголовного дела. В подобных случаях необходима предварительная  проверка сообщения о преступлении, проводимая в определенном ст. 144 УПК порядке.

Уголовно-процессуальное законодательство (ч. 1 ст. 144 УПК) требует от уполномоченных на то лиц принять сообщение о  любом совершенном или готовящемся  преступлении.

Получив сообщение, должностные лица начинают действовать в пределах своей компетенции, но окончательное решение должно быть принято в течение трех суток со дня поступления информации. В исключительных случаях возможно продление срока до 10 суток, для чего следователь (дознаватель) представляет письменное ходатайство с обоснованием необходимости и целесообразности продолжения проверки информации. Если прокурор (начальник следственного отдела, начальник органа дознания) отказывает в продлении срока проверки, решение принимается в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 144 УПК, т.е. не позднее трех суток. Если же следователь (дознаватель) документирование обоснует необходимость проведения до вынесения окончательного решения документальных проверок или ревизий, то прокурор вправе продлить срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток.

Если проверкой не выявлено оснований  к возбуждению уголовного дела, а  также при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, прокурор, следователь или дознаватель  отказывают в возбуждении уголовного дела, о чем выносится мотивированное постановление (ст. 148 УПК). Это, а равно любое другое решение, принятое по результатам рассмотрения сообщения о преступлении, может быть обжаловано, о чем уведомляется заявитель.

Прокурор, следователь, дознаватель  могут, не возбуждая уголовного дела, направить материалы по подследственности, т.е. передать их в тот орган, к компетенции которого относится рассмотрение и разрешение поступившего заявления или сообщения о преступлении. Кроме того, уполномоченными лицами может выноситься постановление о возбуждении уголовного дела, в котором делается отметка, что дело направляется прокурору для определения подследственности (ч. 4 ст. 146 УПК). Принимая решение о передаче сообщения по подследственности, орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор обязаны принять меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст. 145 УПК), для чего возможно проведение осмотра места происшествия, а также осуществление непроцессуальной деятельности (например, охрана следов преступления, выявление очевидцев и т.д.).

В случае возбуждения  уголовного дела прокурор, а также  с его согласия дознаватель или  следователь выносят соответствующее  постановление (ст. 146, 147 УПК). Одновременно принимаются меры к предотвращению или пресечению преступления и закреплению  следов преступления, а о принятом решении сообщается заявителю.

2) Вторая стадия уголовного  судопроизводства и одновременно  досудебного производства - предварительное  расследование (разд. VIII УПК). УПК РФ придает термину «предварительное расследование» несколько значений. Прежде всего этим словосочетанием обозначен Раздел VIII УПК (гл. 21-32). В нем в основном сосредоточены нормы уголовно-процессуального законодательства, которые устанавливают общие условия предварительного расследования, систему предварительного следствия и дознания, регламентируют основания и порядок производства следственных действий и правила их проведения и т.д.

Предварительное расследование  составляет часть досудебного производства. Оно начинается с момента «возбуждения уголовного дела» (ст. 156 ч. 1 УПК) и заканчивается направлением уголовного дела в суд (п. 9 ст. 5, п. 1 ч. 1 ст. 221, п. 1 ч. 1 ст. 226 УПК) или прекращением его (ст. 212 и 213 УПК).

Предварительное расследование  представляет собой деятельность по возбужденному уголовному делу. Суть его заключается в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию, иначе - раскрытие преступления до суда и для суда. Оно проводится по большинству уголовных дел и считается основной формой досудебного установления обстоятельств преступления. Исключение предусмотрено лишь для преступлений, преследуемых в порядке частного обвинения. Раскрытие преступления - протяженный во времени процесс. Преступление признается раскрытым на этапе досудебного производства, когда доказаны все обстоятельства, предусмотренные ст. 73 УПК. Непременное условие полноты раскрытия преступления - это необходимая и достаточная совокупность доказательств, устанавливающих событие преступления, виновность лица в совершении преступления, формы его вины и мотивы, обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, характер и размер вреда, причиненного преступлением, и обстоятельства, способствовавшие совершению преступления. Полное раскрытие преступления обеспечивает правильное разрешение уголовного дела в суде, вынесение справедливого приговора и определение соразмерного виновности подсудимого наказания.

Предварительное расследование  осуществляется следователем, органом  дознания, дознавателем, в отдельных  случаях - начальником следственного  отдела и прокурором.

Законность, всесторонность, полнота и объективность предварительного расследования во многом зависят от соблюдения общих условий его производства. Они представляют собой установленные законом и обусловленные принципами уголовного процесса правила, выражающие особенности данного вида уголовно-процессуальной деятельности, наиболее существенные требования, предъявляемые к ней. Следование этим правилам обеспечивает установление обстоятельств преступления в максимально короткий срок и с наименьшими затратами сил и средств, предотвращает возможные судебные ошибки.

Глава 21 УПК к общим  условиям производства предварительного расследования относит: формы предварительного расследования; подследственность; место  производства предварительного расследования; соединение уголовных дел; выделение уголовного дела; выделение в отдельное производство материалов уголовного дела; начало производства предварительного расследования; производство неотложных следственных действий; окончание предварительного расследования; восстановление уголовных дел; обязательность рассмотрения ходатайства; меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества; недопустимость разглашения данных предварительного расследования.

Предварительное расследование производится в двух формах - предварительного следствия и дознания (ч. 1 ст. 150 УПК).

Предварительное следствие - это, прежде всего, процессуальный институт, представляющий совокупность норм, сосредоточенных  в ст. 162-170 УПК и определяющих порядок  производства данной формы предварительного расследования. Из этих статей вытекает, во-первых, что предварительное следствие представляет собой расследование преступления, по которому обязательно производство предварительного следствия (ч. 2 ст. 151 УПК). Оно осуществляется следователем (п. 41 ст. 5, ст. 38, 39, 150, 151 и другие статьи УПК) и, наконец, служит основной формой предварительного расследования, поскольку производится по подавляющему большинству преступлений.

Дознание - форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК). Термином «дознание» названа также гл. 32 УПК (ст. 223-226).

Подследственность (ст. 151 УПК) обозначает компетенцию органов предварительного следствия и органов дознания, следователей и дознавателей различных ведомств по расследованию преступлений. Ею устанавливается кто: какой следователь, орган дознания и дознаватель - расследует то или иное преступление.

3) Подготовка к судебному  заседанию (третья стадия уголовного  процесса) регламентируется нормами  гл. 33 и 34 УПК. Она состоит из  выяснения судьей вопросов, предусмотренных  ст. 228 УПК, принятия по поступившему  уголовному делу одного из  перечисленных в ч. 1 ст. 227 УПК решений и его реализации.

Стадия подготовки к  судебному заседанию выступает  промежуточным звеном между досудебным и судебным производством; по отношению  к предварительному расследованию  она считается проверочной, а  по отношению к судебному разбирательству - подготовительной.

Место подготовки к судебному  заседанию в системе уголовного судопроизводства определяет значение данной стадии. Во-первых, судья проверяет, проведено ли предварительное расследование  в соответствии с законом, соблюдены ли права обвиняемого, отвечают ли требованию допустимости собранные доказательства и т.д. Стадия подготовки к судебному заседанию выполняет роль «фильтра», чтобы некачественно расследованные дела не направлялись в судебное разбирательство.

При этом судье предоставлены достаточные полномочия по устранению препятствий для рассмотрения уголовного дела, которые реализуются как по ходатайству стороны, так и по собственной инициативе судьи. Указанные полномочия призваны обеспечить принятие судом правосудного решения по уголовному делу и стимулировать в будущем законность и обоснованность действий и решений органов и должностных лиц, осуществляющих досудебное производство.

Во-вторых, поскольку  данная стадия считается подготовительной к судебному разбирательству, судья, признав возможным назначение судебного заседания, должен разрешить вопросы, связанные с подготовкой дела к рассмотрению его судом (ч. 2 ст. 231 УПК).

В-третьих, значение стадии подготовки к судебному заседании  состоит в уточнении и закреплении  пределов судебного разбирательства, которое проводится только в отношении обвиняемого, пре данного суду, и лишь по предъявленному ему обвинению (ч. 1 ст. 252 УПК). Данное положение запрещает ухудшать положение подсудимого и позволяет ему эффективно осуществлять право на защиту.

В-четвертых, при подготовке к судебному заседанию обвиняемый приобретает процессуальный статус подсудимого (в момент назначения судебного  заседания - ч. 2 ст. 47 УПК), что обусловливает  появление новых процессуальных прав, позволяющих ему защищаться от предъявленного обвинения при рассмотрении уголовного дела по существу.

Подготовка к судебному  заседанию разделена в УПК  на два этапа: общий порядок подготовки к судебному заседанию и предварительное  слушание (в случаях, когда имеются  указанные в ст. 229 УПК основания для его проведения).

Информация о работе Судебное производство и его стадии