Судебная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание

Термин “судебная власть” употребляется в разных значениях. Так, можно говорить, что судебная власть – это суд, систем соответствующих учреждений, тот или иной суд или все суды. Энциклопедический словарь определяет судебную власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. В ряде случаев можно встретить рекомендации “обратиться к судебной власти” для защиты тех или иных интересов, разрешения спора и т. д. Глава 7 Конституции Российской Федерации, носящая название “Судебная власть”, содержит статьи, определяющие не только копетенцию различных судов, но и основы устройства судебной системы, правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава I.Судебная власть в системе органов Российского государства………..3
1.1 Понятие правосудия. Признаки и принципы правосудия………………….5
Глава II. Суд как орган судебной власти. Система судов Российской федерации:………………………………………………………………………..10
2.1 Конституционный Суд…………………………………………………….17
2.2 Верховный Суд. Суды общей юрисдикции. Военные суды…………….22
2.2.1 Корпус мировых судей…………………………………………………..23
2.3 Высший Арбитражный Суд……………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………..31
Список литературы………………………………………………………………34

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 56.99 Кб (Скачать документ)

Однако недостатком  такого порядка выборов мировых судей являются сложность процедуры их проведения и немалые материальные расходы. Второй вариант — это назначение мировых судей законодательными органами субъектов Федерации. Подобный порядок наделения судей полномочиями существовал до 1994 года. Он имеет опосредованный, упрощенный характер передачи власти от народа судьям через депутатский корпус, не требует материальных затрат и позволяет в непродолжительные строки сформировать корпус мировых судей. Но здесь недостатком является меньшая демократичность. Возможно тут и зависимость назначения судьи не только от его квалификации, но и от того, как судья разрешал ранее конкретные дела, участниками которых были депутаты или их избиратели, имеет место и более бюрократичный характер подбора и рекомендации кандидатов в мировые судьи. Следствием этого может быть зависимость мировых судей от депутатов и должностных лиц, тем более при непродолжительном сроке их назначения. И все же с учетом реальной обстановки в государстве и его регионах, характеризующейся дефицитом бюджетных средств, политической пассивностью граждан, придется, видимо, Пойти по пути назначения мировых судей законодательными (представительными) органами власти субъектов Федерации.

Каков может быть круг лиц, которым дается право представлять кандидатов для назначения мировых судей? Думается, в их число следует включить глав администраций или президентов субъектов Российской Федерации, председателей республиканских, краевых, областных судов, руководителей Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в регионах. Это позволит обеспечить участие в наделении полномочиями мировых судей всех ветвей государственной власти региона и преемственность судейского корпуса. Однако органам Судебного департамента при Верховном Суде РФ в регионах и председателям республиканских, краевых, областных судов такое право может быть дано лишь при условии делегирования им подобных полномочий субъектом Федерации. Они являются руководителями органов судебной власти федерального уровня, и право формировать кадровый состав региональных судей им может быть предоставлено только законом региона. Возможна также совместная рекомендация главой администрации, президентом субъекта Федерации и органом судейского сообщества.

Что касается сроков полномочий мировых  судей, то целесообразно установить сначала трехлетний срок (по аналогии с районными федеральными судьями), что позволит выявить наличие необходимых знаний и навыков у лица, назначенного (избранного) мировым судьей, и в случае его профессиональной непригодности через непродолжительный период прекратить его полномочия. При повторном назначении (избрании) срок полномочий можно продлить до пяти лет.

2.3 Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим экономическим судебным органом и осуществляет надзор за судебной деятельностью арбитражных судов РФ. Арбитражный Суд осуществляет судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений и из правоотношений в сфере управления. Арбитражный Суд разрешает споры между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус предпринимателя.

            Первое упоминание об особых  судах для торгового сословия  России встречается в Уставной  грамоте Новгородского князя  Всеволода Мстиславовича, датированной 1135 годом. Особые таможенные суды, состоявшие "из лучших торговых люден", были учреждены по Ново-Торговому Уставу в 1667 году.

Дальнейшее развитие торговые суды получили при Петре Первом. В 1699 году в Москве учреждена бурмистрская палата. В 1719 году создана Коммерц-Коллегия, ведающая торговыми и вексельными делами. На смену Государевой Боярской Думе и Расправной Золотой Палате высшей судебной инстанцией стал Сенат. Его IV Департамент, бывший высшей апелляционной инстанцией по торговым делам, отчасти можно считать предшественником Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Начало создания коммерческих судов  в современном понимании относится  к 1808 году, когда был учрежден коммерческий суд в Одессе. Затем такие суды были образованы в Таганроге (1818 г.), Феодосии (1819г.), Архангельске (1820 г.), Измаиле (1824 г.).

         14 мая 1832 года опубликовано Общее положение  об учреждении коммерческих судов  в России, что означало появление  системы таких судов — предшественницы  нынешней системы арбитражных  судов. Открываются коммерческие  суды в Санкт-Петербурге (1832 г.), Москве (1833 г.), Новочеркасске (1835 г.), других  городах.

Устав судопроизводства в коммерческих судах определял вопросы подсудности, вызова и явки в суд, отводов, собирания  показаний сторон и т.п. Он включал  в себя 16 глав, 470 статей и Временные  правила о порядке производства дел о несостоятельности из 28 статей.

Обращение в коммерческий суд начиналось с подачи прошения председателю суда, который направлял его в соответствующее  отделение. Если прошение удовлетворяло  формальным требованиям закона, то заводилось дело. Процесс считался начавшимся с момента вручения сторонам повесток.

         Судебная  реформа 1864 года в России организационно  коммерческих судов не коснулась.  Изменения произошли только в  судопроизводстве: споры теперь  рассматривались не только на  основании Устава торгового судопроизводства, но и в соответствии с Уставом  Гражданского Судопроизводства  от 20 ноября 1864 года, введенного в  действие применительно к общим  судам и содержащего общие  правила сбора и оценки доказательств.  Система арбитражных судов: Высший  Арбитражный Суд, Арбитражные  суды округов, Арбитражные суды  субъектов.

Федеральные арбитражные суды округов  являются судами по проверке в             кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов  Российской Федерации, принятых ими  в первой и апелляционной инстанциях.

            Федеральные арбитражные суды  округов действуют в составе  президиума             федерального арбитражного суда  округа, судебной коллегии по  рассмотрению споров, вытекающих  из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению  споров, возникающих из административных  правоотношений, в некоторых судах             созданы налоговые коллегии.

            

 

 

 

Заключение

В конце работы хотелось бы подчеркнуть  тот момент, что тема этой курсовой работы очень актуальна в наше время, так как несмотря на значительные перемены в юридических основах нашего общества, как то, принятие новой Конституции Российской Федерации: новый Гражданский Кодекс, новый Уголовный Кодекс, огромное количество принципиально новых нормативно-правовых актов и др. судебная власть и документы, которые ее регламентируют еще далеки от совершенства. Необходимо провести большую работу в целях повышения “качества” работы органов судебной власти, для этого необходимо обеспечить реальную независимость судей, материально-техническую базу для органов, осуществляющих правосудие, а самое главное привести в соответствие с сегодняшними требованиями нормативно-правовую базу. Основой, которой и послужит Конституция Российской Федерации, которая хотя и дала основополагающие принципы работы судебной власти, но не может регламентировать все аспекты работы органов правосудия. Для этого необходимы еще новые Кодексы и огромное количество нормативных актов, регламентирующих осуществление правосудия в наше время.

Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна  она не только своим существованием, а действительностью и применимостью  в реальной жизни нашего общества.

К сожалению, судебная власть все еще  остается слабым местом в России. Закрепленные в Конституции принципы судоустройства и судопроизводства реализуются  с трудом. И в данном случае ощущается  противодействие и давление со стороны  других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные  правовые и социальные гарантии судьи, как-то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень  часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. Помимо этого большой проблемой для правосудия в сегодняшнее время стала коррумпированность судей. 

Конституционный Суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные  суды представляют собой три абсолютно  независимых друг от друга части  общей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан. В ст. 3 Закона “О судебной системе РФ” говорится, что единство судебной системы достигается путем установления судебной системы конституционным законом, соблюдения всеми судами установленных правил производства, применения всеми судами Конституции РФ и других федеральных законов, признания обязательности исполнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Российской Федерации, закрепления единства статуса судей, финансирования органов судебной власти за счет средств федерального бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. К.Ф. Гуценко. Правоохранительные органы РФ. Учебник. М-2000.
  2. С.А. Воронцов. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. М-1999.
  1. Конституция Российской Федерации (от 12.12.93)

  1. Федеральный Конституционный Закон о Судебной системе Российской Федерации (от 31.12.96)
  2. Всеобщая Декларация Прав человека (от 10.12.48)
  3. Закон о Конституционном Суде Российской Федерации  (от 21.07.94)
  4. Уголовно Процессуальный Кодекс Российской Федерации (от 07.08.00)
  5. Е.И. Козлова О.Е Кутафин Конституционное право России. Юрист, М 2000г.
  6. М. Баглай Конституционное право Российской Федерации. Юрист, М 1999г.
  7. ФКЗ “О военных судах” (от 28.04.1995)
  8. ФЗ “О судебном департаменте при Верховном суде РФ” (от 31.07.1995)
  9. Лебедев В. Правосудие // Российская Юстиция, №9, стр.2-4.1999г.
  10. Наздратенко Е. Единая судебная система // Российская юстиция, №11, стр. 1, 1998
  11. Кононенко Мировой суд // Российская юстиция, №11, стр. 5-6,1998
  12. Чепурнова Как сформировать корпус мировых судей // Российская юстиция, №4, стр. 2-3, 1999г.
  13. Чиркин В. Конституционный суд // Независимая газета, 16 июня 1999г.
  14. Беленков Р.А Правоохранительные органы, Приор, 2000г.
  15. Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ, Спарк, М 2000г. 
  16. Лазарев Л.В. Конституционно-правовые основы организации деятельности Конституционного суда РФ // Г и П, 1996, №6.
  17. Хабриев Т.Я. Процессуальные вопросы толкования // Г и П,1996, № 10.
  18. Насырев И. Е. Экономические споры // Г и П, 1998, №9

 

 




Информация о работе Судебная система РФ